Осколок третичной эпохи

Jan 16, 2015 20:03

Раймонда

Национальная опера Украины, 15 января 2015г.

Раймонда в наших пенатах - наименование редкое, и поэтому встреча с ней для зрителя является событием особенно приятным. Изысканная музыка Глазунова, очень стильное художественное оформление Анны Ипатьевой и Андрея Злобина, а так же мелодраматичный сюжет, близкий душе хоть продвинутой бизнес-вумен, хоть неискушенной домохозяйки - делают этот спектакль желанным для многих киевских зрителей.



... Вообще-то, вечер получился несколько неровным "спектаклем трех солистов". Увы, но кордебалет и корифеи являли собою зрелище тускловатое и нестабильное. В силу большого количества новых вводов и напряженного графика, труппа состояла в основном из двух категорий артистов: необкатанные ясноглазые новобранцы, худо-бедно знающие текст, но не втанцевавшие его как следует, и устало-заезженные "старички", отбывающие номер. Проблески местами были, да и старания были приложены немалые - отмечу ненапрасные усилия всех друзей Раймонды, а так же миленьких молоденьких Скрипченко с Муромцевой. Но спектаклю, шедшему последний раз где-то с год назад, ощутимо недоставало репетиций, и это свой отпечаток наложило на всех.

Опять таки, я не могу понять, почему в смысле репертуарной политики и наполнения балетной афиши - у Киева в последние годы ситуация, просю пардону за простонародность, как в присказке "... а до мого берега - як не гівно, так тріска".

Я за свой зрительский стаж попала на двух худруков. Мсье Матвиенко прославился тем, что за скудный репертуар его частенько костерили киевские балетоманы, многие наименования вообще не шли, а от очередной серии "Кармен-сюит" и "Шехеразад", по-моему, уже начинало воротить самих артистов - судя по их танцам.

Г-жа Рехвиашвили, как я погляжу - напротив, является сторонницей советской производственной системы, ей очень близко понятие "вал". 14 балетов в месяц, танцы в операх, работа над премьерами, а еще гастроли - и вот уже к концу календарного года труппа напоминает персонажей жутковатого, но талантивого американского кинохита "Загнанных лошадей пристреливают", а травмированных даже больше, чем в конце сезона. Спрашивается, зачем все это?! Руководствуемся принципами советского строительства - сдать столько-то квадратных метров в срок, а то, что в этих метрах жить невозможно, крыша протекает и сантехники нет, так это ничего - главное, план выполнили.

...ворчливо...Мне интересно, я доживу когда-нибудь до того, что киевский балет возглавит человек, который поймет, что между импотенцией и приапизмом - там как раз таки все самое интересное и находится:)



Ваша покорная слуга уже делала развернутое смакование всех красот художественного оформления "Раймонды", которое в первый просмотр вызвало у меня почти что бурю восторга. Во второй же визит на детище г-на Яременко, в глаза уже бросились некоторые ляпсусы, преимущественно относящиеся к работе художников по костюмам.



Ну например - пухлый и добродушный Король Андрей Венгерский, осанисто рассекавший по сцене, был одет в нечто, что по виду было в тяжелую годину взято напрокат у Детмуза. Белые шаровары, драпировки из красных гардин, а во втором акте - еще и странноватый фасон и цветовая гамма, явно не приличествущая ни статусу героев, ни происходящему на сцене.



Одеяния Белой Дамы во втором акте меня приводили в умиление еще год назад. Костюм напоминал собой модифицированный для балетной сцены зипун без верха, при этом обшитый какими-то розовато-белесыми водорослями. Примириться с подобным можно только если к комплекту прилагаются дивные утонченные линии Анастасии Шевченко.



В отличие от цепкой и очень активной потусторонней свахи Екатерины Козаченко, Белая Дама в интерпретации мадемуазель Шевченко очень соответствовала как раз таки наименованию персонажа - что дама, то дама, и белая - факт:) Лишенность какого-бы то ни было ярко выраженного эмоционально-образного наполнения компенсировалась красотой линий и изяществом.

К слову, меня заинтересовала прическа Анастасии в первом действии - потому что такую укладку с вплетением лент и симметричных украшений сразу над обоими ушками обычно делают либо для партий явных "девочек-девочек" как Маша в "Щелкунчике", либо используют неюные примы для аналогичного эффекта - скажем, в Жизели. Помимо прочего, такой типаж - он и для детских утренников подходит: котики там, белочки... Так же им можно добиться и стилизованного эффекта "простушка в чепчике". Я не знаю, какого эффекта хотела добиться мадемуазель Шевченко, которой до "неюных прим" еще ох как далеко, но местами ее героиня напоминала мне какое-то дивно-эклектическое создание... Білочка-вілліса в капелюшку:) Тэсэзэть, анимистический тотем семейства де Дорис:)



Дмитрий Чеботарь... Дааа....:) Сплошные троеточия женского восторга:) Его палкий східний залицяльник был способен затуманить разум и заставить сомневаться в матримониальном выборе любую высокородную девицу. Неистовый, прыгучий и гибкий, г-н Чеботарь в своем образе очень органично и с чувством меры сочетал темперамент и ориентализм.



Забавная очень получилась мизансцена с одалисками. Забавная, потому как герой мсье Чеботаря не нуждался в демонстрации своих трофеев кому бы то ни было - для подтверждения мужской могучести, вирильности и мачизма ему достаточно было всего лишь выйти на сцену:) А вот чахлые, несинхронные, утомленные сарацины репутацию своему господину только портили.

И опять таки - костюмы... Все эти блестящие халаты, "нагрудники" из парчовой бахромы, ткани с "бахатыми" отливами - это так "по-нашему, по-бразильски...". Однако, Абдерахман - он то, конечно, сарацин, но он же все-таки воин и рыцарь, а не Золотой Раб и не цыганский барон. Поэтому я еще раз выражаю искреннюю благодарность артистам, которые силой своего дара сумели нивелировать ляпсусы недолугих киевских художников по костюмам.



... А мне Андрей Гура понравился, и даже очень:) То ли на контрасте с виденным ранее Сергеем Сидорским (который, к моему огромному удивлению, интереса ни к Раймонде, ни вообще к спектаклю, практически не проявил), то ли просто потому, что артист вложился в этот образ как сумел. Да, были технические огрехи, а поддержки в гранд-па дались ощутимо тяжело, но уровень танца все равно премьерский. Да, герой вышел несколько прямолинейным - но какой он вообще должен быть, этот Де Бриен? Какая в нем должна быть зубодробительная артистическая органика? Любой, даже самый безукоризненный и харизматичный артист, будет держаться в тени Абдурахмана - потому что так поставлено.



Что он может противопоставить сногсшибательному мачо в блестящих шароварах, кроме своей чистой и светлой любви? А любовь Андрей Гура передать все таки сумел. Отмечу очень удачный второй акт - красивая получилась сольная вариация. Да и развитие образа сложилось весьма логическим и интересным - несколько анемичный и от природы меланхоличный молодой человек благородного рода вдруг сталкивается с тем, что его любимая невеста может уйти к другому. Именно этот факт и заставляет его встряхнуться и вести себя иначе, проявить себя.
Да он этому Абдерахману еще и приплатить должен - за мастер-класс по стрессовой психологии и ролевым играм, а он - с мечом кидается:) Впрочем, Абдерахмана всегда всем жалко:)

Так что касательно мсье Гуры в образе Де Бриена, мне остается только спросить саму себя голосом Иван Васильича, так и не поменявшего профессию:
- Боярин то - у белых онучах? Красотою леп, бровьми союзен? Боярыню справно носит? Так чего ж тебе надо, собака?!!... Вот и хвали его, хороняка!:)

С царской логикой спорить трудно, поэтому я и хвалю:)

Замечу еще только, что я не считаю Андрея Гуру драматически беспомощным - у него очень своеобразное дарование, какой-то сумрачный романтизм. Я только один-единственный раз видела его Альберта и была действительно поражена (я бы даже сказала - потрясена) - очень цельный, прочувствованный, необычный, непохожий ни на кого образ, это разительно отличалось от всего, что я потом видела у него и до, и после той давней "Жизели" с Еленой Филипьевой. Поэтому мне было бы безумно интересно увидеть его не в белой классике, и не в бесконечных принцах. (Я не имею ввиду "Спартака" - поскольку плакатная героика тоже пока не его).



Прежде чем приступить собственно к рассказу о главной героине вечера, я как-то задумалась о том, какие же фиоритуры выписывает в классических балетах категория эстетики. Вашей покорной слуге как-то довелось видеть в нескольких спектаклях в ведущих партиях одну артистку Нацоперы (имени которой я по понятным причинам не называю) с отличными природными данными, красивыми линиями и эффектным, запоминающимся лицом, которая однако при этом на сцене умудрялась быть ошеломляюще некрасивой, скучной и пресной до зевоты. Потому как повадки свеже-расчлененной каракатицы, сломанные в кистях руки и постное выражение варено-мороженой креветки намертво убьют любые самые распрекрасные данные. Так сказать, ярчайшая иллюстрация народной мудрости - умная голова да дураку досталась... К сожалению, если подобное сочетание досталось не только самому артисту, но и его педагогу, то зрелище выходит совсем непрезентабельное, и сцены главного театра страны уж точно не достойное - однако, консервируется оно в нем на годы.

А вот заслуженная артистка Украины Наталья Лазебникова - явление в мире киевского балета особенное. Коренастая, невысокая, с крепкими ногами, эта балерина отнюдь не обладает феноменальными природными данными и идеальными линиями. Но на сцене при этом - это явление редчайшей красоты! Необыкновенно музыкальная, тонко чувствующая, стильная и грамотная Лазебникова - прямо таки Василиса Премудрая, которая сделала из себя Прекрасную. А если еще и учесть, что у нашей прима-балерины уже двое детей, то ее self-made способностям могут позавидовать идеологи американской мечты и топ-менеджеры транснациональных корпораций.

Да и сам характер ее многогранного дарования тоже стоит особняком. И тут, конечно, Донья Соль не удержится, чтоб чуток не потроллить гордость киевского балета. Можно, например, задаться вопросом - а что общего у Натальи Лазебниковой и мегалозавра? Ответ: оба - осколки эпохи титанов:) Почти как по Джеку Лондону - "осколок третичной эпохи":)



Дело в том, что насколько я могу судить, Лазебниковой (едва ли не единственной в труппе Нацоперы) присущ редчайший дар того «артистического универсализма», который отличал театральный и кинематографический «золотой век», когда считалось, что настоящий артист должен уметь все, а если он чего то не умеет, то он должен научиться и все равно суметь. Просто потому что он - АРТИСТ и служит искусству, в конце концов! А это предполагает, что он может быть задействован везде - от сцен императорских академических театров до фронтовых концертных бригад, и в случае необходимости - в самом различном амплуа.

Не боясь блистательных сравнений, почему то глядя на Лазебникову вспоминаются мне колоссы вроде Веры Марецкой, Любови Орловой или Николая Черкасова, убедительной образности которых было подвластно настолько многое, что диву даешься - от комедийных простонародных письмоносиц до светских львиц, от прямолинейной советской эстетики до глубоких драматических театральных работ, от музыкально-эстрадных ревю в нэпманских ресторанах до канонических и масштабных злодеев и героев. И везде в этой широчайшей амплитуде - подлинная органика, вдумчивая работа.

В отличии от привычной для Киева ситуации, когда, скажем, на какую-нибудь солистку А. - предпочтительнее смотреть только в Сильфиде и Жизели, на солистку Б. - только в современных балетах, на солистку В. - исключительно в партиях бойких резвушек, а вот на солистку Г. - лучше вообще никогда не смотреть, за Лазебниковой мне как зрителю безумно интересно наблюдать абсолютно везде.

Она талантливо и естественно сочетает царственный академизм («Раймонда»), непринужденный комедийный талант (Сюзанна, «Женитьба Фигаро»), темпераментные и страстные изломы современности (Марина, «Грек Зорба»), упоительно-ажурную мелкую технику старобалетного винтажа («Сильфида»), окрашенную лиризмом картинную декоративность (Аннель, «Венский Вальс»), а так же подлинный драматизм (Фригия, «Спартак» в ред. Анатолия Шекеры). И это только то, что я видела собственными глазами, а между прочим, восторженные воспоминания о ее бесподобной Джульетте, Китри, Авроре, Жизели, и Одетте-Одиллии (каковые партии артистка в последние годы если и танцует , то только на гастролях), я слышу от балетоманов постоянно.



И конечно, вовсе не нужно обладать вообще каким-либо зрительским багажом, чтобы отмечать ее достоинства. Однажды автор этих строк с друзьями ходила на какой-то гала-концерт. Компания моя была совсем в театральном деле неопытная, но мнение их было мне очень интересно. Так вот на мой вопрос, кто и почему больше всех понравился из исполнителей балетных номеров, мои спутники назвали прежде всего Лазебникову: «...потому что она самая грациозная! И руки как будто по волнам плывут...». Меня приятно удивило, что абсолютно неопытный глаз замечает эти прелестные поющие кисти и обращает внимание на высокий эстетизм ее исполнения.

Объективности ради отмечу, что две партии Лазебниковой прошли как-то совсем мимо меня. Так, Лилея в ее интерпретации грешила некоторыми самозаимствованиями и не вполне соответствовала заданной постановщиками стилистике украинского фольк-балета. А «Дама с камелиями» на сцене НОУ в принципе акцентирует сугубо недостатки артистов. Впрочем, это мнение ( как, собственно, и весь мой живой журнал) есть мое чистейшее ИМХО и личная субъективная вкусовщина.

Если же рисовать, так сказать, творческий портрет балерины за последние пару лет, то следует обязательно упомянуть и ее неоднократные выступления в «Баядерке», полюбившиеся многим киевлянам. Однако лично мне Лазебникову там видеть не пришлось - я посетила оба премьерных показа и у меня сложилось неоднозначное отношение к макаровской версии. Когда же через некоторое время я пошла таки на спектакль еще раз - то ужаснулась тому, что даже то, что так спорно, но несомненно ярко ставила Наталья Макарова, было напрочь утрамбовано в асфальтовый каток несдебными педагогами-репетиторами Нацоперы, импотентными настолько, что они были неспособны даже сохранить то, что было передано им на блюдечке.

После этого, у меня напрочь пропало желание ходить на любые редакции любых «Баядерок». Потому что если балет можно вконец угробить плохим исполнением, так он для меня посредственный, и все. Вот взять Лебединое - это ж не балет, это образ «Нерушимая Стена» на фресках собора Софии Киевской:) Даже труппа Нацоперы после летнего отпуска или длительных гастролей (в этот период сильно напоминающая Батыеву орду) не затопчет гениальности произведения.

Касаемо "Раймонды" - так она у Лазебниковой просто очаровательная. Интересно, что со сменой Де Бриена поменялся и весь концепт - в первом спектакле героиня Натальи ну прямо таки льнула к Абдерахману, а ухаживания де Бриена сперва милостиво принимала, а потом едва ли не отбивалась от нерадивого жениха, и только вмешательство напористой постуторонней свахи решило дело в пользу христианнейшего рыцаря. Вчера же Раймонда просто на некоторое время смущенно сарацином заинтересовалась - примерно по тем же мотивам, по каким выпускницы институтов благородных девиц читали втихаря "Декамерон" Бокаччо. Зато к Де Бриену у нее было настоящее, спокойное и глубокое чувство с осознанием личной ответственности и святости брачных обетов - ну где то как у той же Василисы Премудрой к Иванушке:)

Халас, Донья все говорит, говорит... А главного то и не сказала - спасибо Вам огромное, наше замечательное трио - Наталья, Дмитрий и Андрей! Bravi!

А про Наталью Лазебникову Донья желает сказать следующее:



Наталья Лазебникова,
заслуженная артистка Украины

- I -
Мое сердце, ты видело благодать:
Лазурит небес, оклад золотых равнин.
Что ценней всего, что нельзя продать -
Сердце матери, журавлиный клин...

Мое сердце, в мире земных теснот,
Там, где смертно-сумрачен каждый квант,
Поприветствуй же высшую из свобод -
Негасимый, нетленный людской талант.

- II -
...Из-за таких развязывают дуэль,
Бьют без жалости и без промаха - точно в цель,
Королевский фрегат садится на мель,
А июльским зноем вспыхивает апрель.
...O, très belle!

Ее кисти пьянят, как кубинский ром,
Под ресницами спрятан тропический гром,
Арабески то светятся серебром,
То внезапно вспыхивают костром.
... И это чудо с нами - в городе над Днепром!

Ее жесты прозрачны, как горный хрусталь,
А упорству тихонько завидует сталь,
Кружевных позировок прекрасна вуаль,
Для ее героини оваций не жаль.
...Киев любит и ценит свою этуаль!

То, что близко - рельефней увидишь вдали.
Как купец, снаряжая свои корабли,
Возвращаюсь в театр - пристань отчей земли,
Чьи таланты меня глубоко потрясли,
Просто, чтобы сказать:
“Brava, belle Natalie”!

Андрей Гура, Дмитрий Чеботарь, Раймонда, Наталья Лазебникова, поэтическое

Previous post Next post
Up