Здравствуйте, дорогие попутчицы!
Снова и снова мы внимательно всматриваемся в том, что стоит за нашим “не могу”, “не хочу” и “не умею”. Чаще всего - и тут многие попутчицы почти сразу поняли это про себя - в дело вступает его величество ПЕРФЕКЦИОНИЗМ.
Бесчисленные ряды великолепных произведений высокого искусства, рукоделия, да чего бы то ни было - всё накладывает определённую, часто очень большую, долю ответственности. И чтобы не разрушать образ способного человека, у которого всегда с первого раза всё получается (наверняка разок-другой вам таких в пример ставили - “А вот посмотри как Ваня/Саша/Лена умеет!”) мы действуем по принципу “семь раз отмерь”, но до “один раз отрежь” так и не добираемся.
А так ли уж легко всё происходит у тех самых великих, с которыми мы сами себя сравниваем? Джулия Кэмерон обращает наше внимание на то, что начинающим художникам почему-то не приходит в голову сравнить свои первые-вторые-третьи попытки с ранними произведениями признанных мастеров, что было бы более уместным. Но есть ещё один момент: мы всегда видим законченное произведение, но совершенно не представляем, сколько черновиков, эскизов и набросков предшествовало появлению шедевра.
Подготовительные этюды к “Явлению Христа народу” в Третьяковской галерее занимают отдельный зал. Их там выставлено несколько десятков и это только часть той подготовительной работы, которую провёл Александр Иванов, остальное лежит в запасниках. Рентгенографические исследования картин старых мастеров часто показывают варианты поз и композиции, которые делались уже на этом же самом холсте - значит в уже начав работу художник понял: что-то идёт не так и надо переделывать!
Есть пример и из другой сферы - писательской, который одновременно показывает, как сами художники создают мифы о творчестве: “He помню, о котором своем знаменитом стихотворении Ламартин писал, что оно пришло к нему внезапно, грозовой ночью, в лесу. После его смерти нашлись черновики с поправками и вариантами: это, наверное, самое вымученное стихотворение во французской словесности” (У.Эко. Заметки на полях “Имени Розы”).
Или, чтобы не ходить далеко, пример из нашей, отечественной литературы. Солнце русской поэзии, Александр Сергеевич “Нашевсё” Пушкин. Всё, что он написал кажется естественным как сама речь, но черновики - вещь упрямая и “Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы” должны были действительно рождаться всю ночь, до самого утра.
Писатель Андрей Битов сделал очень интересный проект - под музыку прочитал стихотворения Пушкина со всеми правками и вариантами:
http://www.youtube.com/watch?v=s3qS0C_Fq44.
Ролик очень длинный, можно послушать буквально первые несколько минут, чтобы уловить суть. Впечатление такое, как будто дуновением ветра принесло поэту эти слова, а он потом перебирает слова на бумаге, постоянно сверяя то, что получается с тем, что существует где-то там, откуда приходят стихи и проза. Совсем другое ощущение от работы, не изведение тысяч тонн словесной руды, а слушание, прислушивание, диалог, если угодно.
Учимся слышать с помощью теории:
http://yadi.sk/d/L-Y1pFKcVEmR и заданий:
http://yadi.sk/d/gQNFAjLdVEmD, среди которых - новые маршруты путешествий и составление коллажей.
Продолжают действовать дополнительные потоки:
в арт-студии Натальи Мастюковой составляем подробное досье на свой самый главный (чуть не написала - любимый) страх:
http://dreammart.livejournal.com/36697.html на чердачке Юлии Селезневой вооружаемся снежинкой и восьмипунктовой дугой и пишем первый черновик своей истории:
http://dreammart.livejournal.com/36377.html в танцзале смотрим ролики фламенко:
http://dreammart.livejournal.com/35653.html Хорошей всем недели!
С наилучшими пожеланиями,
ведущая недели
Мария Гаврилина