[простыми словами]: Сила веры (part1): "Эффект шмеля".

Oct 25, 2014 19:00



Сила веры
(part1)( part2)( part3)

Присказка: "куда уходит детство - в какие города?"[прим.: кто не любит много слов, может переходить сразу к "Эффекту шмеля"]


Вырос я в молдавском провинциальном городке Кэлэраш (Калараш). Удивительно уютным и красивым был городок в советские времена. В нем даже долгое время сохранялась самая настоящая мостовая, т.е. улица, вымощенная большими круглыми булыжниками, которые за многие годы отполировались до блеска. Правда у улицы название было далеко не булыжно-мощенным - "Спортивная". Хотя, с точки зрения советской философии, и в неровной поверхности мостовой можно было углядеть спортивный аспект, и подвести под эту целую идеологическую базу для полноценной КПСС-но выдержанной диссертации. Мостовая, была уединенной и безлюдной, и, кстати, вела в прекрасный старый городской парк - это была самая моя любимая улица, как Французский Бульвар в Одессе.

Сам город был полный зелени и цветов. Полный каштанов, и полный майских жуков, которых облепляли эти самые каштановые деревья. Есть, так называемая "цыганская почта", воровская, "бабушкино радио", а есть, скажем так, и школьная почта - взрослый мир, вообще не представляет, чем живет зеленная поросль - а у юного питомника свое предание, свои традиции, свои страшилки, свои новости, свои поверья и т.д.  Огромный пласты детского и взрослого мира никогда вообще никак не пересекаются - те же школьные учителя и детские воспитатели, которые непосредственно общается с детворой, очень слабо себе представляют, чем дышат их подопечные, в [жень-шеньевый, заспиртованный] корень, забыв про свое детство. (В этом плане как-то лучше обстоят дела у пионервожатых, но и те еще с ветром в голове и со своими тараканами, что и не поймешь - то ли это ребенок, который вот-вот внезапно повзрослеет, то ли это вечный ребенок, который не может повзрослеть). Так вот, кто-то среди пацанвы пустил пушку, что в аптеке принимают крылья майских жуков и платят реальные медные советские копейки за столько-то граммов.  Поэтому несколько лет подряд, возле каштановых деревьев копошился огромный живой ковер бескрылых майских жуков. Не знаю, догадывались ли взрослые о таком странном природном чуде.


Для советской детворы большой пятак это уже были деньги - за два пятака (или малюсенькую монетку в 10 коп), можно было купить самое дешевое, но обалденно вкусное мороженное "Молочное". Его кстати, реже всего продавали, и оно исчезало моментально. Делали его, естественно, из натурального молока, поэтому оно и было такое удивительно вкусное. Чуть дороже стоил классический Пломбир, Эскимо и прочие шедевры советской молочной индустрии. За копейки можно было сходить в киношку. Уже не помню, кажется за 20 коп. За двадцать с чем-то копеек можно было купить бутылку сладкой воды "ДЮШЕС", а рубль, для советского недоросля - это уже был, как целый золотой слиток из сокровищницы Веселого Роджера. Стальной, крепкий, как профиль бюста дедушки Ленина на нем; надежный и тяжелый, как весь Советский Союз; четко и эталонно выверенный и "гарно" (укр.) сварганенный (вор.), как вся советская военная инженерия.  В виду этих характеристик, и в виду того, что на Ленине не было обычной его кепки, такой эталонный советский кругляшок, было легко и интересно перекатывать на рифленом ребре по асфальту. Вот мой соседский друг детства, покойный Игореша, как-то уже почти дошел до дома из магазина, куда его послала мать за хлебом, и, где ему на сдачу дали такое чудо стальной промышленности (в те времена он еще был редкостью, а в детские очумелые руки вообще попадал по большим праздникам), и детская душа соблазнилась и устроила вождю мировой революции асфальтовые
покатушки, да так, что рубль укатился обратно вниз по дороге, чуть ли не до самого магазина. Бедный Игореша бежал за ним вниз несколько кварталов и не мог его догнать. Кажется  рубль не докатился обратно до магазина лишь по причине канализационного люка (ямы), накрытого другим качественным изделием советской промышленности - чугунной решеткой. Кто знал тогда, что в этой маленькой трагедии, масштаба одного школьника Каларашской Русской Средней Школы №2, на самом деле скрывается настоящая мистика, повлекшая за собой гибель огромного "Титаника", под названием Советский Союз, построенного добрым дедушкой Ленином, чьи рубли было так клево катать по асфальту, когда он был без кепки. Где-то через лет 5, советский металлический рубль накрылся медным тазом, канув в канализацию со всей экономикой, а чугунными решетками  и, такими же чугунными, люками, кормилось пол-страны, сдавая их на металлом.  Чугун оказался более выгодным капиталовложением, чем денежный метал, тем более, что он никак не падал в канализационные ямы.


Итак, наш прекрасный районный городок, был полон зелени, полон цветов, полон майских жуков, а также был полон прекрасных людей. Да-да - "люди в городе" - никогда не думал, но, оказывается, это тоже важный критерий - одно время городок полностью опустел. В советские года он был полон евреев, Калараш считался еврейским городом (хотя, прожив все детство там, я об этом ничего не ведал, т.к. уже писал выше - взрослый и детский мир, это вообще два разных параллельных мира) - сюда стекались евреи со всего союза, т.к. отсюда было легче всего эмигрировать. По этой же причине сюда приезжали и немцы. Также было много цыган. Кстати, о проживании в близлежайших селах, ни тех, ни других, и третьих,  я почему-то не слышал. Знаю лишь одного эстонца, который жил в одноименном селе Кэлэраш, которое находится непосредственно возле города - он научился материться по-молдавски, а после этого увез свою жену молдаванку к себе в Эстонию. Цыган расселили, остальные, кто мог, разъехались - евреи в Израиль, немцы в Германию. И вот настали девяностые и город вдруг тотально резко опустел, словно все, и те, кто не признавался в этом даже себе,  оказались евреями. Открылись границы. Люди тронулись валютой. Вот, как Игореша бежал за Ленином в круглой металлической оправе, так дикий народ, который держали в советской изоляции, кинулся за масоном Дж.Вашингтоном, в хрустящем зеленом бумажном оформлении, на леске и крючке.

Помню, когда в те года, изредка навещал своих родственников, то город представлял собой весьма и весьма тяжкое и удручающее зрелище - пустота... тотальная пустота... на улице почти ни одной души - "к нам привезли Кашпировского в телевизоре". Тогда думал, что город умер окончательно, но нет - теперь он основательно уже ожил, но... это уже совсем не тот Калараш. И майских жуков в нем уже нет.


Но это все была присказка с ностальгической ноткой. Все думал, зачем вдруг меня потянуло рассказать об этом, когда речь, вообще, должна пойти о силе веры? Потом понял - чтобы окунуть в ауру простых, наивных времен, и в ауру детства - ведь вера должна быть простой, и, в какой-то мере, по-детски наивной.

2 Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
(Матф.18:2,3)

Эффект шмеля
И вот, среди каларашской пацанвы пошло новое всеобщее увлечение - ловить пчел руками. Ловишь пчелу, захлопывая их обеими ладошками, как в хоккейную ловушку-рукавицу вратаря, и долго трясешь, чтобы пчела не ужалила. Для маленьких, которых испугали пчелами, истеричные дяди и тети, впадающие в экзальтированные дикие пляски "меня укусила мамба", при виде этого маленького жужжащего божьего творения, это увлечение представлялось весьма азартным. То ли пацанва очень сильно трясла руками, то ли пчелы не жалили маленьких, но, между уроками, на перерывах, игра быстро обрела всеобщую пацанскую популярность, тем паче, что возле школы и вдоль дороги росли клумбы ярких цветов. Эйфория несколько спала, когда, как с фронтов (фронт был довольно протяженный, рядом еще была и молдавская школа), то и дело доносились тревожные сводки:
- Серегу укусила пчела!
- И?!
- Убежал к медсестре! Плачет!
- В соседнем классе пчела укусила Тимофея!

Наверное, это были какие-то неправильные пчелы. Ряды редели. Не помню, если я участвовал  в этом, т.к. уже имел первый такой фронтовой опыт и знал последствия укуса пчелы - как-то в лесу меня кто-то укусил прямо в темечко. Я включил свою сирену и стал громко вопить на весь лес, не понимая, что произошло. Взрослые встрепенулись, побросали свои стаканы, и прибежали спасать бедного ребенка. Мои взрослые были не истеричными, они посмеялись, сказали, что просто пчела, приложили к укусу чеснок, и пошли поднимать свои, оброненные стаканы.

Но вернемся к школьным клумбам. Тогда среди пацанвы прошел слух, что шмели не жалят, т.к. не имеют жала. Сказано - сделано. Маленький пацан он такой - ему сказали он и верит, т.к. еще не прошел через школу жизни лжи и обмана. Так думаю, что ребенок становится взрослым, как раз, когда уже проходит через солидный такой опыт.


Шмель вселял невольное уважение. Такой большой, солидный, грузный и круглый, как директор Центрального Универмага. Правда, даже у директора, в его  Универмаге, не было в те далекие годы таких ярких свитеров, какой был у шмеля. Шмель, в своей яркой окраске, очень красиво и гармонично выглядел на наших ярко красных и желтых цветочных клумбах. Он особо никуда не спешил, не ютился, как пчела, поэтому его было проще ловить. И вот мы стали их отлавливать. Ловишь и не трясешь. А зачем трясти, если у него нет жала? Нет, жала, значит не кусает. А мы то думали, что пчела оказывается кусает ртом, а, оказывается, что она жалит. В старших классах уже проходили биологию, вот четвериклашки все и пояснили. Потом мы уже узнали, что пчела не может жить без жала, и после такого "укуса" она умирает, и тогда мы вообще оставили пчел в покое. Но, как уже упоминалось выше, у шмеля жала не было - что тогда с него будет? Вот мы ловили шмелей и действительно - шмели НИКОГО не кусали.

Я не помню, сколько таких жужжащих директоров Центр.Универмага наловил, но было удивительно потрясно держать такой жужжащий моторчик в своих ладонях и ощущать его округлую шершавость и легкий трепет:
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу, жу-жу.

Поднесешь к уху, тряхнешь и слышишь:
- Жу-жу-жу, жу-жу.

Вот это было событие для маленького пацана, целое открытие. После школы прибежал домой и сразу направился к своим другим соседским друзьям, двум братьям. Больше всего тогда дружил с самым старшим. Я ему говорю:
- Эдик! Идем ловить шмелей! Эдик!!! Идем ловить шмелей!!!


Эдик был на два года старше меня, и уже не по годам шибко образованный и рассудительный. Он недоверчиво посмотрел на меня и сказал:
- Шмель кусает.
Если у Эдика был дар рассудительности, у меня же с самого детства был дар убеждения (может еще поэтому, меня потом затянуло в индустрию рекламы, где с особым убеждением выдают видимое за желаемое).
- Нет! Ты что?! Разве ты не знаешь? Это пчелы кусают, а шмели нет! Мы сегодня всей школой их ловили, я их сам столько уже раз ловил и ничего! Давай идем!
Эдик не сдавался. Он недоверчиво посмотрел на меня.
- У шмеля есть жало.
Упорно гнул он свою линию, ломая весь дружеский кайф, пойти вместе ловить шмелей.
- Может быть, но он добрый и им не пользуется, - ответил ему будущий рекламщик. - Пойдем покажу. Идем ловить шмелей.

Мы, прихватив с собой еще брата Эдика и еще одного соседского приятеля, пошли всей маленькой ватагой малышни ловить шмелей (хотя, что интересно, каждый ребенок, на каждом этапе своей жизни, ощущает себя довольно взрослым). Вышли прямо за двор, к клумбам, что росли у дороги - как уже писал, Калараш был цветущим, полным зелени городком.

Говорю Эдику:
- Смотри, - и ловлю первого же попавшегося шмеля.

Вся соседская братва стала ловить шмелей. Эдик был еще во внутренней борьбе, нерешительно наблюдая за всем действом. Потом он наконец-то присоединился к нам и с опаской словил первого шмеля. И... шмель его тут же ужалил.


Эдик затряс ужаленной рукой, посмотрел на меня недовольно, и убежал к матери в дом.
Я ошеломленно остановился. Что-то мне уже расхотелось ловить шмелей. Увлеченная процессом братия, не заметила эксцесса с Эдиком, и продолжала весело ловить шмелей.
- Ээээ... - нерешительно и неохотно промолвил я, - знаете, наверное, они иногда, но все-таки кусают.
- Нет! Не кусают!
Теперь, после всей успешной рекламной кампании, мне пришлось отговаривать всю братию, чтобы как бы чего не случилось.
- Ну, вот, - неуверенно продолжил я, -  а Эдика укусил.

***
Мне было неудобно и стыдно перед родителями Эдика и самим им, весь вечер, в гостях у них, я то и дело произносил свои оправдательные речи, что вот, как мы  в школе целый день ловили шмелей, и что никого не укусило, а тут вот такая вдруг оказия, и этот шершавый, летающий колобок, оказывается не такой и безобидный. Кто бы мог подумать.

После этого, я шмелей больше не ловил.

24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
(Матф.14:24-31)

    [BONUS: Читальня]

    Старец Паисий об простецком старце Пахомии, который обвязывал себя змеями


    ...Как бы кто сильно ни печалился, завидев отца Пахомия, тут же переставал скорбеть. Все его любили, даже змеи, которые его не боялись и не прятались от него. В окрестностях его каливы водилось множество змей, так как там вокруг было много воды. Два других монаха боялись змей, а отец Пахомий с улыбкой подходил к этим тварям, брал их в руки и выносил за ограду.
    Однажды, когда он спешил в каливу Маркианов, то по пути нашел большую змею, которую обвязал вокруг талии, как пояс, чтобы сначала закончить свои дела, а затем вынести ее прочь. Отец Иаков, увидев его в таком виде, испугался, чему отец Пахомий очень удивился. Потом он говорил мне:

    - И что они так боятся змей?! Мой отец Андрей боится даже скорпионов! А я скорпионов собираю в пригоршню и выношу их вон, за пределы каливы. Сейчас, когда руки у меня трясутся из-за паркинсона, больших змей я просто выволакиваю.

    Я спросил у старца:

    - Отец Пахомий, почему змеи тебя не кусают? На это он мне ответил:

    - Где-то в каком-то месте Писания Иисус Христос говорит: "Если имеешь веру, то берешь руками змей и скорпионов, и они тебе не вредят" (Лк.10,19).

    Старец Паисий, "Отцы-святогорцы и святогорские истории"

    (part1)( part2)( part3)

    --------------------------------------
    (с) Александр Дрэничеру
    (поминайте меня в своих молитвах)

    13 окт. 2014г
    "Записки мирянина"
    dralexmd.livejournal.com

    Рубрика:
    Простыми словами
    Заметки из жизни

    Заметки по теме:
    Чудесные совпадения: Сила и вера. Ни один лист не упадет с дерева без Божьей воли.
    Мои любимые фотографии. Короткие штанишки советского времени.

    доп.теги: детство
    вера
    СССР

    школа, страна/СССР, dralex, вера, страна/город/Калараш, неологизм, Св.Паисий Святогорец, страна/Молдавия, патерик, детство, 90-е, заметки из жизни, читальня, Библия, простыми словами, Ленин, животные

    Previous post Next post
    Up