[ПХ] Чердачок редактора: Планировщики, интуитчики, Восьмипунктовая дуга и реликтовые отложения

Oct 15, 2013 15:22

Здравствуйте, барышни.

Сегодня поговорим о способах написания текста.
Условно авторы делятся на планировщиков и интуитчиков. Из названия понятно, кто есть кто: одни идут намеченным планом, другие следуют интуиции. Между кланами нет войны, и никто не мешает автору менять точку зрения. Все зависит от задачи, которую он ставит. От нее и идет, выбирая себе инструменты. Посмотрим, какие методы используют обе группы, и будем применять то, что нам удобнее.

ПЛАНИРОВЩИКИ



План как «вступление, основная часть, заключение», к которому мы привыкли в школьном сочинении, здесь сильно трансформируется.
Самый общий принцип планирования - идти от меньшего к большему.

Первая книга, к которой мы обратимся, «Искусство драматургии» Лайоша Эгри. Посмотрим на примере пьесы, как создавать историю.

1. В основе пьесы лежит ПОСЫЛКА: «утверждение, предварительно выдвинутое или доказанное». Тема, ключевая идея, центральная идея, цель, ведущая сила, сюжет, фабула. То есть, основная мысль.
Мысль, которую автор хочет донести до читателя. Например, в шекспировском «Отелло» посылка такая: «Ревность губит и ревнивца и того, кого он любит и ревнует».
2. Идея не может висеть в воздухе, так? Нужен тот, кто донесет ее до зрителя или читателя. Человек нужен. Тот, чей ХАРАКТЕР впитает нашу посылку. Отелло, если продолжать пример.
3. Характер по ходу действия будет меняться: «Вы должны знать своих героев досконально - в каком бы жанре вы ни работали, и не только каковы они сегодня, но и какими они будут завтра или через несколько лет. Все меняется. Храбрец через 10 лет может стать трусом, по множеству причин: старость, болезни, бедность и т.д.… Есть только одно царство, где характеры идут против законов природы и не меняются, - царство плохой литературы. И именно неизменчивость характеров делает эту литературу плохой». «Отелло» начинается с любви, кончается ревностью, убийством и самоубийством.
Обладатель главного характера, который несет нашу посылку, называется ПРОТАГОНИСТ. «Тот, кто «играет ведущую роль в каком-нибудь деле или движении». Тот, кто противостоит протагонисту, - это соперник, противник или АНТАГОНИСТ.
4. Характер обоих раскрывается через КОНФЛИКТ.
«Конфликт можно найти везде. Посмотрите на ваших родственников, знакомых, коллег и найдете какую-нибудь из следующих черт: аккуратность, бесчестность, великодушие, грубость, доброту, жадность, завистливость, истеричность, коварство, лень, мистицизм, наглость, опрометчивость, подозрительность, распущенность, скупость, трусость, упрямство, фанфаронство, хвастливость, чванство, эгоизм, язвительность.
Любая из этих черт может быть почвой для возникновения конфликта. Сведите верующего со скептиком - и готово. Жар и холод создают конфликт: гром и молнию. Сведите противоположности лицом к лицу, и конфликт неизбежен»
5. Конфликт должен РАЗВИВАТЬСЯ. Протагонист с антагонистом не могут пожать друг другу руки и разойтись к середине пьесы. «И тот и другой должны идти до конца: настоящее единство противоположностей - это то, в котором компромисс невозможен».
6. Конфликт развивается ПОСТЕПЕННО. Если характер героя движется от дружбы к убийству, нужно показать промежуточные остановки. «Дружба - охлаждение, охлаждение - неприязнь, неприязнь - злоба, злоба - оскорбление, оскорбление - угроза, угроза - подготовка, подготовка - убийство».
6а. Если не следовать этому правилу, наша история превращается в МЕЛОДРАМУ. «В мелодраме переходы ошибочны или вообще отсутствуют. Конфликт преувеличен. Характеры со скоростью света движутся от одного эмоционального пика к другому - результат их одномерности. Безжалостный убийца, преследуемый полицией, вдруг останавливается, чтобы помочь слепцу перейти улицу. Сразу видна фальшь… Переходы должны быть наглядны даже у трехмерных героев, чтобы сделать их поведение правдоподобным. Отсутствие переходов и есть сущность мелодрамы».
7. Развитие конфликта приводит к КРИЗИСУ. «Кризис - это такое положение вещей, при котором неизбежна решительная перемена в ту или другую сторону».
8. За кризисом последует КУЛЬМИНАЦИЯ. Последствие кульминации есть РАЗВЯЗКА. «Родовые схватки - это кризис, сами роды - кульминация, исход же (благополучный или смертельный) - это развязка».

КАК ЭТО ВСЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТЕХНИЧЕСКИ?

Мы поняли, что хотим читателю донести, представили главное действующее лицо и того, кто будет ему мешать, знаем время и место действия. Дальше что? Как двигать персонажей к развязке?

Один из методов, с пугающим названием «Восьмипунктовая дуга» предлагает Найджел Воттс в книге «Как написать повесть».
Чтобы не так сильно пугаться, читаем авторское напутствие:
«Даже если бы эта книга тебя ничему больше не научила, вбей себе в голову: правил - нет» (с)
Я бы это на стену повесила. Еще один открытый для нас шлагбаум. Нет правил - значит, нашу работу нельзя сделать неправильно. Так?
А раз так, изучаем методы, которые предлагают нам писатели, и собираем свой собственный ЯЩИК ИНСТРУМЕНТОВ, по определению Стивена Кинга (о нем - ниже).

В ЧЕМ СУТЬ МЕТОДА ВОТТСА?

«Каждая классическая фабула должна пройти через восемь фаз, и я называю это восьмипунктовой дугой:

1. СТАЗИС. Однажды, давным-давно (начальное состояние той реальности, что представлена в повести).
2. ПЕРВЫЙ ИМПУЛЬС. Происходит что-то необычное (событие, на которое герой или героиня не могут повлиять, и по вине которого обычный день превращается в день исключительный).
3. ЦЕЛЬ. Что заставляет героя стремиться к чему-то. Первый импульс заставляет героя определить конкретную цель. Если импульс неприятен, целью оказывается возвращение к исходному состоянию. Если импульс приятен, целью может быть стремление к его сохранению или еще большему удовольствию.
4. НЕОЖИДАННОСТЬ. Но ситуация усложняется! Неожиданность может быть приятной, и помочь герою либо героине в стремлении к цели, но намного более важные роли в повести играют НЕПРИЯТНЫЕ неожиданности. Неожиданность - это конкретизированный конфликт; его может вызвать другой человек либо какой-то фактор в окружении героя.
5. РЕШАЮЩИЙ ВЫБОР. И это заставляет протагониста принять трудное решение. Если поставить на пути героя непроходимое препятствие, он уткнется на месте, и история закончится. Если мы хотим, чтобы он шел дальше, надо изменить направление его пути. Чтобы преодолеть препятствие, следует принять ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ. «Что я теперь должен делать?» - спрашивает герой. «Как я могу с этим справиться?»
6. КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ ПУНКТ. Влекущий за собой серьезные последствия. Вершина повествования. Имеет характер события, чего-то, что имеет место в конкретном описанном мире.
7. ПОВОРОТ. Из-за которого наступает АБСОЛЮТНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ситуации. Поворот наступает в результате событий, прошедших перед этим - т. е. неожиданностей, выборов и кульминационных пунктов. Если есть кульминационный пункт, то следствием его должен быть поворот. Тогда конкретная ситуация из отдельного, ни с чем не связанного события (которое можно удалить без малейшего вреда для повести) превращается в событие, решающее для изменении ситуации героя.
8. РАЗВЯЗКА. И все живут ДОЛГО И СЧАСТЛИВО (а может быть и нет). То есть в сущности новый стазис. Наши герои возвращаются как бы в начальную ситуацию, а их кардиограммы снова стабилизируются».

Уже больше похоже на план, правда? По крайней мере, появились опорные пункты нашей истории. Книга Воттса большая и интересная. Там есть мотивационные упражнения, советы по стилистике, по написанию достоверных характеров, различные способы размораживания авторского воображения, например:
«Напиши на большом листе бумаги в столбик цифры от 1 до 20, и заполни столько пунктов, сколько сможешь. Если знаешь начало своей повести - это пункт 1. Конец, - это пункт 20. Скорее всего, ты не сможешь заполнить все двадцать пунктов списка, но таким способом получишь образ структуры и чувство равновесия» - еще одна шпаргалка для планировщиков. Настоящий учебник, если вам подходит авторский стиль изложения.

Сложновато? Есть еще более сжатый вариант. И опять принцип от меньшего - к большему.

МЕТОД СНЕЖИНКИ

Пошаговый метод написания романа предложил Рэнди Ингермансон, романист, автор спецкурса по писательскому мастерству.

Метод снежинки придуман для романов. Но общий алгоритм подходит и нам. Ценно то, что автор указывает примерное время, которое нам предлагается на тот или иной шаг потратить. Час на то, чтобы придумать аннотацию истории длиною в одно предложение. Реально? Реально. Еще час, чтоб расширить предложение до абзаца, описывающего завязку, конфликт и развязку романа. Тоже возможно - я пробовала.
Досье на героев, чтоб они не были картонными, синопсис будущей истории, взгляд на действие глазами каждого персонажа - все эти пункты расписаны сжато и понятно. Респект автору и переводчику. Читайте. По ссылке - статья в переводе Эльвиры Барякиной (барышня-писатель, на сайте которой можно найти еще статьи авторам в помощь):
http://www.avtoram.com/metod_snezhinki_chernovik_romana
Ингермансон рассматривает все этапы написания романа. Если мы пишем короткую прозу, часть позиций можно пропустить или переделать для собственных целей.

Но есть и отечественная интерпретация! Катя Матюшкина, художница и детский писатель, автор историй о Коте да Винчи.
Катя Матюшкина: Как стать писателем, если тебе нет еще восемнадцати лет:
http://vk.com/wall2717308_11643
(тем, кому восемнадцать есть, почитайте: поднимает настроение).

Добавлю еще советы Курта Воннегута, как написать хороший рассказ:
http://vk.com/club52236080?w=wall-52236080_236%2Fall

и перехожу к интуитчикам.

ИНТУИТИВНЫЙ БЛОК


Здесь у нас только один автор, зато какой! Встречайте. Стивен Кинг «Как писать книги: мемуары о ремесле».

Подход автора в чем-то созвучен Д. Кэмерон. Помните, в первой главе: «Существует невидимая, неиссякаемая творческая сила, которая служит основой жизни, пронизывает и вдохновляет всех и вся, включая нас».

Но там, где автор ПХ смотрит вверх, Кинг предлагает опустить глаза вниз.

«Литературные произведения - это находки, вроде окаменелостей в земле… Рассказы и романы - это… реликты, остатки неоткрытого ранее существовавшего мира. Дело писателя - с помощью инструментов из своего ящика достать их из земли, повредив как можно меньше. Иногда окаменелость маленькая, просто ракушка. Иногда огромная, тираннозавр-рекс со всеми своими гигантскими ребрами и оскаленными зубами. В любом случае - короткий рассказ или тысячестраничный роман - техника раскопок по сути одна и та же. Как бы вы ни владели этим искусством, как бы огромен ни был ваш опыт, извлечь окаменелость целиком невозможно без каких-то сколов и потерь. Чтобы извлечь ее даже по большей части, лопату придется заменить более деликатными инструментами: воздуходувным шлангом, палочкой, даже зубной щеткой, если надо. Интрига - это инструмент куда больших размеров, отбойный молоток. С его помощью можно выбить окаменелость из скального грунта, с этим никто не спорит, но вы не хуже меня знаете, что при этом не меньше будет разбито, чем извлечено. Отбойный молоток - инструмент неуклюжий, механический, совсем не творческий».

«Вы можете спросить: а где же здесь сюжет, интрига? Ответ - по крайней мой ответ - таков: нигде. Я не стану пытаться убедить вас, что никогда не строил интриги, как не буду пытаться убедить, что никогда не врал, но и то и другое я стараюсь делать как можно реже. Я не верю интриге по двум причинам: во-первых, наша жизнь в основном лишена сюжета, даже если учесть все разумные предосторожности и тщательно составленные планы; во-вторых, потому что я считаю: продумывание сюжета и спонтанность истинного творчества несовместимы. Лучше всего мне здесь выразиться со всей доступной мне ясностью, чтобы вы поняли: мое глубокое убеждение - вещи не пишут, они сами пишутся. Работа писателя состоит в том, чтобы дать им место, где расти (и записать, конечно)».

ЧТО, ЕСЛИ?..

«Сначала возникает ситуация. Потом персонажи - всегда вначале плоские и не прописанные...
Достаточно сильная ситуация вообще снимает весь вопрос о сюжете.
Самые интересные ситуации обычно формулируются в виде вопроса «что, если». Что, если на небольшую деревушку в Новой Англии нападут вампиры? («Жребий») Что, если полисмен в захолустном городке Невады взбесится и станет убивать всех, кто попадется на глаза? («Безнадега»)».
Обратите внимание! Вопрос “что, если?” очень хороший инструмент для автора.

ШАГ ДВА

Предлагаю нашим сегодняшним шагом сделать выбор инструментов. Прислушайтесь к себе. Что вам ближе: план или интуиция?
И действуйте. Изучите подробней инструменты. Если вы интуитчик - прочитайте или послушайте книгу Кинга, она даст вам намного больше, чем несколько приведенных здесь цитат. И опять откроет шлагбаум. Расскажет подробнее, как нежно и осторожно извлечь из земли окаменелость.
Возможно, вы будете комбинировать: сперва поможет интуиция, потом настанет черед плана. Или наоборот. Может быть, ваши герои, пройдя половину истории, сбегут с намеченной планом дорожки. И автору покажут язык. Пусть бегут. Значит, живые. А это главное.

Кинг пишет каждый день по несколько часов. За закрытой дверью.
Чем чаще мы уходим в мир, который создаем, тем лучше он ложится на бумагу. Как уговорить себя? У Кинга этой проблемы нет: ему нравится писать. И все же, когда случается «творческий затык»(с) он идет гулять пешком (кстати, у Д.Кэмерон в «Золотой жиле» одинокие прогулки - один из основных методов).

Может, кому-то пригодится, как вариант: я ставлю таймер на час, открываю файл с текстом и объявляю себе, что буду сидеть над ним, пока не прозвенит звонок. Честно: больше десяти минут тупить не удается. Начинаешь править, сперва механически, потом абзацы поменяешь местами, тут слово добавить захотелось, тут мысль появилась… и дело пошло.

На прощание - еще один разрешительный талон в нашу копилку:
«Часть этой книги - может быть, слишком большая - о том, как я научился это делать. Многое из этого - о том, как вы сможете делать это лучше. Все остальное - и, наверное, лучшее - разрешительный талон: ты можешь, ты должен, а если у тебя хватит храбрости начать - ты будешь. Писательство - это волшебство, как вода жизни, как любой творческий акт. Вода бесплатна, так что пей. Пей и наполняйся» (Стивен Кинг).

Вдохновения!

Искренне ваша,
Юлия Селезнева

Путь Художника, чердачок редактора

Previous post Next post
Up