Читальня: о.Ефрем Елисеев. Записки миссионера. (part2: о катехизации и проповеди среди мусульман)

Dec 15, 2012 13:22



[краткая аннотация серии]
Замечательную книгу  вытащил на свет LJ юзер  rus_turk"Священник Ефрем Елисеев. Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892-1899" (1900г издания). Священник Ефрем, весьма подробно и живо рассказывает о своей миссионерской деятельности среди мусульман киргизов. Очень интересный и колоритный рассказ  - много важных деталей, помогающих понять менталитет мусульман и киргизского народа того времени (не знаю насчет киргизов, но, судя по тому, что происходит в мусульманском мире - менталитет остался тот же), их нравы, исторические штрихи, быт и прочее.

Книга очень полезна миссионерам, особенно тем, кто ведет свою миссионерскую деятельность среди мусульман, так и простым читателям.

Я поискал и нашел эту книгу в сети в хорошем скане, распознал, и, если даст Бог, буду выкладывать самые интересные отрывки. 

part1

В этой части пойдет речь о силе катехизации и методах миссионерства ( оригинал у rus_turk).

Part2. Сила катехизации и против тех, кто говорит, что при миссионерстве среди мусульман, не стоит рассказывать правды о Мухаммеде.

Как всегда краткие тезисы по пунктам (чтобы потом было проще ориентироваться):
  • Важность знания языка своей паствы (народа, где проводится миссионерство); 
  • Важность для мирян (особенно для киргиз) прихода священника в гости;
  • Проповедь превосходства христианства над исламом (многие современные миссионеры, предпочитают полностью отказаться от этого, забывая, что Православие не приемлет крайностей);
  • Уважение среди мусульман к тому, кто знает больше - сила знаний (речь Георгия);
  • Аргументы, которые убедили мусульманина Оспана креститься:  бессмысленно  верить в того, кто сгнил в земле - верить в Того, Кто вознесся на небеса (!); знание священником обеих религий);


Глава II. (1893г).
I. Пребывапіе въ Змѣиногорскѣ п Красноярском - Крещеніе Оспана. (отрывок)<...> В Змеиногорске я нашел несколько семейств, весьма хорошо живущих и совершенно обрусевших, только один из них, новокрещенный Василий, давал повод думать о не строгом исполнении им христианских обязанностей; я повторить с ним некоторые молитвы, объяснил подробно значение их, а также истолковал и значение крестного знамения. С Василием объяснялся я на киргизском языке, благодаря чему, он все сказанное мною усвоил очень скоро. В беседе я старался внушить своему слушателю, чтобы он чаще посещал храм Божий, вообще жил по-христиански и старался служить примером для своих единоплеменников, а не соблазном; все это он обещал исполнить и благодарил меня за посещение и за наставления.

-      Я охотно слушал бы наставления о той христианской вере, которую принял, но плохо понимаю русский язык: теперь я несказанно рад, видя у себя русского священника, хорошо объясняющего мне ясным киргизским языком сущность и значение христианства. С тобой я говорю от души, - говорил Василий, прощаясь со мною.

27-го января я приехал в селение Красноярское. Здесь отыскал новокрещенного Георгия, беседовал с ним о том, как подобает жить по-христиански, оставил ему Псалтирь, а детям его дал по крестику. Георгий был весьма рад моему посещению и не знал, как благодарить за него, при чем заявил, что со дня крещения, несколько уже лет, он не видел у себя в землянке священника.

В сопровождении Георгия я обошел все селение, останавливаясь в тех домах, где были работники-киргизы, и беседуя с ними о вере. Во время одной такой беседы новокрещенный Георгий заметил своим одноаульцам киргизам:

-      Вот вы упрекаете меня за то, что я крестился; говорите, что креститься не нужно, что магометанство лучше, что русские не знают нашего языка и нашей татарской грамоты, потому и приглашают нас креститься; а вот этот батюшка-русский, хорошо знает русскую грамоту и татарскую, едва-ли и между вашими муллами найдутся знающие обо всем столько, сколько он; вот, послушайте, как он говорит о превосходстве христианства и о пагубности татарской веры. Тогда вы не будете упрекать меня; этот батюшка и вас наставит на путь истинный - так закончил свою речь Георгий. 
Слова Георгия видимо расположили красноярских киргиз в мою пользу, и они с заметным вниманием стали слушать предложенную мною беседу о превосходстве христианства над исламом.

При помощи Божией, моя беседа на этот раз, к несказанной моей радости, не осталась «гласом вопиющего в пустыне»:      вечером того же дня в мою юрту явился 24-х летний юноша, по имени Оспан, и обратился ко мне с следующими словами: 
-       Утром я слышал от тебя, что Магомет был простой человек, жил так же, как все мы грешные, и в настоящее время лежит в земле сотлевшим, что поэтому веровать в того, кто сгнил и лежит в земле, не следует, и что более справедливо веровать в вознесшегося на небо Христа. Так как ты, молда (священник), хорошо знаешь тот и другой закон, то я тебе верю и сам не прочь бы сделаться христианином, но только одного боюсь: не будет ли худо за перемени веры. Посмотри в свои книги и скажи мне, что там написано о том, кто изменяет отцовской вере?- говорил Оспан, видимо переживая в душе какой-то сложный процесс и как бы чего-то опасаясь.

Чтобы успокоить Оспана, я стал говорить ему о спасительности христианской религии и прочитал из Евангелия беседу Иисуса Христа с Никодимом о рождении от воды и Духа; - это еще сильнее подействовало на юношу. 
Оспан, как оказалось, был в числе слушателей утренней моей беседы, в которой я проводил параллель между христианством и магометанством. В этой беседе я коснулся рождения Иисуса Христа от Девы Марии но наитию Св. Духа, святой жизни Спасителя, Его чудес, смерти, воскресения и вознесения на небо. 
-       А Магомет, - говорил я утром в заключение - родился от язычников, вел жизнь плотскую, нечестивую, чудес не творил, умер и похоронен в земле, как и все обыкновенные люди, и тело его предалось тлению. Кому же, поэтому, теперь мы должны следовать: Христу ли, вознесшемуся на небо и сидящему одесную Отца, или умершему и уже истлевшему Магомету? 
Этот вопрос, вероятно, глубоко запал в душу некоторых слушателей и привел ко мне Оспана.
=============
part1
также см.: "Сила катехизации. Псевдоправославное язычество".

15 декабря 2012г 
"Записки мирянина" 
dralexmd.livejournal.com

Рубрика: "Ислам"
"Миссионерство"
"История" 
Читальня

интересные факты, ислам, история, катехизис, о. Ефрем Елисеев, миссионерство, читальня, XIX век

Previous post Next post
Up