Анализ и критика социального феномена работы не могут быть полными без рассмотрения безработицы. Апологеты работы заявляют, что есть великое множество видов работы, видов труда, каждый может выбрать себе по вкусу. Если же выбор ошибочен, можно поменять работу и даже профессию, и эта смена не представляет собой трагедии. Картинка выглядит праздничной и обнадеживающей. Многие молодые люди воспринимают её за чистую монету и только потом, заканчивая обучение, сталкиваются с реальной ситуацией. В чем же сложность? В том, что работа не ищет человека, человек вынужден искать работу и далеко не всегда находит. Огромное количество вакансий само по себе ничего не говорит. Это не свободные рабочие места пару сотен лет назад - тогда человек даже если не имел нужных навыков, то мог их сравнительно быстро получить, чтобы хоть как-то справиться с работой. В наше время это невозможно. Каждая работа требует обучения, практики, короче - квалификации. А даже если не требует сама работа, требуют работодатели. Долгое время, потраченное на образование и стажировку - ещё не гарантирует работу. Человек должен найти работу по своей специальности, в своей стране, в своем городе. И эта работа должна достаточно оплачиваться - работают ведь ради денег прежде всего. Найти такое место сложно. И наличие вакансий по другим профессиям не меняет ситуации данного человека.
Безработица порождена обязательностью работы и разделением труда. Человек не может просто трудиться - ни для себя, ни для других, ни на других. Неквалифицированнный труд отходит в прошлое. Современная медсестра должна знать больше, чем самый знаменитый придворный врач
полтысячелетия назад. Безработица становится нормальным социальным явлением современного общества. Безработица становится проклятием многих людей. Систему безработица, вопреки официальным заявлениям, вполне устраивает. Безработица создает страх для работающих потерять свои места, а это в свою очередь служит средством принуждения к работе. Предприниматель не боится, что на него никто не будет работать - раз есть зарплата, найдется и работник. Чем престижнее работа - тем больше человек за неё цепляется. Таким образом, безработица является своеобразной смазкой организации работы. Армия рабочих рук больше чем рабочих мест, а значит работающими легко управлять. Пособие для безработающих предотвращает бунт и дает индульгенцию Системе. Живущий на пособие не может упрекнуть Систему - она ведь и помогает в "трудоустройстве", и оплачивает время без работы. Оплачиваемая безработица создает иллюзию всеобщей работы - кто не работает, находится в поисках работы. Американские фильмы наглядно показывают, как весет себя безработный. Он тяготится отсутствием работы (хотя честно было бы показать, что проблемы возникают из-за отсутствия денег). Семейные конфликты на почве отсутстви работы - обычное дело.
Вдумайтесь, разве это нормально - взрослый, неглупый, здоровый и сильный человек сечется в поисках работы - ошейника, за который хозяин будет платить. При этом достоинства и таланты человека не имеют ровно никакого значения. Сами же работодатели даже если и хотели бы искать достойных сотрудников - не могут технически этого осуществить. Прием на работу чаще всего это отсев из тех, кто обратился в эту организацию в поисках работы. И для работодателя и для потенциального работника поиск случаен. Система, которая кажется рациональной и удобной для индивида, на самом деле опирается на случайность и предельно сужает возможности человека.
Человек выбирает из существующих рабочих мест, и делает то что делает так как положено, а не как ему хочется. Даже собственное дело подчиняется тем же правилам, подчас ещё более жестко - разорение опаснее увольнения.
Коммунистеческий порядок многим нравился, и справедливо - в СССР не было безработицы.
Когда государство выступает работодателем, безработицы нет. Но это означает, что функциональность человека в Системе достигается не путем отбора, а непосредственно. Не нужно принуждать, когда сама включенность в Систему уже принуждает. Так что советский вариант не представляется альтернативным, если исходить из интересов человека. Можно вспомнить такие примеры, как работа по распределению после вуза. Страна представляла собой огромную армию, где все выполняют приказы. Отсутствие безработицы обеспечивалость ещё более сильным принуждением к труду.
Проблема безработицы - надуманная проблема. Для Системы безработица не опасна, для индивида важно только наличие работы у него лично. Смешно говорить о "солидарности трудящихся", если интересы работы подразумевают борьбу за место. Конкуренция, соперничество, борьба за место разобщают людей и подчиняют их работодателям. Но над всеми работодателями стоит Система, которая определяет общий характер труда людей. Свободный труд недопустим, потому что люди почувствовали бы себя свободными. Зачем подчиняться, если можно просто трудиться? Нет, это недопустимо... Нужно внушить неработающему, что он безработный. Вы спросите - разве это не одно и то же? Если у человека нет ноги - он безногий. Верно, потому что нога была или должна была быть. Отсутствие ноги - ущербность. Но есть отсутствие, которое не является ущербностью. И человеку начинают внушать, что отсутствие автомобиля - ущербность, отсутствие дома - ущербность, отсуствие работы - ущербность... А те, кто имеет, приорбретают уверенность в своей полноценности и правильности. Не знаю, как такую психологическую обработку назвать... может быть, "низовой идеологией", "бытовой идеологией".
Стоит ли быть как все, гоняться за работой, соглашаться на денежное место, хотя работа противна? Каждый отвечает для себя... Кто-то, надеюсь, преодолеет свои стереотипы (которые, как я пытаюсь показать, вовсе не "свои" по происхождению) и придет к мысли, что свою жизнь можно обеспечивать труом, а не работой. Задумайтесь над безработицей - действительно ли это аномалия, недоработка системы, или удобный для Системы механизм, служащий для подчинения людей?