Священник Ефрем Елисеев. Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892-1899.

Dec 07, 2012 11:32



XIXв. Почему киргизы не моются в бане. Почему киргизы не едят капусту.

Замечательную книгу  вытащил на свет LJ юзер rus_turk"Священник Ефрем Елисеев. Записки миссионера Буконского стана Киргизской миссии за 1892-1899" (1900г издания). Священник Ефрем, весьма подробно и живо рассказывает о своей миссионерской деятельности среди мусульман киргизов. Очень интересный и колоритный рассказ  - много важных деталей, помогающих понять менталитет мусульман и киргизского народа того времени (не знаю насчет киргизов, но, судя по тому, что происходит в мусульманском мире - менталитет остался тот же), их нравы, исторические штрихи, быт и прочее.

Книга очень полезна миссионерам, особенно тем, кто ведет свою миссионерскую деятельность среди мусульман, так и простым читателям.

Я поискал и нашел эту книгу в сети в хорошем скане, распознал, и, если даст Бог, буду выкладывать самые интересные отрывки.

Сегодня выкладываю целиком, наверное, самую интересную главу, о киргизах мусульманах и почему, мусульманам трудно принять христианство. Отмечу по пунктам:
  • Почему для киргизов Магомет (Мухаммед) идеал;
  • 6 вещей, в которых Магомет превосходит всех. Массивность кулака;
  • Тщеславие мнимого благочестия;
  • Щедрость киргизов;
  • Разбой (баранта), как подражание Магомету;
  • Половая распущенность;
  • Превосходство на русскими, как недостойными ислама;
  • Почему русские имеют одну жену, а киргизы четыре. (Замечательная байка о том, как киргиз и русский выпрашивали у Магомета себе жену);
  • Почему киргизы не моются в бане (!);
  • Почему киргизы противятся крещению - заповедь Магомета о неверных;
  • Молитва на показ. Презрение честного труда;
  • Поразительная щедрость киргизов и баранта (разбой);
  • Свободный киргиз томится в богатых  апартаментах и каменных палатах;
  • Почему с принятием христианства, киргизы вынужденны жить оседло;
  • Ужасы поста.  Ржаной хлеб, как тюремное наказание. Почему киргиз не ест капусту (!)



Почему христианство с трудом прививается у киргиз.- Счастливые задатки.Обозревая свою миссионерскую деятельность в районе Преображенского стана за минувший год. я еще более убедился в том, как трудно и тяжело одинокому миссионеру бороться с магометанским лжеверием на громадном пространстве 55,000 кв. верст и при 95,000 мусульман, охраняемых аульными и волостными муллами и фанатичными татарами из Казани, поселившимися среди киргиз под именем чалоказаков. Если взять во внимание число школ и мулл, имеющихся в каждом малочисленном аульном обществе в обширных киргизских степях, то что может значить против такой силы единственный миссионер, живущий около какого-нибудь маленького общества новокрещеных? 
К тому же сама мусульманская религия так естественна и сродни кочевому киргизу. По своим умственным и моральным качествам Магомет представляется идеалом для простого кочевника. Его личность и вероучение потому и обаятельны для киргиза, что каждый киргиз видит в них свои свойства или недостатки, освящаемые Кораном. В действительности мысли и стремления Магомета вполне зависели от обстоятельств его жизни и положения: они управляли им всегда. «Молитва, благовония и женщины», вот три предмета, которые он называл любимыми. Среди киргиз господствует убеждение, что Магомет превосходить всех в шести вещах: в молитве, силе, щедрости, массивности кулака, силе к супружеским наслаждениям и войне с неверными. Все это нашло удобную почву среди киргиз и сделало их усердными исполнителями подобных предписаний религии.

Подражая Магомету с внешней стороны, каждый киргиз старается совершить пятикратную молитву, предварив ее омовением. Киргиз проникается чувством самодовольства, как исполнитель религии и воли Пророка, а между окружающими возвышается его авторитета и мнимое благочестие, льстящее самолюбию неразвитого дикаря.

Физическую силу киргиз старается показать в диких выходках во время борьбы на праздниках, в спорах о возможности съесть одному целого барана, или же в том, что он одной рукой поднимет барана, остановить на ходу скачущую лошадь, держа ее за хвоста и т. д. За такие подвиги киргиз может прослыть силачом и богатырем, а это так заманчиво для самочувствия грубого и живущего еще внешними интересами полудикаря киргиза.

Щедрость, приписываемая Магомету, у киргиз проявляется в их, доходящем до самоотвержения, гостеприимстве; по бытовым и кочевым обычаям, киргиз обязан заколоть барана и бесплатно накормить проезжающего, кто бы он ни был, подвергаясь в противном случае штрафу атъчапан (лошадь и халат).

Стремление уподобиться Магомету массивностью кулака у киргиз выражается в баранте (разбое и угоне скота). Баранта считалась у киргиз до последнего времени удальством, и лишь в последнее время, благодаря усвоению киргизами смысла и духа русского законодательства, баранта мало по малу начинает отходить в область преданий.

Необузданная страсть к супружеским наслаждениям у киргиз проявляется в многоженстве ранних браках и нравственной распущенности. Киргизы, как и все мусульмане, простодушно уверены в том, что пророк их был награжден Богом половой силой, равной силе 40 мужчин, и что сами они наделены, в сравнении с русскими, удесятеренною половою способностью; не малую в данном случае роль играет заповедь Магомета, увековеченная на страницах Корана: жены ваши нива для вас; ходите на ниву вашу, как ни захотите (Кор. 2, 223).

Замечательно при этом, что киргизы глубоко убеждены в своем превосходстве над русскими. По циркулирующему среди них преданию, от сотворения мира все люди были мусульманами и все вели кочевой образ жизни, кочевал же и Магомет; ислам проповедовали все бывшие пророки Адам, Авраам, Давид, Моисей и Иисус. Мусульманами же были и русские, принявшие христианство лишь впоследствии, как люди, недостойные звания мусульманина. В подтверждение этого они приводят следующий рассказ.

В той стране, где жил Магомет, однажды было большое ненастье и по улицам стояла непролазная грязь. Киргиз и один русский, желая взять себе по другой жене, явились к Магомету за советом и позволением. Магомет жил в богатых горницах, где пол был устлан дорогими и новенькими коврами. Благодаря своей смелости, первым вошел русский, но при этом он не позаботился привести в порядок свою неприличную одежду, не очистился от грязи, не совершил омовения, не снял в передней грязных калоши, не отдал даже положенного приветствия пророку, запачкал ковер и тем прогневал пророка. 
-     Зачем ты пришел сюда? - грозно спросил Магомет русского. 
-     Желаю взять другую жену, прошу твоего совета и позволения, -ответил русский. 
-     Ах, ты! как ты смел войти сюда грязный, без омовения и приветствия; сам. за собой не можешь ходить, а еще хочешь иметь и другую жену; довольно с тебя одной жены, - был строгий приговор пророка. 
Немного погодя, совершив омовение, очистившись от уличной грязи и сняв в передней калоши, со страхом входит киргиз. 
-     Салям агалеикум, таксыр (мир тебе, пророк),- 
низко кланяясь, благоговейно нриветствовал пророка киргиз.           # 
-     Магалеикум ассалям (мир и тебе),-благосклонно ответил пророк. 
Такое приветствие, опрятность и соблюдение приличия понравились Магомету. 
-     Что тебе нужно?-милостиво спросил он киргиза. 
-     Хочу взять вторую жену, прошу у тебя, пророк, со- вета; позволишь? 
-     За свое благонравие, опрятность и соблюдение приличия ты можешь взять двух, трех и четырех жен, - милостиво ответил Магомет.

И вот с тех пор, по киргизскому преданию, русские стали иметь одну жену, а киргизы - четырех. 
Теперь у киргиз внешняя опрятность, выражающаяся в омовении пред намазом, мытье рук пред и после принятия пищи служат залогом якобы их превосходства над христианами. Дальше омовений киргиз не идет: он никогда не меняет белья, не моется в бане, не признает никаких ванн. Белье киргиза пропитано своеобразным запахом, по всему телу его вечно кишат паразиты. Мыться в бане киргизы не решаются, так как высокая температура последней напоминает им адские мучения, а париться веником-равносильно, по их представлению, личному произвольному телесному наказанию и недостойно звания киргиза.

Как известно, Магомет оставил еще следующую заповедь своим последователям: когда встретитесь с неверными (т. е. христианами), рубите им головы, пока не нанесете им совершенного поражения (Кор. 47, 4). Памятуя эту заповедь, киргизы, прежде всего, всячески стараются притеснять новокрещеных и желающих креститься, употребляют все способы, чтобы не допустить своих членов к принятию св. крещения, пуская в ход хитрость, наглое насилие, мщение и покушение на их жизнь. Худые свойства и качества лжепророка, погрязшего в пороках и страстях, ни с чем несообразные предписания его религии-все это нашло добрую и желанную почву в сердцах диких кочевников-киргиз. Они с увлечением, слепо верят в непогрешимость своего пророка и стараются быть строгими исполнителями его заповедей.



Среди такого народа христианскому веропроповеднику приходится глаголать слово Божие с дерзновением (Деян. 4, 31).

Трудно внушить неразвитому киргизу творить молитву умную, чтобы он, во время молитвы, вошел в клеть и, затворив двери, помолился Отцу втайне (Матф. 6, 6), а не молился, по магометански, на показ, якоже лицемер. Только в показной мусульманской молитве может найти себе утешение тщеславный киргиз, вызывая своею quasi набожностью общее почтение, крайне лестное для мелочного самолюбия неразвитого полудикаря. Трудно убедить киргиза, чтобы он свои физические силы употреблял на честный труд, вместо бесполезной борьбы и других непристойных занятий. Полезный и честный труд для киргиза унизителен, так как, по его мнению, счастье - в беспечности, а труд-неизбежный удел презренных бедняков.

Однако, справедливость требует заметить, что и у киргиза есть добрые качества, которые отчасти способствуют его внутреннему убеждению в собственном превосходстве над окружающим его христианским населением. Например, щедрость киргиза поразительна.

К сожалению. этого качества, он часто не видит у окружающего его русского населения, хотя у древних христиан, как известно, был обычай устраивать общие трапезы или братские обеды, учреждавшиеся при богослужебных собраниях, в знак тесного единения между верующими, с одной стороны, и для вспомоществования беднейшим в пропитании -с другой...

Почтение к кулаку, заповеданное Магометом и выражающаяся у киргиз в баранте (разбое и угоне скота), тоже не находить себе почвы в нашей христианской проповеди, где говорится: не противитеся злу: но аще кто ударить в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Матф. 5, 39). 
Наше слово к киргизам: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы (Матф. 5, 44), также идет в разрез с заповедью Корана: убивайте многобожников (т. е. христиан), где ни найдете их (Кор. 9, 5), и к тому же мало доступно грубому и жестокому сердцу кочевника-киргиза.

Кроме того, некоторым препятствием к распространению христианства среди киргиз, нельзя не признать еще и следующего обстоятельства. Как известно, киргиз любит широкий простор своей привольной степи; быстрее вихря часто мчится он па своем диком коне без всякой определенной цели; его неудержимо влечет к себе далекий горизонт, синим полукругом сливающийся с зеленым бархатом бесконечной степи. Киргиз - вековой кочевник: он гордится и считает своим неоспоримым преимуществом возможность перекочевывать с одного места на другое. Роскошные чертоги и каменные палаты киргизу пе нужпы. В 1891 году, в проезд через Омск Наследника Цесаревича Николая Александровича, ныне благополучно царствующего Государя, некоторые киргизы-депутаты попросили позволения выйти из роскошной квартиры в каменном здании за город. в бедную и дырявую юрту пастуха киргиза. В роскошных и чистых палатах им было душно и теснило грудь, а за городом в грязной и маленькой юрте пастуха, но на лоне природы, они чувствовали себя лучше.

С принятием же христианства, во избежание мести и гонений со стороны родственников мусульман, киргизу волею-неволею приходится расстаться со всеми прелестями, с его точки зрения, привольной кочевой жизни и поселиться оседло... Вот и это то обстоятельство сулит немаловажным тормозом к переходу киргиз в христианство.

Не мало страшит киргиза еще христианский пост, предписывающий питаться исключительно растительной пищей. Киргиз живет очень близко к природе и питается исключительно молочной и мясной пищей, поэтому резкий переход на мучную и растительную пищу может на большинстве из них отзываться крайне неблагоприятно. От ржаного хлеба и твердой пищи киргизы неизменно страдают изжогою и прочим болезнями. Нe лишение права и чести страшит арестанта-киргиза в тюрьме, а ржаной хлеб и чай без молока. По убеждению киргиз, ржаной хлеб введен во всех тюрьмах исключительно в виде наказания, как самая медленная и потому наиболее тяжелая пытка. По киргизским понятиям, человек должен питаться от скота, но не растительною пищей, назначенною Богом для скота. Считаясь со всем этим, мы, миссионеры, иногда нужды ради попускали новообращенным из киргиз употреблять в пост молочную пищу. Но достаточно новообращенному встретиться с русским простолюдином, как последний не преминет ему заметить: «как был ты собакой, так собакой и остался»...

Наконец, мы, миссионеры, лишь единица на несколько тысяч жителей и еле заметная точка на громадном пространстве, а киргизские муллы имеются в каждом даже самом незначительном ауле. Мы не успеваем объехать своей паствы и однажды в год, а киргизские муллы всегда сопутствуют своим прозелитам. Мы живем оседлою, чуждою им жизнью, употребляем пищу, например капусту, чуждую их пище, (капусту, по убеждению киргиз, грех есть, как траву, положенную употреблять только животным), носим чуждую одежду, употребляем чуждый язык, а мулла из киргиз или татар живет их жизнью, питается их пищей, носит их одежду и говорить на их языке. Все это, разумеется, не может не служить некоторой стеной между киргизами и русским миссионером...

Магометанство, жизнь его исповедников, их понятия, свойства, качества и взгляды радикально противоположны христианству с его Божественным учением.

Поэтому, если бы не горячая вера в то, что человек, работающий на ниве Божией, только насаждает и поливает, а возращает Бог (Кор. 3, 6), если бы мы не знали, что хотя и мало обращенных нами, но при помощи благодати Божьей, и те избавлены от сети магометанства и, по слову Божию, имели веру и крестились, следовательно, спасены будут (Марк. 16, 16), то у миссионера не раз бы явилось сомнение, не раз бы закралась в его душу черная мысль: не напрасно ли я тружусь, не всуе ли сею Слово Божье в грубых и чувственных сердцах мусульман, не пропадет ли брошенное мною зерно на бесплодной и каменистой почве?

Вот те скорби и радости, которые я испытывал в течение своего восьмилетнего миссионерского служения.

Священник Ефрем Елисеев.
Записки миссионера Буконского стана
Киргизской миссии за 1892-1899.======

7 декабря 2012г 
"Записки мирянина" 
dralexmd.livejournal.com 
http://vk.com/note4257773_11665105

part2

Рубрика:
"Ислам"
"Миссионерство"
"История"

о. Ефрем Елисеев, интересные факты, ислам, XIX век, читальня, миссионерство, история

Previous post Next post
Up