Яблочко в меду.

Sep 09, 2018 09:56



С праздником Рош Ашана связано множество традиций, и одна из них окунать яблоко в мед. После этого принято говорить: «Дай Б-г, чтобы новый год был счастливым и сладким». Это выражает надежду на благополучный следующий год.
Оказывается, это относительно новая традиция, появившаяся где-то в 14-15вв.н.э., что для нашего народа, конечно же, очень недавно... Можно сравнить яблоко с другими фруктами, почитаемыми в еврейской традиции. Например гранат. Традиция есть его на Рош Ашана появилась между 11 и 15вв., не намного раньше, чем яблоко, но гранат был всегда очень любим евреями и древних изображений его огромное количество. Я уже не говорю про этрог, об использовании которого в Суккот говорится в Торе. Яблоко в меду не столь известно в еврейской традиции, но традиция эта любима в народе, просто потому, что все мы любим сладкое.



В период Ришоним (с 11 по 15вв.) упоминается, что в праздник ели гранат, яблоко и рыбу. В конце этого периода среди ашкеназийских евреев традиция есть мед была объединена с поеданием яблока и стала традицией поедания яблока в меду.
Впервые этот обычай упоминается в записях Магариля 1360-1427 (מהרי"ל), жившего в Германии. Не надо путать с Магаралем 1520-1609 (מהר"ל), создателем Голема, жившем в Праге.

Эта традиция распространилась в большинстве еврейских общин. Впоследствии стало также принято есть медовый пирог в течении праздника.

Почему надо окунать яблоко в мед, когда они оба сладкие? Яблоко окунаемое в мед - символ двойной сладости, которую желают на будущий год. Но для чего нужна эта двойная сладость?
Причина по которой выбрано окунать яблоко в мед в том, что сладость каждого из них разная. Мы желаем себе простую сладость, которую дает нам яблоко. Сладость меда символ сладости преодоления кризисов и трудностей. Сладость меда напоминает нам о пчелах, у которых есть жало, чтобы сделать нам больно.

Почему мы просим хорошего и сладкого года? Почему "хороший" (год) нам не достаточно? Разве хороший не включает сладкий? По еврейской традиции, все что происходит с человеком оно для хорошего, т.к. это проистекает из воли провидения. Даже то, что для нас на первый взгляд выглядит "плохим", оно на самом деле "хорошее". Поэтому мы просим, чтобы год был хороший и сладкий, т.е. чтобы год был хорошим с точки зрения Всевышнего, но и приятный нам.

Наверное из-за того, что этот обычай относительно новый, я не встретила в еврейских музеях его материальных свидетельств. Понятно, что яблоко свежее, но красивые вазочки для меда должны быть, думала я... а их нет... Вы помните, какое количество коробочек для этрогов я вам показывала? А вазочку для меда покажу только одну...


Я ее сфотографировала в Эльзасском еврейском музее (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller). Видите, вместе с этрогами тут представлен муляж яблока и вазочка для меда, украшенная пчелой. Вазочка выглядит пластиковой, так что не слишком старая...



А вот современные вазочки для меда, которыми торгуют к празднику Рош Ашана в киоске Бейт-Хабад. Мне особенно понравилась та, что в форме яблока.

И даже в моей большой коллекции открыток "Шана това", где, казалось бы, есть изображения на любую тему, нет яблока в меду... Какая несправедливость!

Кстати, о несправедливом отношении к яблоку рассказывает следующая история:

Почему мы едим яблоко в меду на Рош Ашана?
Мед понятно, чтобы год был сладким, а почему яблоко?
Когда-то ангел Габриэль взвешивал наши добрые и злые дела, на специальных весах. Он протянул руку к добрым делам и вытащил яблоко. Красивое зрелое яблоко.
- "Как ты сюда попало?"- спросил ангел -"еще и в добрые дела!"
-"Я достаточно хорошее яблоко!"- обиженно сказало яблоко "У меня есть жалобы Всевышнему, я пришло сказать ему...."
-"Не волнуйся! что ты пришло ему сказать?"
-"Я страшно обижено! Посмотри как уважают другие фрукты. Яркий пример этрог во время празднования Суккота: как его выбирают, сколько за него платят, кладут в специальную красивую коробочку, его используют во время молитвы... как будто он что-то из себя представляет как фрукт! Ты его когда-нибудь пробовал? Он же кислый! Или орехи во время Тубишвата: жесткие и мелкие, а все дети с ними играют. А я? Вкусное и сладкое, но никто не обращает на меня внимания! Никто! Никогда! Что это?"
Вдруг раздался громкий голос: "Кто это мешает нашей важной работе?"
-"Это одно яблоко, которое утверждает, что его обидели."
-"Сейчас нет времени, надо закончить взвешивание до вечера"
-"Но посмотри, Всевышний, - пробормотало яблоко- почему этрог во время Песаха, орехи на Тубишват..."
Видимо тут Всевышнему надоело занудное яблоко или у него была другая причина, кто может такое знать, но он протянул руку, схватил яблоко и бросил его вниз.
Упс! Яблоко упало прямо в вазу с медом на праздничном столе еврейской семьи.
-"Ой, яблоко упало прямо в мед! Какое красивое яблоко" радостно закричал младший сын
-" Как это произошло? Откуда упало это яблоко?" закричала мать
-"С небес! Всевышний прислал его мне!" сказал мальчик, точно зная что это так.
-"Ты думаешь, что Всевышнему больше нечего делать в Рош Ашана, как посылать тебе яблоко?" засмеялась мать.
Но вы конечно понимаете, что взрослые часто не знают всей правды, которую знают дети... И мальчик не ответил, но вытащил яблоко из вазы с медом и осторожно попробовал его. Оказалось, чудесный вкус!
Может быть вам расскажут и другие истории, почему мы едим яблоки в меду на Рош Ашана, но поверьте мне, это настоящая причина.
Рассказала Ница Шауль, Израильское учебное ТВ, 1977г..

"Яблоко и мед", слова и музыка Номи Шемер, исполняет "Гашаш а-Хивер", 1979г.

image Click to view



Более современный вариант исполнения этой песни.

image Click to view



Теперь давайте поговорим о двух основных компонентах этого обычая:

Мед

Слово "мед" упоминается в Танахе 54 раза, из них 21 раз в описаниях Эрец-Исраэль, как "земли текущей молоком и медом".
Из-за отсутствия доказательств о наличия пчелиных пасек в Эрец-Исраэль в период Танаха (ок. 1800г.д.н.э. до 538г.д.н.э) мудрецы времен Талмуда и мудрецы последующих эпох пришли к выводу, что слово мед описывает сладкий фруктовый сок, точнее сок фиников ака силан. Финик рассматривался потому что он - один из семи видов растений, которыми Всевышний благословил Землю Израиля. Кроме того, финик очень сладкий.
Только один раз в Танахе упоминается конкретно пчелиный мед: "... и вот, рой пчел на трупе льва и мед" (Шофетим 14-15; 9). Кстати, речь может идти и о меде диких пчел.



Неожиданно в 1997г. во время археологических раскопок в долине Бейт-Шеан на кургане Рехов была найдена пасека с тремя рядами ульев по три улья в высоту в каждом.
Город Рехов существовал в 10-9вв.д.н.э., во времена царствования Давида и Шломо, до смерти царя Ахава. Это был еврейский город.
Пасека относится приблизительно к 911г.д.н.э. Это единственная пасека, которая была найдена на археологических раскопках.
Пасека в Рехове говорит о том, что в Эрец-Исраэль выращивали пчел еще почти 3000 лет назад и мед, упоминаемый в Танахе не только сладкий фруктовый напиток, но и пчелиный мед, который собирали не только у диких пчел, но и получали на пасеках. Пчеловодство было серьезной отраслью хозяйства в древности. Уже в те времена производили мед в коммерческих и промышленных масштабах в соответствии с потребностями населения и торговли.

Слово "рехов" в современном иврите обозначает улицу, но в древние времена было несколько городов, названия которых было Рехов. Они упомянуты в Танахе и в других древних ближневосточных источниках.

В те времена пасека считалась местом, где производились дорогие продукты (мед и воск). Чтобы защищать пасеки их строили внутри поселений.



Пасека была большая, с тремя рядами ульев по три улья в высоту в каждом, более 30 ульев в каждом ряду. По результатам археологических находок предполагается, что там было около 100 ульев.



Между рядами были проходы шириной от 1.2 метра до 2 метров. Реконструкция пасеки.



Все ульи имеют форму цилиндра и сделаны из смеси глины с соломой. Длина каждого улья 80см, диаметр 40см., объем 56 литров.



Этим закрывали улья с одной стороны, и мы видим круглое отверстие для входа и выхода пчел.



С другой стороны была съемная крышка улья.



В остатках ульев были найдены остатки сотов, а в них остатки пчел. Пчелы были определенены как Apis mellifera anatoliaca (пчела медоносная из Малой Азии). Эта пчела не живет в Эрец-Исраэль. Наличие таких пчел на данной пасеке говорит о торговых связях между Эрец-Исраэль и Малой Азией в тот период.



Пчелы и соты, реконструкция.

По материалам выставки "Королевский мед" в Музее Эрец-Исраэль, 2016г.

Таким образом можно смело сказать, что часть упоминаний меда в Танахе относится к настоящему пчелиному меду, специально производимому, а не к сладкому соку из фиников или меду диких пчел.

Продолжу рассказ об истории производства меда в Эрец-Исраэль.

Существует очень мало свидетельств о пчеловодстве во времена Второго Храма.
Во времена Мишны и Талмуда отрасль пчеловодство существовала. Об этом свидетельствуют книги Галахи, в которых обсуждаются юридические проблемы связанные с выращиванием медоносных пчел.
Знаменитые еврейские путешественники раввин Овадья из Бертиноро и раввин Мешулам из Вольтеры, посетившие Эрец-Исраэль в 15в. , писали что пчелиный мед продавался на рынках Иерусалима.
Документы 16 века свидетельствуют, что в Османской империи были налоги на пчел по всей территории Эрец-Исраэль.

В 19в. большинство меда собирали от диких пчел. Только отдельные фелахи выращивали пчел в цилиндрических ульях из глины (похожих на ульи из Рехова) или в керамических сосудах. Сами они не умели ухаживать за ульями и получать мед. Был единственный специалист к которому все обращались, Абу Нахаль, который имел специальные приспособления, умел окуривать улья и вынимать соты. Мед из сот фелахи выжимали руками... В результате в этом меду плавали куски воска и остатки раздавленных пчел.
Современное пчеловодство добралось до Эрец Исраэль вместе с сыном немецкого миссионера Генри Балденсфергера. Сам миссионер прибыл сюда в 1842г. и здесь у него родился сын Филип, который стал активно заниматься пчеловодством. Он разъезжал с ульями повсюду и ставил их в разных местах в зависимости от сезона.
К Филипу присоединилась еще одна немецкая семья из Нес Ционы. Они стали производить чистый мед в товарных количествах, но оказалась проблематично продать его арабам. Арабы думали, что это густой сахарный сироп. Они-то привыкли к меду, в котором плавали "разные добавки". Производители были вынуждены добавлять в чистый мед куски воска и остатки пчел.

В 1911г. было основано первое объединение пчеловодов, "Объединение пчеловодов Эрец-Исраэль". В нем было 27 членов.

Еще один центр пчеловодства образовался в Хедере по инициативе евреев из Йемена. Они привыкли выращивать пчел в керамических сосудах, как это было принято у арабов.

В начале 20х годов 20ого века произошли серьезные изменения в пчеловодстве в Хедере. В городе поселился репатриант из Чехии Роберт Блюм, который был пчеловодом-профессионалом. Он начал выращивать пчел с Кавказа. Эти пчелы были более удобные в выращивании. Ульи он строил сам, в американском стиле. Улья Блюм ставил на краю мошава, около эвкалиптовой рощи. Это место прозвали "Пчелиной горкой". По следам Блюма в 20е-30е годы количество пчеловодов в Хедере увеличилось, они работали по его системе.

Производством меда занялись и кибуцы.



"Кибуцник выращивает пчелиных маток, на стене плакат о пчеловодстве". Из архива кибуца Ган-Шмуэль, 1936г. Википедия.



"Пробование меда", из архива кибуца Эйн-Ахореш, между 40 и 50гг. 20в. Википедия.

С момента образования государства отрасль пчеловодства стала активно расти и развиваться. В Израиль завезли медоносную пчелу Apis mellifera lingusta, которая считается более спокойной и удобной в выращивании, чем те подвиды пчел, которые тут выращивались.



Извлечение меда из ульев, Ган Шмуэль, 1958г., Золтан Клюгер. Выставка «Видим насквозь. Разбито и восстановлению не подлежит».



"На пасеке", 50-60гг. 20в. (?), плакат ЕНФ. Музей начала заселения долины (кибуц Ифат)

В конце 90х-начале 2000х по разным причинам, включая урбанизацию и индустриализацию, отсутствие экономической выгоды, отсутствие рабочих рук и подорожание воды были вырублены тысячи дунамов цитрусовых плантаций, также было вырублено множество эвкалиптов. Похожий процесс произошел и с цветами льна и с цветами диких растений. Для пчел осталось очень мало цветов для сбора меда. Добавился и тот факт, что Еврейский национальный фонд ЕНФ сажал мало цветущих деревьев, а много сосен, с которых пчелы не собирают нектар или пыльцу.
Все это способствовало уменьшению производства меда и уменьшению количества вкусов.
В 2009 году пчеловоды и ЕНФ начали новую программу по посадкам цветущих деревьев, богатых нектаром и тем самым создать новые возможности для пчел.



Цветы эвкалипта привлекают пчел и "эвкалиптовый мед" известен своим качеством. Поэтому пчеловоды ставят ульи рядом с эвкалиптовыми рощами.



Ульи в лесу Иланот.



Эвкалиптовый мед, сфотографированный в супере. Уж какой есть, другого не было.

Кроме промышленного меда, который продается в супере, можно купить мед от небольших производителей. Я упомяну некоторых из них, не в порядке рекламы, а потому что я там бывала и у меня есть фотографии оттуда.



В поселение Карней-Шомрон есть семейная фирма "Песня Земли Израиля". Мед по цене не дороже, чем я покупаю на ярмарках в Хайфе.
Можно попробовать и купить у них 4 вида меда.
Производители меда продают его прямо у себя дома.



Это мой любимый - с цветов цитрусовых. Он из разных видов меда самый кислый, за это я его особенно люблю. Его становится все меньше...



На форпосте, а я бы сказала хуторе, Маоз Цви держат пчел и производят мед. Можно увидеть даже некоторые инструменты для ухода за пчелами.



Чтобы горожане посмотрели как выглядят улья изнутри, кусок сот с пчелами вынули и заделали в стекло.



Мед, который можно купить в Информационно-туристическом центре Сусия.



И в завершении моего рассказа о меде сувенирная фигурка с горшочком меда в руках из Музея еврейской музыки в Иерусалиме.

Важный совет для тех, кто покупает мед. Очень важно прочитать внимательно список ингредиентов, чтобы убедится, что вы покупаете настоящий мед. А лучше покупать у проверенного продавца или фирмы.
Во многие банке, на которых написано "мед", добавлены сахар, вода, подсластители, консерванты, вкусовые добавки.

"Как яблоня меж лесных деревьев" (Песнь песней 2-3)

Почему именно яблоко мы обмакиваем в мед? Не грушу или какой-то другой сладкий фрукт?

Яблоко очень давно известно в еврейской традиции.

Еще царь Шломо (Соломон) использовал яблоко как иносказание, когда хотел передать послание о чем-то особенном и ином "Как яблоня меж лесных деревьев" (Песнь песней 2-3).
Мудрецы Талмуда считали, что яблоня отличается от других лесных деревьев. Она одна из немногих деревьев, у которых количество плодов больше по отношению к количеству листьев. И поэтому яблоня почти не дает тени по сравнению с другими деревьями. Кроме того, яблоня цветет до появления листьев.
Основная функция дерева - давать плоды. Давать тень это только побочный продукт листьев.

Яблоко символизирует важность фруктов еще со времен истории Адама и Евы (Хавы). В прошлом оно считалось лучшим из фруктов, о нем было сложено множество сказок, легенд и мифов. Многие считают, что именно яблоня - дерево познания из Райского сада. Но есть и другие мнения :) Яблоня и яблоко, пожалуй, самые популярные кандидаты на эту должность.



"Адам и Ева (Хава)", художник Арик Брауэр на фасаде хайфского молла Кастра.
Если присмотрется внимательно, то становится ясно, что тут изображено только одно яблоко - к нему тянется Ева. А все остальные плоды на дереве совсем не яблоки, на черешню похожи или на сливу :)



"Адам и Ева (Хава)", скульптура Ф.Ратнера



"Адам и Ева (Хава)", выставка-продажа под открытым небом, Мамила, Иерусалим.



"Адам и Ева (Хава)", выставка-продажа под открытым небом, Мамила, Иерусалим.



"Змей и яблоко", выставка-продажа под открытым небом, Мамила, Иерусалим.



"Змей и яблоко", выставка-продажа под открытым небом, Мамила, Иерусалим.

В наше время яблоко - это самый распространенный фрукт.

Яблоня известна в Эрец-Исраэль с глубокой древности - см. Песнь песней. Предполагается, что выращивали сорта похожие на сорт Сукри, который не требует много холода зимой.
С началом еврейского заселения Эрец-Исраэль и приездом репатриантов из Европы увеличился спрос на яблоки, к которым выходцы из Европы привыкли. Были проведены опыты по выращиваю лучших заграничных сортов, которые аклиматизировали здесь. Вместо холода использовали другие способы обработки деревьев.
После образования государства расширились территории выращивания яблонь. Сейчас основные места выращивания - высокие горы, там получаются яблоки лучшего качества.

Еще в конце 70х яблоки были доступны далеко не всем, чтобы их есть их каждый день. Многие религиозные семьи могли купить себе яблоки только на Рош Ашана, чтобы традиционно окунуть яблоко в мед и произнести благословение.

Яблоня - листопадное дерево, зимой стоит без листьев. Яблоня цветет в апреле и после этого появляются листья.

Основные сорта, выращиваемые в Израиле:



Анна - выведен Абой Штайном в кибуце Айн-Шемер 1959г.. Этот сорт не нуждается в сильном холоде. Он дает большой урожай яблок в июне-июле, но эти яблоки плохо хранятся.



Цветет яблоня домашняя (Malus domestica תפוח תרבותי ענה), сорта "Анна". Иерусалимский ботанический сад на Гиват Рам.



Музхав (золотистый) и его варианты - один из самых распространенных в мире, также распространен в Израиле и любим потребителем. Созревает в сентябре. Хорошо хранится.

Я так понимаю, что эти сорта о которых я пишу дальше у нас выращиваются в каком-то количестве, но и импортируются в Израиль.



Старкинг и его варианты, эти красные яблоки известны во всем мире. Это основной сорт, который к нам импортируется. Хорошо хранится. У нас может продаваться под именем "Хермон". Это местное название появилось, т.к. впервые у нас эти яблоки выращивали на Хермоне. В других источниках я обнаружила, что "Хермоном" может называться у нас и сорт ред-делиш.



Грани-смит, плодоносит в октябре. Зеленые сочные яблоки. Хорошо хранятся. Не любят солнце.

В последние годы в Израиле начали выращивать много новых сортов яблок, такие как Фуджи (Fuji) и Гала. Созревают в августе.

Существенную часть урожая яблок в Израиле хранят в холоде и продают в течении всей зимы, до середины следующего лета, до созревания первых яблок нового урожая.
Большинство яблок, которые продаются в Израиле предназначены для съедания в свежем виде. Небольшая часть урожая предназначена для изготовления напитков и консервов.



В последнее время существует импорт яблок, который соревнуется с местными производителями.
Мы знаем небольшое количество сортов яблок, в то время как в мире существует 7.500 сортов, которые отличаются цветом, вкусом, стойкостью к вредителям, пригодностью к хранению, ростом в разном климате и т.д....



"Сердце яблока", К. Ольденбург и К. ван Брюгген, Музей Израиля.

Всем хорошего и сладкого года!
!שנה טובה ומתוקה



Инфа:
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%AA%D7%A4%D7%95%D7%97_%D7%91%D7%93%D7%91%D7%A9
https://eureka.org.il/item/41556/%D7%9E%D7%90%D7%99%D7%A4%D7%94-%D7%91%D7%90-%D7%94%D7%9E%D7%A0%D7%94%D7%92-%D7%A9%D7%9C-%D7%AA%D7%A4%D7%95%D7%97-%D7%91%D7%93%D7%91%D7%A9-%D7%9C%D7%9E%D7%94-%D7%90%D7%95%D7%9B%D7%9C%D7%99%D7%9D-%D7%AA%D7%A4%D7%95%D7%97-%D7%91%D7%93%D7%91%D7%A9
https://www.ashdodnet.com/article/49365
http://www.rambam-medicine.org.il/category/apple-rosh-hashana
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%93%D7%91%D7%A9_%D7%91%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%AA%D7%A2%D7%A9%D7%99%D7%99%D7%AA_%D7%99%D7%99%D7%A6%D7%95%D7%A8_%D7%94%D7%93%D7%91%D7%A9_%D7%91%D7%AA%D7%9C_%D7%A8%D7%97%D7%95%D7%91
http://archaeology.huji.ac.il/archfiles/TelRehov_Hebrew.pdf
https://www.hidabroot.org/article/33
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%93%D7%91%D7%A9_%D7%91%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C
http://www.plants.org.il/index.aspx?id=4716
https://www.hidabroot.org/article/33
http://www.ravdori.co.il/stories/%D7%A0%D7%97%D7%9C%D7%AA-%D7%94%D7%A8-%D7%97%D7%91%D7%93-%D7%9B%D7%90%D7%9F-%D7%A6%D7%99%D7%95%D7%95%D7%94-%D7%94-%D7%90%D7%AA-%D7%94%D7%91%D7%A8%D7%9B%D7%94/

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2305022.html.

сельское хозяйство, кухня, еврейское

Previous post Next post
Up