Алтай. ч.26: Улаганский перевал и Улаганское плато (вело).

Mar 05, 2020 21:09


страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

15.07.2002

Третий ходовой день продолжается.

Миновав озеро Чейбеккёль, я поднялся уже примерно на 400 метров над уровнем выезда из Акташа. На первую треть пути к Улаганскому перевалу пришлось почти два трети перепада высот (и более половины суммарного набора высоты). Однако, большая часть пути ещё впереди, и подъём на Улаганский перевал ещё припас для меня небольшие нежданчики.

Вид в обратную сторону:





Где-то там позади - Акташ. Слева в той стороне - край Курайского хребта, а в центре кадра - Айгулакский хребет со снежниками на вершинах.

Заметно озеро Чейбеккёль. Возле Чейбеккёля дорога уже вышла из глубокого узкого лесного ущелья. И далее по пути к перевалу хвойные леса сочетаются с безлесными пространствами.

Дорога продолжает подниматься в горы вдоль Чибитки, местами опять же по ущелью, хотя и не столь глубокому, как прежде:



Стендом обозначен поворот к турбазе «Кёк-Кёль» (т. е. «Голубое озеро», до него около 4 км). Но, разумеется, я еду по Улаганскому тракту далее. Вообще, турбаз, кемпингов и гостиниц на Улаганском тракте гораздо меньше, чем на Чуйском, и расположены они реже. Между Акташем и Улаганом турбазы есть только на участке с 16-го по 27-й км тракта, здесь их не менее 6-ти. Первые две находятся не на самом тракте, а в 1,5 - 4 км от него.

Вообще, я не планирую ночевать вне кемпингов и турбаз. Но если по каким-либо причинам не смогу до темноты добраться до очередной турбазы, то, конечно, лучше заночевать в палатке, чем просто так. Так что палатку в любом случае лучше при себе иметь. Но это - так, простые рассуждения с очевидными выводами.

Чибитка и Улаганский тракт, вид в обратную сторону:



Местами - не самыми крутыми - на Улаганском тракте встречаются участки с асфальтовым покрытием:



Комары за всё время путешествия по Горному Алтаю нисколько мне не докучают. А вот конкретно здесь появились настырные мухи. Время от времени они будут меня преследовать вблизи перевала и затем на периферии Улаганского плато. И время от времени будут даже попадать в кадр.

Неприхотливое растение возле дороги:



А где дорога покруче - там только гравийка:



После очередного участка крутого подъёма обнаружился небольшой люфт каретки. И у поворота на рыболовную базу «Форель» - а это ориентировочно 20-й км Улаганского тракта - мне пришлось остановиться, чтобы подрегулировать её:



Невелика проблема. Подрегулировал и поехал далее. Но это я ещё не знал, что вот этой регулировкой окончательно исчерпан ресурс изношенной каретки. Не знал, что в следующий раз регулировка каретки уже ничего не даст. А не то не чувствовал бы себя так спокойно. Ведь мало того, что запасной каретки нет, так ещё и снятие приржавевшей левой педали стало бы большой проблемой.

Забегая вперёд, могу сказать, что ресурса каретки хватило ровно-ровно на то, чтобы осуществить путешествие по Алтаю на исправном велосипеде. А педаль потом ни съёмником, ни ломом, но только болгаркой смог с оси снять. Аккуратно снимал. Однако, и ось оказалась изношенной, и её тоже пришлось заменить.

Но пока я ещё только продолжаю движение к Улаганскому перевалу. В карту смотрю не часто.

А дорога впереди идёт совсем небольшими горочками, и затем видно, что уходит на спуск (справа видны две турбазы):



И я подумал, что вот это и есть перевал.

Турбаза на фоне трёхтысячников Курайского хребта:



Добравшись до 22-го км, я вообразил себя уже на вершине Улаганского перевала, стал много фотографировать, и со штатива в т.ч. И свой велосипед:



И себя:



И пейзажи:



Ну, а как не сделать селфи на вершине перевала?

Водитель, немного похожий на Луи де Фюнеса, как и я ночевавший на «Лебёдке», проезжая мимо, с юмором произнёс из окна: «ты едь дальше, а не фотографируй!» И затем - в тот момент, когда я уже собрался продолжить движение - до меня вдруг дошло, что до верха перевала ещё несколько километров. Да, здесь я достиг отметки 2000 м над уровнем моря, но перевал повыше.

Раритетный автопарк на турбазе у озера Узункёль:



.



Напротив озера Узункёль дорога и в самом деле идёт на спуск, но спуск этот очень небольшой. Вот, собственно, и начались нежданчики: спуски-подъёмы, слабо читаемые на карте.

После спуска дорога идёт вдоль озера:



А затем подъём возобновляется. Наверху его я на всякий случай делаю селфи и снова задаюсь вопросом: а вот это перевал или ещё нет? :



Ещё нет. И после следующего спуска дорога снова ползёт на подъём:



Наверху подъёма расположена ещё одна турбаза. Здесь я, будучи в уверенности, что добрался до перевала, остановился немного отдохнуть:



Принял было за орхидеи:




Есть в траве и брусничные листья и стебельки шикши, но всё - без ягод.

Но и это ещё не перевал. После короткого, но крутого спуска снова начинается и такой же подъём.

Вид на озеро и трёхтысячники Курайского хребта:



Верх этого подъёма тоже ещё не является верхней точкой перевала. Поблизости расположено летнее кафе, стилизованное под алтайские аилы:



До верхней точки перевала теперь уже рукой подать.

И непосредственно перед перевалом я остановился пообедать в кафе. Заказал шурпу и чеген. Чеген - это кисломолочный продукт вроде кефира, но очень кислый. Подаётся в пиале.

Пока я заказывал обед, возле кафе появился голландец, уже знакомый мне по участку пути от Курайского перевала до Гейзерного озера. На Улаганском перевале Уолтер оказался без велосипеда и в компании русских сопровождающих. Оказалось, он на две ночи остановился в Акташе. В этот день они устроили ему экскурсию куда-то по Улаганскому тракту. А на следующий день он намеревается продолжить движение из Акташа по Чуйскому тракту в направлении Горно-Алтайска. Соответственно, с ним мы более на маршруте не пересечёмся.

Пока мы разговаривали, на плечо к нему прилетел жук-усач. Рассмотрю его поближе:



Затем я получил в кафе заказанную еду. Расположился за столиком с восхитительным видом на горы и озеро и пообедал.

Наконец, добрался до Улаганского перевала. Это самое высокое место, где я когда-либо оказывался с велосипедом (2080 м):



.



Здесь есть сотовая связь. И отъехав метров 50-100 с высшей точки перевала, я подумал, а почему бы не позвонить в Орёл?

Пока разговаривал по телефону, метрах в 30-50 передо мной дорогу перебежал какой-то хищный зверь бурого окраса. Нет, не медведь. Куница, колонок или соболь - точнее не разглядел.

Если подъём на перевал большей частью расположен рядом с руслом речки Чибитки, то весь спуск проходит вдоль речки Сарыачик. Врочем, самой этой речки не видно. Дорога с перевала около тридцати километров идёт крутым спуском, лишь иногда встречаются локальные подъёмы.

Неоднократно в кадр попадают назойливые мухи:



С перевала, понятное дело, съехал быстро. Но не слишком, т. к. есть крутые повороты, крутые уклоны... :



...а асфальт, бывает, неожиданно сменяется гравийкой, и сцепление протекторов с дорогой становится совсем другое. Да и вообще незачем на этой дороге разгоняться.

Речка Сарыачик редко видна с дороги:



Час с небольшим приятного спуска... :



...на котором, однако, нельзя забывать о том, что это - горная дорога:



С крутыми участками (вид в обратную сторону):



С перегибами профиля и с эффектными пейзажными сюрпризами:



.



Река Кубадра:



.



После реки Кубадра спуск становится гораздо положе, и появляется хороший асфальт:



Улаганский тракт вышел на Улаганское плато:



На карте 1980-х гг. районный центр Усть-Улаган показан только по правому берегу Башкауса. Однако, с тех пор посёлок вышел и на левый берег и на левобережье сильно вырос вдоль Улаганского тракта. Не последнюю роль в развитии Улагана играет туризм.

В левобережной части Улагана есть гостинцы. Но световой день подразумевает, что можно продолжить движение по маршруту и за Улаган.

Въезд в Улаган:



Река Башкаус - в мировом масштабе для водников-экстремалов одна из самых сложных и опасных порогами рек:



Разумеется, самые сложные её участки находятся вне райцентра.

В Улагане сверился с картой относительно дальнейшей дороги. Зашёл в магазин, докупил продуктов.

Местные собаки, несмотря на сурьёзный вид, совершенно не трогают велосипедистов. Бежит такой резво навстречу вдоль дороги - кажется, ну прям таки разорвать готов. А вместо того пёсик проносится мимо по своим делам, едва взглянув в твою сторону.

До сих пор мне встречались аилы, скорее, как стилизация под традиционные алтайские сооружения. Но в Улагане аилы явно используются в быту как хозяйственные постройки:



.



.



Районный центр Улаган стоит при устье одноимённой речки. На карте она подписана как Большой Улаган, а на дорожном указателе (далее по маршруту) - как Большой Улаганчик. Мой маршрут продолжается по Улаганскому тракту и по Улаганскому плато далее - вверх по долине этой реки:



Продолжение следует...

страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение

7.04и22.Алтай, 9.велотуризм

Previous post Next post
Up