(part1)
(part2) (part3)Вот смотрите: Бог - благ, поэтому, прежде всего,
Он сначала испытывает, насколько сердце человека может вместить
(чтобы сердце не повредилось от энергии Благодати),
а лишь после этого - наполняет сердце любовью.
Так вот, этот живой механизм может срабатывать,
только если человек сам в него включится, если он,
насколько сможет, вступит в борьбу, чтобы исправить
свои привычные реакции и прорваться к познанию себя.
Тогда его душа, подобно ракете, пробивается через
вещественную атмосферу и выскакивает в космическое пространство!
старец Паисий Святогорец
Еще в первые периоды своего знакомства с Библией, задавался вопросом, почему наиболее важные моменты встречи с Богом, наиболее значимые события, происходят на горе. Зачем, если Бог вездесущ? Моисей взбирался в гору, Христос брал учеников и вел их в гору и Сам, чтобы показать нам пример, также шел именно в гору:
И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
(Матф.14:23)
***
29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.
30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;
(Матф.15:29,30)
Кто читает Писание, задумывается ли о том, что за словами "взошел на гору", стоит долгий путь в гору, который довольно не прост и долог, и хорошо, если еще гора пологая. А еще ведь нужно вернуться обратно таким же долгим путем. Зачем такие сложности, если можно и на равнине - Христос же Бог, ему все подвластно. Но Христос упорно ведет учеников за Собой именно в гору, и людей туда призывает.
Призвание апостолов:
Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.
(Мар.3:13)
Перед Преображением:
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
(Матф.17:1)
Перед Крестными страданиями:
И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
(Матф.26:30)
Перед вознесением:
Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,
(Матф.28:16)
Господь тем самым призывает нас оторваться от этого бренного мира, оторваться от земли, не держаться за этот мир и прикипать к нему всем сердцем, ибо:
вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
(Иоан.15:18,19)
Господь призывает стать духовными, т.е. взобраться на гору, устремиться к Богу, к Царствию Небесному, которое нас ожидает. Тому же Лоту и его жене, которые жили в тотально развратившемся Содоме, Бог говорит, чтобы они вышли из этого города и спасались. И как говорит, чтобы спасались? На горе.
спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.
(Быт.19:17)
Разве нельзя было просто выйти из города? Нет - именно на горе, т.е. беги к Богу и так спасешь душу. Заметьте, ангелы говорят Лоту не просто "спасайся" - а "спасай свою душу" , и при этом "не оглядывайся", т.е. отруби все корни, удерживающих тебя соблазнов и "не останавливайся в окрестности". Беги от греха, что есть мочи, и спасай свою душу - беги к Богу!
Бог призывает ВСЕХ к духовному преуспеянию, дабы спасти свои души - взобраться на духовную гору, взобраться к Богу. Но большинство стоит у горы, взирает и говорит: "это невозможно взобраться на такую высокую гору". И вот появляются люди, которые не боятся трудностей, которые полностью доверяются Богу и Его словам и взбираются на самую вершину горы и в них отражается свет и слава Бога:
Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
(Пс.96:11)
***
Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
(Иоан.15:8)
И хотя, главный предмет разговора это сама гора, но все же нельзя обойти тот момент, как важна при восхождении в гору взаимовыручка, поэтому Бога нас и учит:
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
(Иоан.13:34,35)
Ибо путь в гору тяжел и тернист, и поджидают много опасностей и полон козней врагов, пытающихся спихнуть в пропасть идущих в гору к Отчиму дому.
О тех, кто "довольствуется малым" (О жителях города Сигор)
Но вернемся к тем, кто остались у подножия горы. Они снова говорят: "ну это не по мне, это особые люди, а я не такой", или "да, я хочу но это гора слишком высока" и предпочитают оставаться на равнине и не делать над собой усилия. Тот же Лот, испугавшись трудности пути в гору, стал умолять Бога, и просить чего-нибудь полегче и попроще:
19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;
20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя.
21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь;
22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.
(Быт.19:19-22)
Т.е. высокой горе, Лот предпочитает легкий путь в малый город - он довольствуется малым. Это то, чем довольствуется подавляющее современных верующих (как они себя позиционирует) - довольствоваться малым - "побегу я туда, - он же мал", другими словами т.е. "вроде бы и в Бога и верю; в сравнении с другими, особо и не грешу; храм вроде бы иногда забегаю или даже посещаю, свечки ставлю, но все же заботы важнее и в мире столько интересного, не превращаться же, в "церковную мышь" - сейчас другие времена".
Давайте посмотрим, применительно к Закону, что же такое город, который мал и не мал. Город так назван из-за образа проживания его жителей, которых большое количество заключено в одном месте. Поэтому те, кто живет по Закону, ведут жизнь мелочную и незначительную, поскольку понимают Закон только буквально. Ведь нет ничего особенно великого в соблюдении субботы, новолуния, обрезания по плоти и должной разборчивости в еде. Но если кто начнет понимать по духу те же самые ритуалы, которые по букве были малы и ничтожны, то они уже будут не малы, а велики.
Ориген, "Гомилии на Бытие".
Город Сигор, так и означает - "малый":
Имя этого города с еврейского, более точное - «Цоар», значит в дословном переводе: «малый, небольшой»; этим самым указывается и причина его переименования: именно настойчивое указание Лота на его незначительность. Раньше же этот городок носил название «Белы».
А.П. Лопухин, "Толковая Библия"
И давайте посмотрим, что же происходит тогда, когда мы довольствуемся малым и прикипаем к миру и земным утехам? Лот и дочери, видя тот тотальный ужас, который воцарился вокруг, когда гнев Бога пролился на Содом и Гоморру, из страха, не из рвения к Богу и послушания Ему, вспоминают о горе и все-таки выходят из малого пустого города Сигора.
И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его.
(Быт.19:30)
И что происходит там - история уже всем известна - происходит тяжкий грех кровосмешения, инцест. Дочери напоили отца и переспали с ним. Другой вопрос, что они сделали это из доброго побуждения, а не блудной похоти и извращенности (все-таки они поднялись в гору - т.е. путь к Богу, а не спустились еще ниже), т.к. думали, что весь мир погиб и они остались одни, и боялись, как бы мир на этом не кончился без продолжения рода. Но речь не об этом - а задавались ли вы вопросом, откуда появилось вино на горе в их пещере? Само собой вино в пещере не могло появиться, разве только... из того самого малого города Сигора, т.е. по сути, скажем так, они основательно "отоварились" в Сигоре. И если вначале, Лот не пошел в гору, т.к. боялся тяжести пути, то теперь, не смотря на все предстоящие трудности и нелегкий путь, он берет с собой в дорогу еще и дополнительный груз в виде достаточного количества вина, в придачу, как можно предполагать, и к другим пожиткам.
Дочери Лотовы, поелику боялись жить в опустевшем городе, стали просить Лота бежать в гору. А поелику думали они, что огненный потоп истребил целый мир, как во время Ноево истреблен целый мир водным потопом; то рече старейшая к юнейшей: отец наш стар, и никтоже есть на земли, иже внидет к нам. Упоим отца своего вином, и возставим от отца нашего семя, и произойдет от нас третий мир, как от Ноева дома произошел второй, а от Адама и Евы - первый. Недостатка же в вине у них не было, потому что все, что было в Сигоре, осталось им во владение. Жителей же в Сигоре не стало; ибо, когда Ангел сказал Лоту: се удивихся лицу твоему и о словеси сем, еже не погубити града; Сигор поглотил своих жителей, оставив их имущества.
Св.Ефрем Сирин, "Толкование на книгу Бытия"
Т.е. по сути, Лот и его дочери притащили за собой на гору город Сигор, т.е. тот малый комфорт, то самое "довольствование малым", то обмирщение духом, которым убаюкиваются современные верующие. Т.е. на гору затащили город - если "гора", это то, с чего открывается все пространство, вся безграничность бытия, то "город" - это то, что ограждено, то, что ограниченно. Лучшая защита от греха, лучший способ оградиться от него и того маразма, что творится вокруг - это взобраться НА ГОРУ. Поэтому Господь и призывает ВСЕХ взбираться на гору.
Господь Наш, Бог наш, задает планку на которую мы должны взобраться, освящает пик, к которому мы должны упорно идти:
будьте святы, потому что Я свят.
(Лев.11:44,45)
будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
(Матф.5:48)
научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
(Матф.11:29)
Став человеком, Бог прошел этот тернистый путь и показал его нам. Мы же предпочитая довольствоваться малым говорим: "ну это же Бог" и боимся выйти из Сигора. Но на этот пик уже взобрались другие, чей свет изливается в наш тусклый городок через окна икон. Но мы говорим - "ну, это же они", и откупориваем очередную бутылку, хорошего сигорского вина... ПРАЗДНОСТЬ... ТЕПЛОХЛАДНОСТЬ... Но вот проблема - останется лишь одна гора Сиона и те, кто на ней - Потоп смоет все, что находится в низине и то же малое селение Сигор.
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
(Откр.3:16)
О том, как вместо горы предлагают взобраться на холмик
Почему же люди не выходят из Сигора? Это прежде всего: маловерие, слабая надежда на Бога, леность, приземленность. Это потомки жены Лота, которая оглянулась назад к Содому, т.е. вроде бы они Божьи, но мысли их в Содоме, сердце их там, где веселье, беззаботная жизнь и раздолье.
ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Матф.6:21)
Но любящий Бог не прячется где-то за высокой горой, далекий и неприступный, как кажется многим, и ждет, когда наконец-то кто-то поднимается в гору. Любящий Бог не оставляет людей самих, зная их немощь и слабость, их духовную болезнь, Он Сам спускается к ним:
12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
<...>
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
(Лук.6:12-19)
Т.е. Господь сначала указывает пик, вершину на которую нужно взобраться, призывает на нее Своих учеников, будущих "ловцов человеков", те, которым он доверит Свою паству, дабы они их привели на эту гору, а потом, с ними (с учениками) спускается к страждущим и больными и укрепить их Своей силой, придать им силы, не для того, чтобы они оставались у подножия горы, но поднимались в гору. Т.е. Он, как любящий Отец не оставляет Своих детей, снисходит к ним; находит их, как пастух, затерявшуюся овцу, вытаскивает из грязи и обтирает, как человек, нашедший золотую монету; ставит их на ноги и указывает путь на вершину. Но вот идти они должны сами, иначе, как эти дети повзрослеют, как окрепнут ноги, и руки приобретут сноровку, ибо дети Бога не тепличные аморфные овощи, которых выпестывает современный мир, а альпинисты покоряющие горы, бойцы закаленные, очищенные огнем испытаний и скорбей.
Но город Сигор все больше обмирщает, желающих выходить из обжитых уютных домиков все меньше и меньше. Сами домики, хоть и не вселяют чувство полной безопасности, в виду того, что окружающий мир все больше и больше погружается в пучину мерзости Содома и Гоморры, но все-таки создают какую-то определенную видимость этой безопасности. И тогда что делают? Если гора не идет к нам, то мы насыпем другую свою горку - т.е. пытаются принизить высоту горы, создают маленький холмик, на котором и разбивают пикничек, что и видим у католиков и в других христианских конфессиях - у людей создается иллюзия, что они, сделав небольшое над собой усилие, взобрались на тут самую Гору Сиона.
(part1)
(part2) (part3) Рубрика:
"Заметки на полях Библии"доп.теги:
духовная борьба 5 июля 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com