Каждая особь уже с момента своего рождения подвергается всестороннему влиянию обстоятельств совершенно частного порядка, содействующих ей в очень значительной мере тем, чем она является в разные эпохи своей жизни, и представляющих ей случай упражнять или отказаться от упражнения той или другой способности, того или другого задатка, полученного от рождения, так что в общем можно сказать, что наша доля участия в собственном состоянии в течение всей жизни очень скромна, и своими вкусами, склонностями, привычками, страстями и даже познаниями мы обязаны бесконечно разнообразным и в то же время особенным для каждого из нас условиям.
С самого нежного детства воспитывающие нас лица или всецело оставляют нас во власти окружающей внешней обстановки, или сами создают крайне неблагоприятные для нашего развития условия, как следствие их образа жизни, взглядов и чувств, или, наконец, - по безрассудной мягкости - просто портят нас и прививают нам множество недостатков и губительных привычек, не предусматривая их последствий. Их смешат наши так называемые проказы; они с шуткай относятся ко всем нашим глуупостям, полагая, что позже им удастся без труда изменить наши порочные наклонности и исправить нас от недостатков.
Трудно представить, как велико влияние первых привычек и наших первых влечений на наклонности, получающие возможность стать однажды господствующими над нами, и на наш будущий характер. Организация, весьма нежная в первый наш возраст, подчиняется и приноравливается тогда к обычным движениям, принимаемым нашим нервным флюидом в том или другом особом направлении в зависимости от того, куда толкают его наши влечения и наши привычки. Между прочим, организация претерпевает изменение, и это изменение при известных обстоятельствах может пойти дальше, но оно никогда не изглаживается целиком даже в случпе действия обратных условий.
После нашего детства тщетны усилия направить наши наклонности и наши действия путем воспитания ко всему, что может быть полезно нам, словом, привить нам принципы, образовать ум, способ суждения и т.д. Нам приходится сталкиваться с таким множеством обстоятельств, в отношении которых мы оказываемся почти безвластны, что каждый из нас становится игрушкой их и незаметно усваивает образ жизни, в создании которого его личное участие играло очень незначительную роль.
Ламарк Ж.Б. Философия зоологии. Пер.с фр. Т.2. М.-Л.: Гос. изд-во биологической и медицинской литературы,1937. с.358-360.