Сохраню себе для повторного чтения и раздумий. Импонирует, что взгляд на произведения сложной темы учитывает реальные читательские возможности современных подростков.
Хотя мы попробуем обсуждать с ними и документальную, мемуарную прозу - "Сахарного ребенка" О.Громовой и "Девочку перед дверью" М.Козыревой.
Марина Соломонова, владелец комнаты-магазина «„Диккенс и Марианна“ (книги и открытки)» (СПб), о детских книжках про сталинские репрессии. "Сегодня мы имеем несколько детских книг о 1930-х гг., и все они - провальные, в той или иной степени. Почему?.."
"Самая известная - «Сахарный ребёнок» Ольги Громовой («КомпасГид», 2014) - совершенно замечательная во многих отношениях книга: написана современным автором для современных детей - читателя tabula rasa - который вообще может ничего не знать о сталинских репрессиях - и вдруг войдёт в этот мир, детально, во всей последовательности событий, пройдёт весь путь с героиней: от ареста до взросления... Минусы книги - она всё же документальная, а не художественная, не жанровый текст, не жёстко закрученная фабула, от которой грызёшь ногти в метро, а воспоминания, её сложно рекомендовать детям, которые пока мало что любят в литературе. Минусом документализма является ещё то, что детям сложно проассоциировать себя с героиней..."
"И здесь мы упираемся в стенку - как ещё можно написать о тридцатых, чтобы дети разгневались и поняли, что такого больше быть не должно..."
"Самый большой детский страх - скука. Они боятся зомби? Они любят бояться зомби, пусть лучше научатся бояться Сталина, как предводителя зомби. Не надо абстракций. Сталин делал из людей чудовищ. Пусть герой боится или нет, но пусть сражается. И даже если умрёт - а лучше спасётся - чудом, а как ещё - тогда они точно будут повторять: «Мы не зомби. Зомби не мы». Современному ребёнку, как и в советские времена, нужны дети-герои. Законы хорошей литературы от времени и режима не зависят.
Кто-нибудь, напишите нам хороший детский роман о плохом Сталине".
Не могла не привести несколько цитат, но они упрощают позицию автора, лучше следовать за всем ходом размышлений.