Философия времени.

Mar 31, 2010 23:05

      Построить философию времени совсем не сложно, так же несложно её популяризировать.  главное - понять, что такое время, избежать ложных трактовок этого вопроса. Дальше всё начинает складываться само собой.  Тем удивительнее, что многочисленные авторы, писавшие о времени, так и не смогли объяснить его природу. Не потому ли, что в основу обычно был положен принцип аналогий? А при рассмотрении времени нужно проводить анализ, а не искать нечто похожее из привычного круга вещей и явлений, чему время можно было бы уподобить.  Сколько не ищи, а такого явления или процесса не найдешь. Время не похоже ни на стрелу, ни на дорогу, ни на реку.  Чтобы понять время, следует перейти абстракций на уровень, на уровне обобщений ничего не найти. Помимо этого, следует различать два времени. Обычно различают измеряемое и измерительную систему. С временем несколько иначе: нет феномена, который можно было бы измерить "временем" и календарь с часами не являются измерительной системой, вопреки поверхностной очевидности. Давайте рассмотрим основные вопросы философии времени по пунктам.
       1.  Время не является ни отдельной сущностью (феноменом), ни эпифеном, ни даже свойством вещей.  Однако категория "время" не является фиктивной и не может быть отброшена. Встает вопрос, чему же она соответствует? Имеются два времени (см. выше). Прежде всего - время, которое я обозначу как временность. Временность есть важнейшая гносеологическая категория, необходимая для понимания текучести (изменчивости мира). Свойством мира является не временность, а именно текучесть. Временность же объясняет изменчивость, "анатомирует" её.
Временность (время-1) - это единая последовательность взаимосвязных событий, или, говоря иначе, изменений реальности. Ближе всех к объяснению времени стояла т.н. "причинная" теория, но объяснение всё же не было дано. В реальности нет причин и следствий - это логические категории. В природе есть обусловленные изменения, взаимосвязанные изменения. Общая их последовательность и может быть названа временностью (время-1). 
        2.  Время не двигается и в нем двигаться нельзя.  Однако и временного процесса явлений реальности тоже нет. Есть процесс изменений, который мы осмысляем с помощью времени-1. Время теснейшим образом связано с причинностью. Действительно, нет никакого абсолютного времени, но есть время всеобщее. Однако всеобщее время не состоит из моментов и вообще не может быть квантовано. Это не физический процесс и не сторона физического процесса. Время не подлежит измерению в принципе. Но время-1 помогает разобраться в происходящем благодаря его связи с принципом причинности. Хотя нет никаких моментов на самом деле, можно говорить об одновременности и обозначать момент с помощью любого события, так же как мы можем пометить любую точку листа. Эйнштейновская "одновременность" не имеет отношения к философской одновременности, так как связана с описанием физических процессов (то есть стояла задача не определить что есть одновременность, но какие события одновременны). Философски одновременность можно определить с помощью описания изменений и взаимодействия. Только одновременные изменения не могут влиять друг на друга (прямо и опосредованно).
        3. Нас, как правило, интересуют локальные события, локальные изменения, потому мы говорим о времени геологии, биологии, истории. Принцип применяется один и тот же, но мы выделяем нужную нам область и масштаб явлений.  Хотя нет и не может быть локального времени (в силу единства мира), мы можем рассматривать любой фрагмент так как нам удобно. Например, историк не учитывает перемещения планеты в космическом пространстве, и в этом историк 21 века не отличается от Геродота. Принцип времени-1 остается неизменным, к чему бы он не применялся. И при рассмотрении разных явлений приходится их синхронизировать.  Именно поэтому для проверки исторических дат используются астрономические явления (затмения, кометы), извержения вулканов и т.д. Время-1 необходимо для полноценного  изучения мира. Но его недостаточно. Нам ничего не говорит "3-й год царствования Юстиниана", не может каждый человек при упоминании каждой даты проводить историческое исследование. Необходимо время-2.
         4. Время-2 не является, как уже сказано, измерительной системой. Часы ничего не меряют! Но они отсчитывают. Измерить расстояние на пути из городла А в город Б можно разными способами. Но можно через каждый километр поставить столбы. Эти столбы будет отмерять, но не измерять, они как бы обозначают себя, а не расстояние.  Спутать несложно, но механизм совершенно отличен. Измерение всегда приспосабливается к измеряемому, система отсчета - нет. Потому время универсально, одни и те же секунды, часы, годы для любого процесса. Можно и космические события отмерять в секундах - только масштаб неудобный, все деления обозначены только для удобства. Можно создать часы, отсчитывающие сутки и годы, раньше самыми надежными часами были суточные и годовые планетарные циклы. Мы живем не каким-то новым временем, а так же как первобытные. Но мы можем считать - и этим отличаемся. Наш календарь так же примитивен, но сложен счет. Мы создали единую хронологию. В то же время счет лет жизни есть индивидуальная хронология, еоторая вписана во всеобщую.
        5. Важно понимать, что время-2 никак не связано с временем-1 и характером происходящих процессов.  Вопрос о надежности отсчета времени поднимать не хочется - он носит чисто технический характер. Что же мы называем временным измерением? Когда описания процессов синхронизируются с помощью времени-2. То есть непосредственное изучение вседа (без исключения) связано с сопоставлением конкретных событий. Нам ничем не помогут сведения "этот человек прожил 72 года" (подобное часто можно встретить в "житиях святых", если не указан год рождения или смерти. Привязка к году происходит с помощью уже датированных событий. Время-2 есть общая канва для реконструкции последовательности событий. Наш календарь слуайным образом отсчитывается "от Рождества Христова". Важна не точка отсчета, а непрерывность счета и общепринятость этой системы. 
        6. До сих пор продолжается путаница, когда с собственно временными признаками смешиваются понятия другого характера. Прежде всего, это "прошлое-настоящее-будущее". Онтологические статусы принимаются за "времена" и единое время зачем-то делится на три части, хотя время разделить нельзя. Обсуждать, как соотносить временные и онтологические категории - можно и нужно, но не следует считать, что "прошлое" и "будущее" связаны с временем. Так же можно обсуждать, но не следует путать с временными категориями "причину" и "следствие".  Из всех относящихся к времени слов остаются только "раньше" и "позже", которые обозначают положение на единых часах относительно произвольно взятого момента. 
        7. Можно ли изменять временной характер процессов? Нет. Время (как время-1, так и время-2) универсально именно потому что не зависит от этих процессов, а нужно нам для сопоставления процессов. Можно рассматривать изолированно время жизни отдельного человека, но и до него и после него мир продолжал существование. Никаким движением, никакими скоростями нельзя воздействовать на"течение времени", потому что время не течет.  К философским выводам из теории относительности и демонстрирующих её мысленных экспериментам следует относиться очень осторожно. Обычно выводы искусственно "привинчены", а сам экспериментальный материал не дает ничего для понимания времени как такового.  Однако не будем забывать, что характер связей в рамках мира различен. Невозможно локальное время (и полностью замкнутые системы), но многие системы имеют значительную степень автономии. Так, Землю освещает множество звезд и это видно невооруженным глазом, но греет только одна. Выделение локальных систем не отменяет единства мира, а потому не следует забывать о едином времени.

время, философия

Previous post Next post
Up