Часть 1 Часть 2
К сожалению, с уходом Протазанова проект потух. Опыт реализации проектов постепенно был растрачен, власть интереса к продолжению системной работы не проявляла. Все это постепенно вылилось в профанацию, когда обычные проходные мероприятия стали называться модным словом проект. В результате перестали возникать реальные события, о которых говорили бы за пределами Ижевска и Удмуртии, которые были бы востребованы вне Республики. Разница между нынешним состоянием и тем, что было тогда как раз и состоит в том, что тогда интерес был извне.
Мне часто говорили, что же у вас там такое происходит? Почему у вас там так здорово и интересно? Сейчас в Ижевске сконцентрированы огромные силы, которые достаточно успешно рассказывают как в нем все здорово. Это пытаются протолкнуть наружу, но интереса к Ижевску и культуре как такового нет. Ну, если конечно, не прикладывать те самые PR-силы.
- А если помечтать. Возможно ли при наличии политической воли, достаточных средств повторение или реализация аналогичного проекта?
- При наличии политической воли и должного финансирования можно реализовать все что угодно. И уж тем более то, что, согласно опросам, составляет генетическую гордость. К примеру, согласно опросам, которые проводил Михаил Черемных, то, что Ижевск был (к сожалению уже в прошедшем времени) столицей электронной музыки, это является предметом генетической гордости. Сейчас музыкантов, которых можно было бы охарактеризовать, как генетически ижевскую электронную музыку, тех. Которые имеют ижевскую метафизику и признак породы, можно найти. В Ижевске была особая музыка. Электронных музыкантов было много и в Питере, и в Москве, и в Свердловске. Они играли и техно. И транс и много что еще. Но многие иностранные исполнители говорили: "Мы не понимаем, что в ней есть, но мы точно знаем, что оно есть. Мы не знаем, как это называется. Скажете ижевская метафизика - мы будем называть ижевская метафизика". То есть это было что-то ясное и хорошо чувствуемое.
Сейчас уже восстановление будет очень затратным. Изменилось все. Изменилась аудитория, способы коммуникации, изменились технологии. Стоит понимать, что восстановление возможно только при четком плане и понимании для чего все это нужно. Возрождать столицу электронной музыки сегодня бессмысленно, поскольку кроме разговора сегодня Ижевску это не даст ничего. Пусть у нас появится 50 репрезентативных коллективов, что очень много для Ижевска (а так оно и было), но монетизировать это уже сложно. Если это просто досуг для молодежи, это хорошо, но это тоже не стоит тех средств и сил.
А вот если бы это вписывалось в реальную стратегию культурного кластера, которая работала бы на туристическую привлекательность региона, развитие культурного приоритета - тогда да, это имеет смысл. В противном случае это глупость. Такая же глупость, как и обсуждение восстановления 22 000 квадратных метров заводского корпуса, памятника архитектуры, который должен сам себя содержать, будучи культурным объектом. Это все здорово, но когда концепция предполагает расположение в нем очередного ряда коммерческих предприятий, поддерживающих содержание этого памятника - это не жизнь памятника. Когда памятник архитектуры теряет свой статус памятника и в нем начинают организовывать очередной ресторанно-торговый центр - это глупая затея. Я достаточно пристально слежу за различными предлагаемыми проектами и пока вижу, что концепции развития Ижевска нет. Есть латание дыр и броуновское движение идей - то возникает туризм, то народная культура, то художники, но стройной стратегии нет. Поэтому, поскольку нет понимания, зачем все это, непонятно зачем все это надо вообще.