Одна законченная результативная задача стоит полусотни полузаконченных задач.
Малкольм Форбс
Есть
особенно эффективный метод получения информации, не используемый
большинством менеджеров. Нужно просто пойти туда, где работают и
посмотреть, что там делается.
Эндрю Гроув
один из основателей компании Intel
Незаметное учение
1 октября 2011 года Сухопутные войска Вооруженных Сил Российской Федерации отметили свой профессиональный праздник.
Отметили его не только изданием соответствующих приказов, но также и достигнутыми успехами в боевой и оперативной подготовке, продемонстрировав свое мастерство первым лицам Российского государства на оперативно-стратегических учениях «Центр-2011».
Впечатляющие по размаху международные учения, с привлечением подразделений и частей стран - участников ОДКБ, проходили на нескольких полигонах и получили широкое освещение в прессе. Особенно старались журналисты электронных СМИ в ходе проведения «активной фазы учения» - то есть, собственно, ведения боевых действий.
Стремительные силуэты, уходящих в небо «Искандеров» и "Точек" на фоне лазоревого неба полигона «Ашулук», - зрелище, безусловно, завораживающее. Как, впрочем, и «картинка» общевойскового боя, ведущегося бригадами «нового облика» по свеженаписанным боевым уставам и наставлениям, масштабная апробация которых проводилась в период учения.
Скорее всего, именно потому, что основные усилия большинства изданий, освещающих военную тематику, были сосредоточены на подготовке и проведении учения «Центр-2011», которые мы могли наблюдать практически в режиме реального времени, почти незамеченным, особенно для электронных СМИ, прошло другое мероприятие боевой подготовки, проведенное чуть раньше «главного военного события года».
Официоз
В период с 30 августа по 4 сентября, согласно плану подготовки Воздушно-десантных войск на 2011 год, на полигоне «Раевское» вблизи Новороссийска под руководством начальника воздушно-десантной службы - заместителя командующего ВДВ (по воздушно-десантной подготовке) генерал-майора Андрея Холзакова проводилось дивизионное командно-штабное учение с 7 десантно-штурмовой дивизией (горной).
При проведении учения управление дивизии, части и подразделения 7 дшд(г) отрабатывали вопросы подготовки и ведения боевых действий в составе оперативного воздушно-морского десанта в ходе проведения специальной операции в вооруженном конфликте
.
В соответствии с поставленной боевой задачей, дивизия осуществляла десантирование на трех площадках, а также частью сил (совместно с морскими пехотинцами) высаживалась с моря на побережье в качестве морского десанта.
Масштаб проводимых мероприятий характеризуют следующие показатели: всего в учении участвовало более 4000 военнослужащих и 350 единиц бронетанковой и автомобильной техники. В том числе - артиллерийский дивизион из состава 331 пдп 98 вдд.
На учение также привлекались: большие десантные корабли и рота морской пехоты (на БМП-2) Черноморского флота, а также авиация: 10 самолётов ВТА (Ил-76 МД), 6 самолётов (Су-24, Су-25, Су-27), 12 вертолётов (Ми-8. Ми-24, Ми-26) ВВС России.
В ходе учения осуществлено десантирование парашютным способом более 700 десантников и 12 единиц боевой техники (БМД-2 КУ), высадка смешанного (морская пехота ЧФ + подразделение 7 дшд) морского десанта на побережье, а также форсирование водной преграды с ходу в период ведения наступательного боя.
Время
Однако, главной особенностью проведения данного учения было, конечно же, не количество десантируемого личного состава, или участие в нем подразделений не входящих непосредственно в состав 7 дшд(г). Также нельзя сказать, что действия десантников в период непосредственного выполнения ими боевой задачи отличались какой-то особой зрелищностью. Да это никогда и не ставится целью при проведении командно-штабного учения. На таких мероприятиях главными «обучаемыми» выступают не боевые подразделения, а органы военного управления. И основным критерием качества их работы является не количество мишеней, пораженных огнем атакующих (обороняющихся) рот и батальонов, а время и качество решаемых штабами управленческих задач.
По большому счету, десант после приземления и сбора действует почти так же, как аналогичные подразделения сухопутных войск. Но, по понятным причинам, по сравнению с «обычной пехотой» десантные подразделения являются относительно «легкими». Как по составу своего вооружения и средств огневого поражения, так и по запасам материальных средств. Кроме того, в районе выполнения десантом своей боевой задачи, возможности его поддержки средствами старшего начальника обычно весьма ограничены.
Что остается в активе? Скорость и маневр.
Основными составляющими успеха десанта являются отнюдь не превосходство в огневой мощи или в традиционном соотношении сил и средств. Скорость работы штабов при принятии решений, внезапность действий, подразделений при выполнении боевых задач - вот главные «козыри» воздушно-десантных войск.
Именно поэтому, одной из основных целей учения было достижение сокращения цикла боевого управления, и в основном - его организационной части. То есть - работы штабов.
Забегая вперед, отмечу, что дивизия за учение получила общую оценку «Хорошо». Оценка была выставлена по совокупности показателей за организацию работы штабов и за практические действия войск. При этом, на разборе отмечалось, что управлению дивизии и управлениям полков удалось значительно перекрыть существующие нормативы по выработке решения, постановке задач войскам, планированию и управлению боем. Оценку дивизии утвердил присутствовавший на заключительных этапах учения командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Анатольевич Шаманов.
Что же помогло десантникам «значительно перекрыть нормативы»?
Дивизия использовала новую автоматизированную систему управления войсками «Андромеда-Д», созданную с учетом специфики планирования и применения воздушно-десантных войск.
Восемь против шести
Еще в 2003 году на вооружение подразделений ВДВ России поступил комплекс АСУВ под названием «Полет-К». Однако, автоматизация процессов управления в этом комплексе охватывала только батальонный и частично - полковой уровень (подсистему управления командира и штаба).
По результатам успешной войсковой эксплуатации «Полета-К», проводившегося в 76 десантно-штурмовой дивизии (Псков), было принято решение о дальнейшем развитии системы АСУВ, но на этот раз - с охватом всех звеньев управления воздушно-десантных войск - от командования ВДВ до боевой машины десанта и отдельного военнослужащего. Опытно-конструкторская разработка, открытая для решения этой задачи, получила название «Андромеда-Д».
В основу работы были положены системотехнические решения, принятые и реализованные еще в рамках «Полета-К». Как показала практика нескольких лет войсковой эксплуатации- эти решения, в своей основе, оказались верными. В рамках проекта был применен принцип максимальной унификации создаваемых устройств с уже разработанным в рамках «Полета-К» аппаратно-программным обеспечением и средствами связи, а также принцип модульности создаваемых средств управления, которые предназначены для укомплектования пунктов управления всех уровней военной иерархии - как тактического, так и оперативного звена управления.
Ввиду этого, проект стал значительно менее затратным в финансовом отношении, нежели создаваемый в концерне «Созвездие» комплекс ЕСУ ТЗ (единая система управления тактическим звеном «Созвездие М2»). И это, несмотря на относительно большее количество включенных в систему уровней управления (командование ВДВ - дивизия - полк - батальон - рота -взвод - отделение - солдат), чем предусматривается в системе ЕСУ-ТЗ (бригада - батальон - рота - взвод - отделение - солдат).
Итого: восемь против шести.
Кроме того, в рамках ОКР «Андромеда-Д» учитывался опыт создания и эксплуатации комплекса АСУВ «Маневр», а также зарубежный опыт создания аналогичных АСУВ. В результате была создана единая система управления не просто тактического а оперативно-тактического звена!
В 2010 году начались поставки комплектов комплекса в 76 дшд, а в 2011 - командованию ВДВ, в 7 дшд(г) и 98 вдд.
Первая, «установочная» партии системы "Андромеда-Д" эксплуатировалась в ходе мероприятий боевой подготовки все в той же 76 дшд.
В результате этой эксплуатации в состав комплекта аппаратно-программных средств и оборудования были внесены существенные изменения и улучшения. Должностные лица командования ВДВ, управления дивизии и полков, для работы в полевых условиях получили новые автоматизированные рабочие места (АРМ), созданные на базе защищенных ПЭВМ ЕС-1866 с 17-ти дюймовым монитором и встроенными видеокамерами.
Также была улучшена эргономика и уменьшен общий вес оборудования, входящего в состав полевых пунктов управления. Значительным переработкам подверглись программные продукты, используемые в системе. Причем все это было сделано достаточно оперативно - в течение весны и лета 2011 года.
И, вот, наконец, в августе - сентябре удалось «попробовать» работу комплекса с участием всей «вертикали власти» от командующего ВДВ до отделения и солдата.
Железо…
Особенностью оснащения мобильных пунктов управления системы является наличие у оперативного (боевого) состава возможности выбирать способ организации работы, в зависимости от условий обстановки.
Основным средством управления для каждого должностного лица в системе является командирская (командно-штабная) машина на базе БМД-2 (БТР-Д), оснащенная автоматизированным рабочим местом (в БТР-Д - несколькими местами) и средствами связи, обеспечивающими передачу информации по различным каналам.
Каждая такая машина, до командира отделения включительно, оснащена аппаратурой ГЛОНАСС, и дублирующей инерциальной аппаратурой определения координат, позволяющей осуществлять позиционирование бронеобъекта, считывать направление и скорость передвижения на поле боя и передавать эти данные вышестоящему командиру по его «одноразовому» запросу, или периодически, то есть дискретно (в автоматическом режиме в указанные интервалы времени). Координаты, скорость и направления передвижения, полученные от машин, могут быть отображены в виде условных обозначений (тактических знаков) на электронной карте любого должностного лица, имеющего право получать такие данные.
Кроме командирских и командно-штабных машин, в состав комплекта каждого дивизионного и полковых пунктов управления (ПУ) входит необходимое число модулей для организации коллективной работы (палаток на пневмокаркасе), которые оснащены всем необходимым для обеспечения комфортной работы оперативного (боевого) состава в условиях, когда воздействие противника средствами огневого поражения исключено, или крайне маловероятно.
Внутри палаток разворачиваются автономные системы освещения, кондиционирования и обогрева воздуха, автоматизированные рабочие места должностных лиц и складная пластиковая мебель для их размещения. Палатки и их внутреннее оборудование унифицированы и взаимозаменяемы как «по вертикали» так и «по горизонтали», иерархической структуры ВДВ. В каждом модуле может быть развернуто до 20 автоматизированных рабочих мест.
Каждая палатка (модуль) оборудована, системами, обеспечивающими работу локальной сети с устройствами бесперебойного питания, громкоговорящей связью, четырьмя мультимедийными проекторами и экранами, 24-х дюймовым плоттером, сканером, лазерным принтером. Каждый модуль имеет свои агрегаты для обеспечения автономного энергоснабжения.
Также, в состав каждого модуля входят видеокамеры внешнего (внутреннего) обзора, позволяющие вести виденаблюдение как внутри палатки, так и на подступах к месту расположения ПУ.
Общее количество модулей в каждом пункте управления может быть различным и определяется потребностями соответствующего пункта управления в рабочих местах.
При этом, у каждого должностного лица (ДЛ) управления дивизии (полка) имеется два персональных компьютера (АРМа) - один в составе модуля для работы в палатке, а другой установлен на подвижной бронебазе (с возможностью дистанционного выноса его для работы на местности, или удаленного подключения к локальной сети, организуемой внутри модуля ПУ).
Поэтому, в зависимости от условий обстановки, управление может работать следующими способами:
- в коллективном режиме (все должностные лица ПУ находятся в модулях). Для передачи информации используются кабельные каналы связи);
- в распределенном режиме (каждое должностное лицо находится на своей «броне», при этом модуль (палатка с оборудованием) не разворачивается). Для передачи информации используются радиоканалы;
- в комбинированном режиме (модуль+бронеобъекты) с возможностью обмениваться информацией со всеми ДЛ по сети, (для передачи данных используются как кабельные, так и радиоканалы).
В состав каждого АРМа должностного лица, изготовленного на базе защищенной ПЭВМ ЕС-1866 с 17-ти дюймовым экраном, входит встроенная WEB-камера и гарнитура, обеспечивающие коммуникацию между ДЛ и ПУ в режиме видеоконференцсвязи.
Кроме того, АРМ командира (старшего модуля) подключен к интерактивной доске и имеет соответствующие программные компоненты для обеспечения быстрого ввода графической информации на электронную карту «от руки», т.е - без использования графического редактора.
Рабочие места (АРМы), в том числе, установленные непосредственно на боевых машинах, унифицированы по программному обеспечению от командира отделения до командующего ВДВ и различаются лишь уровнем доступа к соответствующим программам и разделам баз данных.
Учения с 7 дшд были примечательны еще и тем, что наряду с пунктами управления дивизии, полков, КНП батальонов, рот и взводов, оснащенными автоматизированными рабочими местами, штаб руководства учением на своем пункте также имел аналогичные автоматизированные средства управления. В отличии от ранее проводимых учений, этот пункт был развернут на значительном удалении от обучаемых органов управления. И работал он с управлением дивизии дистанционно, осуществляя доведение боевых задач, подачу вводных и контролируя действия обучаемых практически в режиме «он-лайн».
Схема маршрутизации сети обеспечивала возможность каждому офицеру штаба руководства в автоматическом режиме «напрямую» связаться с любым объектом управления (до взвода включительно), минуя многочисленные «ручные» соединения на промежуточных узлах связи. Что бы отправить сообщение, например, командиру артиллерийского дивизиона десантно-штурмового полка, достаточно было выбрать соответствующую строку в электронной адресной книге, единой для всех автоматизированных рабочих мест.
Помимо мобильных компонентов, система «Андромеда-Д» в перспективе будет включать и стационарные пункты управления (для уровней управления командование ВДВ, дивизия, полк), что позволит обеспечить управление повседневной деятельностью войск, а также решение управленческих задач отдельно взятыми частями (соединениями) без развертывания полевых пунктов управления вышестоящих органов управления.
Например, командир дивизии, проводит двухстороннее командно-штабное полковое тактическое учение с полками дивизии. Пункты постоянной дислокации (ППД) и полигоны этих полков находятся на значительном удалении друг от друга. При наличии стационарных компонентов системы в ППД полков и дивизии, он сможет заслушать решения обучаемых командиров, никуда не убывая из своего штаба. Видеоконференцсвязь обеспечит ему «живое» общение с командирами полков, посредниками и другими должностными лицами, а на соседнем экране он сможет увидеть графическое отображение любых элементов тактической обстановки, в том числе - решения, принятые обучаемыми, переданные ему по сети.
Некоторые стационарные элементы комплекса уже смонтированы в пункте постоянной дислокации командования ВДВ и в ходе учения для штаба руководства была обеспечена возможность связаться с оперативным дежурным штаба ВДВ практически с любого автоматизированного рабочего места. В том числе - при помощи видеоконференцсвязи.
… и люди.
Немного истории.
В результате развития оружейной промышленности и совершенствования стрелкового оружия на рубеже 19-20 веков европейские армии стали в массовом порядке оснащаться новыми средствами поражение - пулеметами. Это послужило не только причиной изменения тактики применения войск, но и создало условия для появления соответствующей воинской специальности под названием «пулеметчик».
Появление над полем боя сначала дирижабля, а затем и аэроплана вызвало к жизни такую профессионально-должностную категорию военнослужащих, как «военный пилот».
Создание и принятие на вооружение танка ознаменовалось также возникновением целой группы специалистов по его эксплуатации, носящих гордое имя «танкисты».
Тем не менее, факт создания и, в самом ближайшем будущем(!), - принятие на вооружение комплексов автоматизации, охватывающих всю структуру управления от солдата до генерала, пока не вызвал адекватных действий руководства наших Вооруженных сил.
А действия необходимы уже сейчас!
Причем, направления таких действий достаточно очевидны:
Во первых - организация массовой подготовки соответствующих специалистов.
Во-вторых - создание штатно-должностных категорий военнослужащих, способных не только «нажимать кнопки» но и осуществлять настройки, обеспечивать нормальное функционирование, а при необходимости и ремонт (восстановление) элементов системы, которая по сложности ну уж никак не уступает пулемету!
В-третьих - выработка концепций массового применения автоматизированных систем управления войсками в современных военных конфликтах (войнах).
В-четвертых - разработка алгоритмов работы командиров и штабов всех уровней по порядку применения этих систем, а также нормативных документов закрепляющих эти алгоритмы.
Причем сейчас в войсках наиболее остро ощущается потребность в решении первых двух задач. И вот почему:
Как уже отмечалось выше - противник вряд ли будет сидеть, сложа руки, в ожидании своего разгрома. Он будет предпринимать соответствующие действия. В том числе - направленные на вывод из строя нашей системы управления. Причем, самыми разными способами.
Надо ли доказывать, что армии наиболее развитых в промышленном отношении стран эту задачу рассматривают как приоритетную?
А кто в реальном бою будет осуществлять работы по обеспечению функционирования системы? Пока все настроечные и обслуживающие работы проводят специалисты институтов и заводов-изготовителей системы. Однако, особенностью применения воздушно-десантных войск, как мы уже знаем, являются действия в глубоком тылу противника.
Десантирование гражданских специалистов и выполнение ими аутсорсинговых работ за линией фронта вряд ли возможен в принципе. Но в Воздушно-десантных войсках система подготовки военнослужащих-специалистов, аналогичных представителям промышленности по уровню своих знаний, навыков и умений, пока не создана. Значит - нет и, в ближайшем будущем не ожидается прибытие в войска профессионально подготовленных офицеров по обеспечению работы АСУВ
Правда, должность военнослужащего, в функционал которой хоть как-то включены вопросы обеспечения работы АСУВ, все-таки предусмотрена!
Одна. На целую дивизию.
Продолжение следует