Многие из вас, наверно, даже не слышали про амишей. Я тоже узнал о них несколько лет назад, когда смотрел переводной альбом "Народы мира". Пожалуй, это можно назвать личным открытием. Конечно, нельзя назвать полноценным знакомством изучение публикаций и фотографий, но и то что из них можно извлечь - совсем не мало.
Рассказ о них явно не уместится в один пост, так что ждите продолжения. Пока же начну с рассказа о том, кто такие амиши и почему они так интересны.
КТО ТАКИЕ АМИШИ.
"Вопреки распространенному мнению, амиши живут не так, как 300 лет назад. Они внесли много новшеств, чтобы сделать жизнь проще, но осторожно, не принимая новых технологий без учета их последствий для жизни общин." (с сайта амишей)
Амиши - своеобразный народ, проживающий преимущественно в США. В отличие от мормонов, которым можно сказать принадлежит штат Юта, амиши не имеют своей страны как таковой, хотя владеют землями. Страна амишей - образное выражение, указывающее на зоны проживания амишей. Это полноценный народ - со своей культурой, своими обычаями и традициями. В то же время это религиозная община в широком смысле этого слова, можно условно назвать её сектой, хотя как мы увидим дальше такое название больше сбивает с толку, чем характеризует амишей. Происхождение и ранняя история амишей изложена достаточно скудно, по крайней мере в доступных мне источниках. Итак, откуда произошли амиши и как они появились в Америке?
История амишей восходит к 17 веку хронологически, и к Германии и Швейцарии территориально. Никакого отношения к Дании и Голландии амиши не имеют. Соответственно и язык амишей - немецкий. Они и сейчас говорят на своём языке, отличающемся от современного немецкого. Поэтому в США называют амишей "Dutch", а они американцев - "English". Есть даже община в штате Индиана, где употребляется именно швейцарский диалект немецкого.
Амиши - ответвление меннонитов. Напомню, меннониты - протестантское течение, характеризующееся анабаптизмом (перекрещенчеством), возникшее в 40-х годах 16 века. Меннониты, как и все анабаптисты, не признают крещения детей и считают что вера - дело сознательное, и решать вопрос выбора веры каждый должен сам. А потому крестились повторно, в возрасте 16-20 лет, не засчитывая раннее крещение (что было для католиков однозначной ересью). Амиши не просто разделяют это положение, но это сильно влияет на само устройство их общества. Уже принимая во внимание данное положение вероучения, говорить об амишах как о секте не совсем верно. Амиши всегда признавали веротерпимость и в теории и на практике, хотя и с оговорками, ведь само общество амишей всё же моноконфессионально. Кроме того, амиши, в отличие от других протестантских течений и сект, никогда не проповедовали своё учение. Это отчасти связано и с другим важным пунктом учения меннонитов - ненасилием. Меннон отвергал политическое, воинствующее назначение церкви (которые проповедовались анабаптистами Мюнцером и Иоанном Лейденским), и даже написал специальное сочинение против Иоанна Лейденского и его притязания на власть. Амиши, как и меннониты, всегда стояли вне войны и политики. Поэтому было бы неверно говорить о том, что амиши не признают государство США, они в принципе, как последовательные меннониты, игнорируют политику и войны. Пацифизм - строгое правило амишей, которым не разрешается не только воевать или применять насилие, но даже хранить оружие. Ни в одной войне амиши не участвовали.
Итак, мы установили, что амиши происходят от немецких меннонитов. Их можно назвать "консервативными меннонитами", причем этот консерватизм относился не только и не столько к вере, сколько к образу жизни. Или иначе говоря, амиши воспринимали образ жизни как нечто тесно связанное с верой и душой. История церкви (а соответственно и народа) амишей началась с раскола группы меннонитов Швейцарии и южной Германии в 1693 году. Лидер "раскольников" - Якоб Амман, по его имени и получили своё название амиши. Как и все меннониты, амиши были гонимы, преследуемы, а потому их эмиграция из Европы вполне понятна. В начале 18 века, по приглашению Уильяма Пенна амиши переселились на юг американского штата Пенсильвания. И сейчас именно Пенсильванию, а точнее "графство" Ланкастер - можно назвать "страной амишей". Их здесь проживает более 20 тысяч человек, так же много амишей живет в штате Огайо. Всего же сейчас насчитывается около 225 тысяч амишей, проживающих на территории США (в 22 штатах) и Канаде (Онтарио). Как же переселился такой большой народ, откуда он взялся и как сохранился? Ответ простой - ниоткуда не взялся и никак не переселялся! В 1720-х годах в Пенсильванию переселилось около 300 человек, от них и берет своё начало народ амишей. Приезжали эмигранты и в 19 веке, но в любом случае народ как таковой сложился уже в Америке. У амишей многодетные семьи (обычно по 7-8 детей). По оценкам демографов численность амишей удваивается каждые 16-20 лет. Конечно, особенно удивителен этот рост на фоне сегодняшнего общего демографического кризиса в развитых странах. Потому не удивляйтесь, что в истории 18 и 19 веков амиши роли не играли - они воспринимались как кучка чудаковатых поселенцев, а в Америке таких было полно. Хотя в 19 веке они сильно чудаковатыми в своем быту не выглядели. В каждой второй статье в журнале или интернете вы можете прочесть что они сохранили быт и образ жизни 17 века. Конечно, это сказки. Сами амиши опровергают это, что и подчеркивается в словах, вынесенных в эпиграф. Почему же такое утверждают поверхностные наблюдатели? Потому что для них любой непохожий на современный быт - "17 век", хотя у амишей много из 18 века, и из 19, и даже из 20. Амиши действительно очень консервативны, но их консерватизм осмысленный, не похожий на запреты типа "шаббата" евреев. Только приглядевшись, мы поймем, что амиши - не изолированное общество, оно включено в общую цивилизацию. Но обладает значительной автономией во всех аспектах - от политического до морального и бытового. Итак. Народ как таковой возник и начал формироваться - по культуре, по принципам веры, да и по крови - в конце 17 - начале 18 века. История его не так богата событиями, но сам он от того не менее интересен. Здесь мы подходим как раз к вопросу, чем же важны для нас амиши, чем они такие особенные? В чем не похожи на мормонов, к примеру?
ИНТЕРЕС К АМИШАМ
From: alexandra_vg Date: March 8th, 2008 05:56 pm (UTC)
В них что-то есть, конечно, от возникающей у каждого иногда мечты о спокойной, несумашедшей жизни.
Когда на них смотришь (по Вашим фотографиям), кажется они достигли этого состояния и не желают с ним расставаться.
From: allentown2007 Date: March 21st, 2008 02:20 am (UTC)
Каждый раз, когда я на них смотрю, я думаю примерно об этом. Счастливее ли они нас? Легче ли им жить? Я не знаю ответов на эти вопросы.
http://allentown2007.livejournal.com/13542.html Интерес к амишам пробуждается у всех, кто впервые о них слышит. Амиши - во многом аналог старообрядцев. Но не в традиционализме тут дело, дело в том, что амиши не признают современную цивилизацию! И это не просто слова. Общество амишей - не архаическое общество, незнакомое с цивилизацией, это общество людей, не принявших прогресс во всех его отрицательных проявлениях, воспринимающих его очень настороженно, и заимствуя новшества только по необходимости. Именно по неоходимости - ведь такой резкий рост численности народа порождает много проблем. Тем не менее значительная часть амишей и сегодня живет по старому укладу.
Амиши не признают современной техники и электричества, хотя и не считают их чем-то дьявольским. Скорее вредным, для души и для сообщества. Как они считают, современная техника разобщает людей, делает их индивидуалистами. К тому же это прихоть, роскошь, не нужная для жизни. А потому они не живут в 17 веке, но и в 21 веке тоже не присутствуют. Это как бы другое измерение, действительная альтернативная история (которая является согласно обычному необоснованному представлению, уделом только фантастов). Потому я и говорю об обществе амишей, как о реальной антиутопии - они живут в реальном мире, а не на бумаге. Это не утопия (как некоторые обыватели извращенно трактуют общество амишей), а практическая антиутопия. "Как если бы" амиши превратили в "так есть", показывая нам, что наша цивилизация и образ жизни - не единственно возможные.
Несколько слов о быте и правилах общества (=народа) амишей.
Амиши не пользуются автомобилями. Никакими, включая трактора. Повозки, лошади, плуг. Это сразу выделяет амишей из современного общества. Конечно, амиш при острой необходимости покупает билет на автобус или едет в автомобиле - суеверий у них нет. Но владеть машиной, управлять ей - исключено.
Далее. Электричество не используется ни в каких целях. Дома отапливаются дровами. Для приготовления пищи используются традиционные печки или газ. Утварь, как можно заметить, скорее характерна для 19 века, чем для 17-18 вв. Но покрой одежды старинный - одноцветные платья и чепчики у женщин. Черные брюки, белые рубашки, а также долгополые шляпы у мужчин. Пуговицы не разрешены, так как для амишей они ассоциируются с военной формой и тем самым - с армией.
Никаких компьютеров, телевизоров, радио, телефонов, стиральных машин и прочих вещей они не используют. Для американцев постиранное вручную белье, сушащееся на веревке, конечно экзотика. Любопытство к амишам усугубляет то, что они не допускают никаких изображений людей (точнее человеческих лиц). Фотографии взрослого амиша - большая редкость. Почему взрослого? Да потому что детей запреты не касаются так сильно - они же не крещеные, и заповеди на них с такой строгостью не распространяются. Но обратите внимание - амиши не против фотографий и фотоаппаратов как таковых - а против изображения людей. В этом, они, кстати , следуют древневрейской традиции.
Картина вырисовывается более чем удивительная, тем более что весь быт амишей нельзя назвать архаическим - они используют современные материалы при постройке домов и сельхозпостроек (что хорошо видно на фотографиях), сантехнику, ткани. Но при этом у них есть кузницы и они производят немало вещей, прежде всего мебель и вышивки.
До недавнего времени амиши были преимущественно фермерами, но в наше время всё больше занимаются ремеслами, ведь земли не хватает. Всё это ещё раз показывает динамичность и жизнеспособность общества амишей, не являющихся банальными ретроградами и ортодоксами. Повторюсь, амиши - не секта, и не островок из прошлого. Это уникальное альтернативное общество.
Что же привлекает наблюдателя в этом обществе, помимо непривычного быта? Несомненно собственно общественные и культурные устои. Амиши живут общинами, никакого "патриарха" или "пророка" (как у мормонов) не было и нет. Причем старейшины общин могут принимать собственные решения, в силу чего между разными общинами существуют различия, но не приводящие к противостоянию. Амиши пацифисты и не служат в армии. Они не признают государство и не участвуют в выборах. При этом они платят некоторые налоги (вынужденно, конечно). Никакой медицинской страховки не предусмотрено. Да и паспортов насколько я понял, у них не имеется. Такое вот удивительное антиобщественное общество, анархизм в действии. Но при том нет никакого разброда, это монолитное общество со своим укладом. Больше всего амиши напоминают крестьян, только свободных крестьян.
Насчет религиозности. Да, вера в их жизни играет большую роль. Но с другими сектами и даже церквями амиши имеют мало общего. Начнем с того, что у них нет храмов и молитвенных домов. Нет и икон, конечно, а соответственно домашнего "красного угла". Священства тоже нет. Крещение совершается в возрасте около 18 лет, в среднем. А крещение - это не просто обряд, но вступление в церковь, изменение жизни. Вот так "религиозная секта"! До чего же всё-таки любят люди навешивать ярлыки, вместо того, чтобы разбираться в сути дела. Думаю картину довершит упоминание о частоте богослужений - они проводятся через воскресенье, то есть два раза в месяц. Да и сама жизнь их нисколько не проникнута религиозным ригоризмом, как мы увидим позже (описание быта и обычаев дам во второй статье).
Амиши - нисколько не аскеты, они вполне признают игры, украшение вещей, вкусную еду. Даже отношение к сексу у них не такое странное, как в обычном христианстве - нет отношения к нему, как к греху. Мораль при этом присутсвует вполне. И основы морали - простота, скромность. Опять наше наблюдение показывает единство быта и психологии в жизни амишей. Умеренность - это добродетель для них, но не идеал, а скорее норма, повседневность. Хорошо это выражает женская одежда - платья разных цветов, но все однотонные, длинные и без вырезов. Обстановка комнат простая и незамысловатая, но производит очень приятное впечатление благодаря уюту и аккуратности.
МОТИВАЦИЯ АМИШЕЙ
Завершу первый рассказ об амишах разговором о мотивации. Почему амиши живут так а не иначе? Самый простой ответ - потому что привыкли. Конечно, привычка присутствует всегда и во всем. Ученик, переводясь из класса в другой, привыкает к новым учителям и одноклассникам. Примеров можно привести массу. Но ведь привычку, а тем более правила, принципы жизни можно сознательно выработать! Тем, кто говорит о естественном, стихийном развитии общества, не стоит об этом забывать. Цивилизация - не природа, и общество во многом живет по выработанным принципам, озвученным идеям, превращенным в заповеди. Только у амишей эти принципы более осмысленны, более разумны и естественны. Они не просто протестные, они позитивные. Отвергая насилие и политику, амиши поставили себя вне общества своего времени. Отвергая современную технику, они ставят себя вне всей цивилизации. Но отказ происходил не через отсечение, не через обеднение, а через сохранение и усиление своего, построенного на иных началах. Общество амишей - живое альтернативное общество, цель которого - не протест, а полноценная, дружная жизнь. Это не рай, в повседневности амишей много труда, подчас нелегкого (но не "работы" на чужих людей). Тяжелая, но одновременно более естественная и радостная жизнь, чем нам всем знакома. И не будем забывать о близости к природе, которая может и не осознается амишами, зато прекрасна видна нам, со стороны. Вот такой анахронизм, с точки зрения большинства -глупый архаизм, не имеющий будущего, сектантские причуды. Но посмотрите на фотографии играющих детей, посмотрите на картинки быта простых людей, не стремящхся к звездам. Лично у меня возникает ощущение, что попал в сказку, и становится по-доброму завидно. Минусы в обществе амишей тоже есть, и о них ещё разговор будет. Но изучить такое уникальное общество людей, сознательно живущих иначе, чем все остальные, мы просто обязаны. Если, конечно, хотим лучше понять себя, увидеть своё возможное будущее. Для иллюстрации - она житейская притча, рассказ о посещении туристами амишей. Рассказ взят с сайта амишей (поясню: сайты делают не сами амиши, а их друзья и доброжелатели, так что это скорее сайт об амишах).
"Итак, позвольте мне рассказать вам одну историю. Несколько лет назад группа из 52 человек приехала на автобусе поглядеть, как живут амиши. Для них была организована встреча с одним амишем, который отвечал на их вопросы. Первый вопрос был такой: "Что значит быть амишем?"
Амиш подумал немного, а затем он задал собственный вопрос. "У кого из вас в доме есть телевизор?" Поднялись пятьдесят две руки. "Теперь скажите, многие ли из вас считают, что, возможно, вам будет лучше без ТВ ?" Опять пятьдесят две руки пошли вверх. "Ладно. Теперь, кто из вас собирается вернуться домой, и избавиться от телевизора?" Ни одной руки не поднялось.
"А теперь я вам скажу, что значит быть амишем. В нашей церкви, если мы видим, что это вредно для нашей души, мы будем обходиться без этого. А весь остальной мир не знает, что делать в таком случае. Мы считаем что позирование для фотографий является частью мирового заблуждения, направленного на прославление нашего тела. Библия говорит нам, что внутренний человек имеет большее значение. А черты лица не должны влиять на наше отношение к человеку, на его оценку. Мы прах и в прах возвратимся. Зачем делать кадры и украшать фотографиями стены дома из глины, в котором мы живем? Давайте остерегаться, чтобы не возвеличивать себя, превращаясь в идола."
Прошу прощение за неуклюжий перевод, но смысл вполне понятен. Идеи амишей не только лежали у истоков сложения их общества, но и продолжают направлять мысли сегодняшних амишей, пытающихся размежеваться с современной Америкой, и тем самым с современным цивилизованным миром в целом.
Источники и литература:
- http://www.rg.ru/2008/11/06/amishi.html Авербух В. Амиши.
- http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid_6947000/6947700.stm Успенская А. Затерянный мир американских амишей.
- http://enc.mail.ru/article/1900021272 Амиши ("Энциклопедия «Народы и религии мира»")
- http://www.taday.ru/text/115212.html ; http://www.taday.ru/text/115561.html ; http://www.taday.ru/text/115669.html Иванова Е. Амиши - протестантские старообрядцы, ч.1-3
- http://pravenc.ru/text/114478.html Сперанская Е. С. Амиши. // Православная энциклопедия.
- http://www.religare.ru/print36127.htm Трутанов И. Народ по имени амиши. Они совсем не такие, как мы.
- http://thekonst.net/ru/propaganda/276 Клягин К.Н. Поездка в Пенсильванию. Страна амишей.
- http://world.lib.ru/w/welxkowskaja_s/amishi.shtml Вельковская С. Страна амишей.
- http://en.wikipedia.org/wiki/Amish
- http://www.800padutch.com/
- http://www.amishnews.com/amishseries.htm
- http://www2.etown.edu/amishstudies/Population_Trends_2007_2008.asp
- http://www.gameo.org/encyclopedia/encyclopedia/contents/A4594ME.html
- http://books.google.ru/books?id=-Rl4qQtph-IC&dq=isbn:0801844428 Hostetler J. A. The Amish Society. 4ed. Baltimore,1993. 448p. (по ссылке доступно только 217 страниц)
- http://www.ruralsociology.org/annual-meeting/2004/Donnermeyer,Cooksey.pdf Cooksey E.C., Donnermeyer J.F. The Demographic Foundations of Amish Society (Paper presented at the annual meeting of the Rural Sociological Society Sacramento, California, August 11-15, 2004)
Фотографии:
http://www.amishphoto.com/galleryindex2.htm http://kvark36.livejournal.com/121808.html http://vechnyi-postdoc.livejournal.com/14037.htmlhttp://www.bogoslov.ru/text/221286.htmlhttp://www.thekonst.net/ru/photohunt/album/206 http://uramarinka.livejournal.com/132640.html http://mdmitry1973.livejournal.com/20389.html П.С. Вожможно, статья будет дополняться и редактироваться, так как я не доволен тем, что получилось. За сумбурность изложения прошу извинить.
Это первая статья из трех, во второй будет подробнее рассмотрена жизнь, быт, нравы амишей, так что
- продолжение следует -