Итак, поговорим о насущном - о стоимости проезда в общественном транспорте и его отношении к средней зарплате.
Все источники указаны в тексте, каждый может их проверить и перепроверить при желании. Пользуйтесь!
Нелегко было найти рост тарифов в метро и на наземном транспорте в Москве, но у меня получилось)
Итак, про рост тарифов в метро хорошо написано
здесь.
Тарифы за 2003/2004 год на наземный транспорт описаны
здесь.За 2005/2006
здесь.
За 2007/2008
здесь.
За 2008/2009
здесь.
За 2009/2010
здесь.
За 2010/2011
здесь.
Тем, кому интересны тарифы в СССР и тем, кто хочет сам сделать сравнение СССР и РФ, советую почитать
это.
Вот как это выглядит на графике:
Интересно будет сравнить скорость роста тарифов на общественный транспорт и средней заработной платы.
Про рост средней заработной платы в России можно посмотреть
тут.
Однако, у меня есть мощные основания не доверять "официальным" цифрам. И вот почему.
Вот что пишут о средней зарплате бюджетников в официальных СМИ, а
вот что есть в реальной жизни. Разница в 3 раза. И это в ведущем университете страны.
Я склонен доверять людям, а не "официальным" СМИ, потому как сам работал научным сотрудником и знаю реальные цифры. Больше 20 тысяч в ведущем ВУЗе страны со всеми надбавками, грантами и степенью кандидата научный сотрудник не получает. Какие, к чёрту, 48568 рублей? Откуда такие цифры?
Теперь сравним темпы роста средней заработной платы в России и тарифов на общественный транспорт в Москве. К сожалению, данные по средней заработной плате в Москве настолько разнятся, что их нет возможности привести здесь. Грубо можно считать, что зарплата в Москве в 2-2.5 раза выше, чем в среднем по России. Интересная статья про зарплату в Москве есть
тут.
Сравнение приведено на следующем графике:
То есть только в 2005-2007 годах темпы роста зарплаты превышали темпы роста тарифов. Ни о каком процветании и улучшении условий нет речи. есть только стабильное увеличение разрыва между тем, сколько зарабатываешь и тем, сколько тратишь.
А теперь самое интересное! Надо же сравнить всё это безобразие с тем, что творится в "загнивающих" Европе и США.
Любопытно то, что для Европы и США было очень легко найти все экономические показатели со всеми
подробностями. В отличие от России, где все данные разнятся и не соответствуют действительности.
Итак,
средняя заработная плата в Германии в год составляет 54760 € (социальный налог работодателя уже учтён),
проезд в Берлинском метро стоит от 2.3 € до 2.7 €,
повышение тарифов было в 2005 году с 2 € до 2.3 €, что составляет 15%.
Дополнение от
Elena Panina: один билет на метро в Берлине (так называемая лангштрекке, которая стоит 2.3 €) даёт право пользования общественным транспортом - любым и в любом количестве - на 2 часа. То есть при пересадке на автобус/трамвай/регионоальный поезд ничего платить дополнительно не нужно, можно успеть съездить в оба конца и т.п. В других городах Германии цены будут другими. Если ей не изменяет память, то в Констанце билет в 2 конца стоит 1.3 €.
В Берлине метро работает круглосуточно по выходным и праздникам, в обычные дни есть ночные автобусы. Хотя часто отдельные ветки закрываются на строительные работы, зимой вообще все плохо ходит.
В целом, без учёта налогов на среднюю заработную плату в Германии можно купить 1984 поездки на метро на месяц. Запомним эти цифры.
Средняя заработная плата в США в год составляет 47000 $ (социальный налог работодателя уже учтён),
проезд в одном из самых дорогих городов США (Чикаго) стоит 2.25 $, повышение тарифов было в 2009 году и составило 25 ₵, или же 12.5%. Предыдущий рост тарифов был в 2006, 2004 и 1995 годах. В целом, без учёта налогов на среднюю заработную плату в США можно купить 1740 поездок на метро на месяц. Запомним и эти цифры.
Для сравнения, в столичных областях тарифы будут примерно в 2 раза меньше. Дело в том, что как правило столица штата - весьма заурядный и немногочисленный город.
Тариф в столичных областях - 1.25 $ за поездку.
Что же мы видим для России? На среднюю заработную плату в России 22600 рублей (социальный налог уже учтён) можно купить только 807 поездок в метро в месяц! Только учитывая высокую заработную плату в Москве эта цифра еле-еле дотягивает до европейских мерок. Но при этом не стоит забывать, что в Берлине или Чикаго средняя заработная плата будет выше, чем по стране. Так что возвращаемся к предыдущим 807 поездкам в месяц.
А теперь, кульминация!
Все вышеперечисленные цифры не учитывали налогов.
Налоги были описаны в одном из моих предыдущих сравнительных анализов.
Так как в налогах указаны грязные зарплаты до социальных налогов, то, грубо говоря, для РФ остаток от зарплаты будет как раз после выплаты подоходного налога 13% (или около 1.3*(1-0.33) по графику). Для Германии это 1.19*(1-0.6), для США это 1.0565*(1-0.27). Все вычитаемые проценты берутся для грязных зарплат до выплаты социального налога, то есть 1.3*22600 для РФ, 1.19*54760*40/12 рублей для Германии и 1.0565*47000*30/12 рублей для США.
После вычета налогов, в России остаётся 87% от зарплаты, в Германии остаётся 48%, в США 76%. И это не учитывая НДС или налоги на продажи, тогда коэффициенты становятся ещё хуже по отношению к РФ.
Далее меня поправили, сказав что годовые абонементы в Европе выходят гораздо дешевле одноразовых. Это только ухудшает ситуацию для РФ: в Гамбурге месячный проездной билет на все виды транспорта стоит 79.90 €, или же 107 рублей в день. В Москве же метро стоит
1760 рублей (без лимита поездок), на наземный стоит
900 рублей, то есть в целом это 2660 рублей (можно ещё взять с лимитом на метро за 2380 рублей) или же 89 рублей в день. Спасибо
Alexander Schnurrbart.
Разница получается совсем небольшая, а вот качество совсем разное!
То есть в месяц можно купить на то, что остаётся от зарплаты:
США - 1322 поездок на общественный транспорт
Германия - 952 поездок на метро
Россия - 702 поездки на метро
Получается, что Россия очень сильно (около 2 раз) опережает по уровню цен США. Можно даже сравнить цены на проезд на дальние расстояния: это
Greyhound,
Indian Trails, то есть автобусы (можно ещё дешевле найти -
Megabus), и
Amtrak - скорые поезда.
А от Германии Россия очень сильно отстаёт по качеству обслуживания и современным технологиям.
Возникает резонный вопрос:
Куда идут средства с оплаченного проезда?
Обсуждение проблемы:
Проблемы общественного транспорта России Мои другие сравнения:
Результаты олимпиад Эмиграция в Германии, России и США Цены на одежду и обувь в России и США Цены на недвижимость в России и США Цены на электронику в России и США Цены на автомобили в России и США Цены на продукты питания в России и США Налоговые ставки в Германии, России и США