СМ. БЕЛЁВСКИЕ ПОЕЗДКИ
1 и
2 СМ. ТАКЖЕ ОПИСАНИЕ
ОКИ ОТ БЕЛЁВА ДО ПУЩИНО (фотографии в основном те же самые)
БЕЛЁВСКАЯ ПОЕЗДКА - 3: ДО ПОЛЕНОВО.
2004
ОРЁЛ - БЕЛЁВ - КАЛУГА - ПОЛЕНОВО, или «коллекция крутых подъёмов».
День первый.
От Орла отъехал вечером. С ветром не повезло с самого начала. Строго вопреки всем утверждениям синоптиков и радиоведущих он дует с северо-запада и не слабо. Встречный.
Тем не менее, за Болхов выбираюсь довольно легко и быстро. Места по ходу движения хорошо знакомы.
Первая половина июня. Световой день длинный. Место для ночёвки начинаю присматривать после деревни Зубари. Долина реки Рог с водораздела выглядела вполне гостеприимно - склоны, расположение перелесков. Но с водораздела возвращаться уже не стал. После непродолжительных поисков расположился на ночь недалеко от деревни Михнёва. Несколько десятилетий назад она была много больше, чем теперь. О том свидетельствуют столбы без проводов и массово цветущая среди деревьев земляника - не то мускусная, не то садовая. За день проехал в общей сложности 85 км.
.
День второй.
Подъём в 700. Прохладно. Еду далее.
В Белёвском районе очень красиво. По ходу движения в просветах видны леса, балки, долины рек. Долина Оки нередко просматривается по правую сторону. Получаю удовольствие от наблюдаемых пейзажей. Подъёмы же между Болховом и Белёвом крутые, их здесь много. Тоже вполне знакомые места.
Вид с границы областей в южную сторону. Долина левой Руки.
Во всём Белёвском районе в сёлах встречаются здания из местного красного кирпича. Вместо деревянных наличников - выступы кирпичной кладки. Верхний край оконных проёмов может быть дугообразным. А пропорции зданий - те же, что у деревянных. Такие кирпичные дома обычны, например, в сёлах Бобрик, Таратухино (через эти два я как раз проезжаю), Пески, Будоговищи. Это, по сути, местный колорит. Они характерны именно для Белёвского района, но встречаются - пореже - и севернее его в окрестностях Чекалина, и южнее - в окрестностях Карандаково.
Проезжаю через Белёв.
После Белёва на протяжении восьми километров крутых подъёмов нет. А затем на протяжении полусотни километров идёт целая серия крутых и очень крутых подъёмов.
Едва дорога выходит из Белёвского района в Суворовский, как поверхность её становится разбитой. На спуске, что возле Староселья, приходится лавировать между выбоинами «как по шивере» и притормаживать. Не разгонишься. Следующий за спуском подъём - не подарок. Крутой. С перепадом высот около 60 м. И против ветра.
Очень хорош вид от изгиба дороги, что перед деревней Крюковка, на долину Оки.
Вид от деревни Крюковка на междуречье Оки и Упы (слева) и на лес Дача Ока (справа вдали).
За деревней меня ожидает один из крутейших на маршруте подъёмов. Сравним. Вот, скажем, подъём на Болховском направлении перед Мезенкой - он не особо высок и не особо крут. На Неполоди подъём круче. Но и мезенская, и неполодская горки уступают подъёму на Земляной Горе, что в Болхове. Тот в свою очередь - «цветочки» по сравнению с подъёмом в Белёве. Но Крюковская горка ещё круче Белёвской. Наиболее трудную её часть составляют первые 300 - 400 м. На их протяжении дорога поднимается на 50 м. Начинается подъём с изгиба вправо. После первых 100 - 200 метров дорога выполаживается - но не настолько чтоб можно было перевести дух. И не более, чем ещё через сотню метров крутизна нарастает пуще прежнего. Асфальт разбит, камешки щебня, попадая под заднее колесо, заставляют его делать короткие пробуксовки. Круче всего место, где подъём переходит через бровку.
Начало подьёма за деревней Крюковка. Вид с верхней части подъёма в обратную сторону.
Чуть дальше над дорогой проходят две высоковольтные ЛЭП. Стоит обратить внимание на расстояния между опорами - порядка 800 м! На бровке Крюковский подъём не заканчивается. На протяжении следующего километра автодорога восходит ещё метров на 30. Итого амплитуда высот на подъёме составляет около 80 м.
Далее, в селе Песковатское крутой участок на подъёме имеет перепад высот всего лишь порядка 20 м. Но затем дорога ещё на протяжении 4 километров продолжает взбираться на подъём и набирает ещё 50 метров по вертикали. Ветер дует точно «в лоб». На этом затяжном подъёме он особенно неприятен.
Чекалин опять же начинается с крутого подъёма. На сей раз я проехал через центр города и заприметил около двух десятков старинных двухэтажных зданий. На вывесках торговых точек иной раз можно обнаружить прежнее название этого старинного городка - «Лихвинъ».
Чекалин - один из самых маленьких городов России. Его население составляет всего 1,3 тыс. чел. По населению Чекалин уступает не только городам и посёлкам городского типа, но даже сёла нередко бывают много больше.
Повеселил облик сбербанка в этом маленьком городке. Он может являть собой иллюстрацию постдефолтного состояния, возможно, не страны в целом, но, во всяком случае, её населения. В кадр ещё не попала колоритная тётя в домашней одежде с тазиком в руке, стоящая на крыльце соседнего подъезда.
Чекалину, по-видимому, светит судьба Дежкина…
Судя по карте, на выезде из Чекалина крутых подъёмов нет. Но это неправда. На северной окраине дорога уходит в глубокую балку, поворачивает влево и метров полтораста идёт по днищу. Дорога разбита, асфальта нет. На булыжниках трясёт. Не разгонишься. Затем дорога поворачивает вправо - почти на 180°. И сразу от начала поворота резко идёт на подъём. Дорога врезана в склон. Мелкие камешки, попадая под заднее колесо, затрудняют движение в гору. В верхней части склона дорога поворачивает влево, пересекает бровку и выполаживается. Перепад высот на серпантине небольшой - всего 40 м. Но подъем очень крутой. К тому времени, как я на него «заполз», аж в глазах потемнело. Конечно, сказывалось, что это был далеко не первый подъём на моём маршруте. Сказывалось и то, что встречный ветер прессовал непрестанно. Он меня уже изрядно вымотал.
Ещё один крутой подъём, не считываемый в полной мере с карты, ожидал на речке Жерновке. Поначалу я видел только верхнюю его часть. «Не, это не страшный подъём», - отметил мысленно. По мере того, как приближался к Жерновке, а подъём открывался из-за перегиба профиля, лицо моё вытягивалось. Сам это почувствовал. Подъём выглядел вертикалью. Ясно, что это обман зрения, и на деле всё не так страшно, как кажется.
На «обед» остановился на высоком берегу вблизи деревни Бряньково.
На картографических изображениях этого участка Оки можно обнаружить обрывы до 32 м высотой. Но нет, это вовсе не те отвесные обрывы девонских пород, что повсеместно встречаются в Орловской области. В окрестностях Чекалина «обрывы» - это всего лишь крутые высокие берега рек, которые в верхней своей трети бывают лишены растительности и представлены осыпями рыхлых пород красноватого цвета. Бровка таких берегов порой выражена очень резко.
Обнажения пород вблизи Бряньково.
С берега здесь открываются красивые и далёкие виды на окские ландшафты. На синем небе - безобидные кучевые барашки. Только потом, рассматривая фотоснимки, я обратил внимание на тонкую пелену слоистых облаков поверх барашков.
Долина Оки вблизи с. Бряньково. Виды в сторону Суворова, Краинки, Чекалина.
В Песоченском пришлось взять ещё один подъём. Затем, наконец, рельеф стал спокойнее. От Песоченского до Ильинского асфальт - просто никакой. И, действительно, точно в соответствии с названием посёлка, почвы в этих местах песчаные. Поэтому на просёлок, идущий параллельно дороге, съезжать нет смысла. Лавирую между выбоинами по всей ширине дорожного полотна. Не дорога, а «шивера».
В Ильинском выезжаю на новый асфальт и пересекаю Жиздру. С юго-запада заходит нехорошая облачность. Она определённо не пройдёт мимо. По ходу движения приходится присматривать укрытия.
Пятью километрами далее, миновав поворот, уже двигаюсь в сторону противоположную туче. Но туча быстро настигает, в тоже время обходя меня с левой стороны. Через зеркало иногда посматриваю на преследующую меня тучу - мрачную, тёмную, большую.
Миную Перемышль, озеро Горское, пресекаю Оку по мосту. Ока после впадения Жиздры стала намного шире. За день проехал 137 км.
Ока у Перемышля. Село Голодское.
Вечер. Пасмурно. Пора становиться на ночёвку. После длинного села Корекозово по обе стороны от дороги начинаются сосновые леса. Сворачиваю на просёлок и метров через триста выезжаю к бровке склона. Лес на склоне заканчивается, а от подошвы склона до Оки и далее распростёрлась широкая пойма.
Место для ночёвки удобное. Пока выбирал место под палатку, поднялся ветер. Раскачивал высокие сосны, «забрасывал» меня шишками. Но быстро стих.
Поставил я палатку среди кустов - в стороне от кострища. Едва забрался в неё, как стал накрапывать дождь. Место оказалось неспокойное, и уснуть удалось не сразу. Сначала с одной стороны раздавался рёв мотоцикла. Мотоцикл стоял где-то метрах в 300 - 400, и я опасался, что какие-нибудь местные «черти» пожалуют к месту ночёвки на ночь глядя. Тогда не выспаться. Потом с другой стороны стали раздаваться ружейные выстрелы. Мне это тоже не понравилось. Затем кто-то прошёл недалеко за палаткой, двигаясь со стороны выстрелов. Было чуть слышно шуршание кустов и как будто даже дыхание. Потом всё в той же стороне ещё несколько раз пальнули из ружья.
Наконец, дождь усилился, и всё это безобразие прекратилось. А потом начался самый настоящий ливень. Как же хорошо, когда дождь барабанит по палатке! Само по себе приятно. Кроме того, нежеланных гостей теперь можно не опасаться. Под шум дождя спокойно засыпаю.
.
День третий.
Ливень продолжался всю ночь. Прекратился как раз под утро - не более, чем за час до подъёма. Завтракаю, собираюсь и выезжаю. Ветер опять дует навстречу. Поначалу пасмурно, но уже через четверть часа начинает распогоживаться. Очень красивый вид открывается от села Андреевское на пойму Оки, окрестные сёла и озеро Жёлоховское. Далее вдоль дороги тянутся сосновые леса в духе «а-ля Селигер». «А-ля» - потому что всё равно ощущаешь неуловимую разницу между ландшафтами северо-запада Тверской и ландшафтами северо-востока Калужской областей. Дважды на малых водотоках встретились мосты 1908 г. - один действующий, другой - нет.
Пойма Оки (река - внизу за деревьями) и озеро Тишь. Вид от села Андреевское.
Проезжаю через Калугу. По ходу движения осматриваю старинный город. Порой накрапывает дождь. Из Калуги выезжаю по Грабцескому шоссе. На выезде - небольшая головоломка в виде двух перекрёстков с отсутствующими при втором из них указателями. Не отмеченная на карте новая автодорога ведет в сторону Тулы. Вскоре покидаю эту трассу и снова оказываюсь на окраине Калуги - в Турынино.
Калуга. Вид с моста над Окой.Калуга. Мост над Березуйским оврагом.
Калуга. Гостиный двор.
На участке Калуга - Ферзиково трижды приходится пересечь речку Калужку. Каждый раз за рекой следует крутой подъём. Теперь - после Калуги - я еду на восток, и ветер более не является встречным. Скорее он попутный. Но мне от этого уже не намного легче, потому как порядком измотан. Ближе к Ферзиково ландшафты опять напоминают селигерские (например, на участок дороги Селижарово - Верхние Котицы).
Добрался до Петрищево, а от него направился к Алексину по просёлку. После дождей просёлок оказался малопригоден для движения. До ближайшего асфальта где еду, где иду.
Ока в Алексине.
В Алексине взял неверное направление. В результате, неподалёку от Алексина Бора заехал в пойму Оки. Знаю, что автомобильная дорога должна быть на горке и очень близко. Но туда уводит только одна пешеходная дорожка. Асфальтовая. А рядом с ней табличка на столбе гласит, что на ближайшем песчаном пляже купаться посторонним запрещено. Предполагаю, что дорожка выводит к какой-нибудь закрытой территории. Но другого пути нет, а возвращаться далековато. Набрал воды из источника, расположенного у основания склона, и стал подниматься по дорожке. Пешком. Потому как подъём очень крут. Если налегке и со свежими силами - можно было бы попытаться заехать своим ходом. Но так - шансов никаких. Да и пешком пока шёл, раз пять приостанавливался. Взобравшись на подъём, обнаружил себя на территории пионерского лагеря. На этом участке Оки пионерских лагерей и турбаз, вообще, очень много. А ведь где-то надо будет становиться на ночёвку…
Красивый вид открывается с горки на подъезде к деревне Бунырёво - на Оку и долину Вашаны.
«Две дороги».
Ока вблизи Алексина Бора и у села Бунырёво.
Чуть подальше Егнышёвки у дороги стоит указатель «Источник целителя Пантелеймона». Но Солнце низко, источник разыскивать некогда.
После моста над речкой Выпрейкой асфальт сменился просёлком. Некоторое время я выписывал тупики и колена по краю леса и окской пойме. Потом углубился в лес. Через несколько километров обнаружил, что просёлок вывел меня на территорию ещё одного пионерского лагеря. Никаких предупреждающих табличек на моём пути не было. Ворота на другом конце территории оказались закрыты, и мне пришлось пару минут беседовать с охранником. Он был недоволен присутствием постороннего на территории лагеря.
Трёхкилометровый спуск по щебенчатой дороге выводит к селу Велегож. Здесь меня поджидает один из самых крутых подъёмов на маршруте. Общий перепад высот - порядка 95 м.
Долина Оки у Велегожа.
Как только после Велегожа вдоль дороги появляются леса, начинаю присматривать место для ночлега. Уже сумерки. Но леса выглядят неприветливо. Затем они расступаются, и начинается луговина. «Пора, пора становиться на ночёвку! Может, где-нибудь здесь?» И только я так подумал - застучало заднее колесо по асфальту. Судя по тому, насколько быстро оно спустило, прокол большой. Очень большой. Де-факто вопрос о месте ночёвки решён. Захожу за придорожную лесополосу - благо кусты жёлтой акации густы - и становлюсь на ночёвку. За день проехал 137 км.
День четвёртый.
Утро началось с латания колеса. Нашёл два отверстия, расположенных близко друг от друга, и успешно заклеил.
Добрался до Поленово - до него оставалось немного. Но было ещё раннее утро, и усадьба была закрыта. Дожидаться открытия не стал. На противоположном берегу Оки видна была вдалеке Таруса.
Поленово. Вдалеке видна Таруса.
На пути к райцентру Заокский меня ждал ещё один подъём - длиной 5 километров и амплитудой порядка 115 м.
Вид с середины подъёма в обратную сторону.
В посёлке Заокский расположена станция Тарусская. От неё добираюсь электричками до Орла. С пересадкой в Туле. За день проехал своим ходом 23 км.
Не в полном объёме, но поездка удалась.
Вообще, вся эта поездка - коллекция крутых подъёмов. Подъёмов с перепадами высот от 20 м и более я насчитал на маршруте 53. Суммарная высота только этих подъёмов составила 2,5 км. В этом плане к Поленовской поездке приближается лишь Краинская - чуть меньше 2 км на аналогичных подъёмах. Все остальные (до октября 2007 г.) и близко не стоят. Даже за 1047 км селигерской поездки я набрал только 1,2 км по вертикали.
Неплохой маршрут для тех, кто собирается поехать в горы.
СТРАНИЦА ССЫЛОК