Мордва многие столетия тесно и неразрывно переплетена с русскими - в истории, культуре, да и вообще во всём. При этом являет своеобразие, да ещё и разнообразное. Составляющие мордву эрзяне и мокшане - целостный этнос, но в то же время с ярко выраженными различиями: в лексике, праздничных костюмах, народных промыслах, деталях сельского быта. И те, и другие включают субэтносы и говоры, особенности элементов народной культуры
Своеобразие и разнообразие мордовской культуры, как и связь её с русской культурой находят отображение в экспозициях краеведческих музеев.
Юный мокшанин заходит к себе в избу:
Мокшанская изба отличается от эрзянской расположением печки относительно входа:
Крестьянка мокшанка в повседневной одежде перед люлькой:
А вот - интерьер эрзянской избы:
.
И, между прочим, посетив современную эрзянскую деревню, могу сказать, что планировка помещения, в котором стоит печка, и по сей день сохраняется в общих чертах такая же.
Разумеется, в каждом крестьянском дворе размещались жизненно необходимые предметы быта. Например, телега:
Косы, грабли:
Сани, конская сбруя, плуг:
Борона и опять же сани, но в другом варианте исполнения:
Ткацкий станок:
В больших мордовских семьях в одной избе стоял не один, а несколько ткацких станов. За изготовлением одежды для семьи женщины проводили большую часть времени - проводили все работы от выращивания прядильных культур до шитья.
Инвентарь, применявшийся для изготовления растительных и шерстяных нитей (ММНК):
Аббревиатурой ММНК в этом посте обозначаю экспонаты музея мордовской народной культуры. Экспонаты собственно мордовского краеведческого музея им. И.Д. Воронина привожу без аббревиатуры.
Также как и у мордовских, у русских крестьян в Мордовии имелся во дворах необходимый инвентарь - вот, например, столярный верстак:
Многие предметы крестьянского быта у мордвы и русских в Мордовии были похожи, да тем более, что и семьи нередко были смешанными.
Ступа шовар (човар) и пест петьколь (пехтель), а также ручные жернова:
.
Солонка и маслобойка (ММНК):
Ручная маслобойка и долблёная орнаментированная кадка (парь) для одежды:
Тоже липовый сундук - парь, он орнаментирован и предназначен для одежды (ММНК):
Кадка для квашни, она без орнамента (ММНК):
В крестьянском хозяйстве Мордовии - в эрзянском ли, мокшанском или русском - в старину не обойтись было без работ по дереву. Сообразно этому обстоятельству в экспозиции Мордовского краеведческого музея представлены разнообразные плотницкие, столярные, бондарные инструменты. Будучи образцами первой половины XX века, они имеют уже довольно-таки унифицированный облик в масштабах страны. И не удивительно, что некоторые весьма похожие я видел в детстве в 1980-х гг. в Орловском районе не как музейные экспонаты, а как рабочий инструмент. Такие как, например, эта пила и эти рубанки:
.
Крестьяне по мере возможностей старались украсить фасады своих домов. Орнамент мог быть пропильным или долблёным. Долблёная резьба была более трудоёмкой и ценилась дороже. Окно с округлым верхом и с украшенными долблёной резьбой ставнями (из Чамзинского района Мордовии, 1913/14 г.):
Стало быть, всё-таки не в одном только Саранске есть деревянные жилые дома с закруглённым верхом, а и в некоторых селениях Мордовии тоже.
Тарелка шаване 2-й пол. XIX в.:
Посуда крестьян соседнего с Саранским и Ардатовским Симбирского уезда - кубок, ложки (экспонаты Ульяновского краеведческого музея):
Вплоть до XX века в деревнях Мордовии крестьяне сами изготовляли себе керамическую посуду:
Эрзянская миска конца XIX века - как есть «хэнд-мэйд» без всяких современных коммерческих двусмысленностей:
Ручной гончарный круг для работы в технике налепа (к. XIX в.), но в данном случае из русского села Шишкеево Саранского уезда:
Большое развитие получил в Мордовии валяльный промысел, изготовление валенок:
Одним из важнейших промыслов у мордвы издревле было бортничество:
Глиняный дымарь конца XIX века (из Большеболдинского района Нижегородской области):
Важным промыслом в старину было и плетение. Крестьяне плели рыболовные снасти, корзины, туеса и, конечно, лапти. Мальчиков начинали учить плести лапти с 7-летнего возраста. Это, получается, было столь же необходимое умение, как сейчас умение грамотно писать.
Лапти из лыка, корзина из соломы:
По мере целесообразности крестьяне плели изделия из соломы, лыка, прутьев, коры. Изделия из коры:
Была у мордовских крестьян и обувь из кожи, но только женская, редко, и только в качестве праздничной. Кожаная обувь у мордвы была лишь праздничной, потому как обходилась недёшево.
Женская эрзянская обувь котат:
Женские мокшанские сапоги кемть:
И тот, и другой экспонат имеют каблуки, подбитые металлическими подковами. Примерно такие же подковы применялись в регионе ещё в XVII веке. Подковка сапожная из Саранска или Саранского уезда:
Получается, кустарно производившие обувь мастера Мордовии лучше понимали, где следует усилить прочность подошвы, чем - повсеместно - современные промышленных масштабов производители. Время от времени меня берёт недоумение: почему же современные производители то и дело делают подошву на пятке полой? Ведь именно там она быстрее всего и протирается. Тогда как если бы не дыра на пятке подошвы (или не отрыв подошвы от верха обуви), то обувка могла бы прослужить ещё очень-очень долго…
Мужской эрзянский костюм к. XIX века из Саранского уезда:
Чапан - верхняя одежда крестьян, к. XIX - нач. XX вв.:
В обычные дни мордовские крестьяне одевались простенько. Вот как та мокшанка, сидящая в избе перед люлькой (на 3-м по счёту кадре).
Но для праздников женские одеяния у мордвы совершенно замечательны, сложны, нарядны. Как отмечено в тексте информационного стенда Музея мордовской народной культуры, особенности праздничного женского наряда подчёркивали достоинства его обладательницы - здоровье, силу, выносливость.
Мордовка-эрзянка (скульптор М.И. Нефёдов) в очень характерном для наряда замужних эрзянок головном уборе панго:
Костюм эрзянки из Чистопольского уезда Казанской губернии (к. XIX в.):
Эрзянский костюм 1940-х гг. из Большеберезниковского района (ММНК):
Эрзянский костюм из села Качелай (Кочкуровский район Мордовии), 1920-е гг.:
Костюм невесты второй половины XIX в. тюрюханской мордвы (эрзянский субэтнос, исчезнувший в начале XX века в процессе ассимиляции в русской среде), из Нижегородского уезда:
А рядом - братина шокшинской мордвы из села Дудниково Тёмниковского уезда, вторая половина XIX века.
Кстати, вот похожий экспонат Ульяновского краеведческого музея, обозначенный как ковш крестьян Симбирского уезда - наверное, тоже как-то связан с мордвой:
Женский костюм мордвы-шокши (пространственно обособленный эрзянский субэтнос) из Тёмниковского уезда Тамбовской губернии, начало XX в. (северо-запад Мордовии):
Мордовка-мокшанка (скульптор М.И. Нефёдов):
Мокшанский костюм из Спасского уезда Тамбовской губернии, село Пичемогра (Торбеевский район Мордовии), 1920-е гг.:
Мокшанский костюм из Тёмниковского уезда Тамбовской губернии, вторая половина XIX века:
Мокшанские костюмы середины XX века из Старошайговского и из Зубово-Полянского районов (ММНК):
Мокшанские наряды начала XX в.:
Мокшанский костюм из Краснослободского уезда Пензенской губернии, к.XIX века (запад Мордовии):
Мокшанский костюм из Чембарского уезда Пензенской губернии, нач.XX века:
Не только мордовские, но и праздничные костюмы русских крестьян в пространстве Мордовии очень красочны и нарядны…
В основном, население современной Мордовии представлено эрзянами и мокшанами (в сумме почти 40% населения) и русскими (более половины населения). Более 5% составляют татары, так понимаю, преимущественно кадомского и тёмниковского происхождения). На все-все остальные этнические группы приходится суммарно 1,7%. В их числе есть армяне, азербайджанцы, евреи, узбеки, украинцы. Отображены в Мордовском краеведческом музее праздничные одежды марийцев, верхневолжских карелов, удмуртов, хантов. В этом перечислении уделю внимание только облику традиционного украинского праздничного костюма. Выполнен то он в цветах российского флага! :
Продолжение следует…