Алтай. ч.27: Балыктуюль и Пазырыкские курганы. (вело)

Mar 12, 2020 22:25


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

15.07.2019.

Местность вдоль реки Улаган - своего рода горная степь или лесостепь, но в отличие от Чуйской и Курайской - весьма всхолмленная. Зимы на Улаганском плато тоже очень суровые. Не намного теплее, чем в Чуйской степи. Абсолютный минимум -58 градусов по Цельсию.

Дорога идёт то вверх, то вниз, а результирующий набор высоты очень небольшой:



Суслики стоят прямо на краю дороги.


Первый из них метнулся в сторону почти что из под колёс. Я там с небольшой горки съезжал, так видел его, убегающего метрах в двух.

Два других суслика ушли с дороги метрах в 30-ти. Один из них расположился на камне. Но когда я подъехал и остановился напротив, то юркнул куда-то.

А этот суслик замер:



Неподвижно притаившиеся суслики выглядят забавно. Но для них такое поведение - суровая необходимость. Пернатого хищника, кружащего невысоко над ландшафтом, я видел буквально на выезде из Улагана.

Озеро Диангол:



Далее поверхность дороги стала просто ужасной - мало того, что гравийная, так ещё и рифлёная как стиральная доска:



.



Не разгонишься ни в гору, ни под гору.

На карте обозначено: «древние могилы». Но даже не заглядывая в карту я так и понял, что передо мной нечто, очень похожее на курганные погребения:



Пастораль у моста через реку Большой Улаганчик:



Дорога перешла с левого берега реки на правый. Затем русло Большого Улаганчика остаётся в стороне справа, а Улаганский тракт берёт левее - в долину его притока Балыктуюля:



Вот теперь дорога снова набирает высоту. От Большого Улаганчика до села Балыктуюль тракт поднимается метров на полтораста. Никакого перевала на картах не значится, но амплитуда высот сопоставима, например, с Курайским перевалом.

Ближе к Балыктуюлю - подъёмы довольно крутые:



Усталость за дневной переход сказывается. Иногда я спешиваюсь. Это ещё 1-1,5 км пешком к 2,5 км, имевшим место при подъёме на Улаганский перевал.

Большой Улаганчик - где-то там внизу, а подъём продолжается:



Выглядит забавно, но штука нужная:



Въезд в Балыктуюль:



Взгляд назад - не перевал, но всё же:



Едва начинается Балыктуюль, как гравийка сменяется асфальтом:



Впрочем, асфальт - особенность только центральной улицы Балыктуюля. В центре же Балыктуюля мне придётся свернуть с асфальта на гравийку автодороги «Балыктуюль - Балыкча»:



Ну, а пока располагаюсь как раз возле этого поворота в летнем домике на ночёвку. Дело то уже к вечеру. Гостевой дом «Аил» - так отмечено у меня в распечатке, а больше в посёлке турбаз и не значится.

Километраж за третий ходовой день - 69 км, что с учётом Улаганского перевала совсем неплохо.

Цены в Балыктуюле на проживание невысокие. Размещение в летнем домике обошлось дешевле, чем место под палатку в Акташе.

Велосипед в Балыктуюле на ночь завожу с улицы. Здесь это не лишне.

Разумеется, ситуация в Улаганском районе спокойнее, чем была 10-15 лет назад. Но любители бухнуть имеются, и с этим приходится считаться. Сиё обстоятельство упоминаю на всякий случай в качестве предостережения от излишней беспечности. Однако, если сравнивать с 90-ми или нулевыми, то не могу сказать, что местная атмосфера здесь и сейчас напряжённее, чем тогдашняя в центре моего города, каковой я её помню.

Можно выспаться. Тем паче, что в предыдущую ночь по причине ливня это не очень то получилось.

16.07.2019.

Просыпаюсь. Собираюсь.

Пёсик, не вполне типичного для Улаганского района облика:



Аил и летний домик:



Выехал в 9-08 по местному времени.

Улаганский тракт проходит через Балыктуюль в сторону деревни Паспарта. Я же сворачиваю на дорогу «Балыктуюль - Балыкча». Асфальта на ней вовсе нет. В окрестностях Балыктуюля поверхность дороги аналогична неасфальтированным участкам Улаганского тракта.

Речка Балыктуюль - вид вниз по течению:



И вверх по течению:



Пёсики, характерного для Улаганского района облика, выглядят так:



Сразу на выезде из Балыктуюля начинается крутой подъём. На топографической карте отмечен даже значок перевала, но прилагающаяся отметка - 1455 м - указывает, будто амплитуда высот совсем небольшая. Река Балыктуюль в селе имеет отметку чуть ниже 1400 м. И если верить карте, высота перевала всего лишь 60-70 м.

Но что-то он очень крутой. После Улаганского я эти 60-70 м и за перевал то не считаю. Въезд на подъём мне не принципиален. Примерно половину пути на него прохожу пешком и только половину заезжаю. Что-то этот подъём для указанных 60-70 м и своей крутизны ещё и довольно длинный. По ходу движения не могу понять: мне крутизна и протяжённость только кажутся, или что-то не так?

А дело в том, что значок перевала проставлен на карте не на самой высокой его точке. Перевал показан немного восточнее, чем он есть на самом деле - за реальным перевалом. Если очень внимательно присмотреться к карте, можно по горизонталям разобрать, что наиболее высокая точка на перегибе дороги находится у отметки 1490-1500 м. А это значит, что на самом то деле амплитуда высот при подъёме на перевал составляет более 100 м. Немного больше, чем на Курайском перевале при движении со стороны Курая.

Вид с перевала в сторону Балыктуюля:



На карте название перевала не подписано. Рядом отмечен «лог Сарговый». Возможно, и перевал также называется?

А сам перевал вот он:



От перевала дорога идёт на спуск в направлении долины Большого Улагана:



Дальний план в правых 2/3 кадра, пожалуй, напоминает собой горный Крым где-нибудь в окрестностях Комбопло.

Дорога проходит рядом с одной из наиболее известных достопримечательностей Улаганского района - рядом с Пазырыкскими курганами:



Изгибы линий забора и рельефа - отнюдь не результат проекционных искажений на фото, рельеф и в самом деле такой.

Современный облик курганов несёт на себе след археологических раскопок. В прежние века курганы были выше, и углублений по своему центру не имели. Раскопки Пазарыкских курганов проводились, начиная с 1929 года. В научном мире результаты археологических раскопок стали настоящей сенсацией. Они стали своего рода «окном» в прошлое, позволившим взглянуть в жизнь бесписьменной евразийской степи и лесостепи V-IV вв. до н.э. (да и более поздних времён тоже).

Всем хорошо известна древнегреческая культура как своего рода колыбель европейской цивилизации. Благодаря чему? Благодаря дошедшей до нас древнегреческой письменности, благодаря архитектурным шедеврам, благодаря раскопкам Трои и Кносса.

На этом фоне культурное наследие древних народов умеренных широт выглядит скудным. И оттого их жизнь может кому-нибудь показаться примитивной. Однако же, артефакты Пазырыкских курганов опровергают сложившиеся стереотипы.

Особенность Пазырыкских курганов в том, что созданы они были в ландшафте с мощным слоем вечной мерзлоты. Сложенные из валунов конуса - только видимая часть курганов. А под ними в мерзлотном грунте были созданы большие погребальные камеры (7,2х7,2х4 м в Первом кургане) с двойными бревенчатыми срубами, в коих были захоронены знатные лица. И, как бывало в прежние тысячелетия, в те же «комнаты» были помещены предметы быта.

Вечная мерзлота хорошо сохранила изделия из дерева, кожи, меха, войлока, тканей (в т.ч. китайский шёлк и персидские ковры). И оказалось, что культурная жизнь евразийской степи и лесостепи была гораздо насыщеннее, чем то принято было считать. В Пазырыкских курганах была обнаружена не только посуда, но и музыкальные инструменты, различные украшения, оружие, конская амуниция, металлические зеркала, одежда, мебель. Причём, находки оказались подчас выполнены на очень высоком для своего времени художественном уровне. Многие - в характерном «скифском зверином» стиле. Все они ныне хранятся и экспонируются в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Копии можно увидеть в краеведческом музее в Улагане.

Фигурка оленя из Пазырыкских курганов (изображена на информационном стенде):



В курганах были обнаружены также скелеты и туши коней. В вечной мерзлоте сохранились и татуировки на забальзамированных телах знатных лиц.

Погребально-мемориальный комплексе «Пазырык» включает около 40 древних сооружений, в т.ч. несколько курганов. Больших курганов пять. Нумерованы они не по расположению и не по времени создания, но по порядку изучения археологами.

Впрочем, Первый курган одновременно оказался и наиболее древним, и самым большим:



Создан он был в последней четверти V века до н.э. Это примерно тогда, когда древние греки завершали возведение архитектурного ансамбля на Акрополе. В долине Большого Улагана обитали в то время скифо-сарматские племена. Вообще-то это были племена ираноязычные, относящиеся к индоевропейской языковой семье. Но что интересно: уже установлено, что не только население Поволжья, но и современные алтайцы являются их прямыми потомками. Ареал же распространения скифо-сарматских народов простирался от Алтайских гор до Курских степей и северного Причерноморья.

Диаметр Первого кургана составлял 47 м, высота 2,2 м. Видимо, наибольшие размеры стали причиной того, что изучен он был археологами в первую очередь. При раскопках было отмечено, что курган (как и все остальные) уже был ограблен в древности. Однако, налёты грабителей всё-таки оставили для исследователей множество бесценных находок.

Второй Пазырыкский курган был сооружён в одно время с Первым:



Можно отметить, что лицо мужчины из Второго кургана имело монголоидные черты, а лицо женщины - европеоидные.

Четвёртый Пазырыкский курган был насыпан после Первого и Второго, но раньше Третьего:



Пятый большой Пазырыкский курган расположен несколько особняком:



Колесница из Пятого Пазырыкского кургана (фото на информационном стенде):



Моя довольная физия:



Вы даже не представляете, какое удовольствие я испытываю, путешествуя по Алтаю!

Дорога ведёт в сторону верхнего течения Большого Улагана:



.


.


Долина Большого Улагана:



Дорога только спустится к речке (а затем повернёт левее):



Я всё ещё нахожусь на Улаганском плато. Пейзажи иногда напоминают крымские. Вот, например, правая половина кадра напоминает крымскую яйлу:



Сусличьи норы прямо возле дороги:



Эпизоотии чумы в Улаганском районе нет, но охота на сусликов всё-равно запрещена по всей территории Алтая.

Суслик замер так, что на нескольких кадрах выглядит совершенно одинаково:



А вот за спуском, похоже, находится точка дороги, наиболее низкая в рельефе и наиболее близкая к речке Большому Улагану:



Оригинальный облик ландшафта:



.



.



Вскоре дорога покидает открытое пространство и входит в лес:



Мобильная связь была в Балыктуюле. До которого места - не знаю. Но далее её нет.

Между Балыктуюлем и верхним течением Большого Улагана дорога шла то в гору, то под гору. Теперь же, от Большого Улагана дорога длительно идёт преимущественно на подъём в сторону Кату-Ярыка. В сущности, это - подъём к перевалу. Амплитуда высот подъёма на дороге от долины Большого Улаганчика в сторону Кату-Ярыка - немного менее 300 м.

Конечно, и амплитуда много меньше, и крутизна меньше, и абсолютные отметки ниже, чем при подъёме на Улаганский перевал.

На «Лебёдке» один из автомобилистов говорил мне: «На Улаганский как-нибудь пешком зайдёшь, а уж потом на Кату-Ярык легко заскочишь!»

Может, для автомобилиста после Улаганского перевала Кату-Ярык - это и легко. Может, и для велосипедиста Кату-Ярык по сравнению с Улаганским перевалом - легко. Но Кату-Ярык после Улаганского - это ну совсем нисколько не легче. Всё-таки, как-никак, но за три дня этот - уже четвёртый перевал на моём маршруте (без учёта полуторасотметрового подъёма перед Балыктуюлем и без учёта не считанных мелких подъёмов).

Да и поверхность дороги от Балыктуюля до верхней точки перевала нередко - опять же как стиральная доска. Я не ставлю целью непременно от и до заехать на перевал. На наиболее крутых участках подъёмов спешиваюсь. Сколько в общей сложности прошёл пешком между Балыктуюлем и верхней точкой дороги, не знаю. Но больше, чем в предыдущий день. Полагаю, что-то около 5 км.

Иногда подъём к перевалу сменяется спусками, но очень небольшими.

Дорога идёт через лес на протяжении примерно 20 км. Если смотреть на карту, он может показаться сплошным и непроглядным. На самом же деле огромный лес является сочетанием участков древостоя и открытых полян:



В тот момент, когда делаю кадр, я ещё не в курсе, что где-то как раз вот на этом участке дороги мне предстоит пробить переднее колесо.

Заметив, что колесо спущено, останавливаюсь:



Пытаюсь накачать, чтобы доехать хотя бы до Кату-Ярыка, а там уж разобраться, что к чему. Но эффекта от попытки накачать колесо нет никакого: нисколько не накачивается. Придётся повозиться с ремонтом прямо здесь. Ладно. Определяю один из фальшфаеров и пузырёк с нашатырём к себе поближе, достаю инструменты, запасную камеру и присаживаюсь на корточки перед велосипедом. Снимаю переднее колесо, достаю пробитую камеру.

Найти дыру труда не составило, т. к. немаленькая. Таких заклеивать не случалось. Визуально похожа на порез. Должно быть, пробил покрышку и камеру ребром одного из острых камешков гравийки. Не даром покрышки моего велосипеда удостоились на «Лебёдке» скептического взгляда. Да, перед путешествием я заменил только покрышку на заднем колесе, а на переднем - изрядно изношенную - оставил. Посчитал, что раз на переднее колесо нагрузка меньше, хватит и этого. Хватило бы. Но не на Алтае.

А вот которое повреждение покрышки привело к повреждению камеры, теперь сказать трудно. Может, это:



А может одно из этих:




(оба кадра сделаны на ж/д вокзале по завершению веломаршрута).

Запасная камера оказалась чуть большего размера, чем требовалось. То ли маркировка не соответствовала изделию, а то ли непосредственно накануне путешествия я взял в магазине - из того что было в наличии - камеру, чуть большую, чем 28”. Ну, больше - не меньше, вместил на место пробитой. Установил колесо. Стал накачивать. Почти накачал уже. И в этот момент раздался «бух!», и колесо в момент спустило! Упс...



Снова снимаю колесо и вытаскиваю камеру. В ней - дыра в мизинец диаметром. Лопнула!

Ну, что же. До ближайшего населённого пункта - Балыктуюля - около 13 км обратно через перевальчик, но веломагазина там нет. До ближайшего райцентра - Улагана - около 30 км. До Чуйского тракта, где ходят автобусы - 84 км через Улаганский перевал. И прямо по маршруту до ближайшего веломагазина добираться не проще и не ближе:



В самую отдалённую от цивилизации точку своего веломаршрута я забрался. Осталось только выбраться отсюда, и желательно - своим ходом.



Продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

7.04и22.Алтай, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up