Мордовия. ч.11: праздники и художественные промыслы.

Feb 15, 2024 22:42

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Праздничные традиции народов в разные времена, конечно же, были связаны в т.ч. и с представлениями людей об окружающем мире.

В древности мордвины, разумеется, были язычниками. Поклонялись различным божествам - верховному богу неба Нешке-пазу, хозяйке вод Ведяве, хозяйке ветра Вармаве, хозяйке леса - Виряве, хозяйке пчёл - Мекшаве, хозяйке хмеля - Комоляве, хозяйке дома - Кудаве, хозяйке очага - Каштомаве и др. Мордовский «пантеон божеств» своеобразен. А мордовская мифология в сюжетном плане подчас не менее замечательна, чем древнегреческие мифы.

Древние мордвины не ставили идолов (нет тому каких-либо подтверждений). Но как всякие язычники старались задобрить то или иное божество. Нароваве (хозяйке поля), например, могли оставить при жатве одну неубранную полоску.

Моления происходили часто и по разным поводам (не только в связи с праздничными событиями). Общественные моления именовались как озксы, а в старинных русских писцовых источниках могут фигурировать как моляны. За подготовку к таким молянам отвечал «братцкий староста». Специально для молян варилось пуре (традиционное мордовское пиво). В других случаях озкс был связан с семейными полевыми работами.

Важным атрибутом мордовских праздников был одноручный или двуручный ковш - братина (экспонат Мордовского краеведческого музея):





Братина мордвы-шокши из села Дудниково Темниковского уезда, 2-я половина XIX века:



В озксах была задействована и родовая свеча - родонь штатол (МННК):



(аббревиатурой МННК обозначаю экспонаты музея мордовской народной культуры; а экспонаты собственно краеведческого музея им. И.Д. Воронина привожу без таковой аббревиатуры).

На молянах происходило жертвоприношение. Оно могло быть бескровным. И обычно в жертву задабриваемым божествам приносились продукты питания - хлеб, пироги, блины, яйца и др. Но случалось и такое, что могла пойти в жертву какая-нибудь сельскохозяйственная животинка, разводимая на мясо (или лошадь).

Со времени появления в мордовских деревнях первых христиан (свыше тысячи лет назад), у мордвы, по-видимому, не случалось человеческих жертвоприношений. Лишь только об одном случае человеческой сакральной жертвы, произошедшем в ещё более древние времена, упоминает эпос «Масторава». Впрочем, подобная жуть известна в истории едва ли не всех древних языческих племён. Христианство, конечно, сыграло огромную роль в пресечении сего отвратительного явления.

Христиане появились в мордовских деревнях очень давно. Но долгое время позиции христианства на периферии русской государственности не были сильны. И многие русские, по сообщениям современников, отпадали от соблюдения христианских традиций. Мусульманство, принятое в Золотой Орде при хане Узбеке, тоже весьма ограниченно проникало к татарам в местах расселения мордвы, и отнюдь не все кадомские и темниковские татары придерживались мусульманства. Во всяком случае, известны сообщения об участии в XVI - XVII веках в молянах и русских, и татар.

Картина Д.Д. Ануфриева «Моление о предках»:



В традициях мордвы издревле было принято уважительное отношение к ушедшим в мир иной предкам. К ним обращались не только за помощью. Но и с тем, чтобы позвать на значимые события - на поминки других родственников, на свадьбы. Традиция эта сохранялась и после принятия христианства.

Судя по книге Н.Ф. Мокшина, содержание мордовских молений было очень уважительным по отношению к представляемым высшим силам (и к предкам) и подчинено неким пожеланиям добра себе или другим людям - родственникам, односельчанам. В этом отношении языческая мордва, по-видимому, была близка к переходу в христианство.

Тем не менее, распространение христианства среди мордвы происходило довольно медленно. В первой половине XVIII века мордвины далеко не все, но в большинстве оставались ещё язычниками. И только в середине XVIII века произошло массовое обращение мордвы в православие. На смену языческим праздникам пришли христианские. Но некоторые дохристианские народные традиции остались и после принятия христианства. У древних русских это явление известно под названием «двоеверия», нечто подобное имело место и у мордвы.

Сочетание дохристианских и христианских традиций привело к некоторым оригинальным явлениям фольклора.

Вот, например, костюм персонажа «бабушка рождество» (МННК):



Не только у русских, но и мордвы были рождественские гулянья. Вот на них то и появлялись ряженые в масках, в т.ч. и «бабушка рождество».



Русские уже в XVIII веке составляли наибольшую этническую группу в Алатырском уезде. В северной части уезда мордвы оставалось мало, но в остальной его части было много и русских, и мордвы. Некоторые сёла и деревни были сплошь мордовскими по населению, некоторые - сплошь русскими, а некоторые были представлены и русскими, и мордвой. И смешанные браки были обычным явлением.

Русские в зимних одеяниях, примерно в это время отмечались сороки:



Между прочим, стоят крестьяне на фоне окна с округлым верхом - таки окна поныне обычны в городе Саранске.

Традиции русских крестьян были, конечно же, связаны с церковными праздниками. В вербное воскресенье приносили в дом веточки вербы. Пекли печенье в форме птичек - жаворонки.

Праздничная одежда русских крестьянок на просторах огромной страны, конечно же, имела повсюду свои местные традиционные особенности. В Мордовии она явно испытала на себе влияние традиций мордовского праздничного костюма. Хотя русский костюм и не превратился в традиционный эрзянский, но что-то похожее в нём есть:



И в узоре полотенец как будто есть что-то похожее на мордовские мотивы. На столе - деревянная формочка для пасхального кулича:



Русские крестьяне весной отмечали также и Красную горку. Стоят в праздничных одеждах, занимаясь скатыванием яиц:



Позже крестьяне отмечали Троицу. У русских этот христианский праздник переплетался с дохристианскими традициями праздника семик, означавшего переход от весны к лету. У мордвы Троица по времени приблизительно совпадала со старинным праздником проводов весны («тундонь ильтямо») и встречи лета («кизэнь вастома»). Для этого праздника в мордовских деревнях мастерили чучело коня. И, по всей видимости, именно с этим праздником сопряжён облик мокшанского девичьего весеннего костюма в Мордовском краеведческом музее:



Облик мордовской деревни на картине «В воскресный день»:



Оригинальным мордовским праздником был «пивань кудо», он же - «тейтерень пивань кудо» («девичий пивной дом»). Проводился он осенью по окончанию сельскохозяйственных работ. Главными его действующими лицами были девушки, достигшие совершеннолетия. Им предстояло варить пиво, печь блины для угощения гостей - односельчан старшего возраста, выполнять другие работы женского домоводства. Селяне старшего возраста заранее выбирали из их числа отоманок - наиболее статных и расторопных, на коих возлагались обязанности организаторов действия и ведущие роли в самом праздничном действии. Помимо прочего, им требовалось и умение управлять конём. Возложенные обязанности атаманкам выполнять требовалось около месяца. Это было непросто, но успешное выполнение, очевидно, вызывало к себе уважение в среде односельчан. Дни, когда гостей в «девичьем пивном доме» не было, девушки проводили в посиделках и рукоделии. Вообще же праздник этот был своего рода проверкой девушек на готовность к семейной жизни.

Пивной бочонок, шляпа и кнут атаманки (МННК):



Осенью же отмечали в деревнях и сёлах праздник Покрова. И снова не обходилось без ряженых персонажей. Персонаж «Покров баба» (МННК):



Свадьбы мордовские сопровождались соблюдением множеством традиций, в т.ч. и в одежде. Свадебная церемония, к. XIX в. - сваха, жених, невеста, подружка невесты:



Между прочим, аудиогид рассказывает: «Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, её родственники запирали ворота и требовали выкуп, высмеивая или величая приезжих» [ https://ar.culture.ru/detect/subject/kostyum-zhenskiy-svadebnyy-1?from=qr&id=5f265eb1a867fb192c48eabb ]. Вот, когда я в одном из запланированных далее постов буду анализировать историю происхождения фамилии Чекушкиных, то не стану воспроизводить эту цитату и ссылку за ограниченностью знаков в посте. Сейчас только отмечаю нюанс, как возможно имеющий некое дополнительное отношение к занимательной истории возникновения фамилии Чекушкиных.

Интересны сохранившиеся деревянные скульптуры из храмов Мордовии (приходы не указаны). Мария Магдалина, XVIII в.:



Иисус Христос в темнице:



***

Пространство в четырёхугольнике Иваново - Моршанск - Пенза - Киров богато на народные промыслы. Попадает в него и Мордовия. Чего там - сама хохлома появилась в соседней Нижегородской области! Топоним «Хохлома», очевидно, имеет марийское происхождение.

Экспонаты, расписанные хохломской росписью:



.



Вот смотрю на них и вспоминаю, что когда я был в младше-школьном возрасте, моя мама (художник по образованию) расписывала иногда хохломской росписью подобные кухонные предметы. И получалось также замечательно. И тогда всё это казалось вообще само собой разумеющимся.

Полхов-Майданская роспись (село Полхов Майдан тоже расположено в Нижегородской области, но на юго-западе её, близко к Мордовии):



.



Палех расположен в Ивановской области между Иваново и Нижним Новгородом. Палехская миниатюра с изображением эрзянских нарядов (автор А.О. Почанин):



.



.



Современная роспись матрёшек из Теньгушевского района на северо-западе Мордовии, село Дудниково:



Тавлинская народная игрушка:



.



Село Подлесная Тавла - юго-восточнее Саранска.

Рузаевская и шишкеевская народные игрушки:



Рузаевка - город на юге Мордовии, село Шишкеево - в Рузаевском районе.

Дымковская русская народная игрушка:



Дымково - ныне часть города Киров.

Абашевская русская народная игрушка (Абашево - в Пензенской области между Саранском, Пензой и Моршанском):



***

Можно было бы подумать, что сложная вышивка осталась в прошлом. Но нет, народное художественное творчество не исчезло со временем. Оно продолжается и поныне, приобретая новые формы выражения. В Саранске действует клуб «Рукодельница» и мастерская Веры Ковалёвой. В музее мордовской народной культуры на момент посещения располагалась выставка замечательных работ Любови Шапошниковой. Работы - вышивка нитками мулине, но смотрятся как живопись. Мне очень даже понравились некоторые увиденные картины.

Однако же, не стану далее углубляться в тему художественных промыслов и народных костюмов.

Продолжение следует…

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

Источники:

Данилко Е.С. Народы России. М., РОСМЭН, 2015.

Юрченков В., Нестерова С. Сказки мордвы. Саранск, Издатель Константин Шапкарин, 2022.

Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г. / Сост. М.М. Акчурин, А.В. Беляков. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2015.

Информационные стенды музея мордовской народной культуры.

Прокина А. Мордовский костюм. Саранск, Издатель Константин Шапкарин, 2013.

Мокшин Н.Ф. Мифы и легенды мордвы. Саранск, Издатель Константин Шапкарин, 2023.

Видяйкин С.В. Народ и власть: налоги и повинности дворцовых крестьян Алатырского уезда в XVII - начале XVIII в. Саранск, НИИ гуманитарных наук, 2011.

7.13.Мордовия

Previous post Next post
Up