Часть 1 здесь. - Почему за основу была взята музыка Чайковского? Ведь в обычном понимании классическая и электронная музыка - две разные вещи.
- Ну, начнем с того, что первые электронные опусы музыкантов 60-х годов, были основаны на интерпретации именно классической музыки. Второй немаловажный момент состоял в том, что Чайковский был нашим земляком, поэтому мы имели полное право использовать его музыку. Он до 9 лет
жил в Воткинске. Обычно имя Чайковского ассоциируется с Петербургом или Клином, но прежде чем он стал композитором. Он должен был где-то формироваться. Так вот сформировался он именно здесь. Потому нам было интересно вернуть историческую справедливость. Не было никакого сомнения, что ижевские музыканты должны были играть именно Чайковского.
- Как вы определяли, кто из музыкантов будет участвовать в проекте?
Очень хотелось привлечь академических музыкантов, тем более, что
симфонический оркестр всегда был очень отзывчивым и очень легко соглашался на участие в разнообразных проектах. Делалось очень много для популяризации классической музыки и просветительства.
Устроить соревнование в исполнении Чайковского академическими музыкантами и электронщиками было бы очень глупо. Потому проект никак не складывался, пока одна моя знакомая не предложила интересную мысль. Оркестру была поставлена задача сыграть ту музыку, которая повлияла на формирование Чайковского. Оказалось, что установить это очень просто, поскольку в воспоминаниях и других документах, которыми мы располагаем, задокументировано, что отец Петра Ильича подарил ему механический орган - оркестрину. Поэтому мы доподлинно знаем, какие произведения слушал маленький Чайковский. Оркестр легко на это согласился.
Современные же музыканты интерпретировали музыку Петра Ильича. Клуб "Вавилон" действительно развил достаточно бурную культурную деятельность.
К нам приезжало очень много иностранцев. Особенно мы подружились с исландцами. В разгар подготовки к проекту к нам приехал франко-немецкий дуэт
Stereo Total. Мы поинтересовались, не хотят ли они написать композицию на музыку Чайковского? Они задумались, но, в конце концов, решили, что это очень хорошая идея. Они были очень творческими людьми, а потому, очень неорганизованными. Когда они уехали после выступления в Ижевске в 2004-м году мы очень долго не могли с ними связаться. Очень долгое время мы вообще не могли понять будут ли они участвовать. В конце концов, мы до них дозвонились и они подтвердили, что завершают запись композиции по романсу Чайковского "
Соловей мой соловейко", который многие путают с романсом Алябьева. Хочу сказать, что этот романс издавался только на нашем диске.
Click to view
Возникла масса сложностей, поскольку это был 2004-й год, когда файлоообменников еще фактически не было. Тем не менее, они нашли, как нам это передать через файлообменник своих друзей. Ижевский провайдер пошел нам навстречу, чтобы мы смогли быстро скачать файл, который мог находиться в сети всего несколько часов, и тут мы его получаем и видим, что он сделан для Макинтоша, и мы не можем его открыть. Тем не менее, мы справились со всеми трудностями, и я считаю, что
Stereo Total - это одна из жемчужин, которые находятся на диске "Чайковский электро".
Это была не последняя сложность. Зал
Театра оперы и балета не приспособлен для воспроизведения электронной музыки. Все концертные организации могли предоставить только оборудование для рок-концертов, которое не рассчитано на театральный зал и компенсирует низкое качество звука большой громкостью. Поэтому неприятность заключалась в том, что хороший звук смогла услышать только половина зала. А часть зрителей так и не смогла в полной мере насладиться симбиозом оркестрового и электронного исполнений музыки. Тем не менее, проект удался и его до сих пор вспоминают, как действительно уникальный и фактически единственный серьезный современный музыкальный проект в Удмуртии, который до сих пор не потерял своей актуальности. Очень надеюсь, что в этом году что-то подобное получится у
Геннадия Юсима.
Финал