Пока что публикация блока постов по свойственной мне теме велотуризма ещё немного откладывается (даже не ожидал, что блок постов так забуксует). Ну, а пока, пока могу предложить вниманию умствования, которые не оказались столь затратны по времени. Так, пришла в голову какая-то очередная заумная мысль. Дай, что ли, переведу её в печатный вид, пока не забыл. Ну, и как результат - изложенное ниже. Вопреки своему обычному ведению постов, в этом конкретном случае я не претендую на изложение лишь той информации, в которой уверен. На поверку всё изложенное в этом посте может оказаться только сочетанием правильных и неправильных догадок и предположений. Не исключаю, что некоторые из них могут оказаться противоречащим другим. Посему я даже не стал пытаться приводить текст во вполне законченный вид. И даже не стал особенно править наспех набросанную стилистику.
.
Кратенькое пояснение. Под словом «сознание» ниже обозначаю нематериальный субъект независимо от того, в сознании он пребывает или нет. Это, разумеется, может, и выглядит неправильно с точки зрения терминологии, но мне так проще.
Ранее я уже пришёл к выводу, что сознание не является производным материи в духе марксизма, но его бытие обусловлено нематериальным. На основе принципиальной невозможности одновременного существования одного и того же сознания в двух экземплярах.
Такая принципиальная невозможность опять же отсылает к тому, что сознание каким-то образом тесно связано с «природой» времени. Ну, и действительно, мы всегда чётко можем определить чьё-либо сознание во времени.
.
(Может быть, как раз потому что сознание обладает свободой выбора, то с геометрией пространства (измерений) оно связано как-то не отчётливо. Однако же и о полном отсутствии всякой связи тоже говорить не приходится, раз уж в пространстве-времени сознание всё-таки (если так можно выразиться) привязано к материальному телу, чётко локализованному. И всё же, с пространством столь явной связи сознания, как со временем, не заметно. Сознание - это точка внутри черепушки? Или оно занимает весь воспринимаемый в данный момент объём пространства? А как быть, когда человек спит? (напоминаю, что речь о субъекте вообще).)
.
Сознание столь тесно связано со временем, что, по сути, только его - сознания - наличие и выделяет время от трёх других хорошо известных измерений. Пространство-время без сознания выглядит просто статичной конструкцией. Только сознание позволяет выделить понятия прошлого, настоящего и будущего. Наличие у сознания свободы выбора, хотя бы и очень ограниченного, приводит к принципиальному различию между прошлым и будущим. Прошлое - это, что уже «затвердело», а будущее потенциально поливариантно. И в этой связи пространство-время в целом уже не выглядит статичной конструкцией.
Не будучи всего лишь продуктом материального тела, сознание при смерти тела не уничтожается. Однако же, в известном нам пространстве-времени мы не находим никаких его проявлений вне связи с телом. Всевозможные версии, идентифицирующие сознание с какими-нибудь там лептонами, «разницей массы» всего лишь являются вариациями на тему «сознание как продукт материи» и в свете уже изложенного не состоятельны: они никак не обосновывают принципиальность невозможности существования одного сознания в двух экземплярах (квантовые частицы как-никак испытывают различные превращения).
Раз в известном пространстве-времени его не наблюдается, стало быть, оно должно быть вне обозримого пространства-времени.
Сознания в пространстве-времени появляются как бы из ниоткуда и исчезают в как бы никуда.
Поверхность бумажного листа с пейзажем и плоскими существами. На поверхность опускается карандаш и дорисовывает кусты и существ. Плоские существа плоского пространства видят друг друга, но не видят карандаша и не понимают, откуда что берётся. Карандаш появляется из недоступного им измерения (мне, кажется, я не оригинален в этом сопоставлении; где-то что-то похожее мне уже встречалось).
Так и сознание, предположительно, воздействует на четырёхмерное пространство-время, касаясь его из других измерений. Однако это взаимодействие каким-то образом возможно лишь через материальное тело, а материя (может и не вообще, но во всяком случае вещество) не может существовать более чем в трёх пространственных измерениях (почему так - не знаю, но физики на этот счёт именно так высказываются).
Существование же «дополнительных» измерений уже не может быть объявлено фантастикой. Искривление пространства-времени - явление теперь уже даже не теоретическое, а наблюдаемое астрономами. Но ведь искривление чего-либо возможно только в случае, если объекту есть в чём искривляться. Одномерная линия искривляется на плоскости, двухмерная плоскость искривляется в трёхмерном пространстве. Четырёхмерное пространство-время может быть искривлено только в чём-то ещё.
Правда, существует и такая изящная версия, что пространство-время искривлено само в себе. Но эту изящность объяснения мой мыслительный аппарат просто не может воспринять.
Помимо прочего, физики полагают, что квантовые частицы с известными свойствами никак не могут существовать в четырёх измерениях, и что нужно им как минимум одиннадцать таковых (большая часть из которых в макромире не проявляется).
.
Карандаш отрывается от бумаги. А сознание после смерти тела отрывается от четырёхмерного пространства-времени, в котором мы живём. Что же получается при взгляде извне?
Из теории путешествий через «кротовины» чёрных дыр известно, что образовавшаяся в результате «Большого взрыва» четырёхмерная часть Вселенной не только начальна, но и конечна. Сколько бы бесконечным не выглядело будущее изнутри, но раз всю бесконечность можно увидеть за ограниченный промежуток времени, стало быть, она не так уж и бесконечна.
(В частных случаях кажущийся абсурд с бесконечностями может быть решаем за счёт понятия дискретности (пространства, времени, пространтва-времени). Так, например, легко решается широко известная апория «ахиллес и черепаха».)
Оказавшись за пределами четырёх измерений, сознание будет воспринимать наш мир уже не в динамике, а как свершившийся и законченный фильм. «Фильм» может быть рядом весь и полностью от начала и до конца - все его десятки миллиардов лет, но поменять в нём что-либо будет уже невозможно.
.
Однако же подождите. Ведь картина, когда бесконечное можно узреть за конечный промежуток времени - это же только применительно к условиям путешествия материального объекта через кротовину чёрной дыры. А сознание от четырёхмерной замкнутости может отрываться и не так, как в этой теории. Да и временное измерение за пределами замкнутостей не отсутствует. И, возможно, сознание попадает в точку времени, соотносящуюся каким-то образом с точкой ещё не завершенного времени четырёхмерной замкнутости.
И кроме того, быть может, сознание может «приближаться» к четырёхмерной замкнутости в любой её точке через невоспринимаемые нами измерения. Но только влияние сможет оказывать на него лишь в будущем, однако же не в прошлом. Да и то не так как прежде, поскольку материального тела, позволявшего взаимодействовать с материей пространства-времени, уже нет. Всё это, конечно, носит характер предположения, принципиально не исключающегося, но и строго не вытекающего из каких-либо рассуждений.
.
Сознание - это феномен. Мы его признаём лишь постольку, поскольку обладаем самосознанием. Не будь самосознания - и мы бы воспринимали всех живых существ всего лишь за своего рода движущиеся машины.
Но, быть может, сознание - всего лишь одно из многих явлений нематериального мира.
.
Что касается практики «общения с духами», отношусь к таковому явлению отрицательно. Если с материалистических позиций исходить из того, что в отрыве от материи их не существует, то спиритизм - это мошенничество. Если же исходить не из жёстко материалистических представлений, то спиритизм - это всё равно что лезть голыми руками в высоковольтный трансформатор, не имея понятия о свойствах электричества.
.
Между прочим, теории расширения Вселенной, апеллирующие к тёмной энергии, предполагают наличие движущей силы внутри наблюдаемой Вселенной. Однако, мне ещё не встречалась версия, согласно которой источник предполагался бы вовне её.
А вот ещё интересный момент - связанный с движением галактик в наблюдаемой Вселенной. Они же в подавляющем большинстве имеют вращение в одну сторону. Это с каким же вращательным моментом более высокого уровня может быть связано? Но это опять же - вопрос без ответа.
И вот ещё - сингулярность. По современным представлениям, в сингулярности привычные нам законы физики не действуют, т.к. в сингулярности и плотность вещества, и искривление пространства-времени согласно формулам бесконечно велики. Что затруднительно представить.
Однако же бесконечно большая плотность возможна только в трёх случаях:
1. бесконечно большая масса в ограниченном пространстве;
2. и то, и другое - бесконечно велики;
3. определённая большая масса в бесконечно малом пространстве.
Первый и второй варианты исключаются, т.к. речь в каждом случае идёт о вполне определённой массе. Стало быть, остаётся третий вариант. Однако бесконечно малый участок пространства-времени представляет собой точку (или линию) и выглядит некоей абстракцией в то время, как физики говорят о сингулярности как о вполне реальном физическом явлении.
И при этом всё же масса, плотность и кривизна пространства-времени должны в этой точке непрерывно возрастать по мере поглощения массы чёрной дырой. Однако, сингулярности тем не менее не идентичны друг другу. Но всё же формулы, справедливые для известного четырёхмерного пространства-времени, в сингулярности не работают.
Так, может быть, сингулярность - это то место, где в нашем мире проявляют себя другие измерения? Скажем, масса или энергия никуда из нашего мира не исчезает, но при этом «продавливается» в точке в дополнительное измерение, непосредственно нами не воспринимаемое.
Можно представить себе и то, что место проявления дополнительного измерения - не точка, а очень малый объём. Являющий собой своего рода размер дискретности пространства. В таком случае речь пойдёт не о бесконечно, но о просто очень больших значениях массы, плотности, кривизны на уровне целой этой единицы дискретности. А в ещё меньших объёмах пространства они не имеют смысла в привычных нам категориях, т. к. внутри дискретной частицы законы физики действуют как-то иначе, чем мы привыкли воспринимать.
По отношению к материальным объектам совокупность элементов дискретности действует как решето или как сито мясорубки.
.
Весьма интересен вопрос - а не отражается ли каким-то образом материальный мир четырёхмерного пространства-времени на структурах в других измерениях? По идее, раз всё каким-либо образом взаимосвязано, отображаться должен.
Допустим, мы имеем ель. Дерево имеет высоту, ширину, длину. Не станем сейчас обращать внимание на ширину и длину. А посмотрим только, как меняется его высота во временном измерении. По оси х - высота дерева, по оси у - время его жизни. Получается график: сначала он с нуля набирает высоту, потом выполаживается, немного колеблется и, в конце концов, резко обрывается. Выйдя за пределы пространства-времени, открываем ещё одно измерение (и имеем дело не с графиком в плоскости, но с «фигурой» в объёме). Как отображается развитие дерева на организации этого не воспринимаемого нами измерения? Сказать невозможно: мы этого не знаем.
Аналогичный умозрительный «эксперимент» можно провести, например, с лошадью - с тем же результатом.
Интересно в данном случае то, что подразумеваемая структура может оказаться проявлением не материального, а нематериального мира. Не теряющим связь с сознанием в случае, если речь идёт о ком-либо, наделённым таковым.
И если в пространстве-времени явления неким образом локализованы, то в раскрывающихся измерениях их продолжение может идти и со смещениями во времени.
Сознание же, как было отмечено выше, похоже, жёстко привязано ко времени, но весьма неопределённо - к геометрии пространства. А это значит, что структуры из прошлого неизвестных измерений могут являться в них для сознания в настоящем времени. И бывшее в четырёхмерном пространстве-времени когда-то живым может являться для сознания реально (а не воображаемо) живым в многомерном пространстве.
...
И тут я в своих рассуждениях как бы и вовсе отхожу от связанных друг с другом умопостроений. Но полагаю, что каждое сознание в многомерности выбирает и можно даже сказать «конструирует» свой мир из того, что близко и дорого (близко и дорого - не в смысле «злата-серебра»).
Почему я так думаю? Или другими словами - почему я на это надеюсь? А вот почему.
Строго говоря, вообще-то я исхожу из целого ряда недоказанных допущений.
.
Допущения эти следующие:
Наряду с кратковременной памятью и долговременной памятью сугубо материального «носителя» сознанию также присуща и память на нематериальном уровне. Кратковременная память переходит в долговременную, а та - в нематериальную. Нарушения памяти связаны не с её утратой как таковой, а с нарушениями в работе мыслительного аппарата, связующего сознание с пространством-временем. Со смертью память каждого не уничтожается и не отделяется от сознания.
Явления пространства-времени отображаются в неизвестных измерениях, где они могут стать основой сознанию для реального увязывания своего мира из того, что было близко и дорого при жизни.
Бог - христианский: Он вездесущ, всеведущ и любящий своих чад. Коим каждое из сознаний, разумеется, и является.
А иначе всё мироустройство выглядит очень тоскливо.
…
продолжение следует...