Мордовия. ч.18: миграции населения из Кадомского и Темниковского уездов в Алатырский.

May 16, 2024 20:45


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Семейную историю о происхождении фамилии Чекушкиных мой дедушка Аркадий Степанович рассказывал со слов его мамы и старшего брата Всеволода следующим образом:

«Жил в одной из губерний центральной России - может, в Тамбовской, а может, в какой другой, но не сильно далеко от неё - крепостной крестьянин по фамилии Андреев. Сам он был невысокого роста. Надумал он взять в жёны крепостную по прозвищу Кочерга. А она была высокой. Увидал их барин вместе и давай смеяться. «Да ты же чекушка!» - говорил барин, намекая на рост жениха. По велению барина так их и женили. И получил крепостной Андреев прозвище Чекушка, а дети их стали носить фамилию Чекушкины».

На основе переписи 1897 г. известно, что мои предки Чекушкины приехали в деревню Барскую (между Петропавловском и Омском) из Ардатовского уезда Симбирской губернии в период с 1877 по 1886 гг.

В ходе генеалогических поисков мне встретились упоминания мордвинов середины XVII века с именем Чекушка (Чокашка, Чекашка, Чабушка, Чакушка, Чукашка). Жили они все в расположенных неподалёку друг от друга деревнях Алатырского уезда (Ардатовского в те годы ещё не было).

Наиболее примечательной оказалась деревня Порадеева. В ней в 1671 г. жил мордвин Чокашка Янчурин, сын Янчюры Мортасова (Мордасова). Замечу, что его дядя - Торкай (Тарпай) Мартасов - носил мордовское имя, как и дед Чокашки - Мартас. А вот имя отца - Янчюра - происходит из татарского языка.

Надо же: обнаруженные в Парадеево XIX века Чекушкины и Чекашкины неожиданно происходят не от Чокашки Янчурина, хотя и родственны ему. И - не было никакого барина в мордовской деревне Парадеева XVII века: то было одно из дворцовых мордовских селений одного из беляков [3], и местное управление могло быть представлено выборными людьми, над которыми мог стоять назначенный центральной властью приказчик [2], располагавшийся, вероятно, в деревне Тарханове. Едва ли ему было дело до мордовских свадеб. Где прячется связь с семейной легендой?

Между прочим, похожие имена - Чекаш, Чекуш - существовали и ранее. Но, похоже, появились они первоначально не у мордвы.


*

В первой четверти XVII в. упоминается атаман казачьей станицы Максим Чекушников. В годы правления Василия Шуйкого он сражался против мятежных сил в Нижнем и в Среднем Поволжье. Потом - под Москвой в составе Первого земского ополчения. После распада Первого земского ополчения М. Чекушников примкнул к войску сторонников Дмитрия Пожарского. В первые годы правления Михаила Романова сражался против шведских и польско-литовских интервентов в Удомле, Тихвине, под Олонцом. В середине 1620-х гг. обнаруживается в Астрахани в сословном статусе «сына боярского». Подробнее о нём см. предыдущий пост «ч.17: казачий атаман Максим Чекушников».

Если исходить из того, что «Чекушников» - ещё не фамилия, а отчество Максима, то можно предположить, что Максим был новокрещеном, попавшим в казачью социальную среду. Перехода в сословие «детей боярских» он добился не скоро.

*

Посмотрим на север Алатырского уезда - в Пьянской его стан 1623/26 гг. Название стана - по р. Пьяна. Топоним происходит от мордовской лексической основы, означающей приготовление пищи (Е. Парадеев предлагает ассоциативное толкование названия реки как «кормилица» [6]). В русском образном восприятии гидроним ассоциируется с необычайно извилистой траекторией речного русла.

В деревне Ивановской упоминается служилый татарин Енбулат Чекашев. Население деревни указано как «служилые татарове, кадомские приходцы» [4]. Деревня располагалась неподалёку от речки Медяны, от устья Чимбилея, неподалёку от деревни Рыбушкины. Не исключено, что некий Чекуш, он же - Чекаш - мог приходиться отцом и Максиму, и Енбулату.

В новой деревне Малая Пица, Каргополье тож (ныне д. Карга, рядом с Трёхозёрками) упоминается служилый татарин Чекаш Урмашев.

Упоминается Чекашко Котеков (Чекаш Котясов) - служилый татарин деревни Трёх Озёрок, что выставилась из деревни Васпомры.

В деревне Пара темниковских приходцев - служилый татарин Карамыш Чекашев.

В деревне Рыбушкина упоминается служилый татарин Янчюра Чирин (Чюрин).

В новой деревне Овечий Враг (ныне д. Овечий Овраг между Трёхозёрками и Большим Рыбушкино) отмечен в числе «кадомских приходцев» служилый татарин Янчура Олкаев.

Все пять деревень - Ивановская, Каргополье, Трёх Озерок, Рыбушкина, Овечий Враг - компактно расположены примерно в 12 - 25 км южнее и юго-восточнее города Сергач. Между самыми удалёнными пунктами в этой группе деревень - чуть более 20 км. В те времена татарское население деревень тесно взаимодействовало с ближайшим мордовским населением. Насчёт Трёх Озерок даже указано: «А лес татаром хоромной и дровяной сечь в мордовских в бортных ухожьях в большом в чорном лесу, опричь бортного деревья» [4].

У служилых татар в Пьянском стане имя Чекаш появилось на десятилетия раньше, чем у взрослых мордвинов на западе Алатарского уезда. Но и там, и там имя Чекаш (Чокашка и т.п.) распространилось в XVII веке очень локальными пространственными участками.

И в татарских деревнях Пьянского стана, и в мордовских деревнях близ реки Нуя были немало распространены другие одинаковые имена и отчества: Енбулат - Чинбулат (Чембулат), Янчура (Янчюра) - Янчурин (Янчюрин), Биговатов - Биговатов, Чирин (Чюрин) - Чюрин, Чиндясов - Чиндяско (Чиндянов, Чиндясов) и др.

По всей видимости, татарские деревни южнее города Сергач (ныне Нижегородской области) обладали родственными связями с мордовскими деревнями на водосборе Алатыря: с деревнями Парадеева, Дубёнки, Тазнеева, Тетингеева, Ордатова на Муравлее и др. Однако, в целом это родство следует понимать не как непосредственное перемещение лиц с водосбора Пьяны на водосбор Алатыря либо наоборот. Но как родство, обусловленное миграцией татар в Пьянской стан, а мордвы - на водосбор Алатыря из некоего общего региона совместного проживания:



В этой связи примечательно: большинство исследователей склоняется к тому, что татары Нижегородской области - это выходцы из Кадомского уезда. Время их появления в Нижегородском крае определяется Р.Г. Мухамедовой как 2-я половина XVI - 1-я половина XVII вв., «когда татары Кадома переводятся в арзамасские, алатырские и курмышские места» в связи со строительством засечных линий [5]. Л.Т. Махмутова указывает, что говор и нижегородских, и кадомских татар отличается цоканьем [5].

Вот и объяснение тому факту, что имя Чекаш, нередкое в начале XVII века у татар вблизи города Сергач, в то же время совершенно отсутствовало в среде казанских татар. В писцовой книге Казанского уезда 1602-03 гг. имя Чекаш не фигурирует вовсе [8].

На самом деле, татары прибывали в окрестности Сергача не только из Кадомского уезда, но из Темниковского. Писцы эти два уезда Мещерского края почему-то не особенно различали. Упомянутый выше Енбулат Чекашев отмечен в Пьянском стане как «кадомский приходец». Однако, ранее - в 1614 г. - он же отмечен в числе землевладельцев Темниковского уезда как «служивый татарин кадомский приходец». В Темниковском уезде в 1614 г. (т.е. до переезда в Пьянской стан) отмечен Карамыш Чекашев - причём, в одной деревне сразу с несколькими кадомскими мурзами - в Зезюлятках. А ещё, по-видимому, отец Чекаша Урмашева (Армашева) - Курмаш мурза Утешев.

Прибытие татар в окрестности Сергача было не одновременным. Судя по писцовым материалам, Чекаш Котясов и Янчура Олкаев в 1612/13 г. уже жили в новых деревнях Трёх Озёрок и Овечий Враг соответственно. Енбулат Чекашев и Карамыш Чекашев прибыли в Ивановскую и в Пару не ранее 1614 года. Для некоторых деревень Пьянского стана упоминаются в материалах 1623/26 гг. прежние землевладельцы с русскими именами-отчествами - то ли погибшие в Смутное время, то ли лишившиеся поместий иным образом. В общем, в первую четверть XVII века имел место большой и не одновременный приток татар в Пьянской стан из Кадомского и Темниковского уездов.

А ещё в Темниковском уезде в 1614 году упоминаются:

мурза Чекаш Мамлеив (владел частью деревни Ефаева, починком Гридинским, пустошью Уразгилдеива и пашней в двух урочищах);

Чекаш Янтудин (родоначальник одной из фамильных линий Чекашевых; за ним значились: двор в слободе Ахмыловской города Темникова, пашня за Тувазнинским лесом, пашни верх речки Уреи, на Крутом враге, под Сосною, да Акшинская пашня);

Окмаш мурза Чекашев (с поместьем в деревне Акчееве);

и в общей сложности - полтора десятка кадомских мурз.

*

Взглянём теперь в мордовские деревни Кадомского уезда 1-й трети XVII в.

1) В деревне Пошатовой Тюлдемского беляка отмечен в 1629/30 году в числе мордвы, «что селятца ново», Емаш Котясов. Отчество редкое.

Быть может, мордвин Емаш Котясов приходится братом Чекашу Котясову - служилому татарину деревни Трёх Озёрок? И, между прочим, вблизи Трёх Озёрок в 1623-26 гг. тоже была и ныне есть деревня Пошатова. Если так, то, похоже, что родные (или сводные) братья по-разному воспринимали свою этническую идентичность. А это может указывать на межэтническую семейную пару их родителей.

Это не единственный случай, говорящий о том, что разграничение на татар и мордву в уездах Мещерского края подчас было нечётким. Так, в Темниковском уезде в 1614 г. упоминается Бигилдей мурза князь Кудашев - вроде бы татарин, но с мордовской фамилией. А в Алатырском уезде, похоже, он же фигурирует как мордвин Байгилдя Кудашев.

2) В мордовской деревне Теньгушевы того же Тялденского беляка отмечены в т.ч. Чипуш Афтаев, Торхайко Афтаев, Биговат Череватов, Неудача Атешев. Первые три имени и последнее отчество имеют сходства с именами мордовской деревни Парадеева Алаторского уезда.

Казалось бы, при чём имя Чипуш? Однако, известен за 1595 г. в Арзамасском уезде служилый татарин Чекей Енгильдеев - ему принадлежал участок, отмежёванный от земель деревни Атяш-поле. Уже в 20-х гг. XVII века то урочище стало именоваться как Чекуин (Чекунин, Чакунин) куст, а овраг к концу XVIII в. - как Чепурин овраг [6]. Таким образом, непреднамеренная замена «к» на «п» была возможна в многоязычном регионе, где люди порой не точно воспроизводили звуки имён и топонимов.

3) В деревне Парамзина того же Тюлдемского беляка (ныне Пормзино) отмечен Янча Мелтесев. Для имени можно обнаружить сходства в Алаторском уезде - в деревнях Парадеева и Рыбушкина - в виде имени Янчура. И есть связь топонима с д. Поромзино, что неподалёку от города Сергач.

4) В деревне Шокша Чепчерянского беляка отмечены в т.ч. мордвины: Налдюш Атюшев, Мардемас Атюшев, Тарка Вещеватого. Они сходны именами-отчествами с деревней Парадеева Алаторского уезда. В деревне Шокша в год переписи ставился Кулушка Баев - возможно, некая отдалённая связь с топонимами Баево Алаторского стана. Упоминается в Шокше мордвин Чекай Ибакаев - его имя у мордвы и татар довольно распространённое и не то же самое, что Чекуш; а вот отчество, похоже, татарское (сравните с топонимом «Бакаев шлях»).

5) В деревне Станоровы Белобородского беляка отмечен Чикаш Дураив (отчество не имеет отношения к русской лексике; «дорномс» переводится с эрзянского как «жужжать»).

Деревни Пошатова, Теньгушева, Шокша расположены севернее и северо-восточнее Кадома, не очень далеко друг от друга. Деревня Парамзина расположена юго-восточнее Кадома за большим лесом. Расположение деревни Станоровы неясно.

6) В разных населённых пунктах Кадомского уезда встречаются следующие имена-отчества: Мирдемас Вотин, Таркай Дмитриев, Чиндяз Зарапин, Парадей (Порудей) Иванов, Чиндян (Чиндяс) Кежаев, Сыскей Кичевов, Енгозя Кудашев, Тенган Кичеватов, Отяй Отичеваров, Мирдемас Отюшев, Сыскетей, Кирдяпш Таркаев, Чинай Теркаив, Дурнайка Чидясов, 4 разных Неверовых, 9 разных Чиндясовых (в т.ч. Мирдемас Чиндясов). Всё это - лишь сходства имён и отчеств, замеченные при первичном сопоставлении преимущественно с водосбором Нуи (в т.ч. с деревнями Парадеева, Тазнеева), с д. Тетингеева. При более широком рассмотрении Алатырского уезда сходств можно обнаружить больше.

7) Учеват Сыскетев, владевший в 1614 г. бортной вотчиной где-то на границе Кадомского и Темниковского уездов, обнаруживается в 1623/26 г. в Алатырском уезде в деревне Ордатово.

8) За 7 апреля 1595 г. (7103 г.) упоминаются Келеш Чекишев и Зелмет Текучев (вероятно, татары), наездом пахавшие «по сторине» землю в Замокшенском стане - в селе Токмакове и в деревне Иазъамысове [12]. В ту дату село было передано царской грамотой в поместье «немецкому полонянику кадомскому татарину» - Девлеткилдею-мурзе Биглову, добавлено к прочим его владениям. Прежде - в «7801-м» (т.е., видимо, двумя годами ранее) - значилось за мурзою за Дигирем Кобяковым сыном, а ещё ранее было за Кобяком.

9) В соседней с Кадомским уездом волости - Верхоценской - в 1622 г. отмечен бортник Чякушка по прозвищу Комарок. Это, быть может, первый случай чётко оформленного такового имени среди мордвы.

10) Мартас (отец Янчюры и Торкая) не упоминается в рассмотренных писцовых материалах по Кадомскому уезду и по Верхоценской волости. Но упоминаются в них лица, по всей видимости, являющиеся членами семьи Мартаса.

11) Что удивительно: пространство Кадомского уезда, Верхоценской волости, отчасти Темниковского уезда и в самом деле входило в границы Тамбовской губернии (как в легенде) - но позже: с конца XVIII по начало XX вв.

Всё это заставляет меня уделить пристальное внимание Кадомскому уезду.

*

Отмечу, что в рамках Мещёрского края стоило бы рассмотреть (наряду с Кадомским и Темниковским уездами, Верхоценской волостью) ещё Елатомский, Шацкий и Касимовский уезды. Но по Елатомскому уезду переписей за рассматриваемый период, по-видимому, не сохранилось. В материалах по поместным землям Шацкого уезда и по части Касимовского уезда имя Чекаш ни разу не упоминается. Что закономерно. Поместья в Шацком уезде были представлены русскими землевладельцами. А в Касимовском уезде татары имели иное географическое происхождение, нежели в Кадомском и Темниковском уездах. Должно быть, соответственно, и говор различался.

Кадомские и темниковские татары в конце XIV века прибыли в Мещерский край с юга - с низовьев Волги через окрестности современной Пензы. Появление же касимовских татар связано с событиями середины XV века. Тогда Василий II предоставил Городец Мещерский (ныне г. Касимов) во владение казанскому царевичу Касиму, обратившемуся к московскому князю за покровительством.

*

Подытоживая, можно сказать следующее.

Имя Чекаш в к. XVI - первой трети XVII вв. было чётко выражено среди татар - кадомских и выходцев из Кадомского уезда. И почти всегда так записывалось - Чекаш (редко - Чекуш). У мордвы Кадомского уезда и Верхоценской волости в те же годы имя оказалось представлено размыто - в формах Чикашь, Чипуш, Чякушка. В среде мордвы Алатырского уезда ещё не было взрослых лиц с таковым именем.

В первой четверти XVII в. (и, быть может, чуть ранее) мордва массово переселялась из Кадомского уезда в Алатырский уезд. А татары Кадомского и Темниковского уездов в это же время мигрировали в Пьянской стан Алатырского уезда. Миграции отобразились во множестве сходных имён и отчеств.

Лица, похожим образом именовавшие детей редкими именами, хотя бы что-то знали одни о других.

Какие личные, семейные, родственные связи возникали между служилыми татарами (частью мусульманами, частью нет) и языческой мордвой? На основе рассмотренных материалов можно только предполагать. Но очевидно, что в мордовских сёлах имя приобрело новое лексическое значение. В татарских семьях имя Чекаш, Чекашко, быть может, воспринималось как происходящее от слова «чэкушке» (чека тележной оси). Чека - деталь ростом всегда меньше колеса - чем не имя-оберег от ханского гнева? В мордовских же семьях имя Чекушка стало ассоциироваться с мордовским словом «чекшке» (маленький горшочек). Таковое имя в мордовских семьях могло ассоциироваться и с другими значениями: «чинь куншка», «чикуншка» (полдень), «чекажа» (ткацкий станок). Впрочем, частные варианты «полдень» и «ткацкий стан» не отобразились в семейной легенде о происхождении фамилии.

*

Ну, а теперь вернёмся к Мортасу (Мордасу) и двум его сыновьям, проживавшим в 1623/26 г. в мордовской деревне Парадеева Верхалаторского стана Алаторского уезда.

Янчюра и Торкай в это время были женаты, и у каждого было минимум по сыну (Чотай и Шатко) возрастом от 15 лет (сыновья меньшего возраста в перепись не включены). Да ещё, возможно, были сыновьями этого Янчюры взрослые Чинбулат и Полдаска Янчурины в деревне Тетингеева (Каласева тож).

По всей видимости, другими сыновьями Мортаса были взрослые Болтай (Бортай, Болтайко) Мортасев (Мортасов), Семён Мортасов и Игнашко Мордаков в деревне Нижней, Валгуш Мартасов в деревне Пичевели, Лукштанко Мортазов в деревне Малая Чюкалы, и, быть может, Сыскай Атасев в деревне Оржадеева. В Кадомском уезде и Верхоценской волости оставались Полат Ардасев и сын Неверки Мурдасева, жена и кто-то ещё из детей Мартаса. Могли быть и дочери.

Как минимум, у Болтая и Семёна Мортасовых, Валгуша Мартасова, Неверки Мурдасева в 1622-26 гг. уже были взрослые сыновья.

Стало быть, младший из двух парадевских Мортасовичей родился не то что никак не позже 1595 г., а сколько-то ранее - и скорее даже не позже 1590 г. Старший из тех сыновей Мартаса, у кого в свою очередь уже были сыновья, родился, стало быть, ориентировочно, не позже начала 1580-х. С учётом всех предполагаемых детей Мартаса, свадьба его состоялась, скорее всего, где-то в конце 1560-х - начале 1570-х гг. /p.s.23.07.2024: с учётом потомков Тергана Полатова - немного ранее 1550 г./ А сам Мартас родился в середине XVI века, весьма приблизительно - около 1550 г. / p.s.23.07.2024: около 1530 г./ Плюс-минус десятилетие сколько-то лет.

Ну что ж, пора уделить внимание событиям, происходившим в Кадомском уезде.

Продолжение следует…

Источники:

1. Беляков А.В. Писцовая книга мордовских сел Кадомского уезда 138-го (1629/30) года. // Средневековые тюрко-татарские государства. Выпуск 5. Казань: Институт истории им. Ш. Марждани АН РТ. 2013. Стр.154 - 210.

2. Видяйкин С.В. Народ и власть: налоги и повинности дворцовых крестьян Алатырского уезда в XVII - начале XVIII в. Саранск, НИИ гуманитарных наук, 2011.

3. Книга переписная князя Ивана Путятина 179 году. / сост. В.Д. Кочетков, С.В. Видяйкин, О.И. Марискин, В.А. Нестеров. Чебоксары, 2021. (перепись 1671 г.).

4. Мордовский фронтир в зеркале приказной статистики (первая четверть XVII века). / гл. ред. Юрченко В.А. Саранск, НИИ гуманитарных наук, 2017.

5. Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. Нижний Новгород, Изд-во Нижегор. ун-та, 2001.

6. Парадеев Е. Писцовая книга В. Киреева и Г. Молчанова 1677 - 1678 гг. и другие сведения об Арзамасском уезде 16-17 вв. Санкт-Петербург, 2019. www.PARADEEV.com

7. Переписная книга мордовских селений Алатырского уезда 1671 года. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1979.

8. Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 годов. / Сост. Степанов Р.Н. Изд-во Казанского университета, 1978.

9. Шацкий уезд XVII века. Государевы служилые люди. / Сост. И.П. Алябьев. Ульяновск, 2014.

10. Писцовые книги Федора Чеботова 1622 г. / Дополнения / (Часть 1) Ф. 1209, оп.4, ед.хр. 6034. (Верхоценская волость).

11. Пичугин С.А. Писцовые книги Касимовского уезда 1627 г. (Выпись). 2021.

12. Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г. / Сост. М.М. Акчурин, А.В. Беляков. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015.

13. Русско-мокшанско-эрзянский словарь. / Составители: В. И. Щанкина, А. М. Кочеваткин, С. А. Мишина. Саранск 2011.

14. Ввозная грамота Девлеткилдею-мурзе Биглову на жеребий с. Токмаково в Замокшенском ст. Кадомского у. 1595 г. апреля 7. / РГАДА. Ф. 453. Оп. 4. № 169. Л. 403 об., 404. Список ок. 1785 г.

9.карты-эксклюзив, 8.Чекушкины, 7.13.Мордовия

Previous post Next post
Up