Одна из важных проблем нашей жизни - не только необходимость работать (и сложность поиска работы), но и разделение труда, которое задается работой. Как правило, оплачиваемая работа является специальной и профессиональной. "Мастеров на все руки" сейчас нет, и быть не может. Способности человека не оскудели. Просто наука, техника, сфера услуг и развлечений развиваются так быстро и становятся такими сложными, что одному невозможно охватить всё даже в избранной им области. Узкая специализация удобна для науки в целом, но есть и отрицательная сторона - сужается кругозор, учёный начинает делать неверные выводы и игнорировать важные аспекты в силу узости своей специализации. Главный же вред от специализации труда обращен на самого работающего. Давайте посмотрим, как возникла специализация и к чему она ведет.
Труд есть естественный компонент жизни, само наше тело предназначено для различных видов труда. Жизни чужд однообразный труд, специализируются органы тела, но в целом труд разнообразен. Однообразный труд порожден искусственностью и коллективностью работы. Под однообразным трудом понимается не монотонный, а задействующий только часть человека, не вовлекающий его целиком. Если упражняться правой рукой - только на ней будет расти мускулатура, а левая рука развиваться не будет. В естественных условиях живые существа задействуют то одни, то другие свои органы и способности, занимаясь разным трудом, переходя от одного к другому. Человечество в процессе своего развития создало разделенный профессиональный труд.
Если смотреть на Систему как целое, и её интересы признавать как приоритетные, то вписанность индивида в общую систему труда оправдана. тогда оправдан и узкоспециальный труд на работе. Но почему мы должны работать на Систему и подчиняться её требованиям? Люди не есть "общество", и тем более не составляют Систему. Система использует людей как заменяемые винтики, каждый винтик на своем месте. Благодаря разделению труда индивит становится заменяемым, теряет свою личную уникальность. Разделение людей по профессиям, выработка определенного отношения к людям той или иной профессии сводит человека к исполняемой им функции.
К примеру, готовить еду - интересный и полезный труд. Но как только он превращается в специальность, он начинает вредить. И телу и сознанию. Человек не должен заниматься одним делом. Но это и не значит, что он должен заниматься всем сразу. Первичное разделение труда - половое. От природы мать заботится о ребенке (имеется в виду младенец, а не 14-летний).
Если она работает вместо того, чтобы заботиться как положено от природы - ребенок вырастает неполноценным, хотя это и не бросается в глаза. Равноправие полов ударило и по семье, и по ребенку, и по материнству. Женщина работает, как и мужчина. Но я не могу не заметить, что удаленность отца - не менее плохо. Разделение труда оборачивается разделением людей. Не удивляйтесь, если у вас нет подлинной любви к родителям или ваши дети вас не любят - это вполне закономерно. Специальный труд вдали от дома отдаляет близких. Напротив, любой совместный труд сближает - намного больше чем совместный отдых. Труд здесь я понимаю в самом широком смысле, включая все его виды.
Первичное разделение труда, носящее естественный характер, связано с возрастом, полом, состоянием здоровья. И ещё одним важным фактором - личными особенностями, то есть способностями, талантами, навыками. Делает тот, кто лучше умеет, если не делют все. Но не исключительно он - другие просто делают это меньше, или следуют и подражают тому кто умеет лучше. Сам вожак - вождь это не тот кто командует, но тот кто ведет за собой. Старшие учат младших - вот пример разделения труда. .естественное разделение нестрогое и не накладывает запретов.
Но ещё на заре цивилизации некоторые люди стали культивировать своё мастерство, держа его секреты при себе и передавая по наследству. Изоляция одного вида труда носила неслучайный характер. Так же и ранние государства с момента своего появления монополизировали многие виды труда, к примеру защиту (армия), используя появившиеся огромные возможности в своих интересах.
Вернее, поначалу пользовались правители, власть была существеннее Системы.
Труд делится не только по его содержанию, но и по занимаемому в трудовом (рабочем) коллективе месту. Есть генерал, есть солдат, есть академик, есть студент. И вертикальное (иерархическое) и горизонтальное (тематическое) деление удобно для власти и государства. Множество людей образует упорядоченный муравейник, которым достаточно всего лишь грамотно управлять. Личность при этом нивелируется, сама структура работы в рамках Системы диктуется интересами системы. Разделение труда эффективно, но для людей от этого только вред.
Работа перестает быть частью жизни, и сам человек по большей части функционирует, чем живет.
Чем привлекательна крестьянская жизнь? Чем притягивает жизнь Робинзона, который много трудился, а не только прохлаждался под пальмами? Разнообразием труда, прежде всего.
Окружающее нас разделение труда нисколько не напоминает естественное разделение.
Человек днями и годами сидит за столом, к примеру. Чем бы он не занимался, это вредно для его здоровья, самочувствия, крадет ощущение полноценности жизни. К сожалению, то что ясно маленьким детям, которые не хотят долго заниматься чем-то одним, даже играть, а уж тем более ненавидят просиживать за партой, всё это не ясно взрослым и якобы умным дядям.
Ущербность большинства вида работ - в их специализированности, и это перечеркивает достоинства любого труда. Эту ущербность нужно частично компенсировать другими видами труда, но... Работа не оставляет времени. В современном мире не имеет значения ни время года, ни время суток - работа постоянна по своему характеру. Человек невольно становится придатком к своей работе, он то, что он делает, и всё его существование зависит от работы и от того, насколько эта работа востребована. Принуждение и специализация - главное зло работы, выхолащивающее полезное содержание труда. Анализ приводит к одному неизбежному выводу - в технически развитой цивилизации, в мегаобществе, разнообразие труда (в рамках работы) так же недоступно, как и свобода труда.