Духовный альпинизм. part3 (о "горах соблазна")

Jul 05, 2013 10:17


(part1) (part2)(part3)

О тех, кто лезет на гору в грязных сапогах или пытается освоить другие горы
Но есть такие, кто ощутив силу Бога, у кого захватило дух от ощущение той высоты, которая может открыться, если взобраться на пик - тут же рванулись покорять высоту. Но и здесь не все просто:

23 И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее.
24 И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их.
(Исх.19:23,24)

Почему Бог призывает на гору, но в то же время осаждает и предупреждает наказанием тем, кто ПОРЫВАЕТСЯ взобраться на гору? Бог есть святость, безграничная, абсолютная святость. Чтобы взобраться на гору к Богу, т.е. войти в общение с Богом, нужно избавляться от той грязи, от тех лохмотьев, которые уже прилипли к нам и стали частью нашего естества, постепенно уподобляться Богу, как и говорил Христос "научитесь от Меня".

"Если кто желает видеть этот образ Божий, тот должен любить Бога, чтобы быть любимым Богом и быть уже не слугой, но другом, который исполняет волю Божию, чтобы суметь войти в то облако, в котором - Бог".
Амвросий Медиоланский, О кончине брата Сатира



В идеально чистый дом не входят с грязными ногами, и также нужно изрядно готовиться к самой главной встрече, а не просто врываться, как в проходной двор. И любящий Бог, перед последним восхождением на гору, преподает нам пример:

3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
(Иоан.13:3-5)



Долгий путь в гору, начинается с постепенного очищении совести и смиренномудрия:

""Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его" то есть вручил Ему спасение верных, и нужно уже явить им все, относящееся ко спасению, между прочим, и умыть ноги ученикам, ибо этим узаконяется смиренномудрие..."
блаженный Феофилакт, "Толкование на Евангелие от Иоанна"

""Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам" (Иоан. 15:3), - т. е., вы пока чисты только с этой стороны; вы уже приняли свет; вы уже освободились от иудейских заблуждений. Так и пророк говорит: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих" (Ис. 1:16). Значит, такой уже омылся и чист. А так как апостолы отвергли от души своей всякое лукавство и обращались со Христом с чистою совестию, то Он и говорит, сообразно с словами пророка, что "омытый уже чист". Под омовением Он разумеет здесь не иудейское омовение водою, но очищение совести".

Св.Иоанн Златоуст, "Беседы на Евангелие от Иоанна"

Кто порывается взобраться на гору грязными ногами, Бог того и накажет, как Он и предупредил Моисея.


Всякого человека, <...> постигает гнев за то, что не умертвил прежде уды свои, яже на земли (Кол.3:5), то есть не уврачевал немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, но дерзнул в уме своем возмечтать о славе крестной. Сие-то и значит сказанное древними святыми, что если ум вознамерится взойти на крест прежде, нежели чувствилища его, исцелясь от немощи, придут в безмолвие, то постигает Божий гнев. Сие восхождение на крест, навлекающее гнев, бывает не в первой части претерпения скорбей, то есть распятия плоти, но когда человек входит в созерцание, - а это есть вторая часть, следующая за исцелением души.

У кого ум осквернен постыдными страстями и кто поспешает наполнить ум свой мечтательными помыслами, тому заграждаются уста запрещением за то, что не очистил прежде ума скорбями, не покорил плотских вожделений, но, положившись на то, что слышало ухо и что написано чернилами, устремился он прямо вперед, идти путем, исполненным мраков, когда сам слеп очами. Ибо и те, у кого зрение здраво, будучи исполнены света и приобретя себе вождей благодати, день и ночь бывают в опасности, между тем как очи у них полны слез, и они в молитве и в плаче продолжают служение свое целый день, даже и ночь, по причине ужасов, ожидающих их в пути и встречающихся им страшных стремнин и образов истины, оказывающихся перемешанными с обманчивыми призраками оной.

Св.Исаак Сирин, "Cлова подвижнические. Слово 2. О благодарности Богу, с присовокуплением краткого изложения первоначальных учений"

Бог не хочет смерти грешника (Иез.33:11), Он любит человека, и ждет его к столу на званном пире (Матф.22:3), который накрыт, где злачные пажити и воды тихие (Пс.22:2), дабы поделиться с человеком Любовью - зовет на брачный пир между Женихом и невестой, т.е. Самим Богом и душой, и поэтому Бог научает, человека и приготовляет его к долгому восхождению, оставляет священство и наставников, которые будут освящать и помогать стремящимся к Богу в гору:

12 И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их.
13 И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию,
14 а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним.
(Исх.24:12-14)

Вначале научает, а потом сходит и придает силы, как говорилось в самом начале.


Но есть такие, которые хотят взобраться на гору без помощи Самого Бога и без того, чтобы слушать Его - эзотерики, вкушающие плод, которым угостил змий Еву, сказав "будете, как боги", язычники, поклоняющиеся каменными и деревянным идолам. Люди ищущие легкого пути, люди которым кажется, путь, указанный Самим Богом, слишком труден и надуманный, теперь есть современные технологии, современные духовные практики, позволяющие взлететь на гору и без Бога, и вообще стать богом без Бога. Более того, зачем взбираться на Сионскую гору, гору Бога, если вокруг есть куча других соблазнительных гор - "лучше гор, могут быть только горы". Эти горы тесно возвышаются возле самой горы Бога, дабы сбить с пути идущих к Нему и соблазнить избранных:

24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
(Матф.24:24)

И много мудрейших, утопающих в роскоши, в славе, увлекаются манящей прелестью и прохладой этих гор, и пьянящим пением сладкозвучных нимф:

7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
(3Цар.11:7,8)

Бог со Своей горой, Творец всего видимого и невидимого, не подается управлению и не идет на компромиссы - Он диктует Свои законы, ибо Он все сотворил. Поэтому эти люди, полные самомнения, ищущие легких путей прибегают к помощи другим богов, которые сулят другие горы. Таких людей, Бог в Библии называет блудниками, ибо они изменили Богу с другими тварными божками.

6 Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала.
7 И после того, как она все это делала, Я говорил: "возвратись ко Мне"; но она не возвратилась; и видела [это] вероломная сестра ее Иудея.
8 И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала.
9 И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом.
(Иер.3:6-9)

Что же ждет тех, кто взлетает на другие, манящие, сладкие горы?

11 А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени, -
12 вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.
13 Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;
14 рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.
15 И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем,
16 которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.
(Ис.65:11-16)



Поэтому выйдем из Содом и Гоморры, не останемся в Сигоре, но пойдем в гору к Господу, с разумением, предварительно умывшись и, постепенно, по мере восхождения, сбрасывая все лишние лохмотья, пойдем осторожно ступая на камни, по тому пути, который освятил Господь, и по которому уже прошли Его верные сыновья; пойдем не оглядываясь, как жена Лота, не соблазняясь чужими горами и аппетитно сверкающими плодами на растущих на них деревьях, как соблазнилась Ева, к вершине в облаке, где ждет любящий Отец, Своих блудных сыновей.

...жизнь духовных людей должна быть превыше-естественной. Это необходимо. Ведь непременным условием является то, что они должны сделать усилие, освободить свою душу от мирской атмосферы и проскочить в духовное пространство… Только там они смогут по-настоящему почувствовать Встречу с Богом, возгореться от Божественного Огня. Только оттуда они смогут увидеть, насколько Рай лучше того вещественного образа жизни, к которому они привыкли. В этом - цель. Прыгнуть вверх. Оторваться от земного.

Я, к сожалению, сам-то знаю все это только умственно. А решился это описать лишь по любви к вам…

старец Паисий Святогорец,
"Прорыв в духовный мир (Отрывок из неизвестного письма Паисия Святогорца. Тема и адресат неизвестны)"
источник: isihazm.ru (на фото молодой Паисий)

Послесловие

3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?
4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, -
5 [тот] получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.
6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!
(Пс.23:3-6)

(part1) (part2)(part3)

Рубрика:
"Заметки на полях Библии"
доп.теги:
духовная борьба

5 июля 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Св.Паисий Святогорец, ересь, Св.Исаак Сирин, Св.Амвросий Медиоланский, Библия и современность, Заметки на полях Библии, духовная борьба, Библия, экуменизм, Св.Иоанн Златоуст

Previous post Next post
Up