46. Игорь Ефремов. Пьеса «Неизгладимое виденье». Часть 5.

Nov 14, 2011 21:27


Часть №1: http://drama-talks.livejournal.com/169221.html
Часть №2: http://drama-talks.livejournal.com/186750.html
Часть №3: http://drama-talks.livejournal.com/202592.html
Часть №4: http://drama-talks.livejournal.com/219840.html

UPD. 18.11.2011 Небольшая редакторская правка.


Старушка присаживается на лавочку.

Доктор (торопливо). Вот и замечательно! Вот ваш пакет. Рад вручить его вам в целости и сохранности. Рад был помочь. Всего доброго! (Собирается уходить.)
Старушка. Погодите! Не так быстро! А вдруг он не мой. Надо же проверить!
Доктор. Ваш он или не ваш - какая разница! Другого пакета у меня для вас всё равно нет! Берите этот, и делайте с ним, что хотите!
Старушка. Но позвольте мне хотя бы заглянуть в него в вашем присутствии!
Доктор. Зачем это?
Старушка. То есть как это - зачем? Вы смотрели, что там лежит?
Доктор. Нет. Конечно, нет.
Старушка. Это странно. И даже подозрительно.
Доктор. Что же тут подозрительного?! У меня вообще нет привычки копаться в чужих вещах.
Старушка. Очень похвально! Но столь же неправдоподобно! Вот вы, Доктор, поверили бы человеку, который вначале нашёл бы открытый пакет, а потом стал бы всем говорить, что не заглядывал в него ни одного раза?
Доктор. При других обстоятельствах - вы были бы совершенно правы. При других обстоятельствах - и я бы непременно заглянул внутрь этого пакета. Но во всей кутерьме последних дней… (Резко обрывает фразу и пристально смотрит на Старушку). Позвольте! А откуда вам известно, что я - Доктор? Мы встречались ранее? Вы приходили ко мне на приём?
Старушка. Нет, нет, Доктор. Мы действительно встречаемся впервые. Но я о вас много наслышана.
Доктор. И кто же вам обо мне рассказывал?
Старушка. Анита.

Доктор прикасается пальцами к вискам и начинает массировать их.

Анита (Старушке). Вы неоправданно суровы по отношению к Доктору!
Доктор (себе под нос). Когда же это закончится? Как мне разорвать цепь этих странных событий?
Старушка (Аните). Ты права, моя милая! (Доктору.) Успокойтесь, Доктор! Скоро всё закончится. Давайте же вместе заглянем в пакет? Ну? Будьте же смелее!

Доктор осторожно заглядывает внутрь пакета. Затем медленно погружает в него руку и вынимает портрет Аниты.

Вот те раз!

Доктор. Это чей-то портрет… (Старушке.) Кто это?

Анита смеётся.

Старушка (Доктору). Это Анита. Та самая. Я полагаю, вы знакомы. (Аните.) Да ты - шутница!
Анита (Старушке). Не сердитесь! По-моему, получилось весело!
Доктор (пристально разглядывая портрет). Да, очень любопытно… очень…  (Протягивает портрет Старушке и откладывает пакет в сторону.) Вы что же? Заодно с Анитой? Но зачем?
Старушка (берёт портрет). Что зачем? И потом, должна вам сказать, что я знаю Аниту лишь немного дольше вашего.
Доктор. Зачем вам это понадобилось? Почему вы продолжаете терзать меня?
Старушка. И в мыслях не было! Помилуйте, Доктор!
Доктор. Отпустите меня. Пожалуйста. Наверно, это расплата. Я в чём-то провинился перед мирозданием…
Старушка. Ну, пóлно, пóлно. Успокойтесь, Доктор! Обещаю, что это - последняя наша встреча. Ни я, ни Анита не желаем вам ничего дурного. Наоборот. Я сейчас вам всё объясню.
Доктор (обречённо). В оттенках и цветах?
Старушка. Ну, конечно!

Дверь в здание слегка приоткрывается. Анита быстро поворачивается на этот звук и протягивает в сторону двери руку. Дверь с сильным хлопком закрывается. Кто-то изнутри настойчиво дёргает дверь, но она не поддаётся. Попытки открыть дверь постепенно прекращаются.

Анита. Не дадут спокойно поговорить!
Старушка (Доктору). Этот портрет, Доктор, появился в пакете совершенно неожиданно. Не только для вас, но и для меня. Я полагаю, это Анита выбрала такой способ передать вам сувенир.  На память. (Вопросительно смотрит в сторону Аниты.)
Анита. Ну, конечно. Небольшая шутка на прощание.

Старушка протягивает портрет Доктору. Доктор берёт его и оглядывается по сторонам.

Старушка. Берите-берите. Это вам на память. Но я бы хотела вас попросить ещё об одном. Загляните в пакет ещё разок! Смелее! Не бойтесь!
Доктор. Да я и не боюсь. (Откладывает портрет в сторону, берёт пакет и запускает в него руку.) Похоже, тут какой-то свёрток. (Разворачивает свёрток и достаёт какую-то книгу.) Хм, очень интересно. Очень. Довольно редкий экземпляр.
Старушка. Это тоже вам, Доктор. На сей раз - от меня.
Доктор. Так это мне? Но почему? Принимать подарки от незнакомых людей - не в моих правилах…
Старушка. Разве? Неужели вам никогда ничего не дарили ваши пациенты?
Доктор. Это - другое.
Старушка. Да, вы правы, это - другое. В данном случае пациентом оказались вы. Как бы. Условно. Но поскольку случай интересный и небесполезный, то в данном случае подарка заслуживает именно пациент. Тем более, Доктор, что вся эта суматоха изрядно утомила вас. Я же вижу! Вы определённо заслужили небольшую компенсацию.
Доктор. Я, право, не знаю…
Старушка. Тут и знать нечего! Я почему-то была уверена, что эта книга понравится вам.
Доктор. Но постойте! Тут что-то не так! Если бы вы хотели просто сделать подарок, то могли бы по телефону сказать мне, чтобы я оставил этот пакет себе. Но вам ведь зачем-то понадобилось вызвать меня на личную встречу! У вас ко мне какая-то личная просьба? Не так ли?
Анита. Нет, Доктор всё же не олух!
Старушка. От вас трудно что-то утаить, Доктор. Вы правы. Действительно, я хотела бы вас кое о чём попросить. Но прежде я попрошу вас заглянуть в эту книгу на страницу 127.
Доктор (листает книгу, открывает её на нужной странице и извлекает листок бумаги). Та-а-ак, что это? Какой-то адрес…
Старушка. Там и фамилия указана. Не припоминаете, кто это?

Доктор пытается вспомнить, но, в конце концов, только пожимает плечами.

Я напомню. Вы ведь пришли к Мартину по ошибке. Ваша ассистентка что-то напутала, вручая вам адрес вызова. Так вот на этом клочке бумаги указан верный адрес. Предлагаю исправить недоразумение. Возьму на себя смелость рекомендовать вам всё же посетить этого пациента. Но решение, конечно же, за вами.
Доктор (кладёт бумагу с адресом в карман). Да, хорошо. Это мой долг, наконец. (Пауза.) Я уже ничему не удивляюсь! Просто нет на это сил! (Спохватываясь.) Да, но вы хотели меня о чём-то попросить?
Старушка. Да, хотела. Речь идёт о Мартине.
Доктор. С ним что-то случилось?
Старушка. Нет-нет, с ним всё нормально. Но ему предстоит пережить сложный период. Я думаю, ему будет нелегко. Вам довелось куда как меньше общаться с видениями - и то, я вижу, вам приходится несладко. Вы даже немного осунулись.

Доктор растерянно озирается по сторонам.

Так вот, я хотела бы попросить вас, Доктор, навестить Мартина пару-тройку раз в ближайшее время. Вам, как медику, нетрудно будет понять, нужна ли Мартину помощь. Вы ведь не против?
Доктор. Конечно, конечно.
Старушка. Вот и хорошо. Спасибо. Мне так будет спокойней. Не обижайтесь, что я заманила вас сюда. Мне нужно было видеть ваши глаза.
Доктор. Я понимаю.
Старушка. Пакет с хризантемой можете взять на память. Если хотите.
Анита. Я провожу Доктора.
Доктор (кладёт подарки в пакет). Так я пойду?
Старушка. Конечно. До свиданья.
Доктор. Всего доброго!

Доктор встаёт и неторопливо идёт прочь. Анита пристраивается рядом с ним и идёт, имитируя прогулку под руку. Доктор и Анита уходят.

Старушка (задумчиво). Дверь открывается, а в доме никого…

Дверь в здание распахивается и из неё выходит Мартин.

Мартин. Везение? Быть может - да! Самую малость. Почему нет? Неужели я не заслуживаю везения? В кои-то веки! (Вдыхает воздух полной грудью.) Вот он - воздух победы. Это было прекрасно! Насчёт Антона я и раньше не слишком заблуждался. А теперь - и подавно. Есть, есть всё же справедливость. Раньше я бы непременно распил с ним мировую бутылочку. А теперь, думаю, в этом нет никакого смысла. Да и он сам тоже вряд ли полон такого желания. Дорожки разошлись. Бывает. (Оглядывается по сторонам.) А где же Анита? Самое время сказать ей спасибо. Анита! Ты здесь?
Старушка. Здравствуй, Мартин!
Мартин (только теперь замечает Старушку, подходит к лавочкам и говорит немного растерянно). Здравствуйте! А, это вы! Да, я узнаю вас. Насчёт вашего пакета никаких новостей нет.
Старушка. Он нашёлся.
Мартин. Вот как?!  Это хорошо.
Старушка. Да, нашлась пропажа очень кстати. Теперь он в надёжных и правильных руках.

Мартин кивает и продолжается оглядываться по сторонам.

Ты ищешь Аниту?

Мартин. В другой раз я бы удивился. Но не теперь. (Садится на лавочку.) Да, я сразу понял… почувствовал, что вы - не обычный человек. Вы можете видеть Аниту. Также, как и я. Но кто вы?
Старушка. Кто я? По правде говоря, не много найдётся людей, способных дать осмысленный ответ на такой вопрос. Я - та, кто хочет помочь тебе. При условии, что ты готов эту помощь принять.
Мартин. А если не готов?
Старушка. Честно признаюсь, беда не велика. Не хочешь - так не хочешь. С такими помощницами, как у тебя, и я бы неохотно принимала поддержку от других.
Мартин. Вы - про Аниту?
Старушка. Ну да. Конечно.
Мартин. Я многим ей обязан. Тут вы правы. Но я не так глуп, чтобы отвергать поддержку других людей… и других сил. Просто всегда приятно осознавать, что есть выбор. Даже тогда, когда его нет. Я готов выслушать вас. Хотя я не вполне понимаю, зачем вам понадобилось помогать мне.
Старушка. У меня есть на то причины. Хотя в их объективность мне самой поверить трудно. А субъективность - трудно объяснить.
Мартин. Понимаю. Общаясь с Анитой, я уже привык обходиться без объяснений. Не стану требовать их и от вас. Вы что-то хотите мне сказать? Я вас слушаю.
Старушка. Видишь ли, Мартин…  Не кажется ли тебе, что ты слишком увлёкся всей этой игрой? Не много ли ты позволяешь Аните?
Мартин. Не в моей власти - запретить ей что-либо. Её возможности существенно превосходят мои.
Старушка. Но ведь ты и не пытался!
Мартин. Согласен: не пытался. Мне трудно ей противостоять. Да и желанья нет. Мне хорошо, когда она приходит.
Старушка. Да, я знаю. Но… Это не может длиться долго.
Мартин. Анита должна уйти? Она послала вас сказать мне об этом?
Старушка. Нет. Нет. Не так быстро. И я полагаю, она обо всём скажет тебе сама.
Мартин. Тогда что же вы хотите мне сказать?
Старушка. Всего две вещи. Во-первых, приготовься к тому, что Анита должна уйти. Не удерживай её. Отпусти с лёгким сердцем.
Мартин. А я смог бы удержать её?
Старушка. Ты сам знаешь ответ на свой вопрос. И сам понимаешь, что удерживать её не надо.
Мартин (вздыхает и опускает голову). Да. Это так.
Старушка. А во-вторых, я хотела дать тебе совет. Будь готов принять помощь от тех, кто её предложит.
Мартин. Да я никогда и не отказываюсь.
Старушка. Это только кажется, что помощь нам предлагает тот или иной человек. На самом деле помощь всегда приходит свыше. Само провидение посылает её нам.
Мартин. Я никогда в этом и не сомневался.
Старушка. Вот и хорошо. (Встаёт.) Я, пожалуй, пойду. У меня в этом доме есть кое-какие дела. (Показывает рукой на массивную дверь.) Удачи тебе, Мартин!
Мартин. И вам всего самого доброго!

Старушка подходит к двери, открывает её и входит в здание. Некоторое время Мартин сидит, задумавшись, на лавочке. Выходит Анита. Анита подходит к лавочке, на которой сидит Мартин.

Анита. Как дела, Мартин?
Мартин. Если бы ты задала этот вопрос всего пять минут назад, я бы не раздумывал, что ответить. Я ведь и дожидаюсь тебя здесь, главным образом, затем, чтобы поблагодарить. Спасибо, Анита. Без твоей помощи я бы не справился.
Анита. Справился-справился! Уж я-то знаю! Моя помощь невелика… так… махонькие издёвочки над теми, кто этого бесспорно заслуживал. Ты - молодец. Победа - заслуженная. Поздравляю!
Мартин. Спасибо.

Анита плавно кружится возле лавочек. Несколько раз она жестом руки включает и выключает городской фонарь. Мартин не смотрит на неё. Опустив голову, он сидит на лавочке и молчит.

Анита. О чём ты думаешь?
Мартин. Ни о чём. Нет никакой возможности думать.
Анита (шутя). Осторожнее, Мартин! При первых признаках невозможности думать следует ущипнуть себя или…
Мартин. Ты всё шутишь!
Анита (меняя тон на серьёзный). Я полагаю, ты догадываешься, зачем я пришла…
Мартин. Попрощаться?
Анита. Нам лучше расстаться сейчас.
Мартин. Лучше - для кого?
Анита. Прежде всего, для меня. Потом - для тебя.
Мартин. Для тебя? Но почему? Я что-то сделал не так? Я обидел тебя?
Анита (смеётся). Нет, конечно, нет. Не в этом дело. Просто, увлёкшись игрой, мы стали выпадать: я - из своего мира, а ты - из своего. Для тебя это вопрос личного выбора, а для меня - не только. У меня есть и другие обязательства, Мартин. Да и тебе лучше вернуться в реальность.
Мартин. Но что такое, эта реальность? Для меня ты - не менее реальна, чем… (оглядывается по сторонам) чем… да хоть вот этот фонарь!
Анита (движением руки включает и выключает фонарь). Ах, откуда тебе знать, Мартин! Может быть, этот фонарь я принесла сюда из своего мира?
Мартин. Мне будет не хватать твоих шуток, Анита…
Анита. Поверь, лучше шутить, чем просто грустить понапрасну. Когда я говорю «реальность», я имею в виду то, что этим словом называют в твоём мире. Реальность там, где ты живёшь.
Мартин. Я тоже мог бы отшутиться. Но мне отчего-то не хочется. (Пауза.) Конечно, я всё знал. С первого же мгновения у меня не было иллюзий. Рано или поздно вся эта история должна была закончиться. Но всё равно финал пришёл нежданно. К этому невозможно подготовиться! Вот в чём беда.
Анита. Это - как посмотреть… Быть может, ежеминутная подготовка к расставанию была бы более мучительным бедствием. Для нас обоих.
Мартин. Да, ты права. Все мы, зная о неминуемом, думаем: это случится когда-нибудь потом, но не теперь. Но однажды это потом всё же наступает. Нет, я не жалуюсь. И не жду утешений. Я всё понимаю.

Анита  присаживается на лавочку рядом с Мартином.

Скажи мне: а нет шанса нам встретиться опять?

Анита. Ах, Мартин, Мартин… Поверь: есть вопросы, на которые нет ответа даже у видений. И неужели ты и впрямь на старости лет был бы рад видению-старушке?
Мартин (смеётся). Отчего же нет! Вот сядем с тобой здесь, на этой лавочке. И станем вспоминать. По-моему, неплохо!
Анита. Что ж, договорились! Встречаемся на этом месте лет через… (Спохватывается.) Что я говорю! Нет, Мартин, нет! Не надо рассчитывать на встречу!
Мартин. Я знаю. И всё же я буду приходить к этой лавочке время от времени. Нет, не с надеждой, а просто так.
Анита. Ты волен поступать, как хочешь. Но уж поверь ещё не состарившемуся видению: лучше тебе сюда не приходить. Не надо ничего забывать. Но и постоянно напоминать себе о прошлом - излишне. Надо двигаться дальше, как бы банально это ни звучало.
Мартин. Ты, как всегда, права. (Пауза.) Но послушай! Я ведь так ни разу и не поцеловал тебя! И думаю, другого шанса у  меня уже не будет.
Анита (смеётся). Я часто называла олухом Доктора. Но настоящий олух - это ты!
Мартин. Да, ещё тот олух! Мне отчего-то казалось, что если я поцелую тебя, ты сразу же исчезнешь. А теперь - терять нечего!

Мартин и Анита целуются.

Анита. Ну вот. Торжественная церемония прощания доведена до логического конца. Будь счастлив, Мартин! Я - пойду. (Встаёт.)
Мартин (вставая). Будь и ты счастлива! (Пауза.) Не волнуйся: я не брошусь провожать тебя. Я знаю: туда, куда уходят видения, мне путь заказан.

Анита медленно уходит прочь под волшебные звуки непонятно откуда возникшей музыки. Мартин отворачивается и не смотрит ей вслед. По мере удаления Аниты, свет становится всё тусклее и тусклее, пока, наконец, всё вокруг не погружается в темноту. Несколько мгновений тишины. Потом вдруг появляется яркий свет. Никого нет. Внезапно распахивается дверь и выходит Старушка.

Старушка (в зал). Нет, это ещё не конец. Осталось совсем немного…

Из противоположных концов сцены навстречу друг другу идут Мартин и Девушка Как Две Капли Воды Похожая На Аниту. За несколько шагов до встречи Мартин останавливается и пристально смотрит на Девушку.

Мартин. Анита?

Девушка на мгновение останавливается, смотрит на Мартина, пожимает плечами и идёт себе дальше своей дорогой. Мартин вопросительно смотрит на Старушку. Старушка пожимает плечами и уходит в другом направлении. Несколько мгновений Мартин стоит в растерянности. Потом Мартин подходит к дверям, открывает их и входит в здание. Дверь за ним медленно закрывается.

К о н е ц

*осенний драмафон-2011*

Previous post Next post
Up