Два тополя на Плющихе и немного светского соблазна...

Jan 05, 2015 23:00

Лебединое Озеро (в ред. Анатолия Шекеры)

Национальная опера Украины, 4 января 2015г.

Нечасто один из самых красивых дуэтов Нацоперы балует нас своим драгоценным присутствием - оне все больше по гастролям сияют:), а тут еще и сразу Лебединое, поэтому такой возможностью не воспользоваться, казалось, просто грех. Отрадно, что так подумали не только я, а сразу много-много зрителей, поэтому аншлаг был почти премьерский - с занятыми приставными рядами, с публикой, стоящей в последних рядах лож балконов, с длиннющими очередями в буфеты и прочими атрибутами зрительского внимания к происходящему. Так что первое ЛО нового 2015 года обещало быть занимательным...



...Помнится, в "Белом солнце пустыни" простодушный, но напористый Петруха был активно озабочен матримониальными планами и тем, чтобы приглянувшаяся ему бойким нравом Гюльчатай открыла бы наконец из-под чадры свое личико... Что ж, если довериться знатокам, авторитетно утверждающим, что "кордебалет - это лицо театра!", то увидев вчерашнюю физиономию нашей киевской "кордебалетной Гюльчатай" - Петруху бы, наверное, просто хватила кондрашка! Ибо была она (физиономия) зело страшна, жутка і бридка.

Вконец уморенный на японско-греческих гастролях, но при этом почему-то заметно отъевшийся, кордебалет обоего пола являл собою зрелище неописуемое - мне вот во-всяком случае не хватает активного вокабуляра для подобных дескрипций. И если сумрачное, атмосферно-геометрическое Лебединое Ковтуна дает хоть какие-то шансы для маневра даже труппе художественной самодеятельности, то ЛО Шекеры, с его калейдоскопическими переливами танца, изысканными "пересыпаниями" хореографической лексики, кружевным освоением сценического пространства... - ой мамо, закрийтесь хустинкою! Вялым стадом слонов, прущих на водопой, было в спектакле затоптано все, что в принципе можно было затоптать. Квинтэссенцией оного подхода явились лебедЯ - большие и маленькие. Одна из "больших" рухнула плашмя на живот - ну хорошо, хоть без травм обошлось... А при просмотре маленьких лебедей лучше было ограничиться площадью не выше коленок - относительная синхронность в ногах соседствовала с корпусами железных дровосеков и головами, глядящими "одна - в Рязань, другая - в Казань". Е-мое, да этот бессмертный хит в Детмузе гораздо лучше танцуют! Стыдобища какая...

Ваша покорная слуга конечно все понимает, но почему я - зритель, должна выискивать извинения таким, с позволения сказать, паршивым танцам?! Зритель, который выкладывает от двухсот до пятисот гривен за билет (ибо ЛО - самый дорогой балет) в часы экономического кризиса, заслуживает хотя бы элементарного уважения со стороны балетного руководства. Ну не можете Вы одновременно давать на хорошем уровне 14 балетов в месяц, репетировать премьеры и ездить на гастроли - ну так уменьшайте количество наименований, переходите на серийную систему, пользуйтесь опытом других трупп, да много чего... Но делайте хоть что-то, чем так позориться! Впрочем, это все бесплодные взывания "в никуда" - где, судя по всему, и пребывает нынешний худрук и отдельные бездарные или просто халтурные педагоги, не способные ни наладить приемлемый для артистов график репетиционного процесса, ни справиться с такой архисложной задачей - научить сразу четырех лебедей главного театра страны танцевать синхронно и музыкально.



Отдельными нетронутыми клочками зеленой пашни оставались "танцы народов мира". Мои зрительские приоритеты вчера - венгерский и испанский. В венгерском царила темпераментная Ксения Иваненко - но вот цельной картины не сложилось, ибо с партнером ей явно не повезло. Эх, как славно они было дело зажигали с Александром Шаповалом...

Испанский же преподнес сразу два открытия. Во-первых, прямо таки тотально понравилась Олеся Воротнюк. Я очень давно ее не видела, и подивилась роскошному прогрессу в танцах - артистка предложила очень стильную, "вкусную" и зажигательную интерпретацию знающей себе цену испанки. Необыкновенно артистично - браво!!! Жаль, фото совсем не получилось.

Второй "сурприз" преподнес Роман Завгородний. У этого солиста наличествует яркое, природное характерное дарование с ощутимым иногда уклоном в гротеск. Вот я даже и не знаю - кажись, мсье Завгородний совсем застоялись без сольных выходов, и потому то, что дали, радостно расцветили на свой вкус. Соответственно, его боевитый "испанец"с наклеенными на хитрющую физиономию фальшивыми усами почему-то смахивал на персонажей ромской народности из фильмов Кустурицы, ну или на крайняк на сербского гастарбайтера, решившего "гульнуть" напоследок где-то в Барселоне. ...хихикает... Ну дайте уже человеку Марцелину 29-го станцевать, видите - у него душа горит!

Шут в исполнении Максима Ковтуна был весьма хорош - но я уже как-то писала, что в принципе не понимаю концепцию и назначение этого персонажа в ЛО. Что характерно, судя по большинству увиденных Шутов - они тоже не понимают.

По причине больших траблов с кордебалетом и корифеями, по сути спасать спектакль выпало прежде всего главным героям. Они и так по своему уровню возвышались над остальными, как баобабы над кустиками, но жаль, что деревьев получилось то всего два. Третий тополь на этой Плющихе рухнул, не выдержав свалившейся на него ответственности.



Что демонстрирует Сергей Кривоконь в партии Ротбарда? Внушительность на уровне стоп-кадра и гибкость робота Вертера - помните этого колоритного персонажа из одной детской фантастической повести? Деревянная пластика и три "А-а-а!" механическим дурным голосом... Увы, но проблемы г-на Кривоконя никуда не делись - он попросту не владеет телом, что есть большая беда для любого танцовщика.

Знатоки любят козырнуть пассажами вроде "сказочно умные ноги балерины договорили все то, что не пришло в голову ей самой". Увы, но г-н Кривоконь яростно воплощает противоположный тезис - даже то, что приходит таки ему в голову, его непослушные конечности не в состоянии изобразить. И вроде старается артист, честно так старается, но как только сосредотачивается на мимике - так руки виснут плетьми, только попытается придать жестам выразительность - как ноги начинают выписывать дивные кренделя. Иные жокеи лошадью - автономным живым существом - владеют куда лучше, чем мсье Кривоконь самим собой. Танцы Ротбарда вчера были сущим тришкиным кафтаном - куда ни натяни, где-нибудь обязательно образуется дырка, через которую обнаружится нечто мало презентабельное. Финальная мизансцена схватки Зигфрида и Ротбарда - это было нечто... Одно хорошо, что все быстро закончилось, ибо ишшо чуть-чуть, и орать "А-а-а!" дурным механическим голосом уже стала бы я.



...Я сама переводила и выкладывала на балетный форум мнения отдельных американских зрителей о дебюте Дениса Недака в АБТ в прошлом сезоне. Помнится, помимо различных его достоинств, они отмечали завидные партнерские качества. Это правда - наш статный красавец-премьер надежен, необыкновенно галантен, трогательно заботлив и очень естественен во всех этих проявлениях. Мечта для любоой балерины, полагаю. И при этом - наделяет все свои образы недюжинной витальностью. Вот не знала бы, что он из Одессы - все равно бы подумала, что откуда-то "с побережья", Средиземного или Черного - не суть важно, уж больно свежо и "тепло" танцует, тэсэзэть, вскормленный персиками и морским бризом. Вот Ян Ваню, наверное, замороженными канапе потчевали, а тут - пЭрсики, не иначе:)

Зигфрид Дениса Недака более всего мне напоминал Капитана Грея из "Алых Парусов" - отважного и деятельного мечтателя. Ради своих романтических устремлений он был способен на все - хоть приобрести 2,000 метров шелка, хоть отправиться в путешествие, полное опасностей и риска. А уж какую-то стремную деревянную птичку ободрать - так это пара пустяков:)

Это был в целом действительно премьерский уровень во всем, но в черном акте бросались в глаза отдельные технические неточности - все же, обычно Денис танцует куда более аккуратно.



Писать о прима-балерине Мацак в этот раз даже куда более занимательно, чем обычно. Потому что она оказалась хороша совсем не тем, чего от нее обычно ждешь, да еще и "фишки" редакций киевских Лебединых наложились. Выступление вышло неоднородным, своеобразным и несколько неоднозначным.

Я третий раз вижу Наталью Мацак в ЛО и почему-то мне все более начинает казаться, что она - идеальная балерина прежде всего для редакции Ковтуна. Поскольку резковатая, геометричная, окутанная сумраком постановка Ковтуна допускает куда большую контрастность в создании образа. Я как-то писала об ее "Одетте кисти Караваджо" и "Одиллии серебряного века", выполненных почти что в манере "кьяроскуро" - технике живописи, для которой характерно резкое противопоставление света и тени. Это отлично подходит прежде всего вышеуказанной редакции, которую я чувствую как "черно-белое кино".

Не то - Шекера. Изысканные, декоративные переливы его Лебединого требуют куда большей, прямо таки рафинированной чуткости к стилистике. И тут - Мацак... Приехали:) Это не укор артистке - это просто мои субъективные мысли вслух о характере ее дарования. Вот и великая Анна Маньяни как явление возможна была лишь в черно-белом кинематографе итальянских неореалистов, цвет не дал бы ей триумфа. Ну не получилась бы гениальная и трагичная "Мама Рома" 1962 года в цвете, это было бы другое кино - и отнюдь не про Маньяни.

В результате, наиболее ясным и пронзительным стал в исполнении Натальи именно "белый акт", что, в общем, несколько парадоксально, ибо эта прима-балерина почитай создана для разного рода "фамм-фатальности", зримой экспрессии и соблазна, выраженного посредством танца. Однако же, проявив артистическую деликатность и чутье, она умно и тонко "приглушила" себя в белом акте, зато на балу под ручку с Ротбардом - понеслась душа в рай... С Шекерой, однако, такие штучки безнаказанно не проходят. К тому же, черный акт пестрел и техническими проблемами в исполнении Мацак - куда-то исчезла филигранность жестов, отточенность позировок, ставка была сделана прежде всего на напор over the top. Технически непрезентабельными были и фуэте - не взяв как следует форс, уже на середине артистка начала разваливаться, и закончила этот элемент, едва не встав на обе ноги, да и было их - ну точно не 32.

Из-за всего вышеперечисленного, ничего инфернального, мистического, загадочно-манящего, чем Мацак раньше пленяла меня в Одиллии, я не увидела. На сцене была удивительно красивая, блистательная, но крайне поверхностная и ограниченная, к тому же довольно разухабистая светская кокетка. В ней не было вульгарности, но были наигрыш и (местами) жеманство. Вспомнилось мне (жаль, нет сейчас книги под рукой), как в "Дивертисменте" Вадим Гаевский писал про одну из редакций ЛО, что там очень остро подчеркивалась прежде всего тема Одиллии как любовницы-содержанки Ротбарда. Вот что-то похожее я вчера увидела у Мацак. Даже крупное перо в волосах ее Одиллии было лишним - ее персонажу куда больше бы пошло черное боа из мелких перьев для заигрываний с господами-офицерами и помахиваний прямо из экипажа во время прогулок в Булонском Лесу. Ее интерес к Зигфриду был мимолетным и носил флер некоего затаенного злорадства женщины "из низов", стремящейся опошлить те сферы, куда ее просто не пускают. Ну что же, "Нана" Эмиля Золя или "Баккара" Понсона Дю Террайля - тоже небезинтересные персонажи, однако запомню Одиллию Мацак я совсем другой - все той же "... и когда настанет новолунье, вся изнемогая от тоски, бедная влюбленная Колдунья расширяет черные зрачки", какую я однажды с восторгом увидела года два назад.

Впрочем, Донья любит талантливых людей - даже когда они не соответствуют моим личным зрительским чаяниям, ожиданиям и субъективным представлениям о творческом выражении и развитии. И потом, работа Мацак была вчера действительно достойной, хоть и небезупречной, и непривычной, и своеобразной. Поэтому Донья, оставаясь неисправимой и легковоспламеняемой:) графоманкой, имеет сказать о ней следующее:



Наталья Мацак,
заслуженная артистка Украины

Признаюсь, я сегодня попала впросак,
Лебединое, в нем - балерина Мацак.
Вся в лучах ослепительно яркого света
Бьется кроткой страдающей птицей Одетта.

Нежный трепет сменяет пьянящая страсть,
Красота - как удар, а соблазн - как напасть.
До чего ж хороша эта черная лилия!
Своего не упустит чертовка Одиллия.

...Она может блистать, ну а может - так-сяк.
Не соскучишься с этой чертовкой Мацак!
Тут уехала влево, там уехала вправо,
Говорят, это было когда-то коряво:)

Знатоки к ней бывают удивительно строги:
«Боже мой, что за руки у ней, что за ноги!»,
Что для многих триумф, для кого-то - провал.
До чего же придирчив этот зрительный зал!

Что ж, пускай не всегда безупречна картина,
Но в ней главное есть, чем манит балерина -
Самовластье таланта, поцелуй Терпсихоры,
Канонических кружев живые узоры.

Это танец - одно из сложнейших искусств,
Вязь пластических фраз в каллиграфии чувств.
Как Истомина, Гельцер, Фонтейн и Тальони,
Грациозно погибнуть, воскреснув в поклоне.

Это класс и экзерсис, это стертые пальцы,
Балерина судьбу вышивает на пяльцах.
Сюиви - мелким бисером, держим осанку,
Никогда зал не должен увидеть изнанку.

Это запах театра и шепоты в спину:
«Тише, тише, смотри - вон пошла балерина»,
Понимающий взгляд с дирижерского пульта,
И казенный премьерный букет от Минкульта.

Пух Эоловых уст держит воля из стали,
Путь крутой и тернистый лежит в этуали.
Ох, как кресел пустых неприятен оскал...
Он бывает жесток, этот зрительный зал.

Но, по счастию, есть и приятней картина:
Со спектакля уставши идет балерина,
А ее на морозе кто-то час поджидал...
Если любит - то верно, этот зрительный зал.

... Гаснут лампы и в ложах царит полумрак...
Шепот в третьем ряду:
- Кто сегодня?
- Мацак...

Сергей Кривоконь, Лебединое Озеро, Денис Недак, Наталья Мацак, поэтическое

Previous post Next post
Up