Мне кажется, что основная проблема горожан в России - отсутствие коммуникации. Люди, живущие в одном подъезде или на одной площадке, могут быть незнакомы друг с другом. Разговор с незнакомцем, как учили с детства родители, потенциально опасен (видимо, привет от КГБ). Школа укрепляла эти барьеры. Общительный человек - это либо деревенщина, либо ненормальный. Между тем, доброжелательное общение людей - это один из укрепляющих общество факторов, да и вообще показатель здоровья социальной среды.
Почему в России такие проблемы с публичными пространствами? Потому что люди отвыкли без страха и опасений за свою жизнь/кошелек/честь взаимодействовать со средой и окружающими людьми. Как следствие - неумение даже представить, как можно использовать публичные пространства. Это проблема и тех, кто должен такими местами пользоваться, и тех, кто их проектирует.
А еще проблема в том, что в перечне наших привычек нет такого пункта - "положительная обратная связь". Высказать негатив - это пожалуйста. А сказать спасибо - это уже как руки себе выворачивать. Почему-то есть какое-то ощущение, что если ты кому-то сказал, мол, переделай то-то, и он переделал, то он проиграл, ты победил, и можешь ходить гордый собой победитель. А сказать этому человеку спасибо - это уже слабость и недостойное победителя поведение.
Я все к чему? Некоторое время назад - в начале декабря 2012 года - краснодарский интернет дружно писал в твиттер С.Н.Галицкому о том, что новый магазин "Магнит" по улице Рашпилевская 32 уродует фасад здания. Люди просили пересмотреть имеющееся решение по оформлению магазина. Вот как на тот момент выглядел фасад:
Фотография из исходного обращения в сообществе
Краснодар Big City Life Krasnodar, ссылку на это обращение Галицкому и пересылали. Комментарии излишни - этот сайдинг был страшен.
Как оказалось,
аккаунт в твиттере у Галицкого не для мебели, а реальный инструмент взаимодействия с людьми. Я от ритейлера другого и не ожидал. Но все же я опасался, будет ли ответ: мало ли - масштаб, звездная болезнь и все такое.
Ответ был. Буквально через пару дней начались работы по демонтажу сайдинга, а С.Н.Галицкий в твиттере поотвечал всем в духе, что фасад портить не будут. Вот что происходило:
Фото: Валерий Лимонадов
Где-то неделю назад я вспоминал об этой истории и думал, чем же все закончилось? Почему не слышно сообщений недовольства или благодарности? Что стало с фасадом?
Я проехал посмотреть на это место. Вот как фасад магазина выглядит сейчас:
Меня вполне удовлетворили изменения: здание осталось узнаваемым, вывески Магнита достаточно гармонично вписались в облик фасада, а пространство как-то даже ожило. Это мне немного напомнило размещение современного бизнеса в Европе. Вот, например, McDonalds в Вене:
Очень ненавязчиво и с любовью к городу. Аналогичные картины видел и в Париже, и в Праге, и в Берлине... Сходу не нашел фотографий в своих завалах, поэтому картинок не будет. Но меня там просто поражало, насколько известные бренды мимикрировали под архитектурное окружение! Да, заметив мельком вывеску твое подсознание не поставит знак равенства между брендом и увиденной картинкой. Но когда посмотришь внимательнее и поймешь, что это такой необычный готически написанный известный во всем мире бренд Starbucks, например, - невольно проникаешься уважением. Надо быть сильным, чтобы позволять себе такие вещи.
И я вот подумал, что Магнит как бренд, команда, которая работала над спешным изменением фасада и поиском решения, не сильно попирающего брендбук, персонально С.Н. Галицкий, - все они молодцы! И бренд сильный, и команда ответственная. И именно за таким бизнесом будущее - когда бизнес готов отвечать перед обществом за свои решения, и исправлять допущенные ошибки. Собственно, это и есть правильный бизнес - бизнес с человеческим лицом.
И за такое можно и нужно говорить спасибо! Что я с большим удовольствием и делаю: спасибо вам всем!
PS
Галицкий мне ничего не платит, если что! ;)
PPS
С этим магазином есть другие косяки, но о них в другой раз. И это не повод не говорить людям спасибо. ;)