страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение Второй день моей поездки - солнечный, тёплый (и это - самый тёплый день на всём веломаршруте). Именно на такую погоду я рассчитывал. Ветер есть - он дует сзади-слева. Но пока еду по Балкашино, сопки прикрывают от ветра. А вот едва выезжаю из села, как ветер становится очень ощутим. Особенно в минуты, пока стою без рюкзачка за плечами. Даже наличие мембранной непродуваемой курки не спасает. Приходится снова одевать тёплый слой флиса.
Выезжаю из Балкашино по Кокчетавскому тракту.
Теперь почти до самых Киялов буду ехать дорогой, которой наверняка приехали в Богословку через Балкашино Степан Мартынович и Юлия Павловна с семьёй в 1935 г. И которой, должно быть, все они уезжали из Балкашино в Киялы в 1938 г. Разве что дорога тогда была не асфальтирована. Да и автотранспорта в те времена почти не было.
По правую сторону за рекой Жабай неподалёку по-прежнему видны горы Сандыктау:
По карте там обозначена школа-интернат.
Горы не подходят столь близко к дороге, как в Балкашино. Конечно, интересно было бы по ним побродить, но график не позволяет. Ландшафты интересные - там много скалистых выходов, красивых пейзажей. В горах Сандыктау, помимо прочего, в урочище Черничный Лог находится самое южное в Казахстане место произрастания черники [
Урочище «черничный лог» в Сандыктавскомлесном массиве] - кто бы мог подумать, что здесь есть таковая? Впрочем, черника в этих местах - растение реликтовое.
Ближе к Сандыктаву дорога полого идёт на спуск с изгибом вправо:
У изгиба возле дороги лежат две небольшие забавные псинки. При моём приближении они заметно напряглись и встали. Один из них, похоже, был готов встать на защиту другого. Я спешился, прошёл мимо, а они затем, успокоившись, снова улеглись на том же месте.
Сандыктав - старейшее село Сандыктауского района, основано было в 1861 г. как станица Сандыктавская казаками - выходцами из Улутавской станицы [
ka-z-ak.ru]. Официально в последнее десятилетие село именуется как Сандыктау (привет от т.н. «ономастической комиссии), хотя это всё-таки село, а не гора. Несмотря на сугубо казахскую основу топонима, село всегда было и по сей день населено преимущественно русскими.
Хотя Сандыктав и является старейшим населённым пунктом Сандыктауского района, но не он является его районным центром. Причины этого усматриваются в событиях 1921 года. Тогда казаки Сандыктавской станицы примкнули к Западно-Сибирскому восстанию, на юге заняли село Балкашино и не один раз с боями предпринимали попытки овладеть Петровкой. Когда же части Красной армии перешли в наступление, то окружённые в Сандыктавской станице казаки сопротивлялись упорно. С применением пулемётов и гранат красным удалось овладеть станицей 9 марта. Это событие сопровождалось большими потерями среди населения, а сам Сандыктав горел [
Владимир Шулдяков. Кокчетавская страницаЗападно-Сибирского восстания 1921 года. /"Третья Столица" №11 (110) 27 марта 2002 г.]. Неудивительно, что когда в 1923 году в этой местности был образован район, то его административным центром было утверждено Балкашино. И район долгое время назывался Балкашинским (а в 1936-1957 гг. - Молотовским[
Википедия. Молотовскийрайон]. В 1997 г. Балкашинский район был перименован в Сандыктауский (привет от т.н. ономастической комиссии), но районным центром осталось всё-таки Балкашино.
На въезде в Сандыктав переезжаю по мосту через реку Жабай ещё раз:
село Сандыктав (Сандыктау) - бывшая станица Сандыктавская.
В русском варианте произношения река Жабай известна также как Жабайка и как Джабайка. Интересно, как эта речка прорезает почти сплошное кольцо, образованное горами Сандыктау и Жыланды. Возле Балкашино река прорезает горы узкой долиной. А возле Сандыктава - т.е. выше по течению - более широкой и более пологой.
идиллическая картинка на окраине Сандыктава.
После села дорога идёт на крутой и продолжительный подъём. С дороги открывается красивый вид в южном направлении - на село Сандыктав и на сопки Сандыктау, что стоят в окрестностях Балкашино:
И почти сразу же - ещё один крутой подъём. Набор высоты от Сандыктава до верха подъёма - около 80 м. На самом верху подъёма слева от дороги стоит мачта - наблюдательный пункт лесников:
Вокруг на пространстве сопки цветут морозники:
.
Почему бы не залезть наверх? Полез. Медленно и осторожно, крепко держась руками за металлические конструкции и проверяя ногами каждую ступеньку. Кто ж знает, в каком это всё состоянии? Надёжны ли лестницы и деревянные настилы? Особенно настораживает второй лестничный пролёт: он - с наклоном влево, а часть ступенек - не металлические приваренные, а деревянные и держатся на вставленных в отверстия болтах, без гаек. Даже появляется мысль, а не оставить ли эту затею? Ну вот - деревянный настил и затем - третий ярус лестницы. Толкаю деревянную крышку - она не заперта, вход открыт.
Оказываюсь в уютной комнатке. Здесь есть деревянная кровать, два стула, маленький треугольный столик в углу и такая же полочка од ним. Есть даже веник в углу, а на стене возле входа - пластиковая бутыль в качестве рукомойника. Уютно. Но ощущается, как вся эта конструкция подрагивает от порывов ветра.
Вот если бы я сегодня поехал таки в Богословку, то вполне мог заночевать здесь. Но наперёд вот так не угадаешь. И не известно, как отнеслись бы к подобной инициативе лесники, окажись в то же самое время здесь.
По всему периметру комнатки расположены маленькие оконца. Через них открывается круговой обзор:
Участки круговой панорамы:
горы Сандыктау (слева) и горы Жыланды (в центре и справа).
.
вид в сторону Кокчетава, вдалеке различимо село Айдабул (Айдабол).
.
Ну, вот через одно из оконц фотоаппарат почему-то никак ни желал фокусироваться вдаль. Справа - горы Сандыктау.
И ещё пара кадров более крупным планом:
горы Жиланды
.
вид в западном направлении
Спускаюсь с наблюдательного пункта быстрее и увереннее, поскольку все ступеньки и перекрытия уже проверены при подъёме.
Продолжаю передвижение по маршруту.
продолжение следует... страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение