Балетное фриволите в двух актах

May 04, 2014 19:36

Женитьба Фигаро

29 апреля 2014г., Национальная опера Украины

...Вообще-то, за майскими празднованиями, отпусками и поездками я уже и не собиралась писать впечатления о прошедшем несколько дней назад балете Женитьба Фигаро. Но, во-первых, спектакль был этого достоин, а во-вторых - я так вижу, что артистическая судьба Никиты Сухорукова, дебютировавшего в заглавной партии, не безразлична нашим московским друзьям. И это очень приятно:) Киевский зритель в лице меня так же всячески приветствует введение Никиты в репертуар и следит за результатами этого процесса. Поэтому про спектакль я кратенько все же отпишусь для тех, кто на нем не присутствовал.



Я не являюсь поклонницей художественного творчества г-жи Левицкой - совсем даже наоборот. Она меня разочаровывала гораздо чаще, чем радовала - как в балетах, так и в операх. Однако, признаюсь, в Женитьбе Фигаро она мне нравится. Качественная стилизация под "галантный век", создание отличного сценического антуража для двусмысленной комедии положений ей удалась.



Все эти салоны, будуары, гостиные в кокетливых завитках в духе рококо, сочная, но спокойная цветовая гамма на мой взгляд соответствуют атмосфере, в которой живут герои Бомарше.



Сон Марцелины, как и подобает сладкой грезе, окрашен сиренево-розовыми тонами и утопает в цветах, а графские покои подчеркивают высокий статус их сиятельств. Отмечу, правда, что меня позабавило присутствие яркого цветущего павлина почти на всех декорациях - ну, может, это аллегория самого Графа такая была. А так же не очень понравилось оформление последней картины "Свадьба" (я не делала фото) - помнится, там были какие-то холодные мраморные плиты зеленых оттенков и садик, и мне это почему-то напомнило семейный склеп. Кто ж в склепе женится то?!

Наш апрельский Фигаро, по сравнению с ноябрьским (который тоже был очень хорош), гораздо более соответствовал духу непринужденной буффонады. Ключевой состав действующих лиц был абсолютно другой, и взаимодействие героев сложилась как бы из других паззлов мозаики.



Виталий Нетруненко

Керубино Виталия Нетруненко непринужденно комиковал и был прыгуч, аки импала - зал заслуженно принимал его очень тепло, особенно после его роскошных акробатических колес, венчающих "парад-алле" в конце спектакля. Максим Ковтун, виденный ранее в этой партии, был потяжелее и поосновательнее - сцена со скакалкой у него смахивала на переигрывание. Зато Ковтун выглядел реальным романтическим интересом обиженной на мужа Графини Розины - ах, який палкий хлопчина! А персонаж Нетруненко в нормальной женщине мне кажется мог вызвать в основном материнские чувства:)



Игорь Булычев и Татьяна Андреева

Игорь Булычев-Альмавива - стопроцентное попадание в образ, на мой взгляд. Злобно-сатирический Артем Дацишин с повадками обиженного на жизнь мушкетера Портоса подходил в основном для журнала "Фитиль" о нравах французских землевладельцев. А вот у Булычева получилась истинная буффонада - ему присущ естественный комический дар. Его аристократический увалень - смешной сластолюбец, ухлестывающий за Сюзанной по принципу "шоколад вдвойне вкуснее, если ночью и нельзя". Живая мимика, игривые жесты, продуманный и цельный характер. Было такое древненькое слово - "жантильный", сиречь жеманный, чуток изнеженный. Вот именно такой "жантильный" аристократ, паркетный шаркун, охочий до всех видов удовольствий, обидчивый, но в глубине души беззлобный, прекрасно встраивается в "обалеченную" пьесу Бомарше.

А вот Графиня Андреевой разочаровала. Да и вообще, из того, что я видела, эта угловатая характерница наиболее к месту только в Леди Капулетти - ее резкая графичность придает балету Шекеры некое готическое измерение. Но Розина? Кокетливая, очаровательная, аристократичная Графиня Розина - где она была в нашем апрельском Фигаро? У г-жи Андреевой, с ее размашистым шагом, широкой спиной, постоянным заваливанием плечами вперед, получилась напористая ключница. С Ксенией Иваненко просто не сравнить - при слабеньком и благопристойном Фигаро Андрея Гуры именно Графиня Ксении была вдохновительницей и мозгом всей хитроумной комбинации. А в недавнем спектакле мне было жаль героя Булычева - с каких щей этот милашка-пупсик-аристократ женился на своей домоправительнице, напоминавшей манерами сильно похудевшую Фрекен Бок?!



Никита Сухоруков и Ольга Кифяк

Пара главных героев впечатления оставили смешанные. Во-первых, начнем с того, что партия Сюзанны в этом балете - это классическая субретка, и станцевать ее удачно можно в двух случаях. Или по своему природному типажу соответствовать этому амплуа - как миленькая, маленькая и живенькая Христина Балабан. Или быть одаренной универсальной балериной, с природным артистическим даром и безусильностью перевоплощения - как Наталья Лазебникова. Ну и как говорят мне знающие люди, премьеру танцевала сама Елена Филипьева - и это было блистательно, как всегда:) Так что даже примы подобных партий не гнушаются, и с успехом их осваивают.

Ольга Кифяк - техничная, крепкая балерина с солидным послужным списком, от Уличной до Гамзатти. Как я заметила, ей присуща жесткая, но уверенная сценическая манера подачи себя, некоторая сухость, но в то же время старательность в работе над образом. Это была пожалуй самая цинично-рассчетливая Карла (Венский Вальс) из виденных мною: пока пылкий и непорочный композитор исходил на нет в ее будуаре, она так цепко и внимательно пролистывала его партитуру, словно складывала в уме цену каждому листу. Еще бы - это ж сколько на музыкальном сопровождении к бенефису сэкономить можно... Для той Карлы любовники приходили и уходили, но их дары оставались при ней всегда.

Сразу скажу, что г-жа Кифяк выдала максимум возможного - я даже не ожидала. Создала образ умной, знающей себе цену особы, ее Сюзанна в то же время была легка и обладала неброским шармом. Подумалось, однако, что в Графине она была бы куда уместней угловатой Андреевой. Правда, дуэт с Никитой-Фигаро не вполне сложился - они очень старались, но, во-первых, оба заметно нервничали и пару поддержек смазали на ровном месте, а во-вторых я пожалуй соглашусь с уважаемым Шуриком - Кифяк не лучшая партнерша для Никиты, например, с той же Екатериной Алаевой дуэт сложился не в пример лучше. Ольга Кифяк сейчас в хорошей форме, но для Никиты не то, чтобы крупновата - слишком жестковата и как-то... сверх-инициативна. Такое было впечатление, что как только Никита собирался ей оказывать, так сказать, "техническую партнерскую помощь" (ну там - попридержать, приподнять, подкрутить и т.п), как г-жа Кифяк с апломбом Клеопатры эту самую помощь сама же и направляла в удобное и нужное ей русло. Выглядело это, между прочим, навіть трішки еротично:) И сразу стало понятно, а чего это Граф так зажегся в отношении Сюзанны, ведь его супруга в трактовке г-жи Андреевой инициативу могла проявить в основном в домашнем хозяйстве:)

Интересно было во втором акте. Там насколько я помню по ноябрьскому спектаклю, для Сюзанны в финале поставлены фуэте. Так вот г-жа Кифяк их сделала очень странно - начала крутить двойными, потом сменила ногу и перешла на одинарные, потом опять сменила ногу и все это при большом продвижении вперед, создавая эдакую диагональ фуэте. Ваша покорная слуга однозначно посчитала элемент сорванным (ибо Лазебникова крутила нормальные такие фуэте без диагоналей), но знающие люди мне потом сказали, что это могло быть так и задумано, специальная диагональ чего-то там. Но в любом случае, зрители этого не поняли и не оценили - вся наша ложа переглядывалась "а что это было?". Буду на будущее обязательно смотреть, не повторится ли этот элемент в исполнении еще кого-нибудь, или все же будут обычные фуэте.



Дебют Никиты Сухорукова в Фигаро мне напомнил его же дебют в партии Франца (Венский Вальс) - весьма артистичное выступление при достаточно проблемной технике. Фигаро у Никиты - обаятельнейший "парень из нашего города", улыбчивый, естественный и ни разу не наигранный. Живая сценическая органика его дарования делает его отличным приобретением для театра. Почему то он мне напомнил артиста Николая Рыбникова в его шедеврах 1950-х вроде "Весна на Заречной улице" и "Высота" - была та же близость к зрителю и искренность. Подумалось, правда, что Никита - не "принцевого" плана балетный артист. Это отлично, что ему дали Де Бриена (очень жаль, что я его там пропустила), но я понимаю, почему он там некоторым совсем не понравился. У него несколько другой типаж, хотя в Детмузе он и танцевал абсолютно все.

Кроме того, над техникой еще работать и работать - во втором действии Никита не очень удачно набрал форс, вращения не получились, да и в дуэтах с Ольгой Кифяк не все было гладко. Но, во-первых, у меня было ощущение, что даже за эти пару месяцев у него уже есть видимый прогресс (например, приобретается большая уверенность и широта танца), а проблемы во втором акте были результатом еще и "нервов дебютанта". Ощущалось, что Никита очень надеялся выступить лучше и сам заметно расстроился, а на поклонах выглядел озабоченно-сосредоточенным. Не стоит переживать - все у Вас получится!:) Могу дать артисту еще и "вредный совет" - берите в некоторой степени пример c г-на Бенцианова: вот уж кто реально кайфует от сцены, излишней рефлексией не страдает, а на его победоносных поклонах сам Барышников почувствовал бы себя полотером:)



Но вообще-то, уже второй раз этот спектакль для меня "делают" вовсе не Сюзанна и Фигаро, какими прекрасными бы они ни были - ярчайшее и легчайшее фриволите из десятков смешинок, нюансов, гэгов и подначек сплетает персонаж Марцелины. Это же просто клондайк для комического характерника!



Марцелина - Владимир Чуприн

Дама гренадерского росту, мечтающая о большой и светлой любви, боевитая и целеустремленная, но при этом донельзя очаровательная, становится буквально центром спектакля. Интересно было сравнить безумно мне понравившегося в ноябре Романа Завгороднего и Владимира Чуприна. Скажу, что Марцелина Завгороднего была яркой, гламурной и местами гротесково-буффонадной молодящейся кокеткой. А вот Владимир Чуприн представил куда более реалистичную и спокойную интерпретацию - его приземленная Марцелина по сути стала балетным переложением Татьяны Пельтцер из классического спектакля "Женитьба Фигаро" 1970-х - деловитой и беспокойной дамы бальзаковского возраста, трепетно лелеящей свои матримональные планы. Отлично удалась мизансцена с удочкой и дуэт с Сухоруковым. Но в отличие от Завгороднего не очень получились "веера" - осенью было позажигательней. И, конечно, я была восхищена, когда г-н Чуприн с его ростом и несубтильной комплекцией бойко так семенил на пуантах:) А уж когда его Марцелина тащила в охапку упирающегося Фигаро, то напомнил артист мне все ту же бесподобную Татьяну Пельтцер, но уже не из спектакля, а озвученную ею Бабу-Ягу из мультика про домовенка Кузю: "Счастье мое! Кузинька!":) В общем, удался спектакль - фриволите в стиле делль-арте но с нашим, родным киевским колоритом:)


Ольга Кифяк, Владимир Чуприн, Игорь Булычев, Женитьба Фигаро, Никита Сухоруков

Previous post Next post
Up