Рассказывают, что однажды некий бедняк написал письмо, обращенное к Господу Б-гу, и отправил на адрес лорда Ротшильда, означив его на конверте «управляющим Его Всесилия денежными фондами». Растроганный Ротшильд прислал смекалистому пролетарию изрядную сумму, написав в приложенной к чеку записке, что это дивиденды с суммы, которую Всевышний просил его инвестировать в дела своего подопечного. «Могу себе представить, - заявила жена получателя, - сколько этот Ротшильд захапал себе комиссионных».
Я не знаю о каком из Ротшильдов идет речь в этом анекдоте, но суть ситуации о великодушном жертвователе и не слишком довольном облагодетельствованном, без ошибки можно отнести к "нашему, сионистскому" барону Ротшильду, Эдмону Джеймсу. И я бы даже сказала, Барону:)
Кстати, сионистом Барон стал не сразу, изначально он не афишировал свою деятельность в Палестине.
Я уверена, что не расскажу нового и интересного о заменитом филантропе, вложившем огромные деньги в еврейские поселения Палестины в конце 19 - начале 20 века.
В Израиле его все знают, это барон Эдмон Джеймс (Аврахам Биньямин) де Ротшильд. Его именем названо множество улиц, площадей, районов и садов в Израиле. Долгое время Барон просил не называть его в Палестине по имени, из-за того, что не хотел афишировать свою помощь еврейским поселенцам. Семейство Ротшильд это не одобряло. Его здесь называли называть просто - "великодушный\щедрый известный" (הנדיב הידוע Анадив аядуа). В Хайфе есть бульвар Анадив и все знают, кто этот щедрый:) Часть Зихрон-Якова (Памяти Якова, в честь отца Барона) называется Рамат-Анадив, в честь самого Барона.
Интересно, что в Хайфе была и больница Ротшильд, которую на моей памяти переименовали в больницу Бней-Цион. Наверно перестали получать деньги от Ротшильдов. По принципу, кто девушку ужинает, тот ее и танцует.
Так как день рождения Эдмона Джеймса де Ротшильда 19 августа, я решила приурочить к нему свой небольшой рассказ о Бароне и каких-то вещах, с ним связанных.
Это те, без кого бы не было самого щедрого Барона.
Фрагмент родословного дерева семейства Ротшильд.
Мать "нашего" Барона, Бетти (Батия). В честь нее Эдмонд переименует поселок Экрон в Мазкерет-Батия. В переводе с иврита "В память о Батии". Портрет кисти Энгра.
В честь отца Барона жители поселения Замарин переименовали его в Зихрон-Яков ("Зихрон-Яаков" дословно "В память о Якове").
Раввин Шмуэль Могилевер сумел достучаться до барона в прямом и переносном смысле. Благодаря ему Барон принял саму идею создания еврейских поселений в Эрец-Исраэль и выразил готовность вложить средства в ее осуществление.
Один из родственников раввина Шмуэля Могилевера представлен тут у нас в ЖЖ:) Это
imenno ака Эли Бар-Яалом :)
Прямые потомки р. Шмуэля - через его единственного сына Шломо, умершего молодым, и знаменитого внука, д-ра Йосефа Могилевера, бывшего директором гимназии "Рехавия" в Иерусалиме в течение 20 лет - до сих пор живут в Израиле. Сын Йосефа, д-р Арье Могилевер, был одним из основателей шахматного движения в Эрец-Исраэль.
Ротшильд считал, что управлять евреями, это как котов пасти как и многие западноевропейские евреи был весьма невысокого мнения о своих восточноевропейских соплеменниках. Этим и был изначально обусловлен конфликт с поселенцами, жившими в поселениях Барона. Барон считал их лентяями, бездельниками и крикунами, не имеющими навыков самостоятельного ведения крестьянского хозяйства. Поэтому он брал их под свое покровительство лишь при условии строгой дисциплины и беспрекословного послушания поступающим от него и его чиновников. Всякая самостоятельность пресекалась.
При этом, если Барона о чем-то слезно просили, он был милостив.
Надо помнить, что собой представляла тогда Палестина, входившая тогда в состав Османской империи.... забытое всеми захолустье...
Котель (Западная стена) 1897г.
Мазкерет-Батия (бывший Экрон) 1899г.
Петах-Тиква, 1912г.
Яффский порт, 1912г.
Чиновники Барона.
Почти 20 лет сохранялся, со всеми его преимуществами и пороками, практически авторитарный "режим чиновников", который осуществляли присылаемые Ротшильдом в администраторы. Конфликты у поселенцев с чиновниками были постоянные, включая несколько настоящих бунтов.
От поселенцев требовалось заниматься исключительно сельскохозяйственным физическим трудом (под запретом было использование наемных рабочих, занятие торговлей и даже ремеслом). Им предписывался скромный, без каких-либо излишеств, образ жизни, обязательное соблюдение религиозных традиций, общение только на языке иврит и т. д.
Это стенд, рассказывающий о становлении поселка Мазкерет-Батия.
Все-таки какими-то ремеслами поселенцы занимались, наверно не для заработка.
На быт первых поселенцев можно даже посмотреть. Хотя экспонаты музея в Мазкерет-Батия скорее относятся к началу и середине 20 века. Некоторые предметы вполне узнаваемы. И что тут скажешь? Скромно жили крестьяне Барона, без излишеств.
Это очень-очень узнаваемо многими, я уверена:)
Это часть убранства старой синагоги.
Предметы, которыми пользовались в старой синагогев Мазкерет-Батия.
Об "арочных домах" в
Метуле надо сказать отдельно.
Первые пять домов были построены в 1900г. с арками в местном, арабском стиле. Барон хотел, чтобы его крестьяне были скромными и не выделялись. Но крестьяне требовали домов в европейском стиле с черепичными крышами. Ссоры были тяжелыми и замедлили строительство на 2 года. В конце-концов чиновники Барона сдались и уступили. Дома поселения были построены с черепичными крышами. И те дома, которые были построены с арочными крышами, были покрыты черепицей:) На этой фотографии хорошо видны замурованные арки.
Вот такие жестковыйные мои соплеменники. Умеют настоять на своем. Особенно на столь принципиальном моменте как крыши:)
Одним из больших проектов барона Э.Д.Ротшильда в Палестине было хорошо развитое сельское хозяйство. Не смотря на свой подход филантропа к происходящему, Барон хорошо понимал, что еврейским поселенцам нужны денежные поступления не только в виде пожертвований. И так как во Франции семейству Ротшильд принадлежали виноградники и винодельни, то он считал, что и в Палестине, будут яблони цвести будут производить вино, а кроме того, духи и табак.
Ришон-Лецион, 1914. Город, в котором барон заложил винодельню Кармель (Кармель Мизрахи, в прошлом). До 1957г. винодельня принадлежала семейству Ротшильд, затем была продана. Винодельня существует до сих пор. Это крупнейший израильский производитель вина.
В период с 1887 по 1925 год Ротшильд предпринял пять поездок в Палестину. Свой четвёртый визит осенью 1914 года он нанёс уже в качестве "известного любителя Сиона" (ховев Цион), а на состоявшейся в декабре того же года встрече с Х. Вейцманом выразил решительную поддержку идее создания в Стране Израиля еврейского государства. С этого момента его уже можно было считать сионистом:)
В поезде в Иерусалим, 1914г.
На балконе Тель-Авивской мэрии, 1914г. Смотрит парад.
Здесь представлены разнообразные предприятия в еврейских поселениях, на которые Барон давал деньги.
Так называемый прощальный подарок барона.
В последний свой визит в Палестину, в 1925г., барон Ротшильд дал денег на строительство новой синагоги в Мазкерет-Батия. Синагога была построена в 1927году.
Барон Эдмон Джеймс (Аврахам Биньямин) де Ротшильд скончался в 1934г. и был похоронен во Франции.
Согласно завещанию останки его и его жены Аделаиды были в 1954 году перевезены в Израиль и погребены в усыпальнице в парке Рамат-Анадив в Зихрон-Якове. На фотографиях представлено торжественное перезахоронение.
Бульвар Ротшильда в Тель-Авиве, 1913г. Получил свое имя еще при жизни Барона.
В 1982г. в память о Бароне была выпущена банкнота достоинством 500 шекелей.
Были также выпущены современные пол шекеля с изображением Барона.
Изображение барона Ротшильда на деньгах очень символично. Он оставил специальный денежный фонд, который существует до сих пор и на дивиденды с суммы, которую Всевышний просил его инвестировать в дела своего подопечного проценты денег Ротшильда финансируются разнообразные проекты в Израиле.
Кто хочет больше узнать о Бароне, может погуглить:)
В этом посте я использовала фотографии с постоянной экспозиции в
Музее Эрец-Исраэль "Земля барона" и из
Музея Мошавы имени Эрана Шамира в Мазкерет-Батия. В Мазкерет-Батия я попала благодаря экскурсоводу
Инне Чернявской Инфа:
http://www.eretzmuseum.org.il/63/http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%96%D7%9B%D7%A8%D7%AA_%D7%91%D7%AA%D7%99%D7%94http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%9E%D7%96%D7%9B%D7%A8%D7%AA_%D7%91%D7%AA%D7%99%D7%94http://www.eleven.co.il/article/12806http://www.eleven.co.il/article/12565http://www.eleven.co.il/article/15041 экрон
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%82%D1%88%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4,_%D0%AD%D0%B4%D0%BC%D0%BE%D0%BD_%D0%B4%D0%B5http://www.eleven.co.il/article/13597 This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/