Ну что, граждане, пришло время печь есть мацу.
Маца, во всяком случае для меня, была откровенным символом еврейства в Советском Союзе.
Мое первое воспоминание о маце - квадратные пачки, завернутые в советские газеты. Времена в СССР были средней суровости. Почти либеральные, но все всё равно боялись... Бабушкина подружка, тетя Циля, уже была на пенсии и в меньшей степени рисковала потерей работы, чем все остальные. Так что она шла в синагогу и брала мацу для всех, на свою семью и на нашу. Она же из этой мацы делала разнообразные блюда, которые я больше никогда и нигде не ела... Их вкус до сих пор у меня во рту.
В чем секрет мацы? С точки зрения компонентов - это совсем простое блюдо. Ничего же в ней нет кроме воды, муки и еврейской традиции. Простым языком говоря, маца - символ. Из-за нее в самые разные времена в самых разных местах люди могли пострадать, могли потерять не только работу, но и жизнь.
Но как у любой традиционной еды, у мацы есть 2 стороны, одна - традиционная, другая - техническая.
Я буду больше о технической, а о традиционной меньше, не специалист.
Сразу возникает много вопросов:
1.почему надо делать?
2.когда делать?
3.из чего делать?
4.как делать? какой формы?
5.когда кушать?
Вот на эти вопросы я и постараюсь ответить.
Ответ на первые два вопроса самые простые.
Наши предки ели мацу во время Исхода из Египта, вот и мы стараемся...
...делать ее к празднику Песаху, к 15 нисана (ט"ו בניסן), в этом году канун Песаха 27.03.2021.
Сначала скажем, что традиция разрешает делать мацу из 5 видов злаковых. Это пшеница, ячмень, овес,
спельта и рожь.
Пшеница, конечно же, всегда была и есть основным сырьем для изготовления муки для мацы. И самым уважаемым.
Никакой злак не сравнится с пшеницей по количеству видов и сортов. В каждой стране, кроме общераспространённых, есть и свои местные.
Сорта у крестьян и ботаников не совпадают. Где уж нам, простым людям, в этом разобраться.
Вот так выглядит пшеница, однолетнее травянистое растение, высотой 30-150 см. Соцветие - прямой, линейный, продолговатый или яйцевидный, сложный колос длиной от 3 до 15 см.
На Ближнем Востоке пшеница была основной пищей еще со времен начала сельского хозяйства во времена неолита. Она множество раз упоминается в ТаНаХе.
Имеется распространенное научное предположение, что окультуривание дикой пшеницы древним человеком произошло из вида пшеницы, который на иврите называют "мать-пшеница".
Аарон Ааронсон исследовал происхождение пшеницы в Эрец-Исраэль и в начале 1906г. идентифицировал найденную около Рош-Пины дикую пшеницу как дикую пшеницу древности.
Чтобы представить себе, как наши далекие предки собирали урожай пшеницы, я специально сделала видео, типа "жатва серпом для чайников". Снято на
органической ферме Хар-Синай.
Click to view
При ручной уборке злаков в поле остается много не собранного. Поэтому и могла
моавитянка Рут собирать остатки зерновых для еды. Убирал бы комбайн, ничего бы не осталось... Тора, кстати, заповедует при уборке оставлять что-то в поле для перешедшего в иудаизм, для сироты и для вдовы.
Зерно есть и теперь встает вопрос, как превратить его в муку.
В глубокой древности зерно могли раздавить вот в таком углубление в камне, как на
Гиват Айекивим (גבעת היקבים - продырявленный холм) в Шомроне.
Зерна могли размолоть вот на такой ручной мельнице, если таковая у них была. Покрутите пару минут и сразу поймете как хорошо покупать муку в супере.
Парк Неот-Кдумим.
Еще один ручной способ помола. Это два жёрнова, которые там использовали для помола. (Геркуланум). Здесь у нас тоже можно такие увидеть.
Это водяная мельница, устройство гораздо более продвинутое. Вода все приводит в движение.
Помол крупный - похоже на бургуль. Не знаю, делали ли мацу из такого или еще как-то мололи более мелко.
Парк Неот-Кдумим.
Мельница Монтифиоре, 1858г., Иерусалим.
Во второй половине 19в. евреи Иерусалима не только мололи в ней муку для мацы, но и хранили муку. Правильной хранение муки для мацы очень важно. Мука должна быть сухая, иначе она не будет кашерна для мацы.
מאת Illustrated London News - Illustrated London News, December 18, 1858, נחלת הכלל,
קישור Хотя христиане в Средние века никогда сами мацу не пекли, но имели свое мнение о ней и о ее составе.
Вот иллюстрация к клеветнической легенде, к "кровавому навету" о том, что "пьют они кровь христианских младенцев". Она вновь появилась в Европе около 1147 года, во время 2-го крестового похода. Она существовала еще в античные времена, но не получила такого широкого распространения как в Средние века. По этой легенде евреи убивают ребенка-христианина, чтобы использовать его кровь для изготовления мацы! И сколько бы евреи не объясняли, что в состав мацы входит только мука и чистая вода, иначе будет некашерно, никто их не слушал.... И так и "гулял" этот "кровавый навет" аж до нашего времени...
Инквизиция очень внимательно проверяла, что едят
евреи, вынужденные креститься, особенно в праздники. Для них еврейская еда могла стоить жизни. Когда у них не было материалов для выпечки традиционной мацы, они находили замену из местных продуктов, которые не содержали квасного, т.е. тесто без закваски. В 16в. они в Португалии ели вареные каштаны вместо мацы. И достоверно известны имена женщин, осужденных за то, что ели вареные каштаны в Песах. О том, что они ели в Песах в Мексике можно узнать из протоколов инквизиции. Они готовили сладкие шарики из картошки и молотые каштаны...
На протяжении поколений они разработали разные способы для тайной выпечки мацы под носом у инквизиции. В Мексике они нашли уникальное "еврейское решение проблемы": торти́лья - тонкая плоская лепешка, которая производится из кукурузной или пшеничной муки. Это один из основных компонентов техасской и мексиканской кухни. И они ели тортильи во время Песаха, чтобы не есть хамец.
Как делать мацу? Это отдельная тема....
Какая маца должна быть? Какая самая кашерная? Круглая? Квадратная? Мягкая? Твердая? Иногда выбор этого сопровождался широкой дискуссией или специальными обращениями раввинов.
Мы привыкли, что маца именно такая, тонкая, жесткая, с большим количеством дырочек...
Одесса, Песах.
- Что это у вас маца такая твёрдая - просто откусить нельзя?
- Всегда вы недовольны! Да если бы эту мацу дали евреям в Египте, они были бы от неё в восторге.
- Конечно, тогда она была ещё свежая! (
отсюда)
Маца не всегда была четырехугольной. Вернее, большую часть времени она НЕ была четырехугольной. В современном виде она существует только с конца 19 века. До этого она была только круглой. А в древности просто, я бы сказала, "лепешковидной".
Попробовать мацу, ровно такую, какую ели наши предки, выходя из Египта.
Если вы хотите увидеть и попробовать мацу, ровно такую, какую ели наши предки, когда вышли из Египта, то поезжайте в соответствующие сроки в мошав Ярдена, где живут выходцы из Курдистана, в Долине источников.
В Ярдене выпекают
"сбереженную" мацу (маца шмура מצה שמורה) с более строгим стандартом кашерности, называемым на иврите меадрин. Она сильно отличаются от упаковок "сбереженной" мацы, которую продают в супере.
Каждый год перед Песахом выходцы из Курдистана собираются в мошаве, каждая семья во дворе своего дома, и делают сбереженную мацу, выглядящую точно как привычные нам питы или лафа (бездрожжевая лепёшка выпекаемая на печи табун). Она аналогична выпечке традиционных курдских лепешек, которую нам продемонстрировали
во время экскурсии в этом мошаве.
Начнем со старинного изображения "женщины пекут лепешки". У них разделение труда, одна делает тесто и делит его на куски, другая раскатывает, третья печет на традиционной печи "табун".
Это Малька, вы не поверите, мать девятерых детей. Она пекла для нас лепешки. Она и тесто резала, и катала и на табун складывала...
... помогать взяла одну из своих дочерей, но вы же сами видите, чем занято молодое поколение:) Но потом все-таки дочь тоже взялась за работу.
Продолжу про мацу. Свежая маца из печи тает во рту, сложно такое себе представить, зная современную мацу из супера. Маца, естественно, соответствует всем самым высоким стандартам кашерности для Песаха, так как изготавливается в соответствии с традицией. Мука тщательно просеяна, в нее добавляется чистая вода, тесто замешивается, раскатывается, кладется на горячий табун. Маца готова полностью в течение 18 минут с момента как вода попала на муку, так этого требуют законы кашрута на Песах.
Как я понимаю, в отличие от лепешек, мацу пекут мужчины.
"Это древняя традиция, которую я выучил от отца и деда, которые учились у своих родителей", рассказывает Йоси Менахем из мошава Ярдена,- "мы гордимся, что каждый день мы соблюдаем традицию, одеваем традиционную одежду, поем наши песни и это создает атмосферу праздника".
Теперь вернемся к евреям-ашкеназам.
Любой, кто хоть раз раскатывал тесто, прекрасно понимает, что самая естественная форма, которая получается при раскатывании вручную - круг. И традиционно, евреи в Европе пекли круглую мацу ручной работы.
Знаменитая "Агада с птичьими головами", Южная Германия, 1300. Посмотрите на еврея в соответствующей еврейской шапке, который несет крглую мацу.
By Scribe: Menahem
Details of artist on Google Art Project -
BgHiieuz1IC0Bw at Google Cultural Institute maximum zoom level, Public Domain,
Link Здесь изображена подготовка к Песаху и выпечка мацы. Маца, естественно круглая.
Сверху надпись "Агада".
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller) Время и источник неизвестны, предположительно 17в..
Тоже 17в., иллюстрация к Агаде. Очень круглая маца, как видите.
Public Domain,
Link "Праздничная трапеза на Песах" (Седер Песах) Philip van Gunst, (кон.17-нач.18вв.)
Обратите внимание: некоторые участники трапезы держат в руках посохи. Это традиция, которая существует в отдельных еврейских общинах. Участники трапезы как бы готовятся прямо сейчас выйти из Египта, опираясь на эти посохи. И у них полные корзины круглой мацы.
Picart Passover Portuguese Jews
"Праздничная трапеза на Песах" (Седер Песах) Bernard Picart, (кон.17-нач.18вв.). На столе остатки от круглой мацы.
Как делали в прошлом круглую мацу посмотрим на примере еврейской общины городка
Питильяно - "Маленький Иерусалим" (Италия), а также на примере других европейских общин. Кстати, современная сбереженная маца, которую продают в супере, производится очень похожим способом.
У общины Питильяно была своя пекарня для выпекания мацы.
Она использовалась раз в год, чтобы получать продукт кашерный на Песах. Последний раз здесь пекли мацу для Песаха в 1939 году, когда еврейская жизнь была приостановлена по расовым законам фашистского режима.
Но многое сохранилось, включая фотографии, поэтому легко представить себе, как это было.
Раз в год пекарня открывалась и все еврейские семьи города закатывали рукава. Они чистили все в пекарне и готовилась к интенсивной ежегодной пасхальной выпечке. Каждая семья приносила свои продукты и пекла свою мацу. Кроме обычной мацы, пекли сладкую мацу с анисом.
Устройство для приготовление теста для мацы. Питильяно (Италия)
Стол для замешивания теста. Дерево-дуб. Гетеборг, Швеция, конец 19 века. При традиционной ручной выпечке и сейчас используются точно такие столы, только из других материалов.
Музей Израиля, Иерусалим.
Изготовление теста для мацы с помощью этого устройства. Питильяно (Италия)
Мацу изготовляли вручную на каменном столе, который сохранился до сих пор.
Питильяно (Италия)
Дырочки в маце делали вот такими инструментами.
Public Domain,
Link Причем дырочки могли быть разными - более крупными как на фото выше или же более мелкими, как мы привыкли.
Еще инструменты для изготовления мацы и круглая коробка для мацы (справа). Музей Израиля, Иерусалим.
Выпекание мацы. Питильяно (Италия)
Печная лопата для мацы. Гетеборг, Швеция, конец 19 века.
Музей Израиля, Иерусалим.
Встроенная в стену печь для выпекания мацы. Питильяно (Италия)
Маца, которую делали в Питильяно на старой фотографии. Питильяно (Италия).
В наше время художники тоже создают инструменты для изготовления мацы.
"Набор для изготовления мацы", К. Мишер и Т.Таркслер, 2009, Выставка "Современный дизайн", Музей Израиля, Иерусалим.
Набор скалок для изготовления мацы, Н.Коэн, Выставка "Современный дизайн", Музей Израиля, Иерусалим.
"Первый седер в Иерусалиме", 1949-50, Р.Рубин, Музей "Бейт Рубин", Тель-Авив.
Собирательные образы, тех, кого художник хотел бы собрать за столом через год после образования государства, включая самого художника. На заднем плане Иерусалим.
Кого тут только нет: и выходцы из разных стран, и солдат Пальмаха, и религиозный еврей, и рабочий, и даже Илиягу-анави (пророк Илиягу). И сам художник, наверно, задумался о том, как со всей этой разнообразной публикой построить государство... Но вот ведь построили - факт. А на столе у них круглая сбереженная маца.
Современная круглая "сбереженная" маца (маца шмура מצה שמורה).
Если круглая маца так хороша и популярна, то откуда и когда взялась квадратная маца?
Круглая маца стала квадратной благодаря развитию технологии. Ее не сразу приняла религиозная публика.
В 18в. маца была круглой, толщиной до 2см. Она не могла оставаться свежей и ее надо было готовить каждый день. Чтобы маца не портилась и не превращалась в квасное - хамец, мацу стали делать с очень небольшим количеством воды. А так как маца была еще и толстая, то с малым количеством воды она была очень жесткая.
В 1838г. в Эльзасе раввин Айзек Зингер изобрел первую машину для автоматизации процесса выпечки мацы. Она состояла из двух больших колес, между которыми проходило тесто. Так получилась тонкая и хрупкая маца. Раввины этой местности разрешили ее использование. А так как в Эльзасе были как евреи Франции, так и Германии, то в двух этих странах евреи стали с удовольствием употреблять машинную мацу.
Через 20 лет в Вене была создана машина, которая уже могла делать квадратные куски мацы и перфорировать тесто мелкими дырочками, чтобы в печи оно не поднималось. Как раз тогда и появилась квадратная форма мацы. Такая маца быстро распространилась в общинах Австрии, Польши и Галиции.
В 1850г. была придумана машина для изготовления мацы, которая позволяла делать тесто в огромном количестве. Для следующих версий придумали усовершенствования для замешивания и перфорации.
Машина для производства мацы, нач.20в., Львов.
By No machine-readable author provided.
Yakudza assumed (based on copyright claims). - No machine-readable source provided. Own work assumed (based on copyright claims).,
CC BY-SA 3.0,
Link После промышленной революции сотни тысяч евреев перебрались из деревень в большие города Восточной Европы, а затем всего мира. Маленькие районные пекарни не могли больше удовлетворять большой спрос на мацу на короткое время. Промышленный выпуск мацы оказался несложной проблемой для быстро развивающейся промышленности.
И все было бы хорошо, но были раввины, которые считали машинную мацу некашерной. Они считали, что человек должен делать тесто. Они также считали, что тесто остается в машине и превращается в квасное. А кроме того, нарушается традиция. Они требовали прекратить производство машинной мацы.
Кстати, были и раввины, которые наоборот поддерживали изготовление машинной мацы.
Прогресс тяжело остановить. Противостояние раввинов только привлекло внимание к машинной маце и сработало как реклама. И машины быстро завоевали еврейские общины Англии и США. После чего уже было невозможно остановить промышленное производство мацы.
Огромные заводы в США выпускали сотни тысяч листов мацы. Промышленная маца получила удостоверение кашерности практически от всех раввинов, за исключением самых ортодоксальных. И были даже те, кто считали ее более кашерной, чем маца ручной работы. Из-за того, что невозможно праздновать Песах без мацы и каждая еврейская семья нуждается в большом количестве ее, раздача мацы бедным стала очень принята в еврейских общинах.
Во время войн и голода маца была особенно дорога.
Для еврейских солдат, которые служили в разное время в разных армиях, Песах всегда был серьезной проблемой.
Военные раввины старались доставить мацу в армию для солдат. Иногда оказывалось, что евреи воевали в армиях обоих сторон и каждая сторона предоставляла им мацу.
Отправка мацы в Армии США, 1917г.
By
Center for Jewish History, NYC -
https://www.flickr.com/photos/center_for_jewish_history/4863974678/,
No restrictions,
Link В Эрец-Исраэль тоже производили мацу промышленно.
"Еште мацу, произведенную на больших мукомольных заводах Эрец-Исраэль."
Художник Зеэв Рабан, Музей Эрец-Исраэль. Реклама 1925г.
Сразу возникает вопрос: почему именно большие мукомольные заводы надо рекламировать?
Большие мукомольные заводы в Эрец-Исраэль основал, как вы уже догадались, наш барон Ротшильд в 1921г. Без барона просто невозможно было обойтись до определенного момента. Для чего нужны были эти заводы? Для того, чтобы поддержать еврейских крестьян, которые выращивали пшеницу.
Посмотреть, каким был этот завод в 1928г. , как там пекли мацу промышленным способом и просто посмотреть на Хайфу 90 лет назад (!) можно в небольшом видео "Песах в Хайфе 1928г.". Ровно 2 минуты, а сколько радости:)
Click to view
Машина, участвовавшая в карнавале в Пурим. Нарядилась в мацу. Это реклама предприятия по производству мацы фирмы "Таханот Агдолет беЭрец-Исраэль" (Большие мукомольные заводы Эрец-Исраэль), Хайфа, 1929г.
Фото Шимона Корбмана. Мигдаль Шалом, Тель-Авив
Здание, в котором находился завод в Хайфе, было одним из самых больших зданий в Эрец-Исраэль в те времена. Через некоторое время при этом мукомольном заводе появилась пекарня, в которой выпекали мацу. Это предприятие работает до сих пор.
Фото 1947г.
By
Zoltan Kluger - אוסף תצלומים של זולטן קלוגר, Public Domain,
Link Организация Джойнт создала специальный порядок чтобы помогать огромному количеству евреев оказавшихся бездомными после двух мировых войн, и она продолжает рассылать мацу до сих пор в такие страны как Россия, Болгария и Куба. Сегодня небольшие общины не пекут сами, а импортируют из стран, где есть большие еврейские общины, из Израиля, США, Англии, Франции.
Следует отметить, что в наше время квадратная машинная маца гораздо дешевле круглой, сбереженной.
Каждая еврейская община готовила мацу в несколько другой форме.
В Иране выпекали мацу огромного размера, в диаметре чуть ли не метр. В Ираке делали специальные пометки на маце, которая предназначалась для праздничного седера. В Восточной Европе готовили мацу тонкую и круглую, похожую на крекер, такую, которая будет хрустящей целую неделю. Мягкая маца евреев из Йемена быстро сохла и поэтому они должны выпекать свежую каждый день.
Некоторые из этих традиций до сих пор сохраняются.
И израильские кибуцники-атеисты тоже праздновали Песах. Прекрасный повод собраться всей большой кибуцной семьей, чтобы ощутить в очередной раз выход из галута. На столах у них квадратная машинная маца в большом количестве.
"Песахальный седер", кибуц Мишмар Аэмек, 1958, фотограф Тим (Нахум) Гидал, выставка
"Фотографы, выходцы из Германии, приезжают в Эрец-Исраэль" Уже сделанную мацу надо как-то хранить.
И мы видим в музеях множество емкостей для хранения мацы. Большинство таких старинных предметов отличает то, что они пытаются быть герметичными.
Емкость для мацы, 3 уровня. Медь, Франция 1925г. Музей Бар-Давид, кибуц Барам, Израиль.
Современный держатель для мацы и в нем всем нам привычная упаковка мацы из супера.
На держателе для мацы, на котором написано: "הא לחמא עניא", что по-арамейски значит "хлеб бедных" или "хлеб печали". Маца - это хлеб печали, который ели наши праотцы в Египте, в рабстве.
Еще современный вариант для подачи мацы к столу - тарелки. Изготовлены на заводе "Нааман-Порцелан",
Кфар-Масарик.
Написано "маца".
Написано "Маца, это то, что мы едим".
Эта мне особенно нравится.
Написано "Праздник мацы", а нарисованы рыбы. Видима мечта о гефилте фиш, традиционном ашкеназийском угощении на Песах.
"Седер" Н.Эйзенман, 2010,
Еврейский музей, Нью-Йорк.Современный американский автор изображает праздник как карикатуру: где мы и где выход из Египта?
Обратите внимание на квадратную мацу на первом плане.
У входа в Еврейский музей в Питильяно (Италия) круглый год можно купить круглую мацу, которую сейчас продают туристам. Круглая маца, не надо ее путать со сбереженной ашкеназийской мацой. Эту пекут во Франции алжирские евреи. А сзади стоит пачка привычной нам квадратной машинной мацы.
Маца на любой вкус, которая и не снилась нашим предкам в пустыне, мучные изделия из мацовой муки, да сами смотрите - это только малая часть того, что есть в продаже к празднику.
Я уверена, что с каждым годом этих товаров становится все больше.
Это костюм на Пурим. Видимо надо назвать "Король пекарни", сзади у нее маца, а на шее - сушки:)
Шуточная песня "Продай хамец-купи мацу!", автор Victor SHAPIRO.
Click to view
Закончить хочу фрагментом речи Д.Бен-Гуриона перед Специальным комитетом ООН по Палестине в 1947г. К сожалению, перевод мой - не нашла другого.
"300 лет назад отплыл корабль в Новый свет, имя его Мейфлауэр. Это было огромное событие в истории Англии и Америки. Но я хочу знать, есть ли хоть один англичанин, точно знающий когда отплыл это корабль; сколько американцев знают это; сколько человек было на том корабле и какой был вкус хлеба, который ели тогда.
И пожалуйста, за три тысячи лет до того, как отплыл корабль Мейфлауэр евреи вышли из Египта, и каждый еврей в мире, будь то в Америке или в Советской Россие знает точно какой это был день - 15 нисана. Все они точно знают, какой хлеб ели евреи - мацу.
И до сегодняшнего дня евреи всего мира едят мацу 15 нисана в Америке, Россие и в других странах, рассказывают о выходе из Египта и о несчастиях с которыми столкнулись евреи, с того дня, как ушли в галут.
Они всегда заканчивают двумя фразами:
В этом году - рабы, в следующем - свободные люди.
В этом году здесь, на следующий год в Иерусалиме."
Всем веселого и кашерного Песаха!
!פסח כשר ושמח
Инфа:
https://halachicadventures.com/wp-content/uploads/2014/04/%D7%9E%D7%A6%D7%95%D7%AA-47.pdfhttps://www.chagim.org.il/STUDY/%D7%A0%D7%90%D7%95%D7%9D-%D7%93%D7%95%D7%93-%D7%91%D7%9F-%D7%92%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%95%D7%9F-%D7%91%D7%A4%D7%A0%D7%99-%D7%95%D7%A2%D7%93%D7%AA-%D7%94%D7%97%D7%A7%D7%99%D7%A8%D7%94-%D7%A9%D7%9C-%D7%94%D7%90%D7%95%22%D7%9Dhttps://ru.wikipedia.org/wiki/UNSCOPhttps://eureka.org.il/item/87905/%D7%90%D7%99%D7%9A-%D7%94%D7%A4%D7%9B%D7%94-%D7%94%D7%9E%D7%A6%D7%94-%D7%94%D7%A2%D7%92%D7%95%D7%9C%D7%94-%D7%9C%D7%9E%D7%A8%D7%95%D7%91%D7%A2%D7%AAhttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%97%D7%9E%D7%A9%D7%AA_%D7%9E%D7%99%D7%A0%D7%99_%D7%93%D7%92%D7%9Fhttp://www.daf-yomi.com/Data/UploadedFiles/DY_Item/22918-sFile.pdfhttp://www.historicalmoments2.com/%D7%A4%D7%A1%D7%97-%D7%90%D7%A6%D7%9C-%D7%94%D7%90%D7%A0%D7%95%D7%A1%D7%99%D7%9D-%D7%9E%D7%A6%D7%95%D7%AA-%D7%A9%D7%9C-%D7%A2%D7%A8%D7%9E%D7%95%D7%A0%D7%99%D7%9Dhttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%98%D7%97%D7%A0%D7%AA_%D7%94%D7%A8%D7%95%D7%97_%D7%91%D7%9E%D7%A9%D7%9B%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%A9%D7%90%D7%A0%D7%A0%D7%99%D7%9Dhttps://www.kan.org.il/item/?itemid=16850 This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2410445.html.