Заметки на полях Библии: Проколы в западных библейских картинах. (Явление Иисуса Марии Магдалине).

May 24, 2013 18:48

Этот пост навеян постом прекрасного  иллюстратора  beauty_spirit, у нее и позаимствовал картинки. Даже была идея сделать конкурс, т.к. вопрос вообще тянет на участие в передаче "Что? Где? Когда?". Но призы в наличии не имеются, времени ноль, а спонсоров и еще меньше. Поэтому просто  наслаждаемся  прекрасным искусством и пытаемся разгадать одну загадку.

Итак: Resurrection. Edward Burne-Jones / Эдвард Берн-Джонс. Воскресение



Вопрос: Какой прокол, большая неточность в этой картине?

А пока вы пытаетесь ответить, даю подсказку - на православных иконах, вы этого не увидите, хотя... та же beauty_spirit, усложнила задачу и нашла икону, которая, которая вроде бы по сюжету полностью совпадает с картиной:


Очень замечательная икона. "Не прикасайся ко мне" или "Явление Иисуса Христа Марии Магдалине по воскресении".

Более того усложним еще задачу и приведем цитату из Библии, которая лежит в основе сюжета:

11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель!
17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, [что] видела Господа и [что] Он это сказал ей.
(Иоан.20:11-18)

Опять - вроде бы полное соответствие: открытый гроб, два Ангела сидят, Св.Мария, которая оглянулась (на картине; на иконе она уже пытается прикоснуться ко Христу), Господь Наш Иисус Христос. Ну все слово в слово, и все-таки... в картине большой прокол, а на иконе нет.

Вопрос: Уже догадались?
[у вас есть вариант, чтобы нажать?]

Но пока вы еще думаете и гадаете (не спешите), давайте поговорим о богословии, и вообще богословии иконы и о том, как оно различается между православными и другими сектами и еретиками.

Икона, в Православии, помимо наглядности (это проповедь в картинках) и чудотворения (ну, конечно же, речь идет о тех иконах, через которых Бог являет нам чудеса, и не все иконы чудотворны), это еще богословие. Настоящий иконописец это прежде всего молитвенник - не может быть Богопознания без молитвы, можно выучить назубок все учебники по православной догматики, получить научную степень, но Бога так и не знать и не встретить его (о, сколько таких примеров!). Как уже писал, Св.Андрей Рублев, в первую очередь был исихастом, а уж потом художником, без этого он бы не создал свою знаменитую икону всех икон - "Пресвятая Троица".

В иконе не может быть ничего случайного, богословски неграмотного. В иконописи есть одна особенность, которую мы как раз наблюдаем в иконе из этого поста - все сцены, которые разворачиваются по времени, как бы накладываются одна на другую (это, кстати, весьма даже богословски - Бог вне времени, скажем так, в Его очах все прошлое и будущее в одном моменте). Но по размеру фигур видно, что каждая сцена, и каждый стих, отделены друг от друга, т.к. каждый стих и действие имеет свой смысл и между ними какой-то временной интервал, даже секундный.

В картине, же видим одну единую сцену - на то она и картина. Это плоское понимание Евангелия, поверхностное, без вдумчивого осмысления, что свойственно позднему католицизму и изначально протестантизму - с точки зрения буквализма, вроде бы все верно, но с точки зрения осмысления и взаимоотношения Бога и человека, с точки зрения осмысления Иисуса Христа, боготворения перед Ним - в корне не верно.

Вопрос: И так что именно?[[...три волшебные точки...]]

Итак, по Писанию вроде бы все верно, картина полностью отражает библейские стихи, но... после "обратилась назад", она никак не может быть именно такой, какой нарисовал ее художник (который, кстати когда-то хотел стать священником) -  даже за секунду до этого, вся цена просто меняется в корне! Вы еще не догадались?

Вопрос: Так, как именно поменялась сцена?[Нет, ну давайте играть по правилам...]

Вот подсказка - представьте себя, что вы Мария Магдалина, поставьте себя на ее место, и вдруг... входит Сам Господь Иисус Христос! Какая ваша реакция? Ммм?

Вопрос: А реакция ангелов?[последняя попытка и приз ваш]
Вы стоите спиной, но они же стоят лицом... Итак?

[Нажмите, чтобы прочитать...]


Ладно не буду больше  мучить  - ангелы просто не могут сидеть, когда входит Царь Царей! Когда входит Сам Бог! Это просто нереально.

Как раз, что мы и видим на всех православных иконах, когда Ангелы сидят - значит там Христа нет (хотя гроб запечатали)! Это одно из косвенных доказательств Воскрешения Христа (см.заметку "Воскресал ли Иисус Христос? Апология Воскрешения Христа")

Поэтому и на самой первой иконе, мы видим, как Св.Мария припала к ногам Спасителя, на втором плане, как женщины мироносицы припали к ногам:

7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.
8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.
9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.
(Матф.28:5-9)

Это и есть православное благочестие и осмысление Писания, недоступное тем, кто не в Церкви, и в особенности протестантам.

Блаженный Феофилакт Болгарский о сцене у гроба, с сидящими Ангелами:

Для чего Мария обратилась назад? Когда она беседует с ангелами, что ее побудило обратиться назад? Вероятно, пока она говорила с ангелами, Иисус внезапно явившись позади ее, привел их в изумление, и они, увидев Владыку, и видом, и движением, и взором тотчас обнаружили, что они увидели Господа, и женщина сия (Мария), заметивши это, обратилась назад. Быть может, Он ангелам явился в поразительном виде, а Марии не в таком, но в смиренном и обыкновенном, почему она и сочла Его за садовника, именно - того сада, в котором был гроб.

Ефимий Зигабен:

Но почему Мария, не узнав еще ничего от спрашивающих ее Ангелов, тотчас обернулась назад? Потому что, лишь только Иисус Христос внезапно явился позади ее, Ангелы, увидев своего Владыку, тотчас же со страхом встали и смотрели на Него, как прилично рабам. Поэтому Мария обернулась посмотреть, кто им явился.

P.S. Кстати, позвоните А.Друзю.










Рубрика:
"Заметки на полях Библии"
"Икона"

доп.теги:
искусство
24 мая 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

искусство, икона, Библия, Заметки на полях Библии

Previous post Next post
Up