Ч.13: село Балкашино и горы Сандыктау.
На выезде из Максимовки дорога поворачивает влево. Ветер на километровом участке пути - встречный слева. Ехать тяжело, даже тронуться получилось не сразу.
Как только выехал на трассу, ветер на время поутих. Моросит. Дорога выглядит примерно как трасса «Орёл - Болхов» где-нибудь в Болховском районе, разве что тополя в лесополосах здесь пониже и стоят много реже.
Что расположено в отдалении - не видно из-за дождя и тумана. Днём горы Сандыктау я различал за 50 км, а вот теперь они совершенно неразличимы, будучи всего-то в 5-ти км от меня. Дело к вечеру, и моя задача - добраться до Балкашино и расположиться на ночлег до темноты.
Контуры сопок проявляются лишь при приближении к Балкашино, примерно напротив переселенческой деревни Петровки:
Т-образный перекрёсток с указателем на Петровку и на Балкашино. Село подписано на указателе как «Балкашин» - опять же проделки т.н. ономастической комиссии. Я поверну на этом перекрёстке направо, потому как желаю посмотреть всё Балкашино. В тумане трудно представить, как относительно сопок проходят дороги в той стороне:
Но Балкашино посмотрю не в этот день. Слева от перекрёстка расположен кемпинг «Уют» (к нему же относится и небольшая турбаза, что находится на окраине центральной части села). Судя по объявлению, кемпинг выставлен на продажу.
Апартаменты недорогие - 1500 тенге/ночь (около 300 руб.). Трёхместный номер выглядит очень даже неплохо:
Стоило достать фотоаппарат, как стёкла сразу запотели.
Есть некоторые мелкие элементы неудобств этого номера. Главное неудобство - розетка всего одна, и она не работает. Дверь номера не запирается. Остальное - вообще мелочи. Одна лампа в люстре вместо трёх (это, я так понял по ходу поездки, вообще самая обычная фишка дешёвых гостиниц региона). Один слой стекла в окне, а форточка и вовсе затянута клеёнкой. Но зато номер отапливается. За окном льёт дождь, шумит в окно ветер, а здесь - тепло и уютно.
Раскладываю на просушку мокрые вещи. Носки и обувь совсем мокрые. Содержимое рюкзачка тоже немало промокло. Досталось и топографическим картам, и описаниям (а мне по ним ещё всю поездку ориентироваться!), и тетрадке с дорожными записями. Бокс фотоаппарата насквозь мокрый, всё его содержимое тоже выкладываю на просушку.
Километраж за день - 96 км.
Ночью за окном лил дождь.
29.04.2013
Утром вставать не хотелось: уютно всё-таки. Да и какое может быть желание, когда на часах по мск ещё раннее-раннее утро… А за окном уже давно светло! Не особо торопясь собираюсь и выезжаю.
Тумана нет, местность видна гораздо лучше:
Абсолютные высоты равнины (по эту сторону гор) находятся в пределах от 345 до 400 м.
горы Сандыктау и деревня Петровка. Вдалеке в облаках (слева) - сопка Синюха с абсолютной отметкой чуть менее 600 метров:
По правую сторону где-то вдалеке за линией горизонта находится Богословка. Туда не поехал: посчитал что дополнительные полсотни км в самом начале маршрута ни к чему. Проехал мимо Петровки, повернул на Балкашино.
По левую сторону за Жабаем видны скалистые обрывы:
На фоне сопок - какие-то организации:
Слева от дороги пасёт стадо казах. Спрашиваю у него, где организация «АРЭК»? Но пастух оказался не местным, в Балкашино живёт совсем недавно, и что за «АРЭК» - не знает (хотя эта организация - вот же, напротив нас). Кстати, за три часа пребывания в Балкашино мне повстречалось всего два казаха, и это вот - один из них. Я уже упоминал, что Сандыктауский район по составу населения - самый что ни на есть русский (и равно самый восточнославянский) во всей Акмóлинской области. И его районный центр Балкашино тоже населён по большей части русскими.
Основано Балкашино было в 1877 году [информационный портал акима Сандыктауского района
http://sand.gov.kz/a/53/content/istoria_rajona]. На «Карте земель казачьих войск» 1914 года отмечено, как переселенческий посёлок Балкашинский. На карте 1930-х гг. - как село Балкашинское.
Пришлось проехать до жилых домов и ещё немного, прежде чем задать вопрос о местонахождении «АРЭКа» кому-либо ещё. А затем пришлось разворачиваться и возвращаться.
декоративные скульптуры на территории предприятия.
«АРЭК» - это «Акмолинская распределительная электросетевая компания». Расположена в южной части села, т.е. недалеко от Петровки… А где-то поблизости ещё в 1915 г. атбасарский купец Волосников запустил мельницу на паровом двигателе. Руководил строительством Петровской мельницы механик Ушаков Дмитрий Алексеевич [информационном портале акима Сандыктауского района
http://sand.gov.kz/a/53/content/obshie_svedenia_o_rajone]. Тот же источник упоминает, что купец Волосников был расстрелян в 1921 году «во время кулацкого восстания», однако не уточняет, которой противоборствующей стороной…
В организации «АРЭК» работает Александр Николаевич Чекушкин. Полагая, что, он может оказаться родственником, и что, может, даже что-нибудь расскажет о моих предках, я решил с ним встретиться. Оказалось, что А.Н. Чекушкин работает не кем иным как директором организации. Но если он и является родственником, то только дальним. Потому как мои предки являются выходцами из села Барское (ныне - с. Октябрьское между Петропавловском и Омском), а его дед родился где-то в окрестностях Макинска в Кокчетавском уезде. Мои предки жили в Балкашино в 1937-38 гг. Но А.Н. Чекушкин приехал на жительство в Балкашино десятилетиями позже. И это просто совпадение, что в то же самое село приехали жить люди с такой же относительно редкой фамилией.
Продолжаю осмотр Балкашино. Перемещаюсь с юга на север.
По правую сторону от меня - красивые сопки со скалистыми обнажениями, покрытые сосновым лесом. Этакий Алтай в миниатюре:
Село большое - что-то около 5 тыс. жителей. В южной его части жилые дома представлены постройками не особенно старыми:
Ближе к центру встречаются более старинные постройки:
В центральной части села стоит здание, совмещающее в себе функции районной детской библиотеки и районного краеведческого музея:
Библиотека - на первом этаже, музей - на втором. Музей маленький, всего три зала. Но очень интересный. В экспозиции - старинные фотографии, предметы быта, военная форма участников ВОВ, предметы казахского быта (национальная одежда, «детский» музыкальный инструмент - возможно, для обучения детей и др.).
приспособление для посадки семян 1934 года.
старые кузнечные меха.
Патефон в исправном состоянии.
Нож для рубки капусты.
-
Маслобойка 1960 г. (казахские маслобойки в экспозиции тоже есть - выглядят иначе); и огромное национальное казахское блюдо для приготовленного мяса.
Ещё в одном из залов, но уже на первом этаже выставлены изделия из папье-маше и из лозы - работы местных учащихся и энтузиастов. Вот, например, работа одной из учениц:
А ещё в музее экспонируются старинные книги. Грамматика русского языка 1939 г. Островский «Как закалялась сталь» 1938 г.
Очевидно, эти экземпляры попали в Балкашино позже, чем семья моей прабабушки - Юлии Павловны Селивановой - уехала из села. Но, вероятно, по таким или почти по таким книгам она преподавала русский язык и литературу - если не в Балкашино, так затем в Киялах, в Булаево, в Новосельском, быть может.
Грамматика русского языка 1939 года.
В начале 1937 года в Балкашино из соседней Максимовки перебрался на жительство учитель физкультуры Степан Мартынович Чекушкин (мой прадед). А через полгода сюда же из Максимовки перебралась на жительство его семья - жена Юлия Павловна Селиванова и трое их детей - Всеволод, Геннадий и Аркадий. Аркадий в Балкашино пошёл в третий класс. Балкашино запомнилось ему как «роскошное» (в смысле - красивое) село «с такими сопками, оазис посреди степи»!
Они прожили в Балкашино 1937-38 учебный год. Юлия Павловна преподавала русский язык и литературу. А Степан Мартынович не только преподавал физкультуру, но ещё вёл работу в пионерском лагере. Надо отметить, что он был настоящим энтузиастом своего дела. В семейных альбомах Аркадия Степановича Чекушкина сохранилась всего одна фотография из Балкашино - на ней Степан Мартынович в семейном кругу и, видимо, как раз в период работы в пионерском лагере:
В настоящее время в Балкашино развивается туристическая сфера. Окрестности села ещё не так известны, как, например, Зеренда. Но некий культурно-туристический комплекс «Дружба», кемпинг «Уют», гостиница «Белый Аист», а также зона отдыха в расположенном неподалёку от Балкашино посёлке Хуторок уже есть. В Балкашино получили развитие некоторые виды спорта, особенно зимние. Здесь даже проводятся лыжные соревнования в масштабах всего Казахстана.
А в далёкие 1930-е гг. Степан Мартынович был, очевидно, одним из тех, кто начинал развивать спортивную жизнь села.
В то время, когда его семья приехала в Богословку (в 1935 г.), вся эта местность ещё была частью Российской Федерации. И когда они в 1936 г. переехали в Максимовку - тоже. А в декабре 1936 г. автономия ни с того, ни с сего стала Казахской ССР, и все эти места вдруг оказались за пределами России. И как такое можно было сделать?.. Так что, когда семья Степана Мартыновича в 1937 г. переехала из Максимовки в Балкашино, случилось это уже в Казахской ССР.
Период 1937-38 гг. известен в СССР как год большого террора - всего за год в стране было расстреляно более 700 тыс. чел. Семья Степана Мартыновича пережила этот страшный год в Балкашино.
Ещё одна интересная фотография - но она уже не из семейных альбомов А.С.Чекушкина, а из экспозиции районного краеведческого музея:
Первомайская демонстрация 1938 года в Балкашино (экспозиция краеведческого музея в Балкашино Сандыктауского района).
Фотоснимок помимо прочего интересен тем, что отображает облик посёлка тех лет. Обратите внимание на здание православного храма. Балкашино было селом - вот, соответственно, и храм. До наших дней строение не сохранилось: оно было уничтожено.
Поскольку работа Степана Мартыновича физкультработником носила общественный характер, то почти наверняка он присутствовал на той демонстрации. Я пытался внимательно всмотреться в лица на фото, но изображение мелковато. К тому же, теоретически, Степан Мартынович мог находиться и по другую сторону от фотокамеры.
Степан Мартынович прожил в Балкашино полтора года, а Юлия Павловна, Всеволод, Геннадий и Аркадий - год. В середине 1938 года все они переехали в большое село Киялы (примерно двести километров севернее).
.
Моё знакомство с селом не заканчивается.
Спрашиваю у местных, где раньше располагалось здание школы. Оказывается, таковых было два. Одно - средняя школа, другое - вечерняя. Ни одно из них не уцелело. На месте одного из них построено здание (клуб или магазин). Где-то поблизости:
На месте другого здания школы - пустырь:
Вот этот вид - от места расположения школы - на улицу, должно быть, мало изменился за прошедшие годы:
А непосредственно возле пустыря одно из зданий приспособлено под… мечеть:
Временно приспособлено. Мечеть только собираются строить. При том, что доля мусульман как в районе, так и в самом Балкашино уступает доле христиан оринтировочно так в 4 - 10 раз.
Где-то в Балкашино есть и скромное с виду здание православного храма Владимирской иконы Божией Матери. Храм построен в конце 1990-х гг. на основе обычного списанного здания. Работы велись на пожертвования прихожан. Стоит современный храм напротив того места, где прежде стоял старинный храм. При православном храме - два кладбища. [
pravest-kokshe.kz]
Но что-то не заприметил я этот маленький храм, хотя поблизости от кладбища проезжал.
Расположенные рядом с Балкашино горы Сандыктау переводятся как «Сундук-гора». Существует легенда, будто бы своим названием горы обязаны спрятанным сокровищам хана Абулхаира [
ka-z-ak.ru]. Откровенно скажу, побывав в Балкашино, этой легенде не верю. Вон же она - самая высокая вершина гор - сопка Безымянная с абсолютной отметкой 626 м. Как есть сундук! :
И это - если смотреть непосредственно из Балкашино. А возможно, есть и другие точки, с которых гора похожа на сундук ещё более. Конечно, золотишко можно было спрятать где угодно, но происхождение топонима правдоподобнее объясняется сугубо визуальным сходством.
Если ехать по Балкашино с юга на север, то напротив центральной его части по левую сторону видны скалы. От пустыря, где раньше стояла школа, до этих скал - совсем недалеко. И теперь направляюсь к ним. На окраине села прохожу мимо летних домиков, относящихся к кемпингу «Уют».
Сразу за домиком начинается сосновый лес. Солнечно. Красиво! А запах!
Склон крутой, и впереди видны обнажения скальных пород. Удалившись от села в лес, оставляю гружёный велосипед среди сосен. Иду налегке с небольшим рюкзачком к вершине сопки.
На пути попадаются валуны и группы валунов. Они кажутся серыми и зелёными - но то лишь от мха и накипных лишайников. Будучи лишёнными растительности, внешне камни похожи на гранит. Но, наверное, это всё-таки не гранит, а чуть менее прочная порода.
Последний участок пути представляет собой естественную «лестницу» с большими ступенями из скалистых глыб:
Поднимаюсь на вершину сопки:
Красотище! Круговая панорама с видом на село, реку, сопки, на сосновые леса и дальние горизонты. И к этому восприятию ещё - Солнце, свежий ветер и крепкий запах сосен. Тепло. Распогодилось.
Круговая панорама.
Маленькое фото в сжатом виде, конечно, не передаёт красоты. Поэтому приведу ту же панораму в виде трёх более крупных фрагментов:
При взгляде на карту горы Сандыктау и горы Жиланды («змеиные») предстают в виде почти полного кольца диаметром в два десятка километров. Балкашино расположено внутри окружности, в понижении. Не берусь утверждать, но вся эта окружность напоминает мне огромный метеоритный кратер.
И ещё четыре более крупных изображения с видами на Балкашино и на горы Сандыктау:
Звоню Соне, делюсь впечатлениями.
Было бы в запасе времени побольше, полежал бы здесь часика два-три. Разве что не на самой верхушке, а чуть-чуть пониже, в укрытом от ветра месте. При желании нетрудно подобрать и каменное «кресло» среди камней.
На верхушке сопки выцарапаны какие-то имена и какие-то населённые пункты. Что даёт основания полагать, что при внешнем сходстве с гранитами породы эти - всё-таки не гранит, а что-то помягче.
Нехотя спускаюсь с сопки. И всё-таки здесь очень красиво! :
Проезжаю через северную часть Балкашино. Небольшая площадь в этой части села:
.