Периоды.
Время от времени на досуге я пытаюсь представить жизнь в виде нескольких периодов. У меня, например, их сейчас получается около 11:
0 - 6 лет; 7 лет - 1986 г.; 1987 - 09.1993; 10.1993 - 04.1996; 05.1996 - 10.1997; 11.1997 - 07.2001; 08.2001 - осень 2005; осень 2005 - 10.2006; 11.2006 - 11.2008; 12.2008 - 01.2012; 01.2012 - ?. За отдельными исключениями границы этих периодов связаны с нежелательными событиями.
.
В жизни моего любимого Артика я бы тоже выделил несколько периодов, но тут несколько другая градация:
1) до 1 сентября 2001 г., т.е. до того как мама принесла его домой
2) 1 сентября 2001 г. - середина весны 2002 г.: это тот период, когда маршруты прогулок с Артом ещё не сложились, когда я ещё только привыкал к Арту; и это тот период, к концу которого Арт стал мне близким существом
3) весна 2002 - июнь 2004: период, когда мы ходили с Артом летом вверх по Оке, а зимой - вниз по Оке и редко - в Козий парк. В этот период Арту случалось вволю побегать по лужайкам и склонам
4) июнь 2004 - 2005 г. Прогулки круглогодично по одному маршруту и часто на поводке. В остальном всё примерно так же
5) 2006 г. Весной в доме появился котёнок Маркиз. Арт на прогулках стал чаще бегать без поводка. В октябре 2006 г. из жизни ушёл кот Дымка.
6) 11.2006 - начало 2009 г. В 2007 - нач.2008 г. регулярные встречи на прогулке не только с Белкой, но и с её щенками. С весны 2008 г. снова приходится выгуливать Арта преимущественно на поводке.
7) весна 2009 - май 2010 г. Я почти не ночую дома, а потом и вовсе не ночую. Но по август 2009 г. почти каждый раз приезжаю после работы по вечерам, чтобы выгулять Арта. С сентября 2009 г. - только 1 - 2 раза в неделю. В это время помимо Арта и Марика в доме появляется ещё и кошка Мелисса.
8) май 2010 - январь 2012. Мама с Артом, Мариком и Мелиссой переезжают на новое место жительства. В мае - сентябре 2010 г. я один - два раза в неделю прихожу по вечерам выгуливать Арта. С рождением дочки Маши я прихожу выгуливать Арта нерегулярно - бывало, до полутора - двух месяцев кряду не удавалось пообщаться с Артом. В будние дни, в случае если Соня и Маша уезжали в деревню, то 1 - 2 раза в неделю я приходил ночевать к маме. С 10 по 27 января 2012 г. - около 11 раз.
.
2009.
В начале 2009 г. я стал уходить ночевать на Весёлую Слободу - к Соне. Сначала от случая к случаю, потом - всё чаще. С лета я дома уже почти не ночевал. А только приезжал с работы, выгуливал Арта и уезжал на Весёлую Слободу.
Это я, значит, сижу за компом, а Арт ждёт прогулки (16.02.2009)
Ждёт прогулки (07.02.2009)
Портрет Арта (07.02.2009)
Аналогичная ситуация. Я сижу за компом, а Арт зовёт меня на прогулку (23.04.2009)
Зовёт на прогулку, и радостный улыбается во всю пасть (23.04.2009)
«Хозяин, ну что же ты? Я же жду!» (23.04.2009)
Идём же! (09.04.2009)
Арт всякий раз радостно меня встречал.
И всякий раз с грустным видом меня провожал:
Арт грустит (03.02.2009)
Иногда он становился грустным ещё до того, как я собирался уходить - уже понимал, что скоро я пойду.
И даже пытался как-нибудь задержать. Вот, например, примечательный эпизод. Утром я собираюсь на работу, а Арт несёт в зубах мяч - мол, поиграй со мной!
.
.
Арт принёс мяч. Принёс и выронил перед собой на пол (11.07.2009)
.
Обычно же, видя, что я собираюсь уходить, он выходил в коридор и ложился на пол поблизости.
Арт не хочет, чтобы я уходил (25.09.2009)
И вовсе не торопится вставать с коврика (25.05.2009)
Вот так расположился перед входом (25.05.2009)
Когда я уже и оделся, и обулся, то Арт вставал, подходил ко мне, клал голову или лапу на колено. Или просто становился или садился рядом, как бы просительно говоря: «Не уходи, хозяин!» С этого времени я всегда стал говорить ему: «Не грусти Артик, не скучай!» (Случалось, что я говорил это и раньше, но эпизодически). Гладил его.
.
Арт провожает меня вечером после прогулки (07.08.2009)
Когда я выходил в подъезд, то Арт лаял мне вслед. И лаял, пока я не входил в лифт или пока не выходил пешком из подъезда.
В июне 2009 г. мы с Соней решили пожениться.
Как раз в один из тех июньских дней я задержался в коридоре немного дольше, чем обычно. Вероятно, как раз тогда, когда сообщил об этом маме. Арт, как обычно, провожал меня с грустным видом.
А когда я спускался по подъезду по лестнице, то Арт так отчаянно завывал! С такой тоской, как будто я уходил навсегда. Так хотелось его утешить!
Соня была у нас в гостях несколько раз. Арт встречал её так, как он обычно встречает гостей. Радостно.
.
Артик был на даче моего друга дважды.
Во второй раз я брал его с собой, когда пришёл в гости вместе с Соней. Это было, скорее всего, 5 августа 2009 г. (или 9 мая 2010 г.?).
Эта прогулка с Артиком как-то слабо мне запомнилась (возможно, по причине ярких событий до и после).
Помню, шли на Весёлую Слободу по ул. 7-го Ноября. Близ детской больницы нас облаяли две или три собаки - потому этот участок прогулки и запомнился.
Далее мы повернули в сторону беседки и, стало быть, шли на Весёлую Слободу через парк за стадионом - но что-то эти воспоминания засели у меня где-то глубоко.
Далее мы, очевидно, вышли на ул. Трудовых Резервов и на ул. генерала Родина. А затем - на ул. Часовую. Шли по тротуару вдоль тополей. Мне было интересно, отреагирует как-нибудь Арт на запах моих следов - ведь я ходил по этой асфальтовой дорожке регулярно. Но поведение Арта было вполне обычным - а что удивительного? Ведь я шёл рядом. Но, конечно, запахи он по пути изучал.
По просёлку среди дач мы пришли к другу. Собственно, я его заранее не предупреждал, что возьму Арта с собой, чтобы избежать излишних протестов. Так что появление Арта стало для Сергея сюрпризом.
Мы компанией сидели за столом возле дома. Арт сидел рядом, будучи привязанным к дереву (к яблоне). Тянулся на поводке ко мне, посматривал на стол. Вкусненького ему со стола перепадало.
Вечером все мы отправились смотреть салют.
Каким маршрутом мы возвращались с дачи через Весёлую Слободу? Но далее, очевидно, шли тем же самым маршрутом: через парк, что за стадионом.
Опять Арта облаяли те же самые собаки у детской больницы. Потом по ул. Салтыкова-Щедрина мы вышли на ул. Тургенева и по ней - к спуску на Тургеневский мост. Остановились напротив «бабы в кирзачах» (именно так в Орле нередко называют памятник «героям гражданской войны», непонятно почему именуемый также и как «Каховка»).
Официальный салют в Орле бывает дважды в год: 9 мая - на День Победы в ВОВ, и 5 августа - на день освобождения города от фашистов.
В этот раз салют был скромным. Как реагировал Арт - что-то толком не припоминаю. Должно быть, достаточно спокойно. Не помню и то, каким маршрутом мы с Соней вели его до дома (а ведь после салюта по улицам движутся толпы народа - вроде бы я должен был запомнить). Привели Арта домой и, вероятно, задержавшись на несколько минут, отправились на Весёлую Слободу.
.
Переезд на новое место.
В начале 2010 г. Соня несколько раз приходила к нам. Арт с интересом наблюдал за поклейкой обоев.
Интересное у Арта выражение физиономии - недоумевающее - на фото, когда Соня между делом пытается его обнять:
.
10 апреля 2010 г. мы с Соней переехали на новое место жительства. Часть мебели с Новосильской перевезли туда же. Арт посматривал на все на эти сборы и перемещения… но трудно сказать, что он в связи с этим думал.
В середине мая 2010 г. мама с Артом тоже переехали на новое место жительства. Я участвовал в спуске мебели и погрузке в машину, а потом мы с Артом пошли на новое место пешком.
Шли по тому же маршруту, как ходили с ним на прививки. Т.е. получилась, таким образом, у Артика 11-я прогулка по этому маршруту. Шёл Артик как обычно, иногда приостанавливался, видимо, желая повернуть назад. Во всяком случае, большого желания идти далее не проявлял. Мы перешли с ним через Октябрьскую, пошли по тротуару. Вид у Артика был «скучающий», и он не торопился.
Но вот стали подходить к торцу здания, к которому шли. Метрах в 30-ти Арт, очевидно, учуял мамин след, заметно ускорился и сам по следу вошёл во двор и подошёл к нужному подъезду.
Мы поднялись по лестнице (наверняка, я тянул за собой Арта на поводке), и вошли в квартиру.
Потом ещё была перестановка мебели на новом месте, потом с родственниками приходили марафетить. Арт под ногами не путался, наблюдал откуда-то со стороны.
Наверное, Арту легче было привыкать к новому месту в связи с тем, что комната и кухня оказались обставлены в основном той же мебелью, что зал и кухня на прежнем месте. Сходным образом в комнате оказались поначалу расставлены часть стенки, телевизор. На окне висели те же самые шторы, а у окна стояло любимое кресло Арта. С него он мог также выглядывать в окно, и когда видел на другой стороне улицы собак, то волновался.
Случалось, я садился в любимое кресло Арта. И если Арт хотел его занять, то он приходил и становился или садился рядом - как бы между прочим, но определённо чего-то желая. Внешне это было похоже на то, как он требовал внимания. Когда же я вставал с кресла и перемещался в другое, Арт забирался на это кресло.
.
До сентября 2010 г. я регулярно приходил выгуливать Арта - но не каждый вечер, а так в среднем, может, 1 - 2 раза в неделю. Приходил, например, с работы около 17 часов, проходил, пил чай. Или же из дома приходил ближе к 18 часам. Артик меня радостно встречал. Более того, он узнавал меня и по звуку моих шагов, пока я поднимался по лестнице. Точно также Арт узнавал по звуку шагов и маму. И тогда раздавался радостный лай!
Пока я пил чай, Арт в это время или сидел рядом или лежал в комнате между кухней и коридором - но так чтобы меня было видно. Попив чаю, я шёл в коридор обуваться. Арт с «пыхтеньем» тоже следовал в коридор, чуть потопывая по линолиуму. Мелисска норовила играть со шнурками, которые я завязывал. Арт - чем ближе к прогулке, тем больше волновался. «Петюкал» «на всякие лады», охал, звонко взлаивал; в знак протеста на мои возмущения проводил лапами по морде. Немного успокаивался только после того как ему пристёгивали поводок.
К спуску-подъёму по лестнице в новом для него подъезде он привыкал долго. Спускался всегда вдоль стены и довольно быстро (а чтобы подниматься по лестнице, его приходилось брать на короткий поводок и вести вдоль перил; шёл он с опаской).
Ходили мы с ним на новом месте, как правило, по одному и тому же маршруту - к лужайке перед областным архивом. За редкими исключениями.
.
Если возникала необходимость выгулять Арта в третий раз, то мама выводила его перед сном по краткому маршруту - в сквер Гуртьева. И выгуливала по аллеям сколько требуется - так, может, минут двадцать.
Я выгулял Арта по этому маршруту только один раз - зимой 2010/2011 гг. Ночью около 23 ч. вышли из подъезда, дошли до перекрёстка. Потом ходили с Артом по периметру сквера, по липовым аллеям. Наверное, сделали один малый круг вокруг библиотеки и один большой - вокруг всего сквера. Насколько помню, морозно было. Какие-то собаки на поводках тоже ходили в одном или в двух местах. Погуляли мы так и до дома пошагали.
.
Летом 2010 г. ходили с Артиком дважды на более протяжённые прогулки.
.
Дальние прогулки 2010 г.
В июне 2010 г. мы с Артом от лужайки перед областным архивом перешли через ул. Матвеева (она тут переходит в ул. Лескова), дошли до больницы им. Семашко. Снова перешли через ул. Матвеева. И продолжили движение по тропинке вдоль деревьев между двумя односторонними проезжими частями ул.Приборостроительной. В дошкольном возрасте меня здесь не раз выгуливала моя прабабушка Дуня. Теперь я шёл с Артом. Погода хорошая, сухая.
Кратчайшим путём дошли с Артом до нашего нового с Соней жилища. Вошли в подъезд, поднялись на лифте. Пришли в квартиру, в коридор. Соня нас встретила.
Мне было интересно, как отреагирует Арт, учуяв знакомые запахи и увидев за дверным проёмом знакомую мебель в комнате. Но Арт только поглядывал по сторонам и через несколько минут вид у него стал скучающий. Очевидно, мы интересовали его больше, чем обстановка.
Побыли мы минут десять - пятнадцать (не больше). И направились с Артом к маме. Шли кратчайшим путём - по Октябрьской.
.
В июне или в июле 2010 г. состоялась ещё более протяжённая прогулка с Артом. Ходили вместе с Соней и тётей Любой.
От лужайки, что перед областным архивом, мы все перешли через ул. Матвеева. Дошли до лужайки перед больницей им. Семашко (тогда на лужайке ещё ничего не было построено). По тропинке пересекли эту лужайку. Потом шли между ж/б забором и д/с «Золотой ключик». Среди хрущёвок. Между забором тубдиспансера и дачными участками.
Вышли на природу. По тропинке пересекли сосновые насаждения. Где-то здесь я отпустил Арта с поводка со словами: «Далеко не убегать». Артик знал эти слова ещё со времени прогулок вдоль по Оке. И, действительно, к этому времени он из пределов видимости, как правило, уже не убегал.
И на этот раз он «трусил» недалеко перед нами, приостанавливался, ждал, пока это мы не спеша сократим дистанцию, и снова бежал дальше. Соня и тётя Люба шли не спеша, разговаривая между собой, а я шёл между ними и Артом.
Сосновые насаждения закончились; я вышел на бровку крутого участка склона. Арт уже сбежал по тропинке на самое дно оврага. Там на поверхности суходола он улёгся среди самой густой травы! Какая же у него была довольная физиономия! Всё-таки какая-никакая, а тень, не так жарко. Опасаясь клещей, я сказал ему: «Арт, вставай! И-иди сюда!» Но Арт даже не подумал. Я стал доставать фотоаппарат, но не успел заснять, как он лежит в траве. А заснял только зумом, как он довольный бежит мне навстречу!
Арт бежит ко мне (12.06.2010)
Мы пересекли дно оврага и поднялись на высокий крутой склон.
Далее прогуливались с детства знакомыми мне берёзовыми аллеями. Арт не спеша шёл чуть впереди, я - за ним, а Соня и тётя Люба - позади.
.
.
.
Арт среди берёз Сухого Никулича (12.06.2010)
Один раз нам встретилась тут какая-то собака, но её хозяин вовремя нас заметил и взял свою собаку на поводок.
Потом, далее мы объедали созревающую иргу, Арт же ходил возле нас.
Мимо Сорочьего Хвоста мы спустились на дно оврага к гаражам, а затем крутым подъёмом вышли к створу ул. Матвеева. Вдоль по правой стороне улицы дошли до ул. Приборостроительной. Затем Соня и тётя Люба отправились к нам, а я повёл Артика к маме. Хорошая такая получилась прогулка. Приятная.
Арт на природе (12.06.2010)
.
Ещё одна «нестандартная» прогулка с Артом имела место где-то так в августе 2010 г.
Это был единственный раз, когда мы на новом месте сходили к так хорошо знакомой Артику Оке.
Собственно, до Оки и на новом месте расстояние сносное. Идти метров 700 - 800 против прежних 350. Но здесь оба варианта пути не очень удобственные для прогулок с пёсом. Так что до Оки на новом месте мы с ним ходили только однажды.
Вышли из подъезда, прошли по дворам. Затем по ул. Красноармейской дошли до городского парка. Обошли слева. И вот только то теперь место стало вполне подходящим для выгула. Но тут же нас яростно облаяли-атаковали несколько небольших собак, проживающих в ближайших домах. Оказалось, что и здесь - не до того, чтобы поднять лапу. Так что в удовольствие получились только последние метров 50 - 100 перед Окой.
Мы спустились по овражку между крутых склонов по тропинке. Вышли к берегу. Арт зашёл в воду и так стоял несколько минут.
Потом мы побрели до дома. Больше к Оке мы с ним не ходили.
.
В середине июня 2010 г. была ещё одна хорошая прогулка с Артом по нетипичному маршруту. На прогулку с Артом вышла мама с четой своих друзей. Они дошли до лужайки перед госархивом. Перешли через ул. Матвеева. Дошли до ул. Игнатова; пришли во двор.
Мы с Соней в это время находились у бабушки и дедушки. Тётя Ира собиралась отмечать день рождения - на природе, поблизости от Сорочьего Хвоста. Я надеялся, что бабушка и дедушка тоже пойдут на природу. Но они предпочли остаться дома и отдохнуть от правнука Кирилла.
Итак, пешачком вышли на празднование. И Артик в том числе. Поднялись по тропинке по склону балки (балка Сухой Никуличь), прошли рядом с маленьким урочищем Сорочий Хвост и расположились чуть далее.
Расположились за скатертью. Мой двоюродный усердно готовил шашлыки.
Арта отпустили с поводка, и он гулял тут. Но никуда не убегал. Ходил вокруг «стола»:
.
С интересом посматривая на съестное:
.
Дружелюбно посматривал на окружающих. И был доволен, когда его ласкали:
.
Мы с ним немного побегали по лужайке (он меня, конечно, быстро догонял), играли. Конечно, Арту жарковато было. Мама принесла с собой для Арта еду(?) и воду. Ну, и вкусненькое ему перепало с нашего стола.
Возле стола Арт находился преимущественно поближе к маме:
.
.
.
Соня пробовала бросать палку. Арт её приносил, но только отдавать не собирался. Приходилось отнимать. Тоже в виде игры это происходило.
Возвращались, в общем-то, тем же маршрутом. Мы с Соней шли вместе с мамой, с Артом, мамиными друзьями до ул. Приборостроительной, а затем повернули по ул. Приборостроительной до дома.