страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжениесм:
ч.1.
Посмотрев с полчаса на литературное представление в селе Тургенево, мы выехали в направлении Бежина луга. Раньше, чем я по времени запланировал…
Опять же, мы не поехали по асфальту, но поехали просёлком - высокими берегами Снежеди.
В селе Бежин Луг выехали на бетонку и по ней через мост едва не укатили на другую сторону Снежеди. В этом месте без «помощи зала», т.е. подсказки от местных и в самом деле трудно с ходу сообразить. Искомая нами дорога - это небольшой такой просёлочек перед самым мостом, ведущий как будто бы куда-то в кусты. А на самом деле просёлочек этот вовсе не тупиковый.
Едем за «УАЗиком». Брод через Малую Снежедь с мостиком:
На другой стороне ручья Маша вспоминает правильное направление, подсказанное местными (а то я за «УАЗиком» не туда повернул). А ещё вспоминает, что забыла свою камеру на ветке дерева. Оставлять не хочет. Приходится возвращаться до самого села Тургенево. Как же я недоволен! Потому что физически мне то самому всё равно. Но: от Тургенево до Бежина Луга мы уже проехали 2,5 км, теперь ещё столько же - обратно до Тургенево, а потом ещё 3,5 км до Бежина луга. 8,5 км вместо 3,5 !
Возвращаемся на северную окраину Тургенево. Там ещё идут представления на сцене (по-видимому, эпизод тургеневского «Фауста»):
И затем снова направляемся к Бежину лугу. Получилось в итоге, что мы всё-таки выехали из Тургенево в то самое время как я и планировал, но только не посмотрев весомую часть представления. Но камеру с ветки тополя с собой забрали.
Долина реки, Цветёт шалфей луговой:
По правой стороне от просёлка (в левой части кадра) - как будто бы насыпь и как будто бы от заброшенной дороги (вот только от какой?). За кустами на горке вблизи - деревня Красный Холм (в конце XVIII в. и на карте Шуберта её ещё не было, на карте ркка уже есть). По другую сторону реки - видна южная окраина Тургенево и лесополоса, вдоль которой мы приехали. На склонах речной долины цветёт шалфей. Напротив нас - село Васильевское. В правой части кадра - деревни Стекольная Слободка на левом берегу Сежеди и Бежин Луг - на правом. Урочище Бежин луг - чуть далее, за деревней.
Снова въехали в деревню Бежин Луг. Вообще-то наименование «Бежин Луг» применительно конкретно к этому месту в письменных источниках до И.С. Тургенева не встречается. На ПГМ Чернского уезда на месте деревни обозначено селение Слободка по левому берегу речки со странным названием Хизна.
В.Зайцев [
Бежин луг: прошлое и настоящее.] указывает, что под 1778 годом урочище на месте Бежина луга именовано как «пустошь Рудинская, что под Рудинским болотом». Что деревня Бежина и овраг Бежин верх расположены были в 5 км (к северо-западу, где ныне северная часть с. Полтево). И предполагает, что Тургенев сознательно поменял в рассказе топоним «Рудинское болото» на благозвучное «Бежин луг».
Но я позволю себе усомниться в этом предположении. Почему-то в окрестностях топонимы на пгм нередко встречаются парами на небольших расстояниях друг от друга: Вязовня, Трупчанинова Слободка, Снежедь, Овсяникова, Лапино, Медвежья... Кстати, неподалёку от упомянутой В.Зайцевым деревни Бежина находился ручей Руда. А ещё - некоторые объекты имеют альтернативные названия. Поэтому я не удивлюсь, если вдруг обнаружится, что Тургенев привёл обиходное название Рудинского болота, всего лишь только не профигурировавшее в более ранних источниках.
Итак, значит, на ПГМ - деревня Слободка и ручей Хизна. На карте Шуберта населёнка по оба берега Снежеди при впадении в неё Малой Снежеди подписана как Слобода Лютовинова. На карте ркка и на современной карте на месте Слободки и речки Хизны можно увидеть соответственно деревню Бежин Луг и ручей Малая Снежедь. По другую сторону речки Снежеди расположено село Стекольная Слобода.
Какое-то старинное двухэтажное здание в Бежином Лугу (кадр следующего дня):
Снова перешли через ручей Малую Снежедь:
Мы достигли того места, где развернулись 50-ю минутами ранее. Вид в сторону ручья и на деревню Бежин Луг:
Остаётся проехать уже немного. Крутой подъём с дубами:
Заключительный участок нашего пути на Бежин луг:
Пологий спуск. И вот мы подъезжаем к урочищу.
Луговина с припаркованными автомобилями и автобусами:
По пути к основному месту действия в ряд расположились палатки шашлычников.
Нельзя сказать, что мы плотно перекусили в Тургенево. А есть во время поездок надобно. Так что берём шашлык и усаживаемся за столик.
За тем же длинным столиком сидят трое и обсуждают, как они будут раскладывать реквизит, как стрелять, какие бы им щиты. Так-то я бы и не заметил, но это, похоже, те самые энтузиасты, которые участвовали в Сабурово в выступлениях в 2014 г.
Наряду с приезжими автомобилистами и экскурсантами ходят по дорожке и участники музыкальных ансамблей:
.
Между шашлычниками и основным местом действия расположилась ярмарка. Ярмарка - довольно скромная. Батут вообще может быть интересен только самым маленьким. Но ярмарка здесь - вовсе не основное.
Вот и амфитеатр склонов, обступивших основное место мероприятия.
Выбираем место под палатку - немного обособленное ото всех на крутом маленьком уступе (кадр следующего дня):
Обе сцены хорошо видны с него:
На первой уже шли выступления:
.
В т.ч. несколько раз ансамбли исполнили «Барыню». Самым невероятно-задорным исполнением без сомнения отличился ансамбль из Киреевского района (ансамбль «Весёлая компания» из города Липки). Вот, должно быть, они в кадре (но далековато для простенькой камеры, которая на данном расстоянии не фокусирует):
Очень душевно пел один из участников мероприятия (так понимаю, из Чернского района; вероятно, ансамбль «Забава» или же «Сударушка»). «Реки, леса, птиц голоса…» В текст песни я хоть и не вслушивался, но исполнение было трогательное. Тут уж я не вытерпел и достал таки свой фотоаппарат с функцией видео, оторвавшись ненадолго от установки палатки.
Сцена, органично переходящая в пейзаж:
Следующий номер на общем фоне не произвёл на меня должного впечатления. Ну, вышли грациозные девушки под сравнительно неспешную музыку, ну начали танцевать:
Совсем-совсем простеньким номер показался. Но это потому, что издалека не расслеповал, какое с кажущейся лёгкостью «сиртаки» отплясали «кони мичиганские»:
.
.
То место, где мы остановились с палаткой, конечно, очень хорошо своей обособленностью на маленьком крутом уступе. Но нежелательное свойство обнаружилось в свойствах подошвы моих новых кроссовок. Они удобны и вроде бы нормально сцепляются с поверхностью, но вдруг - раз, и ускользили по траве. Произошла эта внезапность в тот момент, когда Маша неожиданно приостановилась передо мной. Моя попытка повторить её «манёвр» привела лишь к тому, что никакие лыжные навыки не помогли, и мы съехали вниз по склону, причём Маша - на спине вверх тормашками. Летела «как каскадёрка». Небезопасно, но, к счастью, совершенно благополучно. После этого случая я стал подстраховывать её за руку при перемещениях по склону. Но в сумерках, когда на траву выпала роса, я соскользнул по траве ещё раз, и мы снова шлёпнулись - впрочем, не так эффектно. Ладно, говорю, проку от того, что я тебя поддерживаю, всё равно никакого; держись-ка сама вот за эту цветущую траву.
Несколько раз ходили мы по территории празднования. Ещё раз были у шашлычников, на ярмарке. Спустились к мостику над Снежедью, переходили на другой берег, подходили ко второй (нижней) сцене - на ней пока ещё никакого представления не шло.
Мостик над Снежедью:
Облик Бежина луга в ясный вечер постоянно меняется:
.
.
.
.
.
Было само по себе не особо холодно, но воздух был сырой, шёл пар изо рта.
167 лет тому назад, возвращаясь с охоты, к этому самому месту вышел И.С. Тургенев. Вообще-то, в точности повторить траекторию его движения теперь едва ли возможно. В 1930-73 гг. на склонах у Бежина луга велась разработка известняка [В.Зайцев.
Бежин луг: прошлое и настоящее.]. Часть склона оказалась срыта, и той поверхности, непосредственно по которой Тургенев спускался на луговину, теперь уже нет. Вместо неё появился упомянутый амфитеатр склонов с террасами, на которых ныне располагаются зрители.
А Тургенев давно жил? - спрашивала дочь по пути на Бежин луг ещё где-то в окрестностях Вязовни. - Это примерно когда ты родился?
Да ну, какое там! Это было гораздо раньше. Это было ещё до того, как дедушка Аркаша родился. И даже до того как его папа - дедушка Стёпа - родился. Ну, примерно тогда, когда дедушка дедушки Стёпы родился. (И даже ещё ранее того).
И ведь не было в 1850-м г. никакой железной дороги в этих местах. Никакого асфальта. И даже ни один самолёт от земли ещё нигде не отрывался. Местные крестьяне были крепостными. Жестокие самодурства помещиков случались, но ещё не случилось сталинского террора. Ещё никто не догадывался о грядущих потрясениях Гражданской и Великой Отечественной войн. Многое чего на тот момент ещё не произошло.
А всё же такое ощущение, что совсем недавно всё это было…
Около 11 вечера у нижней сцены началось основное представление мероприятия. Освещённый только луной лучом прожектора в ночи появился Тургенев (т.е., разумеется, актёр в его роли). И хотя шёл он, конечно, не той траекторией, которой реально вышел Тургенев к Бежину Лугу, но получилось впечатление хорошего соответствия реальности:
.
Мальчики у костра, высвеченные чуть позже, тоже смотрелись и слышались в высшей степени естественно:
Монологи Тургенева
чередовались со сценами из его произведений и с музыкально-танцевальными постановками:
.
.
.
Из числа увиденных отмечу две постановки.
Одна - с «матерью-природой»: чего стоит приведённый Тургеневым диалог, исполненный к тому же под продуманное музыкальное сопровождение!
Думаю, И.С. Тургенев не обидится, если я здесь воспроизведу текст его произведения в сокращённом варианте спектакля (кто желает, может легко свериться с оригиналом):
«Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то подземный, ровный свет.
По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета.
Я тотчас понял, что эта женщина - сама Природа, - и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.
- О наша общая мать! - воскликнул я. - О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможности совершенства и счастья?
- Я думаю о том, как придать бо́льшую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов...
- Как? Ты вот о чем думаешь? Но разве не мы, люди, любимые твои дети?
- Все твари мои дети, и я одинаково о них забочусь - и одинаково их истребляю.
- Но как же добро... разум... справедливость...
- Это человеческие слова. Я не ведаю ни добра, и ни зла... Разум мне не закон - и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - и я ее отниму и дам другим, червям или людям... мне всё равно... А ты пока защищайся - и не мешай мне!..»
И.С.Тургенев. Природа. Август 1879. (текст воспроизведён с сокращениями в варианте данной сценической постановки; особо обращаю внимание, что смысловая нагрузка тургеневского оригинала не искажена в постановке вовсе).
Между прочим, это произведение И.С. Тургенева заметно перекликается с тютчевским «От жизни той, что бушевала здесь...».
Вторая сцена - на основе детских воображаемых игр Тургенева и его старшего брата - Н.С.Тургенева, когда они представляли себя королём и герцогом.
Вот тут то мы и увидели тех, за одним столом с которыми несколькими часами ранее уплетали шашлык.
Правда, где именно они были, разобрать было невозможно. Расстояние между шеренгами - метров 30 (по их же словам):
Чёрточка видимая справа - выпущенная стрела:
.
.
Ну, и опять же монологи Тургенева:
«Досталось же мне ночью!.. цари, солнцы, пирамиды... вихрем крутились в моей бедной головушке...» (И.С.Тургенев «Детство»).
Всё это прекрасное ночное театрализованное представление в целом называлось - «Фантом полуночной мечты» (режиссёр В.С. Шинкарёв). К сожалению, посмотрели мы его не полностью. Всё-таки как-никак, Маша устала за день. Посмотрев на представление минут 30-40, она позвала меня в палатку. Что за «фантом», так и осталось для меня загадкой.
Сколько будет идти представление, и когда будет салют, я не знаю. Через полчаса, через три, под утро?
Забрались в палатку. Я предложил до салюта забраться в спальники - так теплее, что мы и сделали. Ждать салюта, как оказалось, было уже не долго (мы не досмотрели примерно половину представления). Но когда грянул салют, оказалось, что Маша крепко спит. Салют производился совсем близко, бабахало прямо над головами, прогоревшие частицы от салюта шуршали по тенту палатки, но Маша даже ухом не повела. И я не стал её будить.
.
25.06.2017
Утром было пасмурно. Когда открыл глаза, по палатке едва слышно шелестел дождик, но совсем-совсем слабенький. Вскоре прекратился. Встали около восьми утра.
Не спеша собрался. Маша тем временем собирала на склоне в кружку землянику (только-только пошла). Подбегала к нам немецкая овчарка - тощая, добродушная (её можно найти на одном из кадров выше).
Вид на нашу палатку:
Вид от палатки на долину Снежеди:
Не все посетители мероприятия оказались достаточно сознательны:
Но организаторы праздника позаботились о том, чтобы мусора после некоторых гостей всё таки не осталось:
Выезжаем около 10 ч. утра:
Пасмурно. Особенно на юго-западе. Впрочем, дождя до вечера так и не случилось.
Фотографировал во второй день я очень мало. Да и то большую часть отснятых фотографий уже привёл выше.
Вот разве что ещё вид на типичный для Чернского района пейзаж с долиной Снежеди:
На станцию прикатили дюже рано. До электрички - три часа. Станция по воскресеньям закрыта (даже не объявляют проходящие на скорости поезда).
Ещё дважды излазили бронепоезд.
Ели мороженое, йогурт, я - шпроты. Посетили детскую площадку возле магазина. Прыгали возле станции на одной ноге от скамейки до клумбы и назад. В общем, развлекали себя как могли.
В осуществлении нашей поездки остался ещё один момент, который меня беспокоил: предстоящая посадка в электричку. Дабы не оказаться по разные стороны дверей отходящей электрички, обговорили заранее. Вот электричка подходит и останавливается. Подходим к дверям последнего вагона, веду оба велосипеда, один прислоняю к корпусу электрички. Маша заходит в тамбур. Подаю ей её велосипед, закидываю в тамбур свой рюкзачок. Хватаю на плечо свой велосипед, быстро - к двери, по ходу дела смотрю вдоль электрички… Да, пожалуй, ещё два таких велосипеда успел бы загрузить: люди в другие вагоны только заходят. А я уже в тамбуре.
Ну, всё располагаемся и едем. С выгрузкой из вагона всё гораздо проще - лимит времени большой. Ну, и потом остаётся доехать на велосипедах до дома.
Дома обнаружилось, что я чрезмерно спешил, когда загружался в Черни в электричку. У меня на раме пока постоянно стоит крепление для детского велокресла. Вот им то я и надавил руку, затаскивая велосипедом в электричку (какой-то сосуд повредил со стороны трицепса). Образовался удлинённый кровоподтёк диаметром по поверхности примерно 6х9 см; сходил он неделю. Признаться, первые дни я даже подумывал о травмпункте. Но ничего, обошлось.
Километраж нашей двухдневной велопоездки в сумме всех участков пути составил 40 км.
.
Подытоживая, от себя могу выразить два момента. В какой-то небольшой степени мне, возможно, удалось в атмосфере праздника, почувствовать тургеневскую доброту. На доброте таких людей и держится, как я думаю, значение человеческой цивилизации. Потому как если бы людскими мнениями владели только тираны, то человеческая цивилизация принципиально ничем не отличалась бы от жестокой грызни всевозможных насекомых друг с другом, с пауками, грибами, многоножками, червями, и прочими.
.
Иногда, находясь где-нибудь за городом - даже в тамбуре электрички - я теперь, случается, ощущаю себя современником И.С. Тургенева. Вон поодаль в вечерних сумерках - обширные луговины при каком-то ручье, что невидимо течёт в понижении. Вот как будто прямо сейчас Тургенев по ним ходит, примерно как у Льгова или вблизи Бежина луга.
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1
ДФА, 2
ДЖ, 3
Продолжение