Белёвская поездка-2: через Будоговищи

Feb 08, 2011 12:06


см. белёвская поездка - 1

БЕЛЁВСКАЯ ПОЕЗДКА - 2.

2000

КОЗЕЛЬСК - БУДОГОВИЩИ - МЦЕНСК, или «грозовая поездка».

Вторая поездка через Белёв имела место в середине июля, но годом позже. Не могу обойти вниманием сильнейшую грозу, имевшую место двумя днями ранее. С проливным дождём и сильным ветром. В эти дни вообще сильные грозы происходили неоднократно, и я особо отмечаю это обстоятельство.

На этот раз я не ставил перед собой какой-либо примечательной цели. Хотелось отчасти повторить «краинскую» поездку и получить впечатлений от маршрута.



На маршрут вышел в 415, чтобы полнее использовать световой день.  В это время едва стала светать полоска неба на востоке. Восход Солнца встречаю уже за Дубовой Рощей. В шестом часу утра я заметил, как на деревьях колышутся листья. Рано ветер поднимается. Обычно он усиливается часам к одиннадцати. Что-то будет в одиннадцать?

В Болхов въезжаю в 707. В 820 остановился на границе области, чтобы передохнуть. Ноги гудят невыносимо - хоть назад поворачивай. Посему, 11 минут на отдых - это мало, но иначе я выбиваюсь из графика. Еду далее. Осматриваю места, которые годом ранее проезжал в том же направлении ночью. Совершенно другое восприятие.



В окрестностях Белёва.

Дальние виды на долину Оки ещё за десяток километров дают понять, что Белёв недалеко. На въезде в Белёв я планировал сделать ещё одну передышку, но передумал. Как говорится, «второе дыхание» открылось. А если выразиться точнее - ноги гудеть перестали. Время - 1010.

В Берёзово (это уже после Белёва) нормальный асфальт заканчивается. Далее по селу идёт щебёнка, ехать по ней невозможно, приходится идти пешком. От Берёзово до Юрино… «Дорога та прямоезжая на Козельск заросла, замуравела, заколдобилась… И не пройти по ней ни конному, ни пешему. А асфальт на той дороге не меняли со времён монголо-татарского нашествия…»

Это я себя так успокаиваю. Я, конечно, ожидал, что на границе Тульской и Калужской областей асфальта не окажется. Реальность оказалась чуть хуже. Поначалу от Берёзово идёт просёлочная дорога, по центру её встречаются островки старого асфальта. Потом они пропадают. На дороге часто попадаются глубокие ямы, заполненные щебёнкой. По этим ямам приходится ехать. Перед колдобиной немного увеличиваю скорость. Велосипед скатывается в очередную такую яму, «проплывает» по щебёнке, и вот тут надобно уловить момент, чтобы выехать наверх, приложив на педали небольшие усилия. Всё это напоминает не езду, а скорее движения малого судна по волнам. Докучают слепни. Когда дорога достигает края леса, щебёнка исчезает, но начинаются лужи во всю ширину дороги. Дно луж твёрдое - должно быть, остатки асфальтового полотна. Помимо прочего допекают мухи - летят на пот. Конечно, может показаться странным, но на этом участке я отдохнул по ходу движения ещё больше.

Примечание: не исключено, что за прошедшее время на той дороге ситуация изменилась.

Ветер, как я и предполагал, к 11 часам окреп. Но на дороге «Белёв - Козельск» он попутный. То ли будет, когда поеду назад.

От поворота, что вблизи села Слáговищи, начинается замечательный длинный спуск. Исключение составляет только полкилометра бетонки в верхней его части. А в целом дорога идёт через большой массив леса, асфальтовое покрытие новое и ровное. Вблизи деревни Сосенка автодорога идёт серпантином среди сосновых боров.




Начало спуска в долину Жиздры.

К тому временя, как я добрался до Козельска - к 1317 - отставание от запланированного графика составило 77 минут. Но оно меня не беспокоит, поскольку я планировал и резервное время…

В 1417 отъезжаю от Жиздры в направлении Белёва. Тот замечательный спуск я теперь обозвал «подъёмом на Эверест». Это, конечно, гротеск. Ветер теперь встречный, дует слева под углом примерно 40°. Но на протяжении всего подъёма от ветра меня прикрывает лес.

Находясь на разбитом участке дороги как раз на границе Калужской и Тульской областей, замечаю, что небо с северной стороны стремительно синеет. Из-за вершин деревьев на меня с ворчанием выползает туча. Начинают падать первые капли дождя. Укрыться от грозы здесь решительно негде. Но мне повезло. Туча перевалила через водораздел из долины Оки в долину Жиздры чуть-чуть севернее того места, где я находился. В стороне Белёва небо вдалеке тоже подозрительно синее.

Ещё раз пересёк Белёв. В 1655 выехал из города. В мои планы входило добраться до Орла не через Болхов, а через Будогóвищи и окрестности Мценска. Запасной вариант - проезд электричкой от Мценска до Орла.



Широкая пойма Оки напротив Белёва и своеобразный облик железнодорожного моста над Окой
(мост из трёх разнородных конструкций)

Направляюсь на Будоговищи. Эту дорогу жители Мценска называли в старину «Большой дорогой на Белёв». Встречный ветер даёт о себе знать усталостью. Незадолго до деревни Новая Велична приходится сделать незапланированную передышку. Даже до верха подъёма, вопреки обыкновению, добираться не стал. Думаю, именно по причине усталости дорога на Будоговищи запомнилась плохо.

В Будоговищах асфальт заканчивается. К этому месту я выезжаю ровно в 1900. Четверть часа на отдых. Меня ожидает неприятный сюрприз. Я, конечно,  знал, что в этих местах встречаются песчаные дороги. Но не ожидал, что песка на них окажется не меньше, чем в «Орловском Полесье». Как видно, на последнюю электричку мне уже не успеть.

От Будоговищей до реки Исты где иду, где еду; скорость низкая. После Исты начинается асфальт, но «асфальтовое счастье» длится недолго, и автодорога уходит в сторону. Затем почти сразу же я дал крюк и выписал по просёлкам пару лишних километров.

Выматываясь на песках, я знаю, что по другую сторону Оки просёлки суглинистые. Но через Оку не перебраться. Один ближайший мост - в Белёве, а я удалился от него более, чем на сорок километров. Другой ближайший мост - в Шашкино. Но до Шашкино - ещё около двадцати километров.

Ближе к окской пойме песков много меньше. Но там просёлок и сам по себе оказался не шибко хорош. Едва же выбравшись в Тшлыково, я снова оказался на глубоких песках.

После Тшлыково наблюдаю впереди себя тучу, выползающую из-за соснового перелеска. Казалось, она движется прямо на меня. Но туча поворчала, да и ушла в сторону.

Добравшись, наконец, до деревни Снежедь, покидаю песчаные дороги. Направляюсь к мосту через Зушу, что в деревне Миново. Где-то вдалеке за Зушей сверкают молнии.

Вконец умотавшись, выбираюсь на междуречье Оки и Зуши у села Шашкино. На асфальт. Смеркается. Вот тут-то начинается самое интересное. Всполохи усиливаются. Вспышки происходят прямо курсу - со стороны Орла. Часто. Приближаются. Порой кажется, будто видна немалая толщина молний. Доносятся раскаты грома. В то время, пока я в сумерках преодолеваю автодорогу Шашкино - Карандаково, небо начинает полыхать и справа от меня. Началась гроза за Окой.



Реконструкция событий (фотомонтаж).

Добравшись до автодороги Болхов - Мценск, останавливаюсь на передышку. «Ужинаю». Горло саднит невыносимо, поэтому овсяное печенье в горло не лезет в буквальном смысле. Больше трёх штук насилу не проглотишь. Уже темно. Время - приблизительно 2250. Про запланированный график давно уже можно забыть.

От Оки в сторону Мценска идёт затяжной подъём. Я вхожу на него пешком. Также пешком вхожу и на подъём после Сухой Зуши. Грозовые разряды бьют уже с трёх сторон. На севере за долиной Зуши, откуда я только что приехал, вдалеке сверкают молнии. Позади меня за долиной Оки гроза идёт вовсю - не то чтобы далеко. И какие же мощные линейные молнии бьют справа от меня! И всё приближаются. Считаю по секундам. Не больше трёх километров… Не больше двух километров… Закрадывается даже мысль - а не завязать ли с такими отчаянными велосипедными поездками в случае, если до дома на сей раз доберусь. Нет, завязать с поездками - это, конечно, дудки…

Нет, до Орла своим ходом уже не поеду. Нет желания преодолевать сорок километров оживлённой трассы - ночью под проливным дождём, да ещё в грозу. Направляюсь ко Мценску. Впереди меня небо тоже засветилось всполохами - гроза идёт и за Мценском. «Окружают с четырёх сторон!»

Когда до Мценска остаётся километр, начинает накрапывать дождь. И едва я въехал во Мценск, как дождь стал проливным.

В 2410 приезжаю на железнодорожный вокзал Мценска. На вокзале провожу ночь в ожидании первой утренней электрички (тогда по ночам вокзал не был закрыт). Небольшие вокзалы, пусть и охраняемые - очень неспокойное место. В данном случае фактором беспокойства выступил проезжий пьяный мужичишко - простой как сибирский валенок. Сначала он поинтересовался, а не найдётся ли чего перекусить. Еда мне в горло по-прежнему не лезла, и я отдал ему остатки провизии. Иначе пришлось бы выбросить. Потом очень простой мужичок стал просить, чтобы я одолжил ему велосипед, а он бы съездил в город и там чего-то себе купил. Продуктов, что ли. Ну, это он, конечно, напрасно старался. Антигубораскатинчик бы ему не повредил.

Первой же утренней электричкой еду в Орёл. Жутко хочется спать. Дождь за окном поливает вовсю.

Итого, за 20 часов я проехал 280 км. Плюс 5 км на утро.

Но если кто-то думает, что гроза отбила у меня желание отправляться в авантюрные поездки, то, безусловно, ошибается. Уже на протяжении последующего месяца мне ещё трижды пришлось «поиграть» с грозой. Дважды я миновал грозу чисто, а один раз вымок до нитки на последних сотнях метров пути.

белёвские поездки 1 и 3

СТРАНИЦА ССЫЛОК

7.57.Мценский район, 7.40.Калужская_область, 7.40.Жиздра, 7.71.Белёвский район, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up