[читальня]: Необычные явления Архангелов Михаила и Гавриила подвижникам современности и древности

Nov 21, 2014 23:34



Сегодня праздник, не красным в календаре, но все равно, весьма почитаемый в народе (во всяком случае у нас в Молдавии): "Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила", или проще - "День Архангела Михаила и Гавриила".

В связи с тем, что заметку "Василина и архангел Михаил. Долгая дорога в церковь" опубликовал портал pravoslavie.ru, есть повод вспомнить довольно неординарные явления архангелов известным нам подвижникам древности и нынешним современникам. Будет даже одно весьма необычное явление Самого Господа простому мирянину (теперь, он уже в сане). Кстати, с самой заметкой о Василине, по мне, это очередной пример того, как Архангел Михаил незримо заботится о Василине. Дело в том, что я давно уже ничего не посылаю на портал, т.к. после "Сна Лилияна" они не проявляют никакого интереса к моему материалу - "ни привета, ни ответа", а тут к празднику Архангела Михаила пришел помысел, что стоит вновь попытаться и отправить хотя бы два рассказа о Василине. И вот чудо!

Но перейдем к заявленным чудесам.

Один из типичных пунктов раздора между Православием и протестантскими сектами - это Предание и почитание святых. Жития святых, которые также входят в Предание, воспринимаются, как некие фантазии и сборник домыслов и сказок, что уж говорит о святых, которых почему-то нужно слушать и верить их словам, хотя на все это а.Павел говорил:

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
(Евр.13:7)

Но это к слову. Итак:

начало IV-го века:

Явление Архангела Михаила преподобному Пахомию

(из его жития):

"...Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним".

XX век:

Явление Архангела Михаила старцу Ефрему и умирающему старцу Иосифу Исихасту
"Шли дни. Старцу становилось все хуже. Мы уже не оставляли его одного, всегда кто-нибудь из нас был рядом. Однажды я сидел вместе со Старцем в его келлии. Он был в своем креслице, а я поддерживал его сзади. Вдруг открылась дверь церкви, и затем распахнулась дверь келлии, где были мы со Старцем. Я увидел огромного монаха без бороды, в кукуле, с крестом на нем, в великосхимническом облачении с красным рисунком - как это было при явлении ангела
святому Пахомию. Вид его был приятен и строг одновременно. Он весь сиял белым светом. Он вызывал в душе страх и любовь, два этих чувства одновременно - страх и любовь. Как только открылась дверь, он посмотрел мне прямо в глаза и затем на Старца. Потом закрыл дверь и ушел. Когда он ушел, у меня было четкое ощущение, что он нам сказал: «До времени». Я был на тысячу процентов уверен, что это был архангел Михаил. Тогда Старец мне сказал:
- Малой, ты видел его?
- Видел.
- Это был архангел Михаил. Он нам сказал: «До времени».
Он не отверзал уст, но ангелы и святые говорят внутренней речью. И я понял: «до времени» означает, что спустя какое-то время он придет вновь. Действительно, не прошло и месяца, как он пришел и забрал Старца".

старец Ефрем Филофейский "Моя жизнь со старцем Иосифом"

Мы привыкли видеть архангела Михаила, как воина с огненным мечом, и мы ему обращаемся именно по поводу, чтобы оградил нас от всех видимых и невидимых врагов, и чтобы восторжествовала справедливость. Поэтому имя его буквально означает «Кто как Бог?», т.е. «никто не равен Богу». Так воскликнул архангел, когда Люцифер восстал против Бога, и противостоял всей это бесовской армаде. А тут он является, как монах исихаст. Довольно необычное явление. Впору вспомнить из послания апостола Иуды:

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь".
(Иуд.1:9)

В контексте этого, обратимся к еще одному современному произведению, о том, как Сам Господь явился автору серии книг "Флавиан" в образе... простого монаха отшельника:

Я таки нашел очень выгодную точку на небольшой площадке рядом с малозаметной тропинкой, проходящей метрах в восьмидесяти выше западной, полуразрушенной каменной стены, ограждающей скит по периметру.

Вид был просто потрясающий! Удерживая композицию кадра в видоискателе, я начал медленно перемещаться назад и влево, уходя от попадающей в кадр ветки какого-то дерева…
- Осторожно, брат! Сзади змея! - раздался вдруг голос у меня за спиной.

Я мгновенно отреагировал, остановившись и быстро оглянувшись назад и вниз. Там действительно ползла змея, небольшая, серо-коричневая какая-то, и я действительно имел реальный шанс наступить на нее, сделав назад еще пару шагов. Змея, не обращая на меня внимания, проползла мимо и скрылась в кустах. Я выдохнул и поднял глаза на своего спасителя.

Спаситель оказался сидящим на муле темноволосым монахом. Лет тридцати с небольшим, с правильными чертами приветливо улыбающегося и чем-то знакомого лица. Одет он был в вылинявший льняной подрясник, подпоясанный афонским монашеским поясом, и вылинявшую безрукавку-полурясу. На голове у него была вязанная из хлопчатобумажной черной нитки круглая шапочка-скуфейка, какие я видел в иконной лавке в Ивероне, тоже со следами многодневного пребывания под солнцем. На ногах обычные кожаные сандалии, через плечо свисала домотканая шерстяная сумка на сплетенном косичкой шерстяном шнуре. Словом, типичный афонский инок.


- Спаси тебя Господь, отче честный! - еще с волнением в голосе проговорил я и, спохватившись, произнес обычное афонское приветствие. - Эвлогите!
- О, Кириос! - улыбнувшись, ответил монах. - Как твое имя, брат?
- Алексей! А твое, отче?
- Мое имя? Феологос, - также улыбнувшись, ответил агиорит, легко соскочив с мула.
- Феологос! Ты эллин, отче (греки обычно называют себя эллинами)? - поинтересовался я. - Как хорошо ты говоришь по-русски!
- Во Христе нет ни эллина, ни русского, - вновь улыбнулся Феологос, - разве это важно?
- Да нет! В общем, конечно, не важно! Ты, отче, мне прямо Богом послан, а то лежал бы я тут сейчас, змеей укушенный! Даже в скит сообщить было бы некому!
- Ты, Алексей, не бойся, - монах посмотрел на меня внимательным взглядом своих карих, светящихся искренним расположением глаз, - ты же читал в Евангелии, что без воли Божьей и лист с дерева не падает, так, тем более, без нее и змея не укусит! А если укусит, значит, и это тоже необходимо для твоего спасения! Богу видней, доверяй Ему, брат!
- Я доверяю, - искренне ответил я, - просто легче принимать волю Божью, когда Господь «по головке гладит», а не против шерстки! Тут мое себялюбие просто дыбом встает! Хочется ведь в Царство Небесное, но без страданий, лучше вообще на «мерседесе» с кондиционером и стереосистемой! И с октопусами на гриле…
- Алексей! Это принадлежит отцу Никифору. - Монах протянул мне небольшой серебряный образок Божьей Матери, сквозь петельку которого свисал разорванный кожаный ремешок. - Передай ему, он потерял это около второго креста по тропе на вершину и сильно огорчается, потому что это благословение его любимой, очень верующей бабушки! Пусть утешится и носит его на более крепком шнуре!
- Ты с ним знаком, отче? - обрадовался я. - Может быть, мы пойдем вместе в скит и ты сам порадуешь отца Никифора?
- Мне надо идти в другое место! - улыбнулся в ответ Феологос. - Я могу проводить тебя только до поворота, дальше ты пойдешь сам! Смотри под ноги и не забывай о молитве!
- Где ты подвизаешься, отче? - спросил я, когда мы двинулись вниз по тропинке, сопровождаемые смиренным мулашкой. - Мы можем с отцом Флавианом прийти в твою обитель и увидать тебя там?
- Можете, конечно, если захотите и потрудитесь! Твой духовник знает туда дорогу, - Феологос посмотрел на меня с доброй улыбкой, - правда «мерседес» туда не проедет, придется ногами по камушкам карабкаться, но я буду вас ждать!

Мы подошли к развилке тропы и остановились. От этого монаха Феологоса исходила какая-то непривычная благодатная тишина, какое-то спокойствие и доброта, я еще ни разу не чувствовал такого ни от одного человека. Расставаться мне с ним категорически не хотелось, но и повторять свое приглашение посетить отца Никифора я уже не дерзнул.
- Отче! - вдруг сообразил я. - Благослови запечатлеть тебя на память! - я взялся за висящий на шее фотоаппарат.

- Попробуй! - улыбнулся Феологос. - Я не всегда хорошо получаюсь на изображениях.
- Это же «кэнон», отче! Десять мегапикселей! - Я отошел и прицелился объективом. - Будет не хуже, чем в «Нэшнл джиографик»!

Монах улыбнулся, подождал, пока я не щелкну затвором, затем поднял руку в знак прощания, легко поднялся в седло, и смиренный мулашка вскоре скрылся вместе с седоком за поворотом.

Удивлению отца Никифора не было предела.
- Я потерял этот образок несколько лет назад, когда ходил на вершину, - растерянно говорил он, любовно поглаживая пальцами вновь обретенную святыню, - но откуда этот Феологос мог узнать про мою бабушку? Я никому на горе не говорил о ней и не показывал этот образок.
- Имя какое интересное, Феологос: Божий Логос, Богослов, Бог Слово… - задумчиво размышлял Флавиан. - Ты, отче, с этим монахом не знаком? - обратился он к отцу Никифору.
- Что-то вообще не припомню здесь никого из русскоговорящих монахов с таким именем, разве только кто-то недавно постриженный? - недоуменно отвечал отец Никифор. - Опиши его поподробней, Леша, на кого он похож?
- На кого похож? - Я огляделся. - Да вот! На Спасителя вот этого даже очень похож.

Я показал на висящий на стене архондарика большой русский церковный календарь с репродукцией Спаса Нерукотворного на нем.
- Подождите! - вдруг осенило меня. - Я же его сфотографировал!

Вытащив из фотосумки дорожный ноутбук и включив его, я вставил в «картридер» извлеченную из фотоаппарата карту памяти, открыл на экране нужную папку.
- Так! Вот входные ворота с котом на них, вот экклесия, телевичком взятая, вот панорама, после которой я чуть на змею не наступил, а вот… - Я замер вместе со сгрудившимися вокруг экрана отцами. - Ничего себе!

Снимок, на котором должно было быть изображение улыбающегося монаха Феологоса, запечатлел только свет! Яркий, непонятно из какого источника исходящий свет! И больше ничего!
- Леш, - осторожно предположил Игорь, - может, это у тебя вспышка так сработала?
- Вспышка отключена, Игорь, - обескураженно протянул я, - и потом, вспышка могла осветить лишь объект передо мной, но не меня в объектив! Такое ощущение, что я сфотографировал крупным планом солнце!
- Кажется, ты Его и сфотографировал, - задумчиво произнес Флавиан.
- Ты думаешь… - повернулся к нему отец Никифор.
- Похоже на то! И имя, и…Что ты ощущал, Леша, в Его присутствии? - Флавиан посмотрел на меня внимательно.
- Ощущал? Ну, даже не знаю, как сказать… Хорошо мне было… Расставаться с Ним не хотелось… Словно мы с Ним знакомы давно, ощущал… Подожди! Ты полагаешь… - вдруг потрясла меня догадка.
- Так! Отцы и братия! - вдруг решительно произнес отец Никифор. - Кажется, наступил момент, когда всем лучше умолчать! Давайте оставим про себя наши мысли и догадки, Богу известно, кто это был и почему, а нам, я думаю, в загадки играть не полезно!
- Аминь! - вставая, подтвердил Флавиан.

протоиерей Александр Торик «Флавиан. Восхождение» , Гл.9 "Феологос"

Ну, и вполне логично, вспомнить и одно из самых необычных явлений (не считая Благовещания) Архангела Гавриила. Как известно, Архангел Гавриил, это добрый вестник, который активно проявляет себя именно в новозаветную эпоху, когда Бог являет Свою милость людям, и указывает путь и дверь ко спасению, которым является Христос. Архангел Гавриил - это Ангел Хранитель Богородицы, через которую, лестницу в небеса, и пришло нам Спасение. Богу все возможно, поэтому добрый Его вестник Гавриил - носит почетное имя, которое означает - «Всевышний - сила моя». Именно он оберегал Богородицу и поэтому он приносит нам вести о том, как величают Владычицу нашу на небесах:

"Достойно есть": явление Архангела Гавриила отшельнику

Почитание иконы «Достойно есть» связано со следующим историческим событием.

В X веке один старец жил отшельнически со своим послушником недалеко от столицы Афона Кареи[1]. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко и только по особенной необходимости. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения.

Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Ее иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим...». По окончании молитвы гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде: „Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего" - и после этой уже песни прибавляем: „Честнейшую херувим…"». Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханного им песнопения, и стал просить гостя написать его, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Так я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукою дивного гостя. Начертав на нём эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.

Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом.

[isihazm.ru]: Иконы Афона: Достойно есть

--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
(поминайте меня в своих молитвах)

21 ноября 2014г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Рубрика:
Читальня
Чудеса

Заметки по теме:
[божьи люди]: Василина и архангел Михаил. Долгая дорога в церковь.
[Чудеса]: Сказ о том, как Бог послал ангелов за регентом. (Баба Нина: Рождественская сказка)
Чудеса: Баба Анна и ее Ангел Хранитель
[репост]: Дети видят ангелов

доп.теги: ангелы
Предание

архангел Гавриил, старец Иосиф & старец Ефрем, Ангел Хранитель, Предание, ангелы, person/Василина, Св.Андрей Рублев, святые, архангел Михаил, икона, патерик, чудеса, "Флавиан", pravoslavie.ru, праздники, протестанты

Previous post Next post
Up