Сказ про Одиллиево озерцо

Jan 24, 2015 21:12

Лебединое Озеро, 24 января 2015г.

Киевский муниципальный театр оперы и балета для детей и юношества

Сегодняшний спектакль явился для меня неким "закрытием гештальта" эдак годичной давности, когда добрые люди рассказали о грядущем Лебедином ведущей солистки Детмуза Мие Нагасава, но как раз таки ровно в этот самый день в Нацопере давали "Дон Кихот", бывший последним киевским спектаклем для Лизы Чепрасовой перед ее отъездом в "Стасик". Тогда я выбрала "Дон Кихот", о чем не жалею и о чем подробно отписывалась. Однако надежда увидеть мадемуазель Нагасава в ЛО хранилась где-то в глубинах моих зрительских мечтаний, и я рада, что удалось таки ее реализовать наконец.

Увы, стоит отметить, что даже в 2015 году менеджмент Детмуза так и полощется на уровне ДК "Пищевик". Довольно забавно узнать, что у этого театра оказывается даже есть какой-то там штатный специалист по связям с общественностью... С какой общественностью, ребята, - с китайской, что ли?! На кой ляд иметь официальный сайт, странички в фэйсбуке и вконтакте, и даже канал на ютюбе, если составы на классические спектакли не выкладываются нигде?! Конечно, если рассматривать артистов как безымянных скоморохов - то и так сойдет. В контексте внутреннего междусобойчика самодеятельности тоже приемлемо - ну пляшет себе условная Дуся из колбасного цеха спектакль, и пусть пляшет - свои то знают, а чужие тут не ходят. Но мне безумно жаль, что руководство Детмуза полагает, что ведущие солисты второго академического балетного театра в Киеве не имеют ни имени, ни лица, и киевского зрителя привлечь априори не могут. Так что ему, зрителю, и знать то не надо - кто танцует, кого танцует... Это только кассиры Детмуза в ответ на вопрос о составе на спектакль отвечают: "Ну я не знаю... А вам что - не все равно кто?".

Я так понимаю, эта светлая мысль едина и для кассиров, и для руководства, которое, кстати, довольно занимательно таки расположилось. Могу только позавидовать многочисленным талантам семейства Боровик - судя по информации на официальном сайте, помимо худрука балета Татьяны Боровик, в админ.составе наличествуют так же:

PR-МЕНЕДЖЕР - БОРОВИК Василина Василівна
ГОЛОВНІ АДМІНІСТРАТОРИ - БОРОВИК Ірина Вікторівна
РЕПЕТИТОРИ З КЛАСУ БАЛЕТУ - КОЗЛОВ ІВАН АНАТОЛІЙОВИЧ (сын все той же госпожи Боровик)

Увы, но все это многочисленное семейство Боровиков, активно, как грибы после дождя расплодившееся на ниве Детмуза, не способно поднять один палец и написать хоть за 2 дня до спектакля ориентировочные составы исполнителей. Ну или хотя бы по телефону отвечать на звонки с вопросами. (К слову, про хамство администратора Детмуза я как то даже отдельно писала с годик назад). Ну что же, бывает... Индиффирентные какие-то грибы попались... В природной экосистеме, правда, такие больше на поганки смахивают.

По указанным выше причинам (дремуче-отстойный, семейственный менеджмент), в Детмуз серьезный зритель если и ходит, то о впечатлениях не отписывается. А жаль, потому что артисты там все же попадаются небезинтересные.



Начну я свой зрительский заплыв в Озеро с позитива - совершенно очаровательными оказались маленькие лебеди: ладненькие, синхронные, отточенные. Ни в какое сравнение не идут с деревянными разнокалиберными лебедицами Нацоперы, у которых на спектакле с Мацак было - "одна голова - в Казань, другая - в Рязань".

Однако, с Ротбардом сложилась некая петрушка. Ибо г-н Душаков в этой партии производил впечатление скорее драматического артиста, нежели участника хореографического действа - кондово-пешеходный, тяжеловесный, он безбожно купировал прыжки и заваливался на вращениях, а один раз даже схватился рукой за сцену. Почему артиста в такой форме выписали на Ротбарда - для меня загадка. Впрочем, что интересно, существенный позитив в его выступлении был, ибо при всей аховости технической части, образная была достаточно хороша - выразительные жесты, живая мимика, мощная подача своего персонажа. В силу вышеизложенного, этот Ротбард на хищную птичку не тянул - скорее, на разозленного Кинг-Конга.



Зигфрида в исполнении Игоря Хомищака, пожалуй, можно принять с некоторыми оговорками. Но артисту приходилось туго, потому что когда в па-де-труа появился Константин Виновой - главная звезда Детмуза - сразу стало понятно, кто здесь - Принц, а кто - так, погулять вышел:)

Из минусов мсье Хомищака - отсутствие яркой сценической внешности, статности, и хоть какого-нибудь намека на аристократизм (особенно все это бросалось в глаза на контрасте с Виновым). Из плюсов - кураж, задор и искренняя жизнерадостность молодого дебютанта. (Поскольку Детмуз не снисходит до информирования общественности о дебютах, я этого не знаю - но именно на первое выступление артиста в партии это походило более всего). Опять же, почему-то показалось, что мсье Хомищак либо занимается с Константином Виновым, либо подражает его сценической манере. Как там, у классика: "Увы, Мальволио, почерк здесь не мой. Хотя, должна признаться, - сходства много":)

Однако, бодрый и прозаический купеческий сын, получившийся у мсье Хомищака, как нельзя лучше соответствовал той фантасмагоричной стилистике спектакля, которую ему придала главная героиня дня и причина моего похода на Лебединое.



...Мие Нагасава киевляне могут легко отнести к категории: "только у нас" и "спешите видеть!". Она суть живое подтверждение тезиса, что талант - не в линиях, одаренность - не в фактуре, а танец - не простая техническая совокупность комбинаций. Ну то есть, конечно, хорошо, когда это все наличествует, но, как говорится "дух дышит, где хочет", а Терпсихора - девушка своенравная и целует только того, кого сама пожелает. Совершеннейшая Дюймовочка, крошечно-миниатюрная Нагасава с ее большой головкой, кукольными ручками, какими-то детскими изломами - удивительное сценическое явление. Во-первых, она ошеломляюще естественна и трогательно-артистична.



Во-вторых, ей присуще то редкое качество, что отличает преимущественно больших артистов, а именно - умение погрузить зрителя в свой собственный мир. Ведь солист с именем - это универсум. Его мастерство, особенности психофизики и личная харизма преобразуют сценическое пространство и придают ему неповторимую индивидуальную стилистику. Ведь право на свои миры имеет не только какой-нибудь Роджер Желязны, а любой подлинный творец. А Мие, безусловно, творец. Несмотря на размеры:)

Миры Мие Нагасава - это фантасмагория, это мир сказок Гофмана и Бажова с их поразительным сплетением самой будничной реальности и самой неожиданной феерии. Как у Гофмана в "Песочном человеке" или Бажова в "Синюшкином колодце" - подробный, приземленный нарративный бытовизм существования героя внезапно прерывается волшебством некоего явления. Явления, которое сам же герой и разбудил неосторожным и незапланированным вмешательством.



Вот был себе простой и жизнерадостный купеческий сын, да угораздило его случайно мимо какого-то озерца идти... Мсье Хомищак в сегодняшнем сказе отвечал за бытовой зачин, а Мие Нагасава - за волшебство. Это чудо, которое иной балерине Нацоперы будет аккурат по пояс, не танцевало текст - оно на сцене жило, дышало и любило. Только ее Одетта любила Зифгрида, а Одиллия - себя. Но и в том, и в другом случае - это было упоительное и свежее чувство. Интересно, что я второй раз видела Одиллию, в которой не было ни грамма зла, ни крошки торжествующей энтропии. Первой была Екатерина Чебыкина, чья гламурная и жизнерадостная черная Лебедь - это было где-то "Одиллия читает Cosmopolitan, и ничего личного".

А сегодняшняя Мие Нагасава - словно бы еще одна ипостасть волшебства, почти как у Бажова, когда хранительница богатств Синюшка оборачивается для героя Ильи сперва царской дочерью, потом купеческой, тем самым вводя его в искус.

Удивительная цельность и естественность Мие в разных обликах и заставляют задуматься - а с кем вообще имеет дело Зигфрид? Что это за сущность такая диковинная?

Своеобразным вышел и финал - в силу того, что я в Детмузе бываю раз в году, я не знаю, как было изначально канонически поставлено, но сегодня начисто отсутствовал последний бой Зигфрида и Ротбарда. Вернее, Зигфрид таки попрыгал пару раз возле Ротбарда - но вот "добивала" Злого Гения уже Одетта. Когда Принц неожиданно ускакал куда-то за кулисы, белая лебедь грациозно и истово стала "наплывать" на Ротбарда, отчего он сразу же схватился за печенку и тихо и без конвульсий скончался. Хи, ребята, это же чистый Гофман:)

Донья Соль могла бы еще поразмышлять и о спектакле, и о важном тезисе "великое в малом", но... Для Мие Нагасава, для этой прелестной киевской балетной миниатюры:



Мие Нагасава

Горчичное зерно и колокольчик,
Жемчужинка в бестрепетной руке,
Дар малости - он хрупок, но настойчив,
Пульсирует, как жилка на виске.

Он к сердцу тянет круглые ладошки,
Хоть мал - всего себя готов отдать.
Резвее птички, ласковее кошки,
Он не дает душе спокойно спать.

Бесхитростный, рассудку не подвластный...
К тому ж, не защищает он от бед.
Но на зловещее: «Ну как - единогласно?»,
Отчаянный, он твердо скажет: «Нет».

Великие блюдут свои темницы.
И пусть высокомерен перст судьбы,
Властитель, исполин, сатрап, патриций -
Всего лишь повапленные гробы.

Так Некто (кроток в жребии высоком),
Сказал Ученикам Своим босым:
«Что скрыл Я от царей и от пророков,
Я щедро открываю малым сим».

Детмуз, Лебединое Озеро, Игорь Хомищак, Мие Нагасава, поэтическое

Previous post Next post
Up