Фильм А.Балабанова "Я тоже хочу": Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу. (part4)

May 21, 2013 21:01

(part1) (part2)( part3)(part4)

Фильм, как лента жизни
Теперь остается нам соединить все в одно единое целое. Фильм, на самом деле - это разворачивающаяся лента жизни, которая начинается от самого рождения, для этого и нужны все эти долгие сцены в автомобиле, по коридорам, улицам и т.д.


Перед тем, как пойти в путь к Колокольне, они заезжают к отцу, т.е. начальная точка - детство. У подъезда стоит коляска, слышны детские голоса. Даже больше скажем - это начальный момент зачатия (вход в тесный, пещеристый, узкий и долгий коридор подъезда) и затем рождения (когда они по этому же коридору выходят, при этом Матвей отдельно со своим отцом, который его и зачал, едут в лифте). В самой квартире Матвея старый ламповый бардиольник [2], как напоминание о далеком детстве. Т.е. фильм рассказывает о пути души от самого рождения до самой смерти.

Но мир сам начинается не с рождения души. До рождения души, что-то еще было. Что же было вначале?

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2 Оно было в начале у Бога.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

(Иоан.1:1-4)



С Бога все начинается - Он есть жизнь, Он есть свет, Он есть Любовь.

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.

8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

(1Иоан.4:7-10)

Но человек должен вначале принять этот свет, услышать зов Бога, ибо:

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.

(Рим.10:17)

И поэтому фильм начинается с ночных трущоб, трущоб царствия греха в котором мы все живем, в котором происходят убийства, блуд, воровство, педерастия, разврат и т.д., и вот в этом царствии греха, идет проповедь о Свете, о Жизни - по телевизору, в баре, Мальчик рассказывает о Счастье:

«Эта планета вне нашей системы, она очень большая, на ней есть вода и жизнь, а еще на ней есть Счастье».

Это Евангельская проповедь Христа:

48 Я есмь хлеб жизни.

(Иоан.6:48)

14 кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

(Иоан.4:14)

Но, как только зашла речь о Счастье, бармен тут же переключает канал, как и 2000 лет назад, когда Понтий Пилат, задав вопрос Христу, тут же отвернулся от Него, не дожидаясь ответа, т.к. не нуждался в нем:

38 Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к  (Иоан.18:38)

И вот когда люди задаются вопросом, или их спрашивают, в чем смысл жизни, они что отвечают? Правильно, в основном - семья, дети и т.д., но только не Бог, от которого все это и зависит. И по телевизору в баре, нам преподносят именно такую подмену:

(Сцена из фильма):

- Лиля! Будь моей женой! Выходи за меня замуж!

- Я говорю: «Да!»

Но главная свадьба в жизни человека - это свадьба души с Богом. Жених есть Христос , а душа - Его невеста, чья взаимная любовь особо воспета в книге Писания «Песня песней».

«Невеста - христианская душа - желает, чтобы Бог лобзал ее лобзаньем уст своих, то есть, чтобы Бог встретился с ней лицом к лицу. Душа желает, чтобы Бог не через тени, не через кого-то из посредников общался с нею, но чтобы лобзанье Его уст, то есть слово Его, выходящее из Его уст, прекраснейший поцелуй, оно пришло к лицу ее, чтобы она могла встретиться с Ним и стать одним целым». о.Даниил Сысоев, [12](толк. на (Песн.1:1))

Но вернемся к нашим героям, которые уже приняли проповедь, и знают, где находится Счастье и в каком направлении двигаться. Все православные знают, что когда человек становится на путь к Богу, его тут же поджидают неприятности, т.к. противник, древний враг человечества - сатана (или как его называю «лохматым») не дремлет. Как компания тронулась четко в путь к Колокольне, то они тут же чуть не попали в аварию. За рулем проехавшей иномарки была женщина, а падение человечества началось именно с Евы.


Нет до этого, вначале они все-таки заехали в «магазин». А потом на протяжении всего фильма, компания глушит водку из горла без всякой закуски. Очень странное действие, как-то они упорно и упорно, как последние алкоголики пьют эту водку, и при этом, вроде бы, и не пьянеют. Долго не мог понять смысл сего действия. Обратим внимание на мелочи и вернемся опять к началу фильма - в бане Бандит говорит о той аномальной зоне в которую они направляются :

«Там произошло, какое-то сильнейшей электромагнитное излучение, и все погибло. Территория там небольшая, но много лет уже зима - ядерная зима. Чудовищная радиация. А в центре Колокольня, она людей забирает, но говорят не всех».

Колокольня дает Счастье, а кого не забирает, тот умирает,  значит  зона с чудовищной радиацией вокруг Колокольни - это зона смерти, и не просто смерти, а вечной мерзлоты - тотальная окончательная смерть в аду.

Также в ключевой сцене у костра в самой зоне происходит разговор:

Бандит: Алкоголь понижает уровень радиации в крови.

Матвей: А ты по чем знаешь?

Бандит: Говорят. А ты че наезжаешь?!

Итак, аномальная зона - это зона смерти, радиация -  это то, что медленно убивает, т.е. это сама смерть, время, которой мы подвластны, и которая неумолима действует на нас и тело под ее действием постепенно тлеет и тлеет. Очень яркий образ, интересная сценарная находка  в этом контексте сравнить радиацию со смертью или, точнее, со временем.

И вот, извечная проблема человечества - или победить смерть, найти эликсир молодости, или забыться и совсем забыть о времени, забыть о смерти, и делать вид, что не замечаешь ее, и это не касается тебя, во всяком случае в данный конкретный момент.

И если эликсир молодости за столько тысяч лет так и не открыли, то лучший заменитель этого эликсира - конечно же водка: «Алкоголь понижает уровень радиации в крови». Это все, что создает видимость жизнь - развлечения, веселия, пьянство, разврат. У человека возникает ощущение, что он живет, и что у него все «all right». А где водку достать? Правильно - в магазине. А кто стоит за магазином? кто управляющий? Правильно - лохматый, которого мы ни разу не видели в фильме, как и Бога, но он незримо постоянно присутствует, как и Бог - идет тотальная война за души людей.

И вот Матвей проиграл в этой войне, он выбрал «магазин» (последняя остановка у костра), а не Колокольню, закопав прямо перед магазином себя и самого отца, выбрав простой символический колокол, вместо Колокольни Вечности (приглядитесь внимательно к сцене - режиссер ее скрупулезно выстроил и чтобы надпись "магазин" хорошо читалась).


Хочется отметить, что в городе еще есть аптеки, и вот, Музыкант, вначале заходит в аптеку и покупает за 34 рубля пихтовое масло для парилки. Честно, что именно  имел в виду Алексей Балабанов под пихтовым маслом  трудно понять. Ясно, что в аптеку идут за лекарствами, а в фильме главное лекарство - это Христос, поэтому пихтовое масло, может быть созвучно смирне, которую принесли волхвы новорожденному Младенцу Иисусу. Хотя в этом случае, логичнее было, если бы он взял полынное масло, но пихта, также горька на вкус, к тому же имеет иголки, которые могут символизировать терновый венок Спасителя, через страдания Которого, мы и излечиваемся. Музыкант несколько раз предлагала Бандиту пихтовое масло в бане. Баня, это Церковь, в которой душа очищается:

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,

26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

(Еф.5:25-27)

Т.е. пихтовое масло, оно в первую очередь, для излечения души:

14 Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.

15 И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.

(Иак.5:14,15)

И как можно догадываться, Бандит так и не воспользовался этим лекарством.

Вот и вся история о пути нескольких душ к Богу - кто не обрящет путь, и не придет к Богу, тот просто мертвец и лежит в вечной мерзлоте:

«Человек без Бога - абсолютно ненужное никому существо, которое живет непонятно зачем, непонятно зачем ест, пьет, размножается, помирает, которое в землю закапывают.

Был человек, и непонятно зачем жил. Говорят: напрасно прожитая жизнь. Так и получается без Бога. Какой смысл во всей его жизни? Никакого!

Много разных смыслов выдумывают себе люди, говорят: ради потомков. Но если твой потомок такой же, какая разница?... Жить [без Бога] абсолютно бессмысленно, а разве это не так? Ведь земные цели тленны. Они все исчезают и распадаются....Ради имущества жить бессмысленно, потому что имущество часто и до смерти не доживает. Ради детей жить бессмысленно, потому что дети тоже смертны.

Всё в этом мире смертно и тленно, лишь Бог бессмертный и нетленный может дать нам возможность расцвести для нетления». О.Даниил Сысоев.

Послесловие: Алексей Балабанов и Андрей Тарковский. Мистика фильмов «Я тоже хочу» и «Сталкер»

 Вначале предполагал, что этот раздел будет в введении, но потом решил не утруждать читателя и так слишком большим повествованием, поэтому перенес в послесловии.

Хочется сказать в общем о самом фильме и в частности, о его мистике.  Просто нельзя не провести параллели между фильмом «Я тоже» и творчеством Андрея Тарковского. Такое ощущение, что Алексей Балабанов просто сделал ремейк «Сталкера» (группа интеллигентов направляется к таинственной закрытой зоне , в которой находится комната исполнения желания), но на современный лад. Также чем-то схожие сцены движения в автомобиле со знаменитым длительным проездом по улицам мегаполиса в фильме Андрея Тарковского «Солярис».

Фильм Алексея Балабанова, все же намного слабее и проще «Сталкера», в принципе, это можно и  понять - «Сталкер» это детище, которое могло быть мучительно рождено только в таком тоталитарном  обществе, как «совок». Думаю, «Я тоже хочу» все-таки рассчитан на богему, которая может созреет, чтобы повернуться лицом к Колокольне. Нынешнее поколение, выращенное на «кашке» современного телевидения и киноиндустрии, с трудом может переварить «грубую» пищу Андрея Тарковского, и поэтому вызрело, точнее давно назрело,  «молоко» Алексея Балабанова, разговаривать о том, же но на другом, более легком и понятном языке:

«Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские». (1Кор.3:2,3)

Ремейк или не ремейк, но фильмы не могли не быть похожими, т.к. в основу обоих творений была заложена Евангельская проповедь, Сам Евангельский камень - т.е. Христос, но что еще общего у фильмов - так это мистика, которая окружает эти киноленты и их авторов:


- в фильме «Сталкер» есть кадр, где проплывает листок из отрывного календаря с датой смерти Андрея Тарковского. В фильме, «Я тоже хочу», созданном в 2012г , можно сказать, что режиссер также предсказал свою смерть - когда группа греется ночью у магазина, Матвей говорит: «всего равно, через год умирать». Чуть позже на этом опять акцентируется внимание;

- также это последний фильм Алексея Балабанова, в котором он буквально снял свою смерть;

- и А.Балабанов и А.Тарковский , оба умерли в 54 года;

- многие фильма Алексея Балабанова, как и фильмы Андрея Тарковского, преследовали какие-то мистические и трагические истории, связанные со смертью актеров, и изменению планов по съемкам фильмов [1];

- как уже отмечал выше выбор церквей для съемки фильма - возможно это сознательный выбор, но может и нет. Есть предположение, что церковь привлекла внимание именно чудесами, которые там происходят - т.е. сам храм, или точнее Бог, привел Алексея именно на это место, хотя все в этом мире творится по Божьему промыслу [13];


- после выхода на экран «Сталкера» все считали, что Андрей Тарковский пророчествовал взрыв на Чернобыльской АЭС, и хотя в фильме ничего не сказано об этом, но у всех аномальная зона А.Тарковского ассоциируется именно с этим. Весь фильм постоянно упоминается какая-то катастрофа в 4м бункере - и потом авария в Чернобыле произошла именно в 4-м блоке. Не знаю, знал ли об этом Алексей Балабанов, но его герой Матвей тоже лежал в 4-м боксе (на регистратуре Бандиту об этом говорят).

Мог ли обойтись режиссер без этой сцены в фильме, или он ее специально включил именно для этой фразы: «Он в 4-м боксе», или опять мистика - не знаю. Но знаю, что в этом мире нет ничего случайного. Если фильм Андрея Тарковского сулил Чернобыльскую аварию, тогда что сулит нам фильм Алексея Балабанова, если сам Матвей - суть апостол Матфей, не хочет идти к Колокольне и остается в вечной мерзлоте, то это можно воспринимать, как окончательную катастрофу - Апокалипсис. Апокалипсис души.

P.S. Вообще детально изучая всю нелегкую историю создания «Сталкера», у меня было неотступное ощущение, что Сам Бог снял этот фильм, т.к. он задумывался изначально совсем иначе. Но это уже другая история.

[2]Так в Молдавии (на родине автора заметки) называют старые ламповые радиоприёмники;

(с) Дрэничеру Александр

(part1) (part2)(part3)(part4)

21 мая 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Библиография

[1]  Комсомольская Правда: Коллеги об Алексее Балабанове: «У него за все болело сердце». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/online/news/1441738/ (дата обращения: 21.05.2013)

[2]  Алексей Балабанов начал поиски Колокольни Счастья. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinopoisk.ru/news/1832738/ (дата обращения: 20.05.2013)

[3]  Св.Иоанн Златоуст: Толкование на святого евангелиста Матфея : Книга 1,2, Т.7. в собр.:  Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1).

[4]  блаженный Феофилакт Болгарский: Святое Евангелие от Матфея с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. блаженный Феофилакт Болгарский - М : Изд. дом "Новая кн.", 1996.

[5]  Б.Геце; Торрей, Р.А. (Mitarb.): Библейский словарь. Б.Геце - Б. м : Б. и, Б г.

[6]  Вихлянцев, В. П.: Библейский словарь //К русской канонической Библии : версия 25.11.2010// . Вихлянцев, В. П. - Москва : Сам полиграфист, 2010.

[7]  Св.Тихон Задонский: Об истинном христианстве, кн. 1: Приготовление к мудрости христианской: о грехах и добродетелях. Св.Тихон Задонский, 2011.

[8]  Сайт: "Взрослые дети алкоголиков (ВДА)": Молитва на все времена. [Электронный ресурс]. URL: http://www.detki-v-setke.ru/txt/index.php/t814.html (дата обращения: 21.05.2013)

[9]  блаженный Феофилакт Болгарский: Святое Евангелие от Луки с толкованием блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. блаженный Феофилакт Болгарский - М : Изд. дом "Новая кн.", 1997.

[10]        Вечерняя Москва: Алексей Балабанов: "Я хочу в рай, чтобы встретиться со своим папой". [Электронный ресурс]. URL: http://www.vmdaily.ru/news/2013/05/18/aleksej-bababanov-ya-hochu-v-raj-chtobi-vstretitsya-so-svoim-papoj-196790.html (дата обращения: 21.05.2013)

[11]        Комсомольская Правда в Твери: Алексей Балабанов превратил Тверскую область в аномальную зону. [Электронный ресурс]. URL: http://tver.kp.ru/daily/25844/2815870/ (дата обращения: 21.05.2013)

[12]        о.Даниил Сысоев: Беседы на книгу Песнь песней. о.Даниил Сысоев - Москва : Христианская книга, 2010.

[13]        ТВ Русский Север: Фильм А. Балабанова «Я тоже хочу» //Чудеса храма, в котором снимали фильм// . [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=lWcy14YUFrw (дата обращения: 21.05.2013)

UPDATE (24 мая 2013):
Собрал воедино все части и добавил некоторые добавления, которые дописал позже, и выложил на сайте "Православная цитата" BQT:
"Фильм А.Балабанова «Я тоже хочу»: Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу".

UPDATE (10 дек. 2013):
Также читайте продолжение - такой же анализ-расклад по фильму А.Балабнова "Груз-200":
" Фильм А.Балабанова "Груз-200": День возмездия. Фильм о растоптанной любви".

(part1) (part2)( part3)(part4)
21 мая 2013г

"Записки мирянина"

dralexmd.livejournal.com

статья, Библия, фильм, А.Балабанов

Previous post Next post
Up