Лебединые зарисовки в двух частях

Apr 27, 2014 21:35

26 апреля 2014г.

Начну с того, что похвастаюсь неожиданным личным рекордом, весомым даже для балетного сообщества - думаю, все же мало кто из поклонников балетного искусства может похвастаться ДВУМЯ полноценными классическими Лебедиными Озерами, увиденными живьем в один день, но в разных театрах. А я вот после вчерашнего могу:) Так получилось, что на Наталью Мацак в ЛО Нацоперы я брала билеты заранее, но буквально на днях подруга с семьей приобрела билеты еще и на ЛО в Детмуз и пригласила присоединиться. В общем, отказываться было не с руки, так что вчерашний день прошел у меня целиком и полностью под знаком Петра Ильича и Мариуса Ивановича. Ощущения как после хорошей дегустации вин - ходишь, смакуешь, и сравниваешь послевкусия. Так что хоть и времени для написания у меня не много, но запечатлеть сие редкое событие я бы все же хотела. Впечатления разбиваю на две части соответственно.

Часть 1. Сияние вечной женственности...

Лебединое Озеро

Киевский академический муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества

Детмузовское ЛО, идущее в редакции Ковтуна, приятно поразило тем, что, будучи адаптированным для детского восприятия до двух актов, оно сохранило красоту академического спектакля, не перегружая юных зрителей скучными длиннотами. Не было ощущения фргментарности или поспешности - была динамика и весьма грамотная режиссура, по части коей Ковтун был большой мастер. Так же впервые за многие месяцы посещения балетов я обратила внимание на интересную работу дирижера - мне он не известен, а поскольку аудитория была детская, любопытно-шумливая, то его фамилию я расслышала очень плохо - то ли Зеленков, то ли Зеленский.

Маэстро хорошо «держал» оркестр, в группах поддерживался гармоничный баланс звучания, а общий дух был такой... выразительно-повествовательный. Большой был для меня контраст с штатными балетными «маэстрами» НОУ - с периодически разлезающимся, как старая мешковина, оркестром у Власенка, или беспардонно киксующим (зато под ноги!) оркестром у Баклана. Или вот Макаренко в Дон Кихоте последнем «зажег» - как на эстонских поминках... Так что поскольку музыка у большинства наших Нацоперовских диригентів плетется сзади спектакля робкой падчерицей, то дань уважения ей я вчера отметила.

В ЛО небольшая труппа Детмуза - как на ладони, можно рассмотреть ее прицельно и с интересом - да еще и под неповторимый аккомпанемент детского шепота со всех сторон вроде «А почему у теть юбки торчат?» или «Я хочу печеньку!». Это придает просмотру особый колорит, надо сказать:) Из общих впечатлений - у Детмуза крепкий женский кордебалет. Да, он не так отточен и техничен, как в НОУ, но форму девочки держат куда лучше, а в вариациях их подбирают по росту и сходной комплекции. Так что пампушки НОУ со щедрыми формами или разнокалиберные Невесты-Одалиски-Тени на сцене Нацоперы выглядят куда провинциальней, чем в скромном Детмузе, хотя обучены и танцуют лучше. Бессмертный хит - танец маленьких Лебедей, очевидно был отполирован репетициями до блеска - отличный сихрон! Зато на этом фоне страшнЭнько так выглядели парни-солисты в сценах на балу и в характерных танцах : стать лесоруба и манеры Лесничего Ганса у большинства как то напрягли.

Запомнилась Владетельная Принцесса в исполнении Татьяны Лукьянец. Пожалуй, это именно то, что я всегда представляла в этом образе. Ее статная, высокая, сиятельная дама возвышалась над Зифгридом и была истинной хозякой придворного бала. Ее выразительные сценические движения и монаршье достоинство было под стать какой-нибудь вдовствующей государыне. Нацоперовские принцессы частенько бывают похожи на сентиментальных сестер главного героя, а если к тому же Зигфрид высокий, вроде Яна Вани, то для меня забавно смотрится Принцесса, не обладающая значительностью, в процессе общения с которой Принц едва ли не сгибается в три погибели.

Ротбард Владислава Ромащенко вызвал живейший интерес и трогательное сочувствие - потому что визуально больше 17 лет я б ему точно не дала:) С очевидной старательностью дебютанта он выделывал нужные танцевальные па, и, казалось, даже временами считал музыкальные такты себе под нос. На полноценного Коршуна он конечно не потянул - но птенец получился отменный: хищный, вредный и упрямый.



Татьяна Цыганкова и Константин Виновой

В первые минуты Зифгрид Константина Винового прямо таки поразил - великолепно выученный классический танцовщик с прекрасной фактурой и природными данными. Отличная техника, удивительно мягкие ноги - приземления просто заглядение, как в масло! Увидеть такой бриллиант в нашем Детмузе я не ожидала, честно сказать. Браво!

Однаке же, эти первые минуты прошли и оказалось, что природного артистизма то у г-на Винового и нет. Нет того идущего изнутри врожденного умения вживляться в образ, убедительно передавать чувства, отсутствует сценическая органика, дар быть манким и харизматичным. То, что может искупать даже слабоватую технику - как пример солист НОУ Константин Пожарницкий.

Конечно, такой дисбаланс печален, но не катастрофичен, и заполнить эту лакуну можно только упорной работой под руководством талантливого и опытного педагога, а вот с этим как я погляжу в Детмузе туго. Поэтому г-н Виновой вчера обходился собственными силами - суетливо хлопотал лицом, неумеренно, не к месту и топорно мимировал, и напоминал местами пародию на немое кино со всей его фальшивой аффектированностью. Уже через пять минут его пребывания на сцене я просто не могла смотреть на его брови - они то ползли бесконечно вверх, то падали вниз, исполняя, вероятно, роль главного индикатора эмоционального состояния его героя. И вот это все видят педагоги Детмуза и их это устраивает?! Ох е-мое...

На мой глубоко субъективный взгляд, если нет внутренней артистической интуиции, позволяющей схватить партию сходу, или опыта и опять же хорошего педагога - то лучше ограничиться сдержанным достоинством и умеренной эмоциональностью. В прошлом сезоне я поразилась ушедшему от нас в Питер Алексею Тютюннику - он тогда дебютировал на сцене НОУ в Эспаде и Королевичем в Белоснежке. Природной манкости у него тоже не было, но его ставка на корректность и уверенность подачи себя при очень сдержанных эмоциях сделала этого 19-летнего Эспаду сценически очень интересным.

К слову, вот эта артистическая неорганичность г-на Винового занимательно так легла на спектакль - его Зигфрид стал напоминать героя американских молодежных драм конца 80-х., этакого парня «вещь в себе», имеющего отчетливые проблемы с социальной адаптацией. Ему крайне некомфортно в существующей среде, но сам сделать с этим он ничего не может, вот и страдает. На американский вопрос вчерашний спектакль дал вполне душевный славянский ответ - ему нужна девушка с золотым сердцем и все у него наладится:)

Вот Татьяна Цыганкова и работала вчера эмоционально «за себя и за того парня». Природные данные у этой невысокой, коренастой, с недлинными руками артистки далеко не идеальны, поэтому после статных, аристократичных Одетт НОУ с царскими руками и истинным прима-балеринским размахом мне было сначала довольно нелегко воспринимать ее в белом акте, да еще и на маленькой, "стискивающей" сцене Детмуза. Но через некоторое время она меня пленила - несуетливой, уверенной и культурной манерой танца. Ее элегичная Одетта была душевна, женственна и слегка печальна - как живое воплощение Ноктюрна Шопена. И это совсем не Зифгрид ее спасал - а она его:) Окутывала своего задерганого Принца вуалью бесконечно мягких позировок, убаюкивала нежной пластикой рук, и сочетала интуитивность грамотного психолога с исконно женской мудростью. Зигфрид припадал к такой Одетте как к живительному источнику.

Одиллия же г-жи Цыганковой восхитила не меньше - в ней была какая то особая нервная экспрессия и надрыв порванной струны. Очень музыкальное исполнение и неоднозначный образ, браво! Эта Одиллия явилось чем-то вроде зеркально отображенного второго «Я» Принца Зигфрида - как если бы она была бунтующей против всего дочерью Злого Волшебника. Ей может быть даже и не нравится то, что она делает, но другого она просто не знает и пытается как то справиться и адаптироваться к тому, что ее окружает. В смысле рисунка танца очень заинтересовало кое-что, чего я никогда раньше на сцене у наших Одиллий не видела - очень красивое гордое вскидывание головой как завершающее или начальное движение. Как будто художник не отрываясь ведет линию и в финале делает ключевой штрих, акцентирующий красоту работы. Эта Одиллия не зря носила корону, определенно:)

P.S. На этой ноте я бы свой рассказ о Детмузе закончила, но хочу сделать маленький и неприятный постскриптум, к артистам никакого отношения не имеющий. Дело в том, что вчера не-творческие работники Детмуза мне опять отбили желание посещать этот театр на ближайшие год-два. Ладно, составы на спектакли не вывешиваются вообще - ну то есть вообще, ни на сайте, на в афише, ни по телефону никогда не скажут. Не царское это дело, поднять свою администраторскую пятую точку и проинформировать публику - приходите и сами в програмке за 5 минут до спектакля прочитаете. Театральный менеджмент на уровне художественной самодеятельности села Велика Димерка... Ладно, администраторы зала прямо посреди спектакля могут активно рассаживать большие группы «своих людей» в партере.

Но вчера я впервые столкнулась с нервно-агрессивной реакцией на фотографирование поклонов артистов (а я в незнакомых мне театрах всегда законопослушно снимаю только поклоны). Я все понимаю, но простую человеческую вежливость еще пока никто не отменял, и замечание можно было бы вовлечь в такую форму, после которой не хочется на все плюнуть и просто уйти. Поэтому в Детмуз я больше не пойду - администраторы зала с манерами фельдфебелей у меня это желание отбили напрочь. Этому театру зритель не нужен вообще - непрофессиональным менеджментом все делается для того, чтоб его прогнать. Так вот меня уже точно прогнали, спасибо.

Часть 2. ... и северное сияние...

Лебединое Озеро

Национальная опера Украины

...Под конец где-то первого акта я вдруг словила себя на мысли, что изо-всех сил уговариваю себя, что виденное на сцене мне нравится. Ну как же, ведь танцуют несравненные Сергей Сидорский и Наталья Мацак, артисты, чей высокий профессионализм и щедрая одаренность не вызывает сомнений, а послужной список сверкает целой россыпью творческих удач. И увиденное вчера мне бы, пожалуй, даже понравилось , но при одном условии - если бы я не видела Наталью Мацак и Сергея Сидорского в том же Лебедином в прошлом сезоне и с другими партнерами. Как по мне, фотография ниже с первых поклонов вполне отображает вчерашний дуэт.



Наталья Мацак и Сергей Сидорский

На сцене царил арктический холод, а внутренний разлом между артистами был величиной с Марианскую впадину. Сергей Сидорский... В депрессии он, что ли?! Де-Бриен, дубль два - все то же скорбное лицо, отрешенность, предельно минимальный интерес к происходящему на сцене, улыбки Одетте цедил, как старуха-процентщица. Технически это пожалуй было очень хорошо, но без блеска - потому что откудова быть блеску, если без души исполнено?! Это же не гимнастика. Разница с его прошлогодним ЛО с Чебыкиной - просто колоссальна... Желаю артисту взять отпуск и хорошо отдохнуть, а я слишком уважаю Сергея Сидорского, чтоб хранить в памяти его неудачные выступления. И надеюсь, что киевского зрителя он тоже уважает, и таких дежурных проходных спектаклей с отбыванием номера на сцене у него больше не будет.

Второй раз я вижу Наталью Мацак в спектакле без Дениса Недака и это два единичных случая, когда она мне совершенно не понравилась. В прошлый раз была Эгина в «Спартаке» Шекеры, которая выдала яркое первое соло в «оргии» и затем, словно бы уверившись в отсутствии любимого партнера, сразу же потухла до самого конца спектакля. А теперь вот Наталья без Дениса и в ЛО... Ну что сказать... Я предпочту Наталью с Денисом - потому что без Недака это только тень прежней Мацак. Отсутствие внутреннего огня не могло для меня компенсироваться искусным профессионализмом и попытками выехать «на классе».

В каких то фрагментах она была действительно хороша - в сольных вариациях в белом акте, местами в Одиллии, но полное отсутствие дуэта меня очень разочаровало. Ах, где эта яркая Одетта кисти Караваджо, и эта ее сумасшедше-контрастная, инфернальная колдунья Одиллия Серебряного века: "И когда настанет новолунье, вся изнемогая от тоски, бедная влюбленная Колдунья расширяет черные зрачки" ?! Ничего не было - было два профессионала, прозаически работающих текст. ... «И.О. Принца» гражданин Сидорский и «временно исполняющая обязанности Одетты» гражданка Мацак. За билеты уплОчено, товар отгружен и доставлен - получите-распишитесь, господа зрители. Такой подход меня абсолютно не устраивает!

Из остального - мягко говоря удивил Игорь Булычев - Наставник Принца в первом акте, вышедший вдруг с бухты-барахты в испанском танце. Ну что же, это было смело с его комплекцией на фоне другого солиста... Хотя отмечу, что текст он знал очень хорошо и танцевал уверенно, может, поэтому и поставили вынужденной заменой?

Очень забавно смотрелся Скулкин в па-де-труа - такому крашеному, залакированному, начесанному коку на голове мог бы просто обзавидоваться сам Элвис Пресли . Танцевал г-н Скулкин несколько грузновато, но прическа знатная:)

Не было Муромцевой в невестах - а жаль, именно ее я ждала...

В Венецианском танце все так же обаятелен и улыбчив Сергей Тихий - оч.приятно, особенно на фоне вечной мерзлоты главных героев :)

Вывод - несомненно, продемонстрированное вчера северное сияние было по-своему эстетически привлекательно и презентабельно, но меня оно, увы, никак не согрело. Фото с поклонов прилагаю.






Лебединое Озеро, Сергей Сидорский, Наталья Мацак

Previous post Next post
Up