Развитие метро в Москве. Часть 4. Третий пересадочный контур и его друзья.

Feb 02, 2013 19:46

В предыдущих сериях...


11. Каховская линия

Тут перспективы ясны - не в таком уж и далеком будущем линия станет частью Большого Кольца метрополитена. До современного проекта был вариант продления линии через Нагатинский Затон к Печатникам.

12. Бутовская линия

А тут кое-какое движение будет. Сейчас активно строится продолжение на север на соединение с рыжей веткой у станции Новоясеневская. Собственно, планируется две станции - Битцевский парк с переходом на Новоясеневскую и Лесопарковая. Открытие участка ожидается в декабре этого года.

Станция Лесопарковая будет располагаться рядом с Бутовской развязкой МКАД. Было очень много критики, связанной с тем, что станция в этом районе не нужна - рядом только наркологическая больница, военная часть, половина территории которой сдаётся в аренду разным организациям, да жителям пары домов в Северном Бутово будет к ней идти чуть ближе, чем к Бульвару Дмитрия Донского. Ходят слухи, что вместо ВЧ построят не то очередной бизнес-центр, не то аж новый автовокзал вместо нынешнего, что на Щелчке.



Лесопарковая. Недавно появившийся в интернетах рендер.


Старый рендер.
Станция Битцевский парк будет располагаться параллельно Новоясеневской и иметь на неё переход. Собственно, весь этот участок и строится для того, что распределить пассажиров из Бутово по двум линиям. Ясенево негодует - прощай пустой поезд утром. Академическая, наверное, ничего и не заметит - давка, она и в Африке давка.


Безумная шахматная доска.


Новый вариант. Обратите внимание на панельки слева а-ля первоначальный проект Мякинино.
Спонсоры трансляции - calcai  moskvameniaetsy.

С продолжением на юг все глухо. Станции Потапово, Чечерский проезд и Новокурьяново, появившиеся на схемах ещё в 2003 году и тихо исчезнувшие, были запланированы на 2016 год, но теперь, судя по всему, уехали за 2020 год.

13. Третий Пересадочный Контур

К началу 80-х годов стало понятно, что сложившаяся радиально-кольцевая структура линий метрополитена приведет когда-то к транспортному коллапсу, ибо центр будет перегружен транзитными пассажирами с окраин. Предлагались разные решения, но самую большую известность получили два - Большое Кольцо метрополитена и так называемые хордовые линии. Помимо разгрузки центра такие линии объединяли бы районы, отделённые друг от друга железными дорогами и промзонами. В 1984 году вышла знаменитая в метрофанатской среде статья инженера Госстроя СССР И. Бордукова, в которой он писал:
Хотелось бы предостеречь от прокладки новых диаметров метро через центральную часть Москвы, равно как и от сооружения второго кольца. Альтернативой этому может стать строительство новых линий метро по хордовым направлениям с глубокими вводами в периферийные районы, где проживает около 70% населения столицы. Главные пассажиропотоки в столице идут в центр, пересадки с кольцевой на радиальные линии удлинят путь пассажиров не менее чем на 25% по сравнению с пересадками со станций хордовых линий.

И стало по сему. Был предложен проект скоростного метрополитена с увеличенным расстоянием между станциями и 12-вагонными составами. Предполагался отказ от третьего рельса, как источника питания, и переход к верхнему токосъёму. Предлагались к постройке четыре линии:
  • Митино - Бутово
  • Химки - Люберцы
  • Солнцево - Мытищи
  • Балашиха - Бутово
То есть, получался контур в виде ромба. В начале 90-х проект слегка видоизменили - несколько изменили трассировку, Люберецкую ветку обрубили в Жулебино, а последняя магистраль вместо Бутова должна была пойти в сторону Тропарева вдоль Ленинского проспекта. В 1988 году началось строительство хорды Митино-Бутово, точнее не её самой, а Парка Победы, который пришлось строить, так как получившаяся хорда из Митино не имела бы пересадок аж до Спортивной, что убило бы красную линию. В 90-х годах началось строительство собственно самой хорды - станций Митино, Строгино, моста через Москва-реку. Ну а потом произошел распад СССР, правительство России денег на строительство не выделяло, и проект хорд тихо умер, а уже построенные объекты были законсервированы.

Снова о хордах заговорили в 2005 году, когда появился проект продления линии "мини-метро" от Международной в сторону Полежаевской и Савёловской по трассе бывшей Солнцево-Мытищенской хорды. Постепенно проект обретал более осязаемые черты и теперь он заключается в следующем. Хорды, правда по новым маршрутам и в обычном формате метро, будут построены. Но чтобы разгрузить центр можно построить их центральные пересекающиеся участки, а хвосты оставить на потом. Так появилось то, что сейчас называется Третий Пересадочный Контур (первый - станции внутри Кольца, второй - само Кольцо). Итак, по карте набросано так:

[Отберите у этих людей маркер!]
  • Можайское Шоссе - Индира Ганди - Деловой Центр - Полежаевская - Рижская - Лосиноостровская
  • Левобережная - Ховрино - Лихоборы - Тимирязевская - Рижская - Сокольники - Лефортово - Авиамоторная - Кузьминки - Жулебино - Люберецкие поля
  • Ивановское - Соколиная Гора - Авиамоторная - Пролетарская - Тульская - районы между Севастопольским и Ленинским - Тропарево
  • Бирюлёво - Царицыно - Варшавская - Спортивная - Мосфильмовская - Парк Победы - Мнёвники - Живописная бухта.

Что из всего этого потока прекрасных обещаний будет строится в ближайшие годы?




Деловой Центр. Будет занимать один из двух залов комплекса, построенного в конструкциях в 2005 году. Будет пересадка на Выставочную голубой линии и Деловой Центр жёлтой линии. Станция колонная трехпролетная и при этом глубокая.


Я ни разу не уверен, какого из двух ДЦ это рендер, но пусть картинка будет.
Шелепиха. Будет располагаться параллельно Шелепихинскому шоссе севернее Шелепихинского же моста над МК МЖД. Станция будет глубокого заложения. На стройплощадке активно ведётся работа.


Рендер Шелепихи. Кажется, мы это уже где-то видели?
Дальше должны были располагаться станции Пресня и Мневники, но из-за расположения в промзоне их строительство отменили. Следующая станция - Хорошевская - будет располагаться параллельно существующей Полежаевской и иметь на неё переход. Цветовая гамма станции будет соответствовать линии, на которую можно будет сделать пересадку. Изначально станция предполагалась трехсводчатой пилонной глубокого заложения, новый проект - трёхпролётная колонная мелкого заложения - экономят-с.



Проект, выполненный Метрогипротрансом.



Еще картинка.
Следующая станция - Ходынское поле, будет располагаться на территории бывшего Ходынского аэрополя, которое активно застраивается.


Рендер Ходынского поля.
Следующая станция - Петровский парк, будет иметь переход на станцию Динамо. Располагаться будет перпендикулярно Ленинградке с выходами на неё и Петровско-Разумовскую аллею.


Петровский парк - то же, только цвет зеленый. Одинаковых станций не будет, ага.
Следующая станция - Нижняя Масловка, будет иметь переход на Савёловскую серой линии. Будет располгаться под одноименной улицей. Станция будет глубокого заложения.


Рендер Нижней Масловки.
Участок Деловой Центр - Нижняя Масловка обещают сдать в 2015 году. Работы активно идут на всех площадках. Деловой Центр уже построен в конструкциях, котлованы Ходынского поля и Хорошевской уже вовсю раскрывают, в Петровском парке, на Шелепихе и Нижней Масловке идет подготовительный этап.

Второй участок Третьего Пересадочного контура пойдёт примерно так:


Участок Нижняя Масловка - Авиамоторная обещают открыть к 2016 году. Ну-ну. Рендеров большинства станций пока нет, идет согласование мест расположения станций.  Теперь по станциям.

Марьина Роща-2 будет обычной пилонной станцией глубокого заложения, располагаться под Сущевским Валом и иметь пересадку на салатовую линию. Возможно, сразу построят 2 платформы для будущей кросс-платформенной пересадки. Рижская-2 будет располагаться на месте, где сейчас находится радиорынок (эх!), с выходами к Рижскому вокзалу и платформе Ржевская. Станция будет мелкого заложения.

Теперь Сокольники-2. Станция будет располагаться под проходом к парку Сокольники, как показано на карте:


Станция (показана розовым на схеме) будет мелкого заложения, трёхпролётная колонная. Коль скоро так, она, как и Рижская-2 будет строиться открытым способом, что предполагает рытье котлована и уничтожение аллейки от современной станции метро. Тем не менее уцелеет памятник архитектуры 20 века - а именно подземный общественный туалет, расположенный под милицейской полицейской будкой. Согласование этого проекта на общественных слушаниях с первого раза не прошло, засим народу предложили подумать получше и принять этот вариант со второго раза.  Прекрасно прошло, но было сделано много замечаний. Аллею, кстати, проектировщик из МосИнжПроекта предложил спасти, заранее выкопав деревья и вернув их после строительства на место (это ведь реально?), но его голос потонул в реве бурлящих масс. Запасаемся поп-корном.

Жители же района Электрозаводской за Молодёжный скверик биться не стали и проект Электрозаводской-2 согласовали, хотя и не без замечаний (судьба сквера, кстати, никого почти не интересовала, а вот исчезновение парковочных мест напрягло местных автовладельцев). Станция также будет мелкого заложения.


НииПИческая схема расположения Электрозаводской-2.
Да, забыл сказать, что ТПК по идее должен был идти через Красносельскую и Бауманскую глубоким заложением, но опять решили сэкономить.

Следующая станция - Лефортово. Будет тоже мелкого заложения, двухпролетной колонной (а-ля Красносельская). Располагаться будет под Солдатской улицей.


Ну и последняя станция участка - Авиамоторная-2, с пересадкой на Калининскую линию. Станция трехпролетная мелкого заложения, будет располагаться перпендикулярно желтой Авиамоторной.


Рендер Авиамоторной-2.

Что с южным полукольцом ТПК? Более-менее чёткого проекта этого участка так и не появилось. И тут в 2011 году вспомнили о Большом Кольце метрополитена.  И встал вопрос: а почему бы не построить южное полукольцо БК и не соединить его с северным полукольцом ТПК. Отличный план, бро!

14. Большое кольцо

И тут ребята взяли маркеры и быстро набросали планчик. Пока такой: для начала, построят двухзальную станцию на Рязанском проспекте рядом с платформой Карачарово под названием Нижегородская улица. Здесь будет кросс-платформенная пересадка между ТПК и Кожуховским радиусом, о котором я еще напишу. Станция, как понимаю, формально еще будет относиться к самому ТПК. Планируют, что оба зала будут мелкого заложения, трехпролётные.


Первый зал...



...и второй.
А дальше сама БКЛ по чекпоинтам пересадок: Тестильщики, Печатники, станция в Нагатинском Затоне, Каширская - Каховская (обещают к 2017 году, ага), потом станция в Зюзино, Калужская, станция у улицы Новаторов, Проспект Вернадского, Мичуринский проспект, Аминьевское Шоссе (у пересечения с Киевским направлением МЖД), Матвеевское, Давыдково, Кунцевская - это всё к 2018, угу. Самая мякотка - участок Кунцевская - Хорошевская. Этот кусок обещают в 2015 открыть. Будут две станции в пустой (хотя обещают, ненадолго) Мнёвниковской пойме и у пересечения улиц Мнёвники, Народного Ополчения и проспекта Маршала Жукова под кодовым названием Народное Ополчение.


Карта западного участка с сайта stroi.mos.ru. Вроде как фигурировала на совещании у Собянина.



И все вместе.
Что будут делать с участком Деловой Центр - Хорошевская после замыкания кольца - непонятно. Может, будет вилочное движение, как сейчас на голубой ветке.

Северная же часть БКЛ судя по всему останется на очень дальнюю перспективу. Из трассировки по имеющимся заделам под пересадки можно предположить, что она пройдёт через Октябрьское поле, Улицу Подельского и Черкизовскую, Партизанскую и Шоссе Энтузиастов.

Продолжение

Планы, Строительство, Москва, Метро

Previous post Next post
Up