История богослужебного облачения священников Православной Церкви. (part2)

Jan 31, 2012 21:37


part1
(продолжение)

Набедренник и палица

Палица, с греч. επιγονατιον - "епигонатий", т.е. дословно - наколенник. Уже по самому названию, означает, что она должна находиться на уровне колена.

Набедренник, в современной Церкви, является первой наградой по очереди священнику за ревностное служение Церкви.


Набедренник и палица для священника не являются обязательными элементами богослужебного одеяния и относятся к наградам духовенству. К тому же, набедренник  - это относительно недавнее нововведение и которое, при этом, присутствует только в РПЦ (к примеру, у того же Св.Симеона упоминается один лишь епигонатий [2] (т.3 стр.21)). К тому же, можно предположить, что повсеместное применение набедренника, или точнее четкое разделение на  набедренник ( квадратная форма) и палицу (ромб), практикующееся в современной Церкви, произошло относительно недавно, т.к. у того же И.Дмитревского (XIXв) в его фундаментальном труде, набедренник и палица это одно и то же (при этом приводится квадратная форма набедренника [4] (стр.130-131).  Хотя уже с XVIв некоторые архимандриты носили и палицу и набедренник, которыми они были награждены [1].

Палица была в основном элементом епископского облачения, но за особые заслуги в современной Церкви награждаются также и игумены и протоиреи, и это настолько уже обычное явление, что можно предположить, что со временем палица станет обычным элементом священнической одежды. (Особо удивляет, как часто, к примеру, у нас,  в Молдавской митрополии, награждают протоиреев (зачастую еще довольно молодых) митрой, которая везде, во всех древних и современных источниках, упоминаются, как элемент исключительно архиерейского одеяния).

В древности, поручи и палица были элементами лишь епископского одеяния, как знак архиерейской должности и власти [4] (стр.130) (из письма Патриарха Антиохийского Федора Валсомона Марку Александрийскому), [2] (т.3 стр.22) .

Основное символическое значение набедренника  и палицы - духовный меч: набедренник своей квадратной формой напоминает Четвероевангелие [1]; палица тоже Четвероевангелие, но с большим внешним уподоблением мечу (ромбовидная форма), ибо Слово Божье - есть меч духовный (Еф.6:17).  Священник надевает набедренник, как бы вооружаясь против всего греховного, порочного и ересей.  К тому же, епископу палица дана для того, чтобы отсекать испорченные члены Церкви [1]. Итак, палица, по толкованию Св.Отцов, символически означает [2]:

1.     Духовный меч;

2.     Победу над смертью;

3.     Великую Божию силу над властью лукавого;

4.     Знак того, что человек имеет силу и целомудрие;

Поэтому, при надевании набедренника читаются стихи псалма: "Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради, и кротости и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя, всегда, ныне и присно, и во веки веков" (Пс. 44, 4-5).

ФЕЛОНЬ

Фелонь является очень древним одеянием. Представляла собой верхнюю одежду в виде плаща-накидки, сделанного из большого куска материи, в котором делался вырез для головы и надевался на плечи для защиты от непогоды. На груди затягивался тесемками.

Фелонь носил Иисус Христос в своей земной жизни (некоторые древние иконы изображают Спасителя в таком одеянии). Также фелонь носил а.Павел (2 Тим. 4, 13)(7). Во многих источниках [1], [4], распространяется мнение, что это якобы может быть богослужебное одеяние а.Павла, при этом И.Дмитревский ссылается на толкование Св.Иоанна Златоуста, но это весьма сомнительно, т.к. Св.Иоанн Златоуст называет их просто ризами (в русском переводе - просто одежду) и не акцентирует внимание на том, что это богослужебное одеяние (ризы - могут быть простым одеянием, а не только священнической одеждой). При этом, как видим из его цитаты, Св.Иоанн Златоуст вообще рассматривает в дополнение версию чехла для книги и задается вопросом зачем а.Павлу фелонь, когда он готовится к смерти:

«Фелоном он называет здесь одежду; а некоторые разумеют влагалище, в котором хранились книги. Для чего нужны были книги ему, готовившемуся отойти к Богу? И очень были нужны, чтобы передать их верующим, чтобы они имели их вместо его учения». [8] (том 11, книга 2, беседа 10).

Скорее всего, это был просто дорожный плащ, а И.Дмитревский (от которого, возможно, и пошла версия о фелони а.Павла, как богослужебном одеянии), просто домыслил в православном рвении к изучению вопроса. Тот же Св.Феофан Затворник, в комментариях (2 Тим. 4, 13)пишет:

«Фелонь - верхняя одежда, по материи изменявшаяся, судя по времени года, по форме же одинаковая, защищавшая от пыли, дождя, сырости и холода. Отправясь в Македонию (см.: 1 Тим. 1, 3) и Ахаию, Апостол и в этот раз шел чрез Троаду и там у Карпа оставил лишнюю тяжесть, имея в мысли скоро воротиться, как предполагал (см.: 1 Тим. 3, 14). Но обстоятельства так сложились, что, вместо Ефеса, он должен был отправиться в Рим, как узник. Фелонь оказалась нужною. Он и наказывает принесть ее».[10]

По сути, фелонь была обычным одеянием (как у евреев, так и других народов), но христианские Отцы Церкви ввели ее в число священных одеяний в память о Христе и апостолах, которые носили ее, нося людям свет Евангелия и Спасения.  [4]

В древней Церкви, фелонь украшалась многими крестами и поэтому называлась еще "полиставрием" (многокрестною) (от греческаго πολυς=многий, σταυρος=крест) или "крещатая риза" [2] (т.3, стр.22), [6] и тем самым изображала страдания Спасителя [2](там же).  В те времена, фелонь носили не только священники, но и Патриархи и епископы до введения ими саккоса. [4] Патриархи и митрополиты до ХI-ХII веков не имели своего особого одеяния, их фелони отличались от других количеством нашитых крестов (только некоторым архиепископам и епископам позволялось носить фелонь с четырьмя крестами) [1]. По сути, полиставрий, как вид фелони, был прерогативой Патриархов, но со временем (после того как в XII веке ввели саккос), это вошло в обиход всех епископов.

Форма фелони постепенно менялась, т.к. фелонь уже стала чисто богослужебным одеянием, и потребность защиты от непогоды отпала, то спереди стали делать вырезы разной формы. Также стали твердыми и высокими оплечья (С XVI-XVII веков фелони часто стали делать из тяжелой золотой парчи)  - теперь они возвышаются над плечами священника. Стали вводиться полосы, которые имели особую символику.

Изначально, фелонь в древней Церкви была белого цвета и символизировала [2]:

1.       Божественные свет, сияние (священник одевается в свет, ;

2.       Сила и озарение, подаваемая свыше  Св.Духом;

3.       Багряницу (царское одеяние) в которую был облачен Спаситель при поругании;

"Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние славы Божией, ибо Бог есть свет и одеяйся светом, яко ризою... Фелонь шьется без рукавов во изображение вретища, в которое одет был Спаситель во время поругания. Эта священническая одежда покрывает все тело, от главы до ног, во образ Божия Промысла, который нас от начала поддерживает и хранит. Во время священнодействия фелонь поднимается обеими руками, и эти руки, как крылья, означают ангельское достоинство, а действия, ими совершаемые, действенную силу, которой совершает Таинство иерей. Священная фелонь означает высшую и свыше подаваемую силу и просвещение Святаго Духа. Эта одежда означает и светлость первейших Горних чинов, и силу Божию, все содержащую, промыслительную, вседетельную, благотворную, которою Слово снизошло даже до нас и чрез воплощение, распятие и восстание соединило все горнее с дольним".(блаженный Симеон Фессалоникийск ий[2])

Поэтому при надевании фелони произносится молитва: "Священницы Твои, Господи, облекутся в правду и преподобнии Твои радостью возрадуются" (Пс. 131:9).

Современный покрой фелони Греческой и Русской Церквей несколько отличаются:

«Древняя форма фелони, сохранившаяся до сих пор в Греции, у нас немного изменена: на передней стороне вырезана часть материи, почему нельзя исполнять предписание Устава о том, что в известное время иерей должен держать фелонь опущенной».[6]

Символика, присутствующая на фелони [1]

1.     Полоса по спине, груди и предплечьям - язвы Христа с истекшей кровью;

2.     Полоса на вырезе для головы и по краю подола - путы, которыми связали Христа и вели на суд;

3.     Полоса, пересекающая грудь и идущая вдоль краев фелони, не доходя до них - Пречистая Кровь Христа, истекшей из Его прободенных ребр на Кресте;

4.     Все четыре полосы - символизируют Четвероевангелие, также Божественное охранение, благодать, силу и премудрость при совершении священником таинств Церкви;

5.     Восьмиконечная звезда  (внизу, по линии с крестом, ближе к подолу) - благодать ветхозаветного священства (т.е. соединение в Церкви ВЗ и НЗ священства), начало спасения человечества, наступление 8-го века Царствия Небесного, новую землю и новое небо, Вифлеймская Звезда;

6.     Крест (под плечевой полосой на спине) - благодать новозаветного священства, конец спасения человечества;

Литература

1. “Настольная книга священнослужителя” (Издательский отдел Московского Патриархата) М.1993, т.IV;

2. Библиографическое описание:Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т.II, III: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856.

3. Иосиф Флавий «Иудейские древности».

4. Дмитревский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии... М., 1803; 1897 (2-е изд.); 1993 (репринт)

5. Иероним Стридонский.  «60. Письмо къ Фабіолј. объ одеждј священнической». Письма Iеронима Стридоноского БИБЛИТЕКА ТВОРЕНІЙ СВ. ОТЦЕВЪ И УЧИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ ЗАПАДНЫХЪ, издавајмая при Кіевской Духовной Акадјміи. КНИГА 4 Творенія блаженнаго Іеронима Стридонскаго. ЧАСТЬ 2. Изданіе второе. КIЕВЪ Типографія И. И. Чоколова.  1894.

6. Архиепископ Аверкий (Таушев) «ЛИТУРГИКА»

7. Андрей Кесарийский «Апокалипсис», комментарии к Апокалипсису.

8. Иероним Стридонский. «Четырнадцать книгъ толкованiй пророка Иезекиля. Книга девятая»;  БИБЛИТЕКА ТВОРЕНІЙ СВ. ОТЦЕВЪ И УЧИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ ЗАПАДНЫХЪ, издавајмая при Кіевской Духовной Акадјміи. КНИГА 19 Творенія блаженнаго Іеронима Стридонскаго. ЧАСТЬ 11. Изданіе второе. КIЕВЪ Типографія Корчакъ-Новицкаго.  1889

9. Св. Иоанн Златоуст. «ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО»

10. Св.Феофан Затворник. «Второе послание святого Апостола Павла к святому Тимофею истолкованное святителем Феофаном».

====

Примечания:

(1). 22 Не должно низшему служителю церковному орарь носить, ни двери оставлять.

23 Не должно чтецам или певцам орарь носить, и так читать и петь.

(Лаодикийский Собор (364г) правила 22, 23)

(2). 1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их   пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.

2 Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.

3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,

4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;

6 их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки.

(Деян.6:1-6)

(3).  Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

(Евр.1:14)

(4).39 И сделай хитон из виссона и кидар из виссона и сделай пояс узорчатой работы;

40 сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия,  (Исх.28:39-40)

27 И сделали для Аарона и для сыновей его хитоны из виссона, тканые,

28 и кидар из виссона, и головные повязки из виссона, и нижнее льняное платье из крученого виссона,

29 и пояс из крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, узорчатой работы, как повелел Господь Моисею.  (Исх.39:27-29)

6 И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою;

7 и возложил на него хитон, и опоясал его поясом, и надел на него верхнюю ризу, и возложил на него ефод, и опоясал его поясом ефода и прикрепил им ефод на нем,  (Лев.8:6-7)

(5). и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного   золотым поясом   (Откр.1:13)

И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. (Откр.15:6)

(6). И клобуки льняны да имут на главах своих, и опоясания льняна да имут о чреслех своих, и да не препоясуются  крепко   (Иез.44:18) (перевод по LXX)

(7) Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. (2Тим.4:13)

(8)  потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона”(Евр. 7, 12.)

(9). 5 и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.

6 Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей.  (Дан.10:5,6)

(10) 2 И се, шесть мужей идоша от пути врат высоких зрящих на север, и коемуждо секира (погубления) в руце его: и муж един посреде их облечен в подир, и пояс от сапфира о чреслех его: и внидоша и сташа близ жертвенника медянаго.

3 И слава Бога израилева взыде от херувимов сущая на них в непокровенное дому: и призва мужа оболчена в подир, иже имеяше на чреслех своих пояс. (Иез.9:2,3)

«Нјкоторые подъ шестью мужами разумјютъ шесть ангеловъ, повинующихся волј Божіей, а подъ тјмъ однимъ, который имјлъ первосвященническія одежды, разумјютъ Спасителя, соотвјтственно тому, что Онъ есть священникъ и ангелъ великаго совјта, и согласно съ слјдующими словами: Ты іерей во вјкъ по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 4). А (подиръ), какъ перевели LХХ, есть одна изь одеждъ первосвященническихъ, которая полатинј называется talaris и названіе которой происходитъ отъ того, что она доходитъ до пятъ.»

Дрэничеру Александр

vkontakte.ru/brandstorm

dralexmd.livejournal.com

+(373)...

Св.Иероним Блаженный (Стридонский), богослужебное одеяние, история Церкви, dralex, учеба, реферат, Св.Симеон Фессалоникийский, литургия, Св.Иоанн Златоуст

Previous post Next post
Up