Ромашковая симфония + неожиданный шумерский post-scriptum

Feb 18, 2015 16:06

Жизель

Национальная опера Украины, 17 февраля 2015г.

...Есть вещи, на которые вдруг резко обращаешь внимание именно по причине их отсутствия. Например, вчера я увидела, что, оказывается, в Жизели не просто наличествует мужской кордебалет, но он еще и весьма и весьма значим для создания целостного зрительского впечатления от спектакля. А увидела я это именно потому, что заместо привычных и часто ругаемых опытных киевских корифеев зрителю были предложены некие мальчики молочно-восковой спелости - путающиеся в конечностях, с заплетающимися ногами и перепуганными глазами. Выглядело это много хуже даже ученических концертов, хотя бы потому, что в случае студентов время для подготовки номеров все же отводится, а в цейтноте киевской афиши и при отношении к своим обязанностям педагогов - по-видимому, нет. Результатом явился густопсовый флер художественной самодеятельности в массовых сценах. У девушек ситуация обстояла гораздо лучше, но тоже без блеска - а на форму отдельных личностей, вероятно, просто махнули рукой.



Увы, не сильно лучше обстояли дела и у Тимофея Быковца - дебютировавшего в па-де-де. Хореографический фрагмент с его участием давал возможность визуально оценить отличную фактуру и прекрасную сценическую внешность юного солиста, но собственно танец был, к сожалению, очень небрежен и неряшлив: постоянные поправки поз, какое-то "расползание" по сцене все дело сильно портило. А жаль... Данные - очень хорошие и перспектива есть, но зачем же настолько неподготовленного солиста на сцену главного театра страны выпускать?



Судя по отзывам, Мирта Синобу Такиты много поклонников среди киевских зрителей не имеет. Тому много причин, среди коих и отсутствие яркой сценической харизмы, и перманентные технические проблемы. А вот лично мне Синобу в этом образе скорее нравится, чем нет - ее восточный типаж и неумолимая холодность ассоциируются с неким ориентальным божеством. Правда, вчера это божество сильно береглось и скорее само пугливо опасалось - но я то добрый зритель и могу нафантазировать, что опасалось оно не сорванного элемента, а этой странной земной парочки и их чувств:) Во-всяком случае, ее занимательная образность техническую неуверенность для меня "перекрыла". Но абсолютно недосягаемой Миртой в НОУ по-прежнему остается Ирина Борисова - вот уже где удивительный баланс артистического мастерства и технической оснащенности.



Мне очень-очень жаль, что заслуженного артиста Украины Геннадия Жало я в его лучшие годы в Нацопере не застала. Вероятно, это был очень достойный премьер, а благородные манеры и красивая мужская стать у него есть и сейчас. Но в образе Ганса он, увы, не смотрится абсолютно. Во-первых, партия ревнивого лесничего у него стала прямо-таки кондово-пешеходной: просю пардону, но так танцуют, когда в коленях - артрит, а в голове - желание поскорее отдохнуть. Во-вторых - эта яркая демихарактерная партия в его трактовке превратилась в "квази-премьерскую". В смысле, природное "принцевое" индивидуально-сценическое звучание г-на Жало сузило его палитру сугубо до классически-пастельных оттенков (подразумевая, что остальное доберется танцем - но здесь-то негде добирать, да и танец - совсем не тот).

Я видела прецеденты успешного исполнения Ганса прирожденными классическими премьерами - удивительно, но в этом очень хорош Ян Ваня. Этот великолепный "чешский рояль" под Гансовую мелодию себя специально перенастроил - заметно укрупнил рисунок танца, придал напористости и резкости жестам, постарался нивелировать благородные манеры, уверенно и к месту "играл лицом". Получилось весьма прилично - такой жесткий, ограниченный, чуток самодовольный товарищ. Очень зримый, очень реальный и довольно зрелый - как раз в противовес романтическим устремлениям молоденькой Жизели. А вчера у г-на Жало в смысле образа получился скорее какой-то уставший от жизни Альберт пенсионного возраста, но никак не Ганс. Правда, хочу добавить, что это не значит, что в моих глазах г-н Жало плох в принципе - вовсе нет, в начале сезона мне удалось посмотреть Хозе в его интерпретации, и увиденное по-настоящему понравилось. Только отзыва я тогда не написала, к сожалению.



...Долго я ждала Жизель Натальи Лазебниковой, долго... Но дождалась:) Воспетая недавно мною (хи-хи:)) прима-балерина впервые за лет эдак 5 вышла в этой жемчужине романтического репертуара и доказала, что да - артистический универсализм эпохи титанов крайне редко, но встречается и в наши дни. Несомненно, такую Жизель следует отнести к длинному списку других творческих достижений артистки. Боюсь скатиться в банальности, но прежде всего Жизель в трактовке Лазебниковой отличает естественность - удивительная природная естественность, простота и чистота. Причем такая, что вызывает в памяти Юнну Мориц с ее:

Обняла ромашка
Белую ромашку,
И стоят в обнимку -
Сердце нараспашку!
Летние подружки,
Белые ромашки,
Вам лесные феи
Выткали рубашки...

Потому что Жизель в интерпретации Лазебниковой - ну просто полевой цветок, непосредственный и бесхитростный. Самая светлая, самая целомудренная киевская Жизель для меня - это Наталья. "Зростаючи в некошених травах, серед лілей, вона була променем світла - серед людей". Это такая симфония кроткой сияющей женственности, о которой все лучшие люди давно сказали и без меня:) Остается только вспоминать, сравнивать и цитировать.



Ее героиня настолько цельная и естественная, что к ней мне как-то сложно применить расхожие штампы оценки Жизели - дескать, в первом акте это резвая земная поселяночка, во втором - бесплотный дух. Просто в ней было... что-то такое вечно-женственное, неописуемое. Наверное, то же, что было в Анастасии Романовне Захарьиной - неуловимое нечто, что заставит любого самодержца пройти на царских смотринах ряд писаных красавиц и выбрать только ее, такую sweet and gentle. Где-то как у Блока: ...И с туманом, над Непрядвой спящей, прямо на меня, ты сошла в одежде, свет струящей, не спугнув коня...



Конечно, при такой Жизели Альберт Андрея Гуры слегка отошел на второй план - но он, по-моему, не сильно возражал:) Что интересно - в этот раз практически не было в нем никакой сумрачной готики или драмы взросления инфантила ценой чужой жертвы, что я видела в спектакле с Еленой Филипьевой. Можно сказать, что тогда, несколько лет назад, он был заметно ярче, но вчера - гораздо душевней и убедительней. Образ получился - такой мечтательный, оторванный от реальной жизни, но (все таки) искренне любящий молодой аристократ. В общем, никаких веселых Казанов а-ля Сидорский или злых и циничных соблазнителей как у Сухорукова. И еще - прекрасные премьерские антраша:)



Что интересно, краеугольным камнем вчерашнего спектакля стал вполне банальный, но оттого не менее трагичный конфликт утери и невольного саморазрушения. Ну вот допустим, у Вас есть какая-то глубоко личная святыня (что-то дивно-чудотворное, семейная реликвия, чтимое душевное сокровище), которую Вы очень бережете, и великую ценность которой прекрасно осознаете. А потом вдруг лишаетесь ее в одночасье исключительно по собственной вине - злости, глупости или простому человеческому раздолбайству. Печально как то, что ничего поправить уже будет нельзя, так и то, что ощущение своей личной вины будет грызть вас практически до конца дней. Вот такое чувство «утери святыни» изумительно передал Волошин с его посвящением Владимирской Богоматери:

Но слепой народ в годину гнева
Отдал сам ключи своих твердынь,
И ушла Предстательница-Дева
Из Cвоих поруганных святынь.

Альберт Андрея Гуры очень искренне любил свою Жизель и наверняка со временем попытался бы устроить их будущее, но ослепившая его минутная трусость привела к полному краху, терзаться последствиями которого он будет до конца дней. И да - благополучного разрешения при такой интерпретации ну никак не получается. Если продолжить логику развития образа, то вчерашний Альберт, даже получив спасение, в обычной жизни себя не найдет. После пережитого - конечно, не в петлю, но либо в монастырь, либо куда-то в самую гущу сражений. Потому что - ОНА УШЛА... А что осталось?!

В общем, впечатления я получила сильные и глубокие - спасибо большое артистам! Bravissimi!

Post-scriptum. Я долго думала, добавлять ли эту "заметку на полях" или нет - дописывала, потом стирала... Ну да ладно - все-таки выскажусь. Дело в том, что я в принципе не люблю вставные номера - за 50 с гаком отзывов у меня едва ли наберется два-три упоминания всяческих там па-де-де и па-де-труа (только когда действительно чем-то зацепили). Я - человек из оперной тусовки (и в опере я понимаю - ну, скажем так, несколько побольше, чем в балете:)). Мне еще пару лет назад в принципе было довольно сложно вообще воспринимать балет, может именно поэтому я до сих пор очень не люблю вставные вариации...громким шепотом... Эти поскакушки для меня разрушают концепцию целостного спектакля. В контексте эстетики, они имеют смысл, только если их кто-то вроде Мацак танцует, а для "выгула молодняка" есть не большие, но все-таки партии, а не эти хореографические заплатки.

Этот чахлый нарратив был для того, чтобы объяснить нижеследующее - по причине личных зрительских тараканов, я не могу составить никакого осознанного целостного впечатления об артисте, исполняющем таковые элементы. Вчера же случилось очень интересное - веселий графоманський віслючок, который заменяет мне Пегаса, неожиданно притащился именно в этот самый момент. Было удивительно, но напряжно - обычно я достаточно ясно слышу, что именно я хочу сказать об артисте. Вчера же это походило на какой-то перевод с шумерского - аж уши вспотели. Да и в спектакль оно как-то не вписывалось. Но все же... Оставляю это в отзыве потому, что если артист сразу цепляет меня на глубинно-творческом уровне - так он таки цепляет, и без никаких:)

Итак, судя по па2, если прозой - не виденная мною ранее в сольных партиях мадемуазель Лина Володина обладает ярко выраженным восточным типом внешности, красивыми стопами, очень хорошим балансом и гибким корпусом. А если не-прозой, да по-нашему - по-шумерски, то как-то так:



Лина Володина

...Кто-то ярче, понятней, кому-то бисируют ложи:
В ратных сечах искусства так много пленительных жертв.
Но лишь я ослеплю тебя правдой - как сталью из ножен,
И ты сразу поймешь - я твой лучший, твой вечный сюжет.

In aeternum… Так было и будет -от древних латинян,
Ты свободен, приволен, бессмертен, ты - просто ничей.
Но лишь взгляды скрестятся - ты, данник и пленник, отныне
Будешь в сердце хранить свет моих византийских очей.

Я - твой Китеж , Аккад, Карфаген, я - твой Константинополь,
Осажденный твой град, что с легендой тебя породнил.
Ты по-прежнему хочешь свободы? Ну что же, попробуй...
Не вернется назад, кто из чаши моей пригубил.

А еще, все сомненья и страхи былые отринув,
Совлекшися порфиры, явив благородную стать,
Если хочешь - я стану твоей балериной,
Посмотри - за века я совсем не отвыкла летать.

...Вечер бережно прячет бесстыдно-нагие запястья
В кружевных отворотах сияющих звездных манжет.
Боже мой... Ведь на сцене сейчас - чье-то счастье,
Чей то лучший, единственный, самый любимый сюжет!

Андрей Гура, Лина Володина, Наталья Лазебникова, Геннадий Жало

Previous post
Up