ОРЁЛ - СЕЛИГЕР
08.2002
Увлекаясь велосипедными поездками, я нередко выхожу на маршрут один. Конечно, большим недостатком путешествий, осуществляемых в одиночку, является невозможность поделиться впечатлениями непосредственно на маршруте, невозможность обсудить события вечером у костра. И потому после похода остаётся потребность поведать о том, что происходило на маршруте. И сейчас постараюсь это сделать.
Велосипедную поездку на озеро Селигер я задумал более чем за год до её осуществления. Собственно, идея поездки заключалась в том, чтобы добраться на велосипеде от Орла до Селигера. Конечной точкой маршрута был выбран палаточный лагерь, ежегодно организуемый орловчанами на острове Хачин. Я знал, что на острове встречу знакомые мне лица.
В общих чертах планируемый маршрут поездки на Селигер выглядел следующим образом: Орёл - Белёв - Мосальск - Вязьма - Ржев - Осташков - остров Хачин. Вариантов возвращения с Селигера рассматривалось несколько - в зависимости от обстоятельств.
Определённо, я навьючил велосипед грузом, половину из которого следует признать лишней. Кроме того, в ночь перед отъездом я не спал, чтобы не проспать нужное время - и, соответственно, не выспался.
Я провёл поездку в одиночку, хотя современные правила подразумевают выход на маршрут при условии наличия группы численностью не менее двух человек. Исходя из соображений безопасности. Но де-факто велотуризм в исполнении путешественников-одиночек существует с момента своего зарождения. И, в конце концов, многие выдающиеся путешественники - Е. Артамонов, О.Панкратов, Г. Травин - проходили невероятные маршруты как раз в одиночку.
Поскольку я отправился на Селигер один, то пройти маршрут постарался в кратчайшие сроки - чтобы сократить число ночёвок. Поэтому переходы от одного места ночёвки до другого получились излишне большими по протяжённости. Ощущалась нехватка времени на сон, приготовление пищи и даже на фотосъёмку.
Но обо всём по порядку.
Нитка маршрута.
Итак, день первый. Ровно в шесть утра - с рассветом - начинаю поездку. Велосипед вместе с грузом весит не менее 50-ти кг, поэтому управлять им непривычно. Первые три часа еду очень осторожно, особенно на спусках. Не разгоняюсь, притормаживаю.
С утра прохладно. И это даже хорошо: не приходится обливаться потом. Поскольку я не выспался, интереса к окружающим ландшафтам не проявляю. Тем более, что дорогу до Козельска уже знаю, а участок от Орла до Болхова проезжал много раз. Еду едва не автоматически, лишь время от времени оглядываясь по сторонам, чтобы сориентироваться, где это я нахожусь - скажем, в одном километре от Нового Синеца или ещё километрах в пяти. Иногда приостанавливаюсь глотнуть чаю с сахаром.
К тому времени, как добрался до Болхова, с гружёным велосипедом освоился вполне. Крутой спуск к реке Нугрь пролетаю, почти не притормаживая. За Болховом ещё на двух крутых спусках разогнался, как следует. Или, возможно, как не следует. Или даже совсем как не следует.
Если принять во внимание массу багажа, то участок до Болхова я преодолел довольно резво: средняя скорость превышала 18 км/ч. Но вот на следующем 20-ти километровом участке - до границы Тульской области - имеется сразу 6 крутых подъёмов, и скорость, конечно, падает.
С погодой вообще повезло. Весь день ветер почти не ощущается. Лишь дважды на небольших участках встречный ветер чуть заметно даёт о себе знать.
На въёзде в Белёвский район Тульской области делаю уже ставшую традиционной в этом месте передышку. Конечно, десятиминутной передышки оказалось недостаточно, поэтому средняя скорость продолжает снижаться - примерно до 12,5 км/ч. Я не пытаюсь её повысить, понимая, что мне ещё ехать и ехать, и что силы необходимо всячески экономить.
Следующий участок - до Белёва - полегче, но ненамного: на 27 км приходится 5 крутых подъёмов. До самого Белёва я их принципиально беру все, не спешиваясь. В Белёве на крутом подъёме всё-таки спешился, потому как проезжая часть здесь узковата, транспорт ходит часто, а объехать этот участок по тротуару нет возможности: тротуары идут со ступеньками.
На участке маршрута от Белёва до Мосальска на хороший асфальт рассчитывать не приходится; таковой здесь встречается эпизодически. Зато имеются участки сильно разбитой дороги. Первый из них - от д. Берёзово до с. Юрино включительно.
В деревне Берёзово асфальт, как и прежде, заканчивается. На спуск уводит щебёнка. Её тут за два года немного прикатали, поэтому съезжаю по щебёнке, не спешиваясь. За деревней Берёзово неожиданно обнаружился хороший новый асфальт. Но длится он недолго - километра полтора и снова сменяется щебёнкой - на этот раз вовсе не прикатанной. Иду на принцип, съезжаю на щебёнку. Меня «колбасит» на ней метров 300 - до поворота. Здесь щебёнка заканчивается и начинается просёлок. И тут я замечаю, что поставил на заднее колесо «восьмёрку», да такую, что покрышка стала задевать о раму, а обод - о тормозные колодки.
Стою на границе Тульской и Калужской областей. Глушь. Обидно, что погнул колесо в первый же день пути. Выпрямление обода не входит в мои планы. Это ж надо разгружать велосипед, снимать колесо, снимать резину… Для этого требуется время, а стало быть повышается вероятность лишней ночёвки. Да ещё приржавевшие к винтам спицы можно поломать. Заменить их будет нечем. Но может, техника как-нибудь дотерпит до Селигера? Перезакрепил колесо таким образом, чтобы оно не цеплялось за раму, ослабил тормозные колодки. Проведя в этом месте порядка двадцати минут, еду далее.
Первые полтораста километров - до Козельска - мой маршрут идёт по Среднерусской возвышенности. На этот отрезок приходится 17 крутых подъёмов с перепадами высот свыше 30 м (на все остальные 9 сотен километров пути - примерно столько же).
Козельск миновал по окраине города, в центр не въезжал. Заслуживает упоминания подъём за с. Новое Казачье. Постепенно по мере движения по дороге точка наблюдения поднимается над долиной Жиздры, и открываются виды в разных направлениях. Видна с подъёма и Оптина Пустынь.
От реки Жиздры до реки Пополты маршрут проходит по Барятино-Сухиничской равнине. Визуально она не сильно отличается от Среднерусской возвышенности. Разве только очертания рельефа чуть мягче, а возвышения и понижения вблизи автодороги своими очертаниями напоминают волны, и эти волны частично скрывают друг друга от наблюдателя. Крутые подъёмы со значительными перепадами высот имеются и здесь, но в целом они легче, чем на Среднерусской возвышенности.
Автодорога «Козельск - Кудринская» очень пустынна. Она идёт в обход всех деревень (кроме Орловки), с ориентирами и дорожными указателями дело обстоит очень плохо, километровые столбики встречаются лишь поначалу. Ландшафты несколько однообразны. Вблизи дороги поля, а в нескольких сотнях метров за ними - перелески. Качество покрытия на большем протяжении дороги оставляет желать лучшего.
Отмечу один опасный спуск вблизи деревни Орловка - крутой, с ограниченным обзором и с поворотом влево. На повороте присутствует заносимый с обочины песок. Возле Орловки дорога спускается в долину Серены. Красивые места. Пожалуй, это наиболее запоминающееся место на всей автодороге "Козельск - Кудринская".
Долина Серены.
С приближением вечера окрестности погружаются в дымку.
Воды у меня уже нет, и это плохо, потому как пора становиться на ночёвку. Населённых пунктов не предвидится. Воду кое-как удалось найти на ферме вблизи деревни Плюсково, но для этого пришлось проехать два лишних километра: ферма расположена в километре от дороги.
Далее все перелески отделены от дороги полями, поэтому подходящее для ночёвки место не попадается. Сама дорога превратилась в разбитую бетонку.
Наконец, свернул на просёлок. В тот момент я не имел точного представления о своём местонахождении и палатку поставил вблизи первой же берёзовой лесополосы. Почва оказалась твёрдой «как камень», колышки вбивались с трудом. Это потом я кое-как разобрался по карте, что просёлок ведёт от начала несуществующей теперь деревни Михалёвки в сторону живописного участка Серены и к селу Берды. Конечно, в долине Серены можно было найти гораздо лучшее место для ночёвки.
Километраж первого дня пути составил 177 км, что и без груза было бы совсем неплохо. Во рту после перехода саднит.
День второй начался с холодного подъёма. Время подъёма - 530.
Маршрут второго дня начался с разбитой бетонки. Хорошо, через несколько километров это издевательство закончилось, и бетонка сменилась асфальтом.
Всю первую половину дня вокруг держится хмарь. Не только линия горизонта, но даже очертания окрестных перелесков не резки. Местность по-прежнему безлюдна. Даже как-то не по себе становится. Воздух влажный и ещё прохладнее, чем в первый день. Для августа даже излишне прохладно. В этом плане мне продолжает фартить, хотя утром всё-таки хотелось, чтобы было теплее.
Мещовск - это очень маленький город, затерянный посреди Калужской области. Из числа архитектурных сооружений в городе можно отметить две реставрируемые церкви. На выезде из Мещовска находится развилка. Указателей опять же не имеется. Я едва не укатил на Серпейск, в то время, как мне требуется дорога, ведущая на Мосальск.
Автодорога между Мещовском и Мосальском… То просто разбитый асфальт. То разбитый асфальт, посыпанный песком. То разбитый асфальт, посыпанный песком и щебёнкой. Иной просёлок бывает во много раз лучше. Средняя скорость не превышает 10 км/ч. Места малолюдны. Глушь. Но, в общем-то, красивые места, особенно по долине Рессы. Вдоль дороги тянутся леса. Встречаются стенды с названиями лесхозов, с надписями типа: «Огонь - враг леса», «Береги зелёного друга». Самая оригинальная и загадочная надпись гласит буквально следующее: «Ходи в другой лес!»
Город Мосальск начинается с моста над маленькой запруженной речкой и крутого извилистого подъёма. Никакого указателя на въезде в город нет. Дорога не широка, обзор ограничен, и я предпочитаю взойти на подъём пешком. Вблизи меня останавливается водитель микроавтобуса и спрашивает, эта ли дорога идёт на Барятино. Отвечаю, что да - эта, и что там неподалёку будет кольцевой перекрёсток с указателем на Барятино. Но сам я, хотя и знаю направление на Барятино, но не знаю, где именно нахожусь. Вот эти одноэтажки на горке - это уже Мосальск или просто какая-то деревня?
Дорога делает несколько изгибов и выводит на центральную улицу. Собственно, весь путь по Мосальску - это сплошной подъём. Мосальск, пожалуй, больше и современнее Мещовска. Но не намного. В городе имеется также несколько старинных гражданских зданий и, как минимум, две церкви.
На выезде из Мосальска никакого указателя тоже нет, и ещё на протяжении нескольких километров я пребываю в лёгком сомнении, относительно того, что это именно Мосальск, и что я вообще еду в нужном направлении. Сомнения развеваются только на мосту, где стоит указатель «р. Пополта». Местные реки - Ресса, Пополта, тот же запруженный ручей перед Мосальском - все чем-то похожи. Тёмным цветом воды, зарослями широколистного рогоза, присутствием елей по берегам, может ещё чем.
На мосту я обнаружил, что «восьмёрка» на заднем колесе стала больше. Ещё пуще ослабляю задние тормоза. Далее по ходу движения пользоваться приходится почти исключительно передними.
От Пополты до Угры маршрут проходит по Угро-Протвинской низине. Физически это наиболее лёгкая часть маршрута: подъёмы за редким исключением пологи, а амплитуда высот невелика. Вдоль дорог простираются обширные леса, которые могут эффективно прикрывать от ветра, если таковой имеется. До сих пор можно было полагаться только на защиту придорожных лесополос и небольших перелесков.
Добрался до Рославльской трассы. Здесь в двадцати километрах от города и стоит указатель «Мосальск». Отсюда можно было бы направиться к Угре просёлками через Батищево, Леоново и Подсосонки. В таком случае общая протяжённость маршрута уменьшилась бы. Но возросла бы категория сложности - с 1-й до 2-й. Скорее всего, в этом случае посреди заболоченных лесов и песчаных почв я потерял бы несколько часов времени и немало сил. И потому я счёл благоразумным продолжать движение асфальтированными дорогами, пусть так и длиннее.
С выходом на Угро-Протвинскую низину обочины дорог становятся песчаными. Это обстоятельство требует известной осторожности при смещении с асфальта на обочину, например, в том случае, когда требуется уступить дорогу попутному транспорту. На Рославльской трассе (она же - дорога «А-101») это актуально. Фактором опасности является попутный грузовой транспорт, автобусы и т.п. в случае, когда они приближаются одновременно со встречным транспортом, хотя бы и легковым. Лучше пропустить попутный транспорт, сместившись к обочине. Но осторожно, т.к. на песчаной обочине возможен занос. Кстати, дорога «А-101» имеет так называемое «улучшенное» покрытие - залитый битумом щебень. Всё же это намного лучше, чем дорога «Белёв - Козельск - Мещовск - Мосальск».
В деревне Рыляки второй раз пересекаю Рессу. Затем недоезжая километров четырёх до Юхнова (ударение ставится на первый слог), сворачиваю на просёлок. Эта километровая дорога-перемычка между трассами «А-101» и «Р-132» представляет собой песчаный просёлок в сосняке, но проехать по нему можно без труда. Так я сокращаю свой маршрут на пару километров и на пару подъёмов. Едва выбравшись на автодорогу «Р-132», пересекаю Рессу в третий раз. Где-то очень близко находится Угра, но её долина за деревьями не видна. Автодорога «Р-132» (Тула - Калуга - Вязьма) по качеству дорожного полотна весьма хорошая. Место для ночёвки на всём протяжении от Пополты до Угры найти при желании не трудно.
До сих пор повсюду преобладали такие же одноэтажные дома, как под Орлом. Они обычны и вдоль дороги «Р-132». Но наряду с ними имеются и другие типы. Наибольшее разнообразие вариантов наблюдается в Климовом Заводе, причём ни один вариант построек не преобладает. Нередко дома в этих местах чуть короче, чем под Орлом, и этим они приближаются к домам Брянского ополья. Очень характерны для местных зданий боковые пристройки на общем фундаменте; одна из пристроек нередко является верандой. Крыши в таком случае имеют 4 ската - два больших и два маленьких.
Типичный сельский дом в окрестностях Орла.
Один из обычных вариантов облика деревянного здания в Климовом Заводе.
Климов Завод - последний населённый пункт Калужской области, после чего дорога уходит в Угрáнский район Смоленской области.
«Солнце низко - вечер близко». В смысле - пора становиться на ночёвку. Я намерен сделать это не раньше, чем пересеку Угру: на той стороне леса не столь глухие. Мне это удаётся. На ночёвку становлюсь на левом берегу Угры вблизи села Знаменка. Места красивые.
Долина реки Угры.
За второй день проехал только 146 км - сказалось низкое качество дорог в первую половину дня.
Забрался в палатку спать. Странно, но ещё не темнеет, хотя уже пора. Во всяком случае, в Орле в это самое время уже сумерки. Сказывается то, что я удалился на север. Ну, и хорошо: за световой день можно будет проезжать чуть больше.
(продолжение следует...)
СТРАНИЦА ССЫЛОК