Выпить за жизнь этого народа.

Mar 20, 2019 17:18



Пурим, праздник, в который евреям полагается напиться, до такой степени, чтобы не отличить Амана от Мордехая. О вине я уже писала, теперь решила поговорить о посуде, из которой это вино наливают и в которую его наливают. Потому что без нее же никак выпить не получится.



В древние времена для хранения вина использовали амфоры. В них можно было хранить большое количество вина.


Амфоры могли быть например такие, какие можно увидеть в небольшом музее в Шило



В античные времена умели плавить стекло и делать из него разнообразные изделия. Это выставка стеклянных сосудов в музее Мизгага. Большая часть этих сосудов найдена в море у берега Нахшолим-Дор, часть на археологических раскопках. И это все не посуда для вина.

Из амфоры вино пить не будешь да и наливать из нее сложно, для этого в античные времена использовали ритоны.



Ритон - античный стеклянный рог для вина. 1в.н.э. Музей Эрец-Исраэль



Так выглядит пользование ритоном на рисунке 5ого века нашей эры.

Но мы-то привыкли к вину в бутылках, которое мы наливаем в бокалы, рюмки или стаканы... Так что сейчас я хочу поговорить о первой попытке производства стеклянных бутылок для вина в Эрец-Исраэль в конце 19в. Конечно же, эту попытку предпринял "наш" самый великодушный барон Эдмон де Ротшильд. Он хотел производить бутылки для своего вина, которое производили в его винодельнях в Ришон Леционе и в Зихрон Якове.



В 1892г. барон Эдмон де Ротшильд основал завод по производству стекла Мизгага ("המזגגה") на территории 200 дунамов, которые были куплены в Тантуре, и собирался создать там большой район развития.
Для этого он решил построить завод по производству бутылок и выбрал молодого инженера Меира Дизенгофа для руководства производством стекла. Барон на свои деньги отправил его учиться производству бутылок во Францию и Бельгию. В 1893г. Дизенгоф вернулся в Эрец-Исраэль.
Место для строительства завода было выбрано на берегу Средиземного моря около арабской деревни Тантура (ныне Нахшолим-Дор). Почему именно там? Потому что там было неограниченного количество белого песка, который выглядел прекрасным сырьем для производства стекла. Почему-то сразу никто не подумал проверить, годится ли этот песок для производства нужного стекла.



Стекольный завод, Тантура, 1893г.

Кроме того, залив Тантура казался подходящим местом для строительства порта, из которого можно будет экспортировать вино. И это место было близко к Зихрон-Якову, где было производство вина. Во время посещения Эрец-Исраэль в 1893г. корабль барона причалил в Тантуре и оттуда барон поехал в Зихрон-Яков.

В течении трех лет, когда завод Мизгага работал, на нем работало 30 еврейских рабочих и 8 специалистов из Франции. В конце 1893г. завод выпускал 20тыс. бутылок из черного стекла в месяц, стеклянные блюдца и стекло для нефтянных ламп.



Нижние части бутылок с печатью MD. Может быть Меир Дизенгоф?



Остатки стеклянных изделий найденных в окрестностях завода.

Каким образом производили бутылки на заводе Мизгага?

Завод располагался на двух этажах здания. На нижнем были мастерские и склады. Они располагались вокруг двух печей, сложенных из специальных кирпичей, изготовленных из шамота.
На верхнем этаже также находилось две печи.



Печь для плавки стекла на заводе Мизгага.



Остатки плавильной печи для стекла, найдены в окрестностях завода. В первые дни существования завода из Парижа прибыл специалист по созданию печей. Рассказывают, что во время работы он закрывался в помещении, где строил печь и никого туда не пускал, чтобы никто не смог узнать как делается печь. Но один молодой еврей все-таки сумел подсмотреть и понять как делаются такие печи. Он постепенно совершенствовал свое умение и стал специалистом. В какой-то момент стало ненужным привозить специалистов из-за границы.

Когда Дизенгоф объяснял барону процесс производства стекла и сказал, что нужно нагреть песок, соду и известь до высокой температуры. На что барон ответил, что в Эрец-Исраэль производить стекло будет гораздо удобнее, так как это теплая страна и температура в ней высокая.
Для справки: температура плавления бутылочного стекла - 1200-1400 градусов по Цельсию.

Как делали сами бутылки?


На изображении рабочий, который производит стеклянное изделие по стеклодувной технологии, известной с античных времен и просуществовавшей до начала 20 века. Он держит специальную трубку, на конце которой кусок расплавленного стекла



Стекло вставляется в специальную форму, рабочий создает объем дуя изо рта в трубку. В форме получается изделие. 2 умелых стеклодува и один помошник в на заводе в те времена могли сделать 3 бутылки в минуту.

Не прошло и года как завод столкнулся с большими трудностями. Выснилось, что сырьё надо ввозить. Местный песок оказался неподходящим, из имеющегося здесь песка невозможно было произвести прозрачное стекло. А бутылки для вина из темного стекла были неприняты в те времена. Поэтому надо было импортировать песок из Бельгии и Франции. Можно было себе представить, как было обидно ввозить импортный песок, находясь среди песчаных дюн средиземноморского побережья.
Но и использование привозного песка с добавками не привело к желаемым результатам. Но барон не хотел сдаваться и на заводе продолжались опыты по получению нужного стекла.
Нежелание французских специалистов открыть секреты состава для производства стекла усложняли Дизенгофу поиск решения.
Выяснилось также, что нужно ввозить еще компоненты для производства и уголь. Все это оказалось очень дорогим и ставило под вопрос экономической целесообразности производства бутылок на заводе Мизгага.

Ситуация у рабочих завода также была очень плоха из-за малярии, свирепствовавшей в этих местах. Они восставали и требовали от Дизенгофа перевести завод в другое место, подальше от малярийных болот. После того, как они не получили желаемого, многие оставили это место. В то же время руководству завода стало ясно, что выгоднее экспортировать вино в бочках, или уж если в бутылках, то покупать использованные бутылки во Франции.

Удивительная путаница в датах существует в разных источниках, рассказывающих о заводе. Одни говорят, что он просуществовал 2,5 года, другие, что 4. В конце-концов д-р Гилель Йафе порекомендовал закрыть его из-за свирепствовавшей малярии. И большие экономически потери привели к тому, что барон приказал его закрыть.
Производство было закрыто и Дизенгоф уехал за границу, чтобы вернуться в Эрец-Исраэль в 1905г., чтобы в 1922г. году переквалифицироваться в управдомы мэры Тель-Авива.

В 1897г. завод Мизгага был окончательно оставлен. Долгие годы здание стояло разрушенное и рядом, на развалинах арабской деревни Тантура, позднее возник кибуц Нахшолим.



Во дворе винодельни в Ришон-Лецион, нач. 20в. Как видите, вино производили, а бутылки-то нет...



Раз бутылки произвести не удалось, вино стали импортировать в бочках из Тантуры, Яффо и из Хайфы. Бочки грузились на маленькие лодки, на которых их подвозили к большим кораблям, стоящим в море. 1900г.



Перевозка продукции винодельни на корабли в порту Яффо, нач. 20век.



В свой последний приезд 10.05.1925, когда стекольный завод уже давно не существовал, барон прибыл на своем корабле снова в Тантуру. Он сошел скорабля по пирсу, украшенному пальмовыми листьями.

Так в Тантуре ничего не получилось из задуманного во времена барона, ни производства бутылок, ни порта.
Хотя бутылки для вина в Эрец-Исраэль так и не были выпущены, иное производство, созданное барон, продолжает выпускать вино до наших дней. Все знают завод "Кармель".

Здание завода Мизгага простояло в развалинах очень много лет, на нем отсутствовала крыша несколько десятилетий. Только в 70е годы 20в. задние было, фактически, постороено заново и достроен еще один этаж. Сейчас в этом здании находится музей Мизгага (сайт музея https://www.mizgaga.com), основная экспозиция которого посвящена морской археологии и отдельная комната рассказывает о попытке выпустить бутылки для вина на зводе Мизгага. Большая часть фотографий моего рассказа оттуда.

В музее Мизгага нам многое напоминает о том, что когда-то здесь пытались производить бутылки.




В музей Мизгага я попала с экскурсоводом Инной Чернявской.

Теперь перенесемся в более близкие нам времена и посмотрим, в каких бутылках продавали вино и крепкие напитки, а также из чего пили в Израиле в 50-70гг. прошлого века. Такую возможность предоставляет нам небольшая, но на мой взгляд, очаровательная выставка "За жизнь этого народа" (לחיי העם הזה), которую можно сейчас увидеть в Музее Эрец-Исраэль.

Ничто не рассказывает о жизни народа так хорошо, как мелкие свидетельства его бытовой культуры. Такие обычные вещи, которые мы используем и каждый день и по праздникам: стаканы, чашки, бутылки.
Здесь нет ничего дорого и парадного, это предметы массового производства, которые можно было найти в каждом доме в те времена, это были предметы повседневного использования или простые украшения или недорогие сувениры. Теперь выставляя такого рода предметы, относящиеся к первым десятилетиям этого молодого государства, их называют "израилианой". Предметы выбраны не потому что имеют какой-то выдающийся дизайн или сделаны в сложной технике, а потому что несут в себе всем понятную символику и помогают ощутить израильскую жизнь того времени в разных ее проявлениях. Это может показаться наивным, примитивным или излишне патриотичным. Но такое тогда было время. Или в наше время мы часто излишне пренебрегаем или стесняемся такими простыми, я бы даже сказала, базисными понятиями, как патриотизм, уважение к своей древней культуре, понимание почему мы здесь.

В основном на выставке представлены предметы из частных коллекций.



Серия стаканов с изображением карт разных фронтов Шестидневной войны, 1967г.



Тут у нас примазавшаяся к стеклянной посуде керамическая тарелка-не смогла не показать.
Тарелка-сувенир с изображением карты Израиля (без Южного Негева и Эйлата, а также Голанских высот), произведена в США, 50е годы 20в.



Два стакана справа с изображением солдат, 1967г. Три стакана слева - в память парада к десятилетию Армии обороны Израиля, 1958г.



Серия стаканов с изображениями Иерусалима: менора у Кнессета, еврей трубящий в шофар, ул. Бен-Йегуда. После 1967г.



Стаканы с изображениями видов городов: Иерусалим-Котель, Тель-Авив - Габима, Эйлат. 60е годы 20в.



Сувенирные стаканы, в память Шестидневной войны с изображением исторических мест. Это могила праматери Рахели. Текст:
"...возвратятся сыны в пределы свои." (Йирмейа 32:16)
ושבו בנים לגבולם
ירמיהו לא טז



Сувенирные стаканы, в память Шестидневной войны с изображением исторических мест. Котель, текст:
"Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя" (Тегилим 137)
אם-אשכחך ירושלים- תשכח ימיני
תהילים פרק קלז
Пещера праотцев (Маарат Амахпела), текст:
"Кирьят-Арба - это Хеврон"
קרית ארבע היא חברון



Стакан из серии "Авиа почта" с изображением марок. Изображен Яффо. После 1960г.

Тогда совершенно не стеснялись выпускать предметы с изображениями живых политических деятелей. Ни у кого это не вызывало требования провести уголовное расследование. Можете себе представить изображение нынешнего главы правительства\министра обороны на бутылке или на стакане или на упаковке сигар?


Стакан с изображением Моше Даяна, 60е годы 20в. Фарфоровая кофейная чашка с изображением Моше Даяна на блюдце с картой Шестидневной войны. После 1967г.



Серия ликеров Hard Nut (крепкий орешек?) с благодарностью Д.Бен-Гуриону. Винодельня Элиаз, Биньямина, 1952г.



Тарелка выпущенная или к столетию со дня рождения или к или ко дню смерти сэра Моше Монтифьери, 1884 или 1885г., Англия



Стаканы с изображением танцев выходцев из Йемена. 60е годы 20в.



Стаканы с изображением хасидских танцев. 60е годы 20в.



Серия стаканов с изображением Срулика, который представляет силы Армии обороны Израиля к десятилетию государства Израиль, 1958г.
Срулик (принятая в идише ласковая форма имени Израиль)- очень популярный образ созданный художником-карикатуристом Дошем (псевдоним К. Гардоша). Срулик появлялся на протяжении многих лет в газете "Маарив".



Бутылки от неалкогольных напитков, включая первые бутылки кока-колы. Конец 60х годов 20в.



Эта большая зеленая бутылка в виде виноградной грозди, выпущена "Яинот Ашкелон-Кармей Цион". Она сделана по модели античной бутылочки для духов 1-2вв.н.э., которая стоит спереди.



Гарафин и стаканы украшенные изображениями пин-ап, производства "Гвиш", Ришон Лецион, 60е годы 20в.
Справа стаканы с изображением футбольных сцен, 60е годы 20в.



Бутылки к десятилетию государства Израиль, художник Яков Цим, 1958г.



Бутылка для вина, созданная по мотивам античных археологических находок в море, выпущена "Якевей Кармель" (завод основанный бароном Э.Ротшильдом), нач. 60х годов 20в.



Бутылки для вина "Независимость" разных израильских виноделен. 50-70е годы 20в.



Еще бутылки для вина "Независимость" разных израильских виноделен. 50-70е годы 20в.



Вино "Победа" производства Кармель-Мизрахи (Ришон Лецион).50-70е годы 20в.
Кармель-Мизрахи это тот самый завод, который основал барон Э.Ротшильд. Его иногда называют Якевей Кармель или просто Кармель. Не обращайте внимание - это один и тот же завод.



Вино "Победа" до сих пор выпускается тем же самым заводом, который теперь стал просто Кармель. Сфотографировала в супере на днях.

Раз праздник, то хотелось бы собраться всей семьей и отметить.



"Трапеза на траве" Моше Кастель, 1930г., выставка "Израильская семья", Музей Эрец-Исраэль.

Должна заметить, что и сейчас наша страна очень мало пьющая по утверждениям виноторговцев и весьма много пьющая по утверждениям полиции. Кому верить? :)

Обратите внимание, тут на столе вообще нет вина, а участникам все равно весело.


"Трамполина" Мерав Хейман, 2010г., выставка "Израильская семья", Музей Эрец-Исраэль.



Непосредственно к празднику несколько мрачноватый "Пурим", автор Абир Султан, 2016г., выставка "Израильская семья", Музей Эрец-Исраэль.



Ну и как говорится: ле-хаим гаам азе! ("за жизнь этого народа!")

Не забывайте, на Пурим надо напиться, чтобы не отличить Тиби от Биби Амана от Мордехая!

О вине к Пуриму я рассказывала:

"...сотворивший плод виноградной лозы!"

"...и насадят виноградники и будут пить вино их ...." (c) Пророк Амос, здесь как раз о производстве вина бароном Э.Ротшильдом.

Инфа:
https://www.mizgaga.com/
https://www.masa.co.il/article/%D7%94%D7%9E%D7%96%D7%92%D7%92%D7%94-%D7%91%D7%A0%D7%97%D7%A9%D7%95%D7%9C%D7%99%D7%9D-%D7%A9%D7%91%D7%A8%D7%99-%D7%94%D7%97%D7%9C%D7%95%D7%9D/
https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-1513688,00.html
http://tiulim.net/%D7%98%D7%A0%D7%98%D7%95%D7%A8%D7%94-%D7%97%D7%95%D7%9C-%D7%96%D7%9B%D7%95%D7%9B%D7%99%D7%AA-%D7%95%D7%9E%D7%96%D7%92%D7%92%D7%94/
http://meyda.education.gov.il/files/Mazkirut_Pedagogit/Historya/hamazgega.docx

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2328933.html.

выставки, музей, вино, еврейское

Previous post Next post
Up