"Времена в СССР были средней суровости. Почти либеральные, но все всё равно боялись... Бабушкина подружка, тетя Циля, уже была на пенсии и в меньшей степени рисковала потерей работы, чем все остальныеМеня поражает то, как у нас отличаются воспоминания... Мое детство проходило во времена гораздо менее либеральные, в том же городе, как ты понимаешь. Моя мама работала инженером на заводе, папа - в почтовом ящике, тетя была учительницей истории в школе и т.п. Но почему-то никто не боялся покупать мацу. С раннего детства помню, как выбиралась большая наволочка (для тебя маца связана с газетами, а для меня именно с наволочкой), и мама с тетей обсуждали, сколько мацы нам понадобится на семью (мы жили в одной квартире), потому что в синагогу надо было, кроме платы, еще и принести килограмм муки за каждый килограмм мацы. И мацу в синагоге клали в эту наволочку и привозили домой (в детстве мы жили на Васильевском, а потом, когда переехали на Лермонтовский, в синагогу уже ходили пешком, она была почти
( ... )
так семьи были разные и отношение разное. Моя бабушка была вдовой врага народа - она всего боялась и плюс они были гораздо более ассимилированные чем твои.
Может в Храме и женщины это делали, но у выходцев из Курдистана, как я понимаю, этим занимаются мужчины. Как и харедим-ашкеназы. Я видела иллюстрации из Института Храма , не про мацу, правда. Они сделаны по каким-то источникам, он источники не приводил?
Делали не в самом Храме, там это было ни к чему, в Храме жертвы приносили, а потом шли праздновать седер там, где семья остановилась (иерусалимцы приглашали паломников в свои дома, кто не поместился, находили место кто где - ведь весь народ приходил в Иерусалим). И женщины готовили мацу, так же точно, как они дома и хлеб пекли. Это такая женская работа была. Источники собраны институтом Храма. Их книги с иллюстрациями продаются. Нигде в Торе или в Талмуде нет указания, кто именно должен печь мацу, это не существенно. И Арье Парнис, под эгидой которого эта лекция проводилась, это подтвердил (вопрос о том, почему на картинках мацу пекут женщины, хотя сейчас мужчины, задавался во время лекции). А у Парниса вторая степень по истории еврейского народа (Еврейский Университет), он в принципе специалист. Он сказал, что то, что мацу пекут мужчины, это поздняя традиция. Впрочем, сейчас и в хлебопекарнях часто мужчины работают.
я не сомневаюсь в их компетентности да и Институт Храма хочет вернуться к истокам, но более поздняя традиция все поменяла и до сих пор является мейнстримом... и честно говря в наше время я бы не стала боротся за равноправие в области изготовления маца шмура, это тяжелая физическая работа - пусть мужчины делают :)
Когда я была постарше, лет 14, папа нашел своих родственников по матери. Мы иногда ходили к ним в гости, там специально к нашему приходу готовили что-то традиционное.
Comments 41
С праздником!
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
"Времена в СССР были средней суровости. Почти либеральные, но все всё равно боялись... Бабушкина подружка, тетя Циля, уже была на пенсии и в меньшей степени рисковала потерей работы, чем все остальныеМеня поражает то, как у нас отличаются воспоминания... Мое детство проходило во времена гораздо менее либеральные, в том же городе, как ты понимаешь. Моя мама работала инженером на заводе, папа - в почтовом ящике, тетя была учительницей истории в школе и т.п. Но почему-то никто не боялся покупать мацу. С раннего детства помню, как выбиралась большая наволочка (для тебя маца связана с газетами, а для меня именно с наволочкой), и мама с тетей обсуждали, сколько мацы нам понадобится на семью (мы жили в одной квартире), потому что в синагогу надо было, кроме платы, еще и принести килограмм муки за каждый килограмм мацы. И мацу в синагоге клали в эту наволочку и привозили домой (в детстве мы жили на Васильевском, а потом, когда переехали на Лермонтовский, в синагогу уже ходили пешком, она была почти ( ... )
Reply
Может в Храме и женщины это делали, но у выходцев из Курдистана, как я понимаю, этим занимаются мужчины. Как и харедим-ашкеназы.
Я видела иллюстрации из Института Храма , не про мацу, правда. Они сделаны по каким-то источникам, он источники не приводил?
Reply
Источники собраны институтом Храма. Их книги с иллюстрациями продаются. Нигде в Торе или в Талмуде нет указания, кто именно должен печь мацу, это не существенно. И Арье Парнис, под эгидой которого эта лекция проводилась, это подтвердил (вопрос о том, почему на картинках мацу пекут женщины, хотя сейчас мужчины, задавался во время лекции). А у Парниса вторая степень по истории еврейского народа (Еврейский Университет), он в принципе специалист. Он сказал, что то, что мацу пекут мужчины, это поздняя традиция. Впрочем, сейчас и в хлебопекарнях часто мужчины работают.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Папа очень любил мацу, это, пожалуй, единственная еврейская еда, которую я пробовала в детстве.
Reply
да и я тоже, пока не приехала в Израиль только мацу и знала. ну еще гифилтефиш :) бабушка еще цимес делала, но я его не любила.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment