Среди многочисленных фильмов, снятых в США, трудно встретить те, где хоть как-то поднимается экологическая тема. Как-нибудь поговорю и про эти исключения. Господствующей тенденцией остается замалчивать глобальные проблемы, либо, что особенно возмутительно, дискредитировать их. Нет, вы не найдете в кино како-либо полемики или аргументации, пусть даже скрытой. Режиссеры пользуются грубым и недостойным приемом, даже уважаемый мной Терри Гиллиам. Фразы, говорящие о перенаселении, загрязнении окружающей среды, недопустимом отношении человека к среде обитании и своему будущему вкладываются в уста мирового злодея либо силы, намеревающейся проредить (реже - уничтожить) человечество. Чаще всего злодеи и злые силы мотивируют своё насильственное вмешательство в дела человека его неспособностью позаботиться о себе. Зритель неосознанно связывает "зеленые" идеи с античеловечностью, деспотизмом, некими демоническими силами. И хотя порой высказывания злодеев звучат вполне логично и обоснованно, расчет строится на то, что их не только не примут всерьёз, но ещё и выработают нечувствительность к "докучливым" призывам обратить внимание на глобальные проблемы. Ну и конечно, считается что наше время - лучшее из времен и незачем нагнетать алармизм и пессимизм.
Выявленная закономерность нуждается не столько в подкреплении, сколько в полном документировании, детальном разборе каждого случая. Не так сложно выявить все фильмы, где имеет место подобная провокационная антиэкология. Немаловажно, что эти фильмы имеют большой бюджет и предназначены для широкой аудитории. Сквозной сюжет "злодей за экологию" заставляет предполагать сознательную идеологическую деятельность, либо единодушие во взглядах на этот злободневный вопрос. Меня удивляет подобное сходство. Что-то тут не так... Предлагаю вам список выявленных мной демаршей против экологии, в самых несхожих фильмах (по жанру в основном фантастических). Если знаете что-нибудь, пропущенное у меня - дополняйте.
1. "Охотники за привидениями" (1985) В фильме злую силу, с которой борятся охотники за привидениями, представляет загадочное потустороннее божество, злодеев-людей нет. Но есть один один-единственный резко отрицательный персонаж, изображенный наглым болваном, который из вредности препятствует прогрессу и общественно-полезным делам - эколог. Эколог грозится судом, привлекает полицию и заставляет охотников выключить оборудование, в результате чего все пойманные призраки улетают. С этой точки и начинаются серьёзные неприятности. Смешной и противный эколог, который ничего не хочет слушать - одновременно и карикатура и контпропаганда. У зрителя после фильма складывается негативный образ экологов и пропадает интерес к экологической аргументации.
2. "Бэтман и Робин" (1997, по мотивам комикса конца 60х годов). Ядовитый Плющ - девушка, "помешанная" на ботанике и экологии, её можно назвать экотеррористкой. Её желание - путем уничтожения людей расчистить место для животных. Растения, которые всегда считались символом жизни, здесь превратились в способ убийства, пусть и в виде ядов. Косвенно создается негативный образ не только борцов за природу, но и самой природы, как враждебной к человеку.
3. "12 обезьян" (1995) В этом фильме экологические идеи высказывают (и отчасти воплощают) не один, а целых три разных отрицательных пресонажей. Полусумасшедший создатель "армии 12 обезъян" - маленькой экотеррористической организации Джеффри, сын биолога, разработавшего смертельный вирус, высказывает (в психушке!) критику потребительского общества, мартышкиного труда (работы). Животных нужно освободить, избавить от жестоких опытов и неволи. Приглядевшись, можно узнать несколько расплывчато высказанные тезисы анархо-примитивизма. Порой слова Джеффри настолько здравы и убедительны, что начинаешь думать, что режиссер поддерживает этого персонажа. Но ассистент, который выпустил на волю смертельный вирус и погубил большую часть человечества, считал, что человечество должно освободить землю, что люди зашли в тупик. Именно его поступок, убив 5 миллиардов людей, вернул планету животным. Так ли болезненна апокалиптичность его мышления? И, наконец, с необходимостью "наказать" род человеческий согласна женщина, которая становится потом одной из тех, кто заправляет пордземной тюрьмой и дает задания Коулу, намереннно не давая ему помешать распространению вируса.
4. "Прибытие" (1996) Мнопланетные пришельцы запускают программу "терраформинга" - изменения климата для создания приемлемых для них условий (значительное повышение температуры). Человечество должно уступить пространство пришельцам. Объяснение-оправдание, которое дает один из пришельцев главному герою, примечательно: мы сделали бысто то, что вы и так бы сделали за сто лет. Таким образом, серьёзнейшая проблема глобального потепления звучит только в устах врага людей. Никаких комментариев или даже намеков, никакой попытки ответить на это обвинение не предпринято. Агрессия инопланетян остановлена, но потеплением так никто и не озаботился. Хепиэнд сомнителен, если человечеству осталось жить столетие.
5. "Матрица" (ч.1. - 1999) Маленький, но очень сильный эпизод. Агент Смит (программа и главный злодей всех трех серий), говорит Морфеусу, что не считает человека млекопитающим, потому что только он единственный из животных разрушает свою среду обитания. Взять контроль над человеком необходимо ради него самого, человек не отвечает за свои действия. Яркая и убедительная речь, как и в других фрагментах из данного списка, нейтрализуется подчеркнуто негативным образом персонажа, который не должен вызывать никакой симпатии. Как дьявол, всё что он говорит - ложь, даже если не отличить от истины. А потому не стоит слушать.
Особую значимость придает этому антиэкологическому выступлению режиссеров огромная популярность фильма.
6. "Охотник за кодом" (2002) Комптьютерная программа по управлению смерчами выходит из-под контроля и становится источником опасности для человечества. Конечно, "благородные" герои находят способ остановить программу. Примечательно, что программа кажется вполне разумной и намерена помочь человечеству, хотя и весьма неприемлемым для нашего сознания способом. Гибель большинства людей, как и в "12 обезъянах" воспринимается как однозначное зло, которое даже не подлежит обсуждению. Почему никто (ну и зритель тоже) не дает себе труда вслушаться в доводы этой программы?
7. "Я, робот" (2004) Сильный и тщательно продуманный фильм. Выверенная идеология. Вики - искусственный интеллект, командующий новым поколением роботов, устраивает революцию, пытается создать своеобразную диктатуру. По её рассуждению, человечество следует защищать от него самого. Главный герой и героиня не спорят с Вики, которая заявляет "моя логика неотрицаема". Они просто разрушают её. Искусственный интеллект не напоминает Гитлера, а потому негативные моменты выглядят надуманно. Опять недоброжелателя человека мажут черной краской. Самозваный "опекун" хомо спиенс повержен. Прочь тревогу и вперед, к светлому будущему, в компании послушных роботов.
8. "Остров" (2005) Новая интерпретация "Матрицы", полностью переворачивается старый сюжет. Место действительной экологической катастрофы, за которую ответственны люди, заменяется иллюзией катастрофы. Всем клонам внушается, что живое на поверхности земли погибло в результате глобального загрязнения. Как же удивляется главный гнрой, когда это оказывается враньем чистой воды. Конечно, дорогие зрители, только негодяи могут говорить об экологической катастрофе. После просмотра может легко возникнуть раздражение по поводу муссирующих экологическую тему. А может у них есть какие-то тайные интересы, как у главного негодяя, заведующего фабрикой разумных органов? Всё не так плохо, как вам говорят учёные и футурологи. Расслабьтесь. Будущее - по крайней мере ближайшее - безоблачно. Не верите? А на кого-то подействует такой хитрый прием...