Несмотря на различие религиозных моральных систем, половая нравственность в сущности зависит всё-таки от соотношения социальных сил. Поэтому легко может случиться, что в католическом народе, духовенство которого превозносит целомудрие и чтит культ Девы Марии, половые отношения будут носить гораздо худший характер, чем в стране ислама, который даже в раю обещает правоверным немалое число юных дев.
На так называемую романтическую любовь, неведомую грекам, римлянам, а в наши дни восточным народам, но сильно развившуюся у христианских народов со времени средних веков, соотношение социальных сил оказало лишь незначительное влияние. Сущность этой любви состоит в том, что в отношениях между мужчиной и женщиной естественная цель любви - половые отношения - отступает на второй план перед идеальным взаимным влечением. Поэзия прославила романтическую любовь бесчисленными любовными песнями, подобно тому, как своими застольными песнями она разукрасила и идеализировала такие прозаические и вредные действия, как употребление пива и вина. Так как в романтической любви мы имеем таким образом дело с капризным чувством, возникающим под действием внушения, то здесь реальные факторы господства в человеческой жизни имеют ограниченное влияние.
Но рядом с романтическою любовью существует другая широкая струя обычной половой безнравственности, которая управляется вполне соотношением социальных сил. Можно сказать, что каждое социальное условие власти, основывается ли оно на богатстве или на политическом, религиозном или социальном влиянии, в общем вызывает всегда соответствующую степень половой безнравственности. Так, у римлян было признанным фактом, что собственник мог пользоваться рабынями для удовлетворения своих половых инстинктов. Только в случаях, когда он пользовался мужчинами-рабами против их воли для неестественного разврата, поднимался некоторый шум, да и то никаких действительных мер против этого не предпринимали. Такое же положение дел сохранилось и в средние века в рабстве и в крепостном состоянии, и в некоторых случаях оно даже вылилось в форму права первой ночи. Влияние современных предпринимателей и нанимателей, хотя оно и уменьшилось против прежнего в огромной степени, остается тем не менее ещё достаточно сильным, для того чтобы делать возможным подобные злоупотребления. Вообще, каждый богач, если только он не обращает своих домогательств к одной определенной женщине в духе романтической любви, может ещё и поныне покупать столько любовных наслаждений, сколько ему захочется.
Все эти факты не поддаются точному наблюдению и их нельзя, конечно, установить точно статистическим путем. Но тот факт, что богатые и превилегированные ещё и в настоящее время завязывают свободные половые отношения с бедными женщинами в самых широких размерах и до и после заключенного брака, - этот факт, если только он нуждается в доказательстве, очень ясно обнаруживается в ходе развития нашего гражданского и уголовного законодательства. Правда, в наше время исчезли рабство, крепостничество и другие подобные отношения господства, неизбежно вызывавшие в прошлые времена половую безнравственность, как массовое явление. Но взамен этого новешее законодательство постепенно уничтожило все ограничения, служившие раньше препоной этому пороку.
Менгер А. Новое учение о нравственности. Пер. с нем. СПб.: Изд. С. Скирмунта,1906. с.48-49.